Файл: Эффективный лидер и его команда (Сущность теорий лидерства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В данной курсовой работе будет изучена проблема лидерства в настоящее время.

Актуальность данной проблемы разъясняется отсутствием точного определения лидера и сильно возрастающим значением лидера и лидерства в сегодняшнем обществе.

В наше время данный термин звучит больше и больше, ведутся разнообразные семинары и тренинги, устанавливающие цель научить лидерству, однако до сих пор не существует единой концепции, разъясняющей смысл данного термина.

В истории менеджмента существовала три метода изучения лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий и ситуационный подходы. Однако ни один из перечисленных подходов не дал целостности в изучении проблемы.

Но отсутствие точного определения не препятствует современным руководителям стремиться к лидерству. Наверное, то немногое, в чем исследователи пришли к единому мнению, это то, что современный руководитель должен быть лидером. Причем лидером, за которым находится команда, которая, в свою очередь, позволяет сделать бизнес более результативным и успешным.

Команду следует различать от «малых групп», которые рассматриваются в психологии. В отличие от малой группы команда всегда состоит из специалистов, всегда направлена на решение деловой задачи, всегда сначала действует, а потом общается. По этой причине, акценты лидерства и управления командой смещены в деловую, а не в эмоциональную сферу.

Целью работы является обобщение сведений относительно лидерства в современном обществе и выделение его главных характеристик и черт; раскрытие смысла понятия «команда» и объяснение значения лидерства и команды в современных условиях.

Данная курсовая работа состоит из трех глав.

Глава 1. Сущность теорий лидерства

Лидерство - умение оказывать воздействие, как на отдельную личность, так и на группы, ориентируя усилия всех на достижение общих целей предприятия.

С английского языка слово «лидер» (leader) переводиться как «ведущий», «руководитель», «командир», «глава», «вождь».

Группа, решающая важную проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа не может существовать.

Лидера можно охарактеризовать как личность, обладающую способностью организовать людей ради достижения определенной цели.

Термин «лидер» приобретает смысл только вместе с понятием «цель». Но наличие цели и достижение ее самостоятельно, в одиночку недостаточно для того, чтобы называться лидером. Необходимым признаком лидера является наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера состоит в умении повести людей за собой, организовать существование таких связей между людьми в системе, которые способствовали бы решению необходимых задач в рамках одной цели. Т.е. можно сказать, что лидер - это элемент упорядочивания системы людей.


В современном менеджменте лидерство характеризуется неопределенно:

1) лидерство есть разновидность власти, особенностью которой является направленность сверху вниз, и носителем такого рода власти выступает не большинство, но один человек или незначительная группа лиц - «лидерство-власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами» [1];

2) лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Общество - это сложная, иерархически организованная система социальных статусов и определенных для них социальных ролей. Общение руководителя подразумевает и даже, требует исполнения социальной роли в стиле лидера; лидерство - это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов» (Л. Даунтон);

3) лидерство - это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер), но не каждое, а соответствующее следующим условиям:

а) постоянство влияния - это не разовое кратковременное влияние (к примеру,террорист, захвативший поезд, не считается лидером);

б) широта влияния - воздействие осуществляется на каждого члена группы;

в) очевидный приоритет во влиянии, отношения лидера и ведомых асимметричны, односторонняя направленность от лидера к членам группы;

г) организационный лидер основывается не на прямом применении силы, а на авторитете или на признании правомерности управления. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, не считается лидером (например, тюремный надзиратель). С этим согласны не все исследователи (Блондель допускает использование системы принуждения);

4) лидерство - естественный социально-психологический процесс в группе, основанный на влиянии личного авторитета индивида на поведение членов группы. Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит перемены в поведение, отношения, чувства другого человека. Воздействие можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.

5) лидерство - это неформальное явление, это символ эмоционально-психологической общности группы и образец поведения для ее членов. Позиция очень распространена в отечественной психологии. Кричевский отмечает, что роль лидера возникает стихийно, ее нет в штатных расписаниях, лидерство - феномен психологический, тогда как руководство -- социальный.


Лидерство - это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных качеств лидера с качествами тех, па кого он пытается оказать воздействие, и с ситуацией, в которой расположена данная группа.

По масштабности решаемых задач существует:

1) бытовой тип лидерства (школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

3) политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

Имеется очевидная взаимосвязь между участью лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет вероятность выдвинуться в лидеры другого типа.

Лидерство и руководство. Строгое противопоставление едва ли правомерно - понятия схожи, руководство представляется в качестве общей категории, не случайно в английском, немецком и ряде других европейских языков руководство и лидерство обозначаются одним и тем же словом.

В социологии и политологии выделяют формальное и неформальное лидерство, отмечая взаимосвязь терминов с понятием руководства. Формальное лидерство рассматривается как приоритетное воздействие конкретного лица на членов предприятия, основывающееся на руководящем положении данного лица в социальной иерархии. Руководство - это всегда формальное лидерство. Неформальное лидерство интерпретируется как субъективная способность, готовность и умение индивида выполнять функцию лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны группы. Неформальный лидер далеко не всегда считается руководителем по статусу.

Лидер и менеджер. В западной литературе обычно различают данные понятия по следующим характеристикам:

1) содержание управленческих проблем - менеджер заботится о результативном выполнении сотрудниками текущих задач, решает отдельные частичные проблемы, лидер познает вызовы времени, формирует инновационные идеи, закладывает базы для решения задач будущего;

2) воздействие на персонал - «менеджеры заставляют сотрудников делать то, что необходимо, лидеры вызывают у работников желание сделать то, что нужно. Лидеры - это индивиды, которые могут выявить все лучшее в других. Менеджеров в компании может быть множество, лидеров всегда мало. Лидер с организаторскими качествами в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередном выполнении и т.д.

Талант руководства людьми базируется на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Огромную значимость играет доверие и любовь персонала к своему лидеру. Доверие к лидеру - это признание его высоких достоинств, заслуги полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это обозначает, что люди находятся во внутренней гармонии и единении с лидером.


Конструкция механизмов влияния лидеров на массу находится в зависимости от свойств последователей. Лидер находится в очень сильной зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера (модель) требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой - от лидера требуется способность показывать интересы группы. Только при соблюдении данного условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним. Подходит ли индивид для функции лидера, зависит, прежде всего, от признания за ним другими людьми качеств преимущества, т. е. качеств, которые внушают им веру в него, побуждают их признать его влияние на себя.

Естественное лидерство - это, когда воздействие исходит из признания другим и личного превосходства лидера. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами преимущества, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

Воздействие лидера всегда находится в зависимости от ситуации. Более высокие умственные способности, подготовка или опыт могут явиться частичным основанием для лидерства. Как правило, существенную роль играет предрасположенность к доминированию, а именно - способность выражать инициативу в межличностных отношениях, привлекать интерес других, предлагать им решения, способность «общаться на языке» своих сторонников. Функция лидера состоит в том, чтобы претворять взгляды своих сторонников в согласованную программу действий. Лидер может вести своих сторонников в том направлении, в котором они сами хотят следовать.

Значение лидера не ограничивается только созданием новых групп. Он также осуществляет важную задачу укрепления сплоченности в уже имеющихся группах.

Лидер - это такой индивид, который по отношению к группе может рассматриваться как ее отражение. Им может быть только тот, кто несет на себе черты, приветствуемые и ожидаемые именно в данной группе. Поэтому «пересаживание» лидера в другую группу или назначение его сверху в качестве руководителя малоэффективно.[2]

Существует ряд подходов к определению лидерства:

1. Подход с позиции личных качеств.

Руководство, лидерство стало предметом изучения, когда в начале 20-го века начали впервые рассматривать управление. НО только в период между 1930 и 1950 гг. было впервые предпринято изучение лидерства в серьезных масштабах и на систематической основе. Данные ранние исследования ставили своей целью выявление свойства или личностных качеств эффективных руководителей.


В соответствии с личностной теорией лидерства, также известной как теория великих людей, лучшие из руководителей имеют определенные наборы общих для всех личных качеств. Формируя эту мысль, можно заявлять, что, если бы такие качества могли быть выявлены, люди имели бы возможность научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт - это уровень умственных способностей и знания, впечатляющий внешний вид, порядочность, здравый смысл, предприимчивость, социальное и экономическое образование и значительная степень уверенности в себе.

В 40-х годах ученые начали исследовать собранные факты соотношения личных качеств и лидерства. К огорчению, несмотря на множество проведенных исследований, они не пришли к общему мнению о наборе качеств, которые непременно отличают большого лидера.

В одном из исследований утверждалось, что было проанализировано только лишь приблизительно 5% личных качеств руководителей всего в четырех или пяти исследованиях.

В 1948 г. Стогдилл произвел систематический анализ исследований в области лидерства, где отмечал, что изучение личных качеств не прекращает давать противоречивые результаты. Он выявил, что лидеры, обычно, выделялись интеллектом, стремлением к познаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Но Стогдилл также выделил, что в разных ситуациях результативные руководители находили разные личные качества. Потом он сделал вывод, с которым согласились бы сегодняшние ученые-бихевиористы: «Человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств».

Вывод, что не имеется такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных руководителей, часто приводится в качестве подтверждения того, что результативность руководства имеет ситуационный характер. Но сам Стогдилл думает, что его точка зрения не полностью описывает личностную природу лидерства. Он заявляет, что существуют весомые подтверждения в пользу того, что в разных ситуациях необходимы различные способности и качества. Несмотря на то, что он и не требует вернуться к подходу к руководству с позиций личных качеств, Стогдилл заключает, что «структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных».

2. Поведенческий подход.

Поведенческий подход сформировал базу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало значительным вкладом и полезным инструментом представления сложностей лидерства. Разочарованность в подходе к лидерству с позиций личных качеств увеличивалось приблизительно в тот же промежуток, когда в теории управления стала накапливать силу бихевиористская школа. Таким образом, нет ничего необычного в том, что второй подход к исследованию лидерства сконцентрировал свое внимание на поведении руководителя.