Файл: Международное частное право в нотариальной деятельности (Взаимосвязь нотариальной деятельности и международного частного права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нотариат латинского типа. Речь идет о системах нотариата, сформировавшихся в странах, которые испытали влияние римского права, и поэтому построенных на сходных юридических концепциях.

Благодаря такому сходству нотариусы, выполняющие сравнимым образом профессиональные функции, создали Международный союз латинского нотариата, который объединяет национальные нотариаты множества стран (в 1996 году их было 62). Это страны Южной и Центральной Америки, Франция, Испания, Португалия, Швейцария, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Германия, Италия, канадская провинция Квебек, Япония, Ватикан, Турция, Греция, Кот д'Ивуар, Марокко, Сенегал, некоторые восточно-европейские страны: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Россия и т.п.

В своих странах они исполняют такие же функции, что и французские нотариусы. Разница лишь в способах подготовки или назначения на должность или в возможности или невозможности исполнять нотариальные обязанности в рамках профессиональных объединений. Право представления преемника существует только во французском нотариате. В других странах нотариусы назначаются по конкурсу, но их число ограничено; нередко существует возможность продвижения по службе, что позволяет нотариусу занять более высокую должность. Нотариусы стран с нотариатом латинского типа не играют никакой роли в рассмотрении и разрешении споров, а представление сторон при отправлении правосудия обеспечивается адвокатами.

В ближайшее время свободное передвижение профессиональных юристов по Европе приведет к существенному изменению условия исполнения юридических функций. Конечно, свобода определения места нахождения не касается нотариусов при исполнении ими должностных обязанностей. Об этом прямо говорит ст.55 Римского договора 1957 года о создании Европейского экономического сообщества в отношении видов деятельности, которые исполняются по поручению государства. Однако роль нотариуса не ограничивается выполнением функций публичного должностного лица. Поэтому полезно знать условия, в которых осуществляется юридическая деятельность в других европейских странах.

Нотариат присутствует во всех странах Европейского Союза, за исключением Дании и Великобритании. В последней также имеются нотариусы, но их число незначительно: два десятка в Лондоне и несколько сот на остальной территории страны. В то же время существует порядка 60 тыс. солиситоров и барристеров (адвокатов в Великобритании). Нотариусы там имеют особые функции, связанные в основном с международными отношениями.


В разных странах статус нотариусов существенно различается. Как правило, нотариусы – представители свободной профессии, за исключением Португалии, где они – государственные чиновники. Они назначаются государственной властью и не могут уступать конторы или передавать их правопреемникам, за исключением Франции и, в какой-то мере, Бельгии.

Передача оригиналов нотариальных актов, дел и иных материалов не всегда происходит в благоприятных условиях (в Люксембурге размер возмещения расходов за текущую работу устанавливается под контролем нотариальной палаты).

Доступ к профессии предполагает получение юридического образования в течение от трех до пяти лет (чаще всего в итоге – лицензия или эквивалентный диплом; в Италии – докторский), минимум трехлетнюю стажировку. В некоторых странах требуется прохождение конкурса (Испания, Италия, Греция, Португалия).

Повсюду структура профессиональной организации предполагает наличие нотариальных палат и, в некоторых случаях, национального органа, предусмотренного законом (Италия) или созданного спонтанно (Бельгия, Нидерланды).

Нотариусы могут объединяться для совместного выполнения профессиональных функций во Франции, в Италии, в Нидерландах, а также в Испании, но только в виде обществ по средствам.

Во всех странах требование обязательного удостоверения касается договоров купли-продажи недвижимого имущества, договоров займа, обеспеченных залогом недвижимости, брачных контрактов, дарения; заявления о принятии наследства требуют участия нотариуса в Испании, Италии, Нидерландах.

Учреждение организации должно устанавливаться нотариальным актом во всех странах, исключая Францию (Директива 68/151 Европейского сообщества от 9 марта 1968 года во исполнение ст.58 Римского договора 1957 года). В Италии участие нотариуса обязательно при передаче транспортных средств.

В зависимости от конкретной страны реальная роль нотариуса более или менее значительна. В Испании, где нотариусы – юристы очень высокого класса, зачастую преподающие в университетах, разработка соглашений и выполнение последующих формальностей обеспечивается другими лицами, как правило – адвокатами. В Греции роль нотариуса сводится только к удостоверению документов и фактов. В некоторых странах нотариусы занимаются деятельностью, выходящей за пределы их непосредственных функций. Во Франции и, в меньшей степени, в Бельгии нотариусы проводят экспертизы, участвуют в переговорах по вопросам недвижимости. Нотариусы в Нидерландах играют роль советников в корпорациях.


В секторах, не составляющих нотариальную монополию, нотариусы конкурируют с адвокатами, экспертами-аудиторами, советниками по налоговым вопросам.

Нотариат в странах англосаксонской правовой системы. В Великобритании существует совершенно иная правовая система, чем в странах писаного права. Доказательство больше опирается на показания свидетеля, чем на письменный документ. Аутентичный акт и нотариат, по сути, неизвестны. В Великобритании существует определенное количество нотариусов, но их число ограничено, а функции мало похожи на функции нотариуса в континентальной Европе. Юридические услуги оказываются солиситорами. Их насчитывается более 50 тысяч. Они занимаются как деятельностью, не связанной с судебными спорами (консультации, составление актов), так и судебной (могут выступать в судах первой ступени). Барристеры, их около 10 тысяч, являются юристами, как правило, специализирующимися на той или иной категории дел, единственной функцией которых является представительство интересов стороны перед вышестоящими судами. Обычно солиситоры работают в объединениях типа партнерств, представляющих собой своего рода товарищества, основанные на совместной деятельности участников. Некоторые из этих объединений - очень большие. Они насчитывают несколько сотен членов и имеют филиалы по всей Европе, в Соединенных Штатах Америки и в Азии.

Гражданско-правовое положение иностранцев

В международном частном праве определены следующие категории физических лиц:

иностранные граждане - это лица, имеющие юридическую связь с каким-либо государством;

бипатриды - лица, имеющие правовую связь с двумя или несколькими государствами;

апатриды - лица, не имеющие юридической связи ни с каким государством;

беженцы - лица, вынужденные по определенным причинам (указанным в законе) покинуть территорию своего государства, и получившие убежище на территории другого.

Основная особенность гражданско-правового положения иностранных граждан заключается в том, что они подчиняются двум правопорядкам: государства места пребывания и государства своего гражданства. Общепризнанные императивные принципы и нормы международного публичного права являются основой правового статуса иностранных граждан.

Существует минимальный стандарт обращения с иностранцами, основанный на Международных пактах о политических, экономических и социальных правах. Этот стандарт, включает пять составляющих:

1) ограничения политических прав (иностранцы, как правило, в государстве пребывания не пользуются политическими правами, не избирают и не могут быть избранными);


2) ограничения, связанные с выполнением воинской обязанности (как правило, иностранцы в государстве пребывания не несут воинской обязанности);

3) различен порядок выезда и въезда иностранцев и отечественных граждан: если иностранцу можно запретить въезд на территорию иностранного государства, то, например, гражданину России въезд в Российскую Федерацию не может быть ограничен;

4) уголовная ответственность иностранных граждан: иностранцы несут ту же уголовную ответственность, что и российские граждане;

5) дипломатическая и консульская защита иностранцев осуществляется на территории государства пребывания по законам этого государства.

Правовое положение физических лиц определяется как в национальном законодательстве, так и в международных договорах. С позиций регулирования общеправового статуса иностранного гражданина определяющим являются три федеральных закона: «О гражданстве РФ», «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 г. устанавливает, что основой правового положения иностранных граждан в России выступает национальный режим с изъятиями, предусмотренными специальным режимом, когда иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Все иностранные граждане, находящиеся на территории России, делятся на три категории:

1) временно пребывающие в России;

2) временно проживающие в России;

3) постоянно проживающие в России.

Для каждой категории граждан предусмотрены определенные основания и сроки нахождения на территории России. Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ принимается территориальным органом МВД РФ, о чем делается отметка в миграционной карте.

Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:


1) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории РФ;

2) признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;

3) имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ;

4) состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в РФ;

5) осуществившему инвестиции в РФ в размере, установленном Правительством РФ;

6) в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.

Территориальный орган МВД РФ по заявлению, поданному временно пребывающим в РФ иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.

В случае если иностранному гражданину было отказано в выдаче разрешения на временное проживание, он вправе повторно подать в том же порядке заявление о выдаче разрешения на временное проживание не ранее, чем через один год со дня отклонения предыдущего заявления. Основания для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание содержатся в ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ», причем перечень таких оснований является исчерпывающим.

В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган МВД РФ не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (ст. 8) [1]. Основания для отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство содержатся в ст. 9 Закона, причем перечень таких оснований является исчерпывающим.

Наряду с положениями, регулирующими гражданский и трудовой статус иностранных граждан на территории России, Закон содержит обширные требования административно-правового характера, касающиеся: