Файл: ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ И АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ (Адаптационный потенциал сотрудников организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нельзя говорить о том, что один тип трудовой мотивации хорош, а другой – плох. Каждый тип имеет как свои достоинства, так и недостатки. Поэтому, на наш взгляд, задача руководителя в том и заключается, чтобы, исходя из индивидуальных особенностей своих сотрудников, организовать их работу таким образом, чтобы каждый мог работать эффективно, повышая производительность труда и при этом не ущемлять свои интересы, интересы коллег, и получать удовольствие от того вида трудовой деятельности, которым он занимается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трудовая мотивация является важной составляющей в работе сотрудника любой организации. Это деятельность, которая должна активизировать трудовой коллектив и каждого работника в отдельности эффективно трудиться для выполнения целей, сформулированных в планах. Индивидуальные особенности личности играют немаловажную роль в преобладающем типе трудовой мотивации сотрудника организации. А от того, насколько интересна и значима для сотрудника та профессиональная деятельность, которую он выполняет, зависит и его адаптационный потенциал, который определяет уровень приспособляемости организма человека к различным и меняющимся факторам внешней среды и является важнейшим физиологическим показателем жизнедеятельности организма человека.

Изучение трудовой мотивации и адаптационного потенциала сотрудников имеет важное значение для улучшения качества работы, для повышения производительности труда, а также для благополучия сотрудников, от которых и зависит продуктивность любой организации в целом вне зависимости от того, сотрудники какого-либо предприятия, либо педагоги в учреждении образования.

Теоретической базой для изучения трудовой мотивации явились труды таких авторов как Л.К. Авчиренко (2001), И.Т. Балабанов (1999); Н.Н. Косаренко, Н.Л. Макаренков (2004); Н.С. Пряжников (2008), Д. Шульц, С. Шульц (2003) и др. Изучение адаптационного потенциала осуществлялась с помощью научной литература, монографий и статей Д. А. Леонтьева (2002); А.М. Богомолова (2008); И.А. Короткова  (2005); Л. А. Кулумбегова (2015), И. Б. Ушакова (2004) и др.

Эмпирическое исследование трудовой мотивации и адаптационного потенциала сотрудников организации проводилось на базе средних школ №15, №21 и № 25 г. Гомеля. Респондентами являлись педагоги.

Используемые психодиагностические методики:

    1. С целью изучения трудовой мотивации применялась «Анкета оценки трудовой мотивации» Бета.
    2. Изучение адаптационного потенциала сотрудников осуществлялась с помощью Многоуровневого личностностного опросника «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина.

В результате проведенного нами исследования было выявлено, что в преобладающее большинство сотрудников инструментального, профессионального, патриотического и хозяйского типов трудовой мотивации имеют высокий уровень адаптационного потенциала, что свидетельствует о том, что такие сотрудники могут выполнять свои профессиональные обязанности в довольно жестких условиях. Они достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Сотрудники с высоким адаптационным потенциалом имеют высокие показатели производственной активности и дисциплины; высокий социометрический статус, положительную тональность индивидуального настроения и низкие показатели тревожности, что нельзя сказать о низком уровне адаптационного потенциала, который характерен по результатам исследования для сотрудников с избегательным типом трудовой мотивации, которым характерен низкий уровень производительности труда, конфликтость, нежелание работать.

Однако нельзя говорить о том, что один тип трудовой мотивации хорош, а другой – плох. Каждый тип имеет как свои достоинства, так и недостатки.

Поэтому дальнейшее более углубленное изучение трудовой мотивации и адаптационного потенциала сотрудников имеет свою актуальность в виде изучения структуры трудовой мотивации и методов стимулирования сотрудников как одного из факторов повышения эффективности производительности трудовой деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Авчиренко Л.К. Управление персоналом организации / Л.К. Авчиренко. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. – 482 с.
  2. Балабанов И.Т. Основы организации и мотивации / И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 512 с.
  3. Богомолов А.М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа / А.М. Богомолов // Психологическая наука и образование. – 2008. – №1. – С. 67 – 73.
  4. Васильев Г.А. Организационное поведение: Учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Васильев, Е.М. Деева. – М.: Юнити-Дана, 2005. – 305 с.
  5. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О.С. Виханский. – М.: МГУ, 2005. – 438 с.
  6. Диагностика профессионального становления личности : учеб.-методич. пособие / сост. Я.С. Сунцова, О.В. Кожевникова. – Ч. 3. – Ижевск: Изд-во: Удмуртский университет, 2012. – 144 с.
  7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 512 с.
  8. Короткова И.А. Исследование адаптационного потенциала личности у подростков и молодежи: Материалы научно-практической конференции / И.А. Короткова // Ананьевские чтения – 2005 / Под ред. Л.А. Цветковой, Л.М. Шипицыной. – СПб.: СПбГУ, 2005. – С. 578 – 580.
  9. Косаренко Н.Н. Управление персоналом организации / Н.Н. Косаренко, Н.Л. Макаренко. – М.: НИБ, 2004. – 290 с.
  10. Кулумбегова Л. А. К вопросу об адаптационном потенциале личности / Л. А. Кулумбегова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 165 – 168.
  11. Ларионова С.А Концептуальная модель социально-психологической адаптации личности / С.А. Ларионова // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25–28 июня 2003 г. – СПб., 2003. – Т. 5. – С. 39 – 42.
  12. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа / Д.А. Леонтьев // Учен. зап. кафедры общей психологии МГУ имени М.В. Ломоносова / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. – Вып. 1. – С. 56 − 65.
  13. Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии / М.И. Магура. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2003. – 384 с.
  14. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – №1. – С. 16 – 24.
  15. Маклаков А.Г. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) / А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2001. – С. 549 – 558.
  16. Маклаков А.Г. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) / А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности // под ред. Г.С.Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова – СПб., 2001. – С. 127 – 129, 138 – 141.
  17. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. – 3-е изд. – Москва [и др.]: Питер, 2013. – 351 с.
  18. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: Монография / С.Т. Посохова. – СПб., 2001. – 393 с.
  19. Прусова Н.В. Психология труда / Н.В. Прусова. – Москва: ЭКСМО, 2008. – 65 с.
  20. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности / Н.С. Пряжников. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
  21. Ушаков И. Б. Адаптационный потенциал человека / И.Б. Ушаков // Вестн. Рос. акад. мед. Наук, 2004. – № 3. – С. 8 – 13.
  22. Шульц Д. Психология и работа / Д. Шульц, С. Шульц. – 8-е издание – Издательский дом «Питер» , 2003. – 334 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

АНКЕТА
оценки трудовой мотивации Бета

Инструкция: Внимательно прочитайте вопрос и все варианты ответов, которые для него приведены. В каждом вопросе есть примечание, сколько вариантов ответа Вы можете дать. Большинство вопросов требуют дать только один или два варианта ответа. Если в таком вопросе Вы выбираете какой-то из приведенных вариантов, обведите кружком цифру, нумерующую этот ответ. Если ни один из вариантов Вас не устраивает, напишите Ваш ответ сами в поле «другое».

Тестовый материал.

1. Как долго Вы работаете в данной организации? ____ лет / ____ месяцев

2. Что Вы больше всего цените в своей работе?

Дайте один или два ответа

1. Что я в основном сам решаю, что и как мне делать.

2. Что она дает мне возможность проявить то, что я знаю и умею.

3. Что я чувствую себя полезным и нужным.

4. Что мне за нее относительно неплохо платят.

5. Особенно ничего не ценю, но эта работа мне хорошо знакома и привычна.

6. Другое: ___________________________________________

3. Какое выражение из ниже перечисленных Вам подходит более всего? Дайте только один ответ

1. Я могу обеспечить своим трудом себе и своей семье приличный доход.

2. В своей работе я – полный хозяин.

3. У меня достаточно знаний и опыта, чтобы справиться с любыми трудностями в моей работе.

4. Я – ценный, незаменимый для организации работник.

5. Я всегда выполняю то, что от меня требуют».

6. Другое: ___________________________________________________

4. Как Вы предпочитаете работать?

Дайте один или два ответа

1. Предпочитаю делать то, что знакомо, привычно.

2. Нужно, чтобы в работе постоянно появлялось что-то новое, чтобы не стоять на месте.

3. Чтобы было точно известно, что нужно сделать и что я за это получу.

4. Предпочитаю работать под полную личную ответственность.

5. Готов(а) делать все, что нужно для организации.

6. Другое: _____________________________________________________

5. Допустим, что Вам предлагают другую работу в Вашей организации. При каких условиях Вы бы на это согласились?

Дайте один или два ответа

1. Если предложат намного более высокую зарплату.

2. Если другая работа будет более творческой и интересной, чем нынешняя.

3. Если новая работа даст мне больше самостоятельности.

4. Если это очень нужно для организации.

5. Другое: ______________________________________

6. При всех случаях я бы предпочел (предпочла) остаться на той работе, к которой привык (привыкла).

7. Попробуйте определить, что для Вас означает Ваш заработок? Дайте один или два ответа


1. Плата за время и усилия, потраченные на выполнение работы.

2. Это, прежде всего, плата за мои знания, квалификацию.

3. Оплата за мой трудовой вклад в общие результаты деятельности организации.

4. Мне нужен гарантированный заработок – пусть небольшой, но чтобы он был.

5. Какой бы он ни был, я его заработал(а) сам(а).

6. Другое: ___________________________________________

8. Как Вы относитесь к перечисленным ниже источникам дохода?

Дайте ответ по каждой строке: «Очень важно», «Не очень важно», «Совсем не важно», который больше всего соответствует Вашему мнению  

1. Заработная плата и премии, пенсии, стипендии.      

2. Доплаты за квалификацию.      

3. Доплаты за тяжелые и вредные условия.      

4. Социальные выплаты и льготы, пособия.      

5. Доходы от капитала, акций.      

6. Любые дополнительные приработки.      

7. Приработки, но не любые, а только по своей специальности.      

8. Доходы от личного хозяйства, дачного хозяйства.      

9. Выигрыш в лотерею, казино и пр.      

9. На каких принципах, по-вашему, должны строиться отношения между работником и организацией?

Дайте только один ответ

1. Работник должен относиться к организации как к своему дому, отдавать ей все и вместе переживать трудности и подъемы. Организация должна соответственно оценивать преданность и труд работника.

2. Работник продает организации свой труд, и если ему не дают хорошую цену, он вправе найти другого покупателя.

3. Работник приходит в организацию для самореализации и относится к ней, как к месту реализации своих способностей. Организация должна обеспечивать работнику такую возможность, чтобы извлекать из этого выгоду для себя и на этой основе развиваться.

4. Работник тратит на организацию свои силы, а организация должна взамен гарантировать ему зарплату и социальные блага.

5. Другое: ___________________________________________________

10. Как Вы считаете, почему в процессе работы люди проявляют инициативу, вносят различные предложения? Дайте один или два ответа

1. Чувствуют особую ответственность за свою работу.

2. Из-за стремления реализовать свои знания и опыт, выйти за установленные работой рамки.

3. Чаще всего из-за желания улучшить работу своей организации.

4. Просто хотят «выделиться» или завоевать расположение начальства.

5. Хотят заработать, поскольку всякая полезная инициатива должна вознаграждаться.

6. Другое: ___________________________________________________

11. Какое суждение о коллективной работе Вам ближе? Дайте один или два ответа


1. Коллектив для меня очень важен, одному хороших результатов не добиться.

2. Предпочитаю работать автономно, но также чувствую себя хорошо, когда работаю вместе с интересными людьми.

3. Мне нужна свобода действий, а коллектив чаще всего эту свободу ограничивает.

4. Можно работать и в коллективе, но платить должны по личным результатам.

5. Мне нравится работать в коллективе, так как там я — среди своих.

6. Другое: ___________________________________________________

12. Представьте, что у вас появился шанс стать директором Вашей организации. Воспользуетесь ли Вы этой возможностью?

Дайте один или два ответа

1. Да, так как я смогу участвовать в управлении организацией.

2. Да, потому что это может увеличить мой доход.

3. Да, так как настоящий работник должен повышать свой уровень.

4. Вряд ли: на заработке это не скажется, участие в управлении меня не интересует, а работе это помешает.

5. Нет, не нужны мне лишние заботы.

6. Другое: ____________________________________________

13. Представьте, что Вы сейчас ищете работу. Вам предлагают несколько работ. Какую из них Вы выберете?

Дайте один или два ответа

1. Наиболее интересную, творческую.

2. Наиболее самостоятельную, независимую.

3. За которую больше платят.

4. Чтобы за не слишком большие деньги не требовалось особенно «надрываться».

5. Не могу представить, что я уйду из нашей организации.

6. Другое: ___________________________________________

14. Что Вы, прежде всего, учитываете, когда оцениваете успехи другого работника в Вашей организации?

Дайте один или два ответа

1. Его зарплату, доходы, материальное положение.

2. Уровень его профессионализма, квалификации.

3. Насколько хорошо он «устроился».

4. Насколько его уважают в организации.

5. Насколько он самостоятелен, независим.

6. Другое: _________________________________________________

15. Если положение в Вашей организации ухудшится, на какие перемены в Вашей работе и положении Вы согласитесь ради того, чтобы остаться на работе?

Можете дать любое число ответов

1. Освоить новую профессию.

2. Работать неполный рабочий день или перейти на менее квалифицированную работу и меньше получать.

3. Перейти на менее удобный режим работы.

4. Работать более интенсивно.

5. Соглашусь просто терпеть потому, что деваться некуда.

6. Другое: _________________________________________

7. Скорее всего, я просто уйду из организации.

16 (1) Если Вы – руководитель, то, что Вас привлекает в этой должности больше всего?

Дайте один или два ответа

1. Возможность принимать самостоятельные, ответственные решения.