Файл: Эффективный лидер и его команда (Сущность теорий лидерства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Инструментальная теория лидерства также аргументирует, что лидерство не сводится к стремлению обладать лишь материальными благами и славой, а может иметь и духовно-нравственную сущность.

Некоторые лидеры, в основном неформальные, в своих поступках часто пользуются высокими целями, мотивами нравственной ответственности за всеобщее дело, оказания помощи коллегам по работе, налаживания дружеских отношений в компании и т.п.

Игровая теория лидерства подразумевает восприятие индивидом процесса руководства, в том числе неформального лидерства, как интересной, захватывающей игры. В таком случае основным мотивом лидерства выступает сама сущность управленческой деятельности, связанное с общением и принятием порою более трудных и, безусловно, несравненно более важных решений, чем, скажем, при игре в домино.

 В середине ХХ в. Ральф Стогдилл поробовал обоб­щить и сгруппировать все ранее обнаруженные лидерские качества. Он пришел к выводу, что в основном пять качеств определяют лидера:

1) ум или интеллектуальные способности;

2) господство или преобладание над другими;

3) уверенность в себе;

4) активность и энергичность;

5) знание дела.

Но эти пять качеств не смогли объяснить появление лидера, т.к. многие индивиды с такими качествами так и оставались последователями.

Следующие изучения привели к выделе­нию четырех групп лидерских качеств:

1) физиологические;

2)психологи­ческие или эмоциональные;

3)умственные или интеллектуальные;

4) личностные деловые.

К физиологической группе причисляют такие качества индивида, как рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность  и состояние здоровья. Безусловно, в какой-то степени может быть связь между наличием подобных качеств и лидерством. Но, являться физически выше и крупнее, нежели средний индивид в группе, еще не делает лидером. Например, Наполеон, Ленин, Гитлера, Сталин, Ганди подтвержда­ют факт того, что люди с отклонениями в меньшую сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур международной исто­рии.

Психологические, или эмоциональные, качества выражаются на практике основным образом через характер индивида. Они имеют как наследственную, так и воспитательную базы. Исследование их взаимосвязи с лидерством не получило под­тверждения практикой. Это дает возможность сде­лать вывод, что невозможно в полной мере рассчитывать на конкретные черты характера личности при выявлении лидера в компании.


Исследование умственных, или интеллектуальных,  выявили,  что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у нелидеров. К этому, вероятно, привело то, что успех лидера во многом зависит от его возможностей и умения решать проблемы и принимать верные решения. Результативное исполнение этих функций, как известно, связано с наличием рассматрива­емых способностей. Но следующие изучения показали, что корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала. Так, если средний умственный уровень последователей невысок, то быть для лидера слишком умным  - значит сталкиваться с множеством проблем.

В таблице 1 представлены лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров.

Таблица 1. Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров

 Интеллектуальные способности

Черты характера личности

Приобретенные умения

• Ум и логика

• Рассудительность

• Проницательность

• Оригинальность

• Концептуальность

• Образованность

• Знание дела

• Речевая развитость

•Любопытство и познавательность

• Интуитивность

• Инициативность

• Гибкость

• Созидательность

и творчество

• Честность

• Смелость

• Самоуверенность

•Уравновешенность

• Независимость

•Самостоятельность

• Амбициозность

• Потребность

в достижениях

• Настойчивость

и упорство

• Энергичность

• Властность

• Работоспособность

• Агрессивность

•Стремление к превосходству

• Обязательность

• Участливость

•Умение заручаться поддержкой

•Умение кооперироваться

•Умение завоевывать

популярность и престиж

•Такт и дипломатичность

• Умение брать на себя

риск и ответственность

• Умение организовывать

• Умение убеждать

• Умение менять себя

• Умение быть надежным

• Умение разбираться

в людях

 Индивидуальные деловые качества носят в огромной степени характер полученных и развитых у лидера навыков и умений в исполнении своих обязанностей. Их важность для успеха увеличивается по уровням организационной иерархии, но точное их определение затрудне­но. Еще не получилось обосновать, что такие качества являются определяю­щими для эффективного лидерства. Так, к примеру, деловые качест­ва, сделавшие кого-то лидером в государственном банке, маловероятно при­годятся для лидерства в экспериментальной лаборатории или в кинотеатре.


Концепция лидерских качеств имеет и ряд слабых сторон.

Во-первых, список потенциально значимых лидерских качеств оказался практически безграничным. По данной причине стало неосуществимым сформировать «единственно верный» образ лидера.

Во-вторых, не получилось установить тесную взаимосвязь между рассмотренными качествами и лидерством и посодействовать практическому выявлению последнего.

Многочисленные изучения дали возможность сделать заключение, что наиболее значимыми чертами эффективного лидерства являются:

1) Видение.

Для успеха лидеру  следует обладать способностью формирования образа предстоящего состояния компании и до­ведения его до последователей.

Лидер становится привлекательным для последователей из-за умения видеть то, что, в конечном счете, будет достигнуто в резуль­тате его и последователей стараний. Но это не каждая цель или каждое состояние предприятия в перспективе. В значительной степени это то, что последователи хотят или могут иметь.

Видение становится заманчивым, если оно больше или предпочтительнее, чем существующая действительность, т.е. в определенной мере разрешается идеализация буду­щего состояния. Видение, которое вселяет силы в последователей, вынуждает их верить в успех дела.

2) Коммуникация.

Ис­пользование результативной коммуникации способно посодействовать лидеру в передаче последователям видения в такой виде, чтобы оно вселяло в них энтузиазм и обязательства.

3)Доверие, наделение своих последователей  соответствующими правами и полномочиями.

Это значит, что лидер должен обладать способностью и умением разделять свою власть с последова­телями, делать их частью общего дела, а не слепыми исполнителями. В настоящих условиях результативное лидерство — это не авторитаризма, а развитие сотрудников, включе­ние их в групповую работу,  оказание им помощи в достижении личных целей.

4) Гибкость и самоанализ.

Признается, что лидерским способностям и умениям можно на­учиться. Установлено также, что лидерами становятся не сразу. Этому обычно предшествует конкретный тип карьеры, который помогает развивать такие навыки и умения. Имеются программы развития лидерских качеств у тех, кто планирует стать лидером. При этом отталкиваются из того, что лидерство — это не набор навыков и умений, а качества характера, такие как, например, принятие на себя риска.

Сила лидерского воздействия прямо соразмерна уровню при­нятия последователем того, что лидер предлагает совершить.


Власть и влияние являются основными в работе лидера. Право на власть приобретается лидером в процессе его продвижения по службе и исходит из его позиции в компании. Но действительно этим правом лидер может пользоваться только до того времени, пока это призна­ется его последователями и принимается ими как указание к дейст­вию.

 Различные виды власти в рамках эффективного лидерства используются по-разному.

Экспертная власть способна посодействовать лидеру вести последователей за собой, если они поверили в то, что лидер обладает большим количеством специаль­ных знаний в конкретной области, чем они. Но в целом экс­пертная власть имеет ограниченное использование.

Власть примера, считается во многих случаях причиной признания и последующего почтения лидера последовате­лями. Этот источник власти исходит напрямую от последо­вателей, и для этого лидеру нужно «найти» своих почитателей, а не наоборот.

Власть информации сопряжена с индивидуаль­ными способностями и умением лидера объединять на своем уровне разнообразные информационные потоки.

Принятие решения как источник власти немаловажно для лидера на стадии его «последнего слова», которого, обычно, ожидают от него последователи. Результативное лидерство подразумевает интенсивное учас­тие последователей на всех остальных стадиях принятия решения и большая степень «решительности» у самого лидера.

Вознаграждение и принуждение как источники власти в рамках успешного лидерства сопряжены не с прямым материальным поощрением, а с перспективой быть или не быть в одной команде с эффективным лидером.

Власть над ресурсами применяется эффективным лидером для сбалансирования недочетов и усовершенствования состояния дел.

В целях достижения эффективного лидерства значительную роль играет власть связей, реализуемая, в частности, посредством формирования так называемых сетевых структур, содействующих поддержанию эф­фективного лидерства на надлежащем уровне без количественного роста компании.

Лидер обязан стремиться к результативному сочетанию всех вероятных и имеющихся у него баз и источников власти, так как это является одним из основных условий успешного лидерства

Лидер и менеджер – общее и различие. Отличие между лидером и менеджером ведется по ряду позиций. Эффективный менеджер не обязательно явля­ется эффективным лидером и наоборот. Их главные характеристи­ки находятся как бы в разных измерениях.

В таблице 2 представлены отличия менеджера от лидера.


Таблица 2. Отличие менеджера от лидера

Менеджер

 

Лидер

 

1.Администратор

Инноватор

2.Поручает

Вдохновляет

3.Работает по целям других

Работает по своим целям

4.План — основа действий

Видение — основа действий

5.Полагается на систему

Полагается на людей

6.Использует доводы

Использует эмоции

7.Контролирует

Доверяет

8.Профессионален

Энтузиаст

9.Принимает решения

Превращает решения в реальность

10.Делает дело правильно

Делает правильное дело

11.Уважаем

Обожаем

Менеджер — это индивид, который ориентирует работу других и несет личную ответственность за ее итоги. Хороший ме­неджер вносит порядок и последовательность в выполняемую рабо­ту. Свое взаимодействие с подчиненными он создает больше на фак­тах и в рамках установленных целей.

 Лидер вдохновляет сотрудников компании и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение грядущего и помогая им приспособиться к новому, пройти этап изменений.

Менеджеры имеют направленность захватывать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по потребности ориентиру­ются на кем-то установленные цели. Лидеры, напротив, сами определяют собственные цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Менеджеры предрасположены, создавать свои действия в подробностях и во времени, проектировать привлечение и применение нужных ресурсов для того, чтобы сохранять организационную эффектив­ность.

Лидеры достигают этого же или большего посредством разработки видения предстоящего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину.

Менеджеры выбирают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в компании. Лидеры выбирают и удерживают сотрудников, которые осознают и разделяют их убеждения и идеи, отражаемые в лидерском видении.

Лидеры предусматривают потребности сотрудников, их ценности и движущие ими эмоции. Они предрасположены к применению эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства, типа любви и ненависти. Менеджеры обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и воодушевляя их. Они кладут доверие в базу коллективной, совместной деятельности.