Файл: "Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

прервать или подавить. Чтобы выяснить, какими мышцами лица сложнее всего управлять, мы просили людей приводить в движение различные лицевые мышцы, а также изображать различные эмоции.

Некоторыми мышцами почти никому не удавалось управлять по собственной воле. Однако эти трудно поддающиеся контролю мышцы двигались сами собой, когда люди действительно испытывали эмоции, вызывающие их движение. Например, у тех, кто не мог опустить уголки рта по просьбе, это происходило само собой в состоянии грусти, печали или горя. Мы даже выяснили, что можно научиться управлять этими неконтролируемыми мыши, но для этого требуется очень много времени. Движения этих мышц являются верными признаками потому, что человек не может управлять ими по команде и использовать их для имитации тех или иных чувств. Я рассуждал так: если человек не может заставить эти мышцы изображать неистинные чувства, то ему должно быть трудно и «остановить» или смазать их движения при выражении подлинных эмоций.

Если вы не можете имитировать выражение лица с их помощью, то вам трудно и скрыть движения тех частей лица, которыми они управляют. Но есть и другие способы скрывать свои истинные чувства, не имея возможности подавить их. Можно прикрыть их улыбкой, хотя это и не устраняет признаков эмоций в движениях лба и век. Можно напрячь другие мышцы, вызывающие обратное движение, чтобы в результате выражение лица не изменилось.

Например, довольную улыбку можно потушить, если сжать губы и приподнять подбородок. Однако движение противодействующих мышц само по себе может выдать обман, так одновременное движение и тех и других мышц придает лицу неестественное, натянутое выражение.

Лучшим способом скрыть свои чувства является полное устранение движения мышц лица. Но это трудно сделать, особенно когда эмоция затрагивает те мышцы, которые дают верные признаки эмоций. Эти мышцы сосредоточены большей частью на лбу.

Вообще, поднятие или опускание бровей и является наиболее частым мимическим выражением. Движения бровей особенно часто используют во время разговора, желая подчеркнуть или усилить речевую интонацию. Поднятие бровей обычно выполняет роль вопросительного или восклицательного знака либо символизирует недоверие и скептицизм. Дарвин называл мышцу, сводящую брови вместе и опускающую их вниз,

«мышцей затруднения». Движение сопровождает всевозможные затруднения, начиная от поднятия тяжестей и заканчивая выполнением сложных арифметических действий. Кроме того, это характерно еще и для сосредоточения или замешательства.


Верные признаки эмоции дают также и мышцы рта.

Сжатие губ является убедительным признаком гнева; слизистая оболочка становится менее заметной, но при этом человек вовсе не обязательно закусывает или сжимает губы. Такое движение большинство людей воспроизводят с трудом, что обычно оно бывает у только начинающих сердиться, порой даже еще до того, как они сами себе отдадут отчет в этом. Однако это едва заметное движение губ легко скрыть за деланной улыбкой.

Непонимание того факта, что даже честный человек, когда его подозревают во лжи, начинает проявлять те же реакции, что и настоящий обманщик, может затруднить толкование верных признаков эмоций.

Например, невиновный подозреваемый может проявлять верные признаки страха, боясь ложного обвинения и испугавшись, что, увидев признаки страха, его заподозрят во лжи он попытается скрыть испуг – и проявление этого чувства останется только в движении бровей, трудно поддающихся контролю. При этом настоящий лжец, боявшийся разоблачения, будет выглядеть точно так же.

Менее распространенный случай, когда индивидуальные различия мешают нам правильно прочесть верные мимические признаки эмоций. Он связан со знаками речи. Некоторые из этих знаков речи подобны иллюстрациям, подчеркивающим определенные слова. Большинство людей при этом либо поднимают, либо опускают брови. Очень немногие акцентируют свою речь с помощью бровей, работающих в основном при ощущениях грусти или страха. У тех же, кто это делает постоянно, такие признаки не являются верными; примером такого человека может служить актер и режиссер Вуди Аллен. Он постоянно использует в своей речи выражения лица, характерные для грусти. Если большинство людей, делая ударение на слове, поднимают или опускают брови, Вуди Аллен вместо этого подтягивает внутренние края бровей вверх. Отчасти именно это и придает его лицу такой задумчивый или сентиментальный вид. Те, кто, как Вуди Аллен, постоянно сопровождает свою речь мимикой грусти, легко могут и имитировать эту эмоцию. Они могут не только сделать грустное лицо, но при необходимости и скрыть свою грусть. Им доступно управление теми мышцами лица, которые подвластны немногим. И если подозреваемый часто использует в разговоре какое-либо выражение лица, верификатор может быть уверен, что основанные на них признаки нельзя считать верными.

Ещё одна проблема, стоящая на пути расшифровки верных мимических и других признаков обмана, – актерская техника, позволяющая посредством мимики имитировать любые чувства. Актерская техника (известная также как система Станиславского) учит актера запоминать собственные эмоциональные переживания, чтобы впоследствии правдоподобно воспроизводить их на сцене. Когда актер пользуется этой техникой, выражение его лица является не имитацией, а результатом повторного проживания эмоции, то есть, оживлением эмоции и на физиологическом уровне.


Лжец тоже может воспользоваться техникой Станиславского, и тогда не будет никаких признаков того, что его эмоции лживы, потому что в каком-то смысле они будут подлинными. На лице лжеца появляются верные признаки фальши только тогда, когда он имитирует фальшивые чувства; система же Станиславского позволяет размыть грань между истинными и ложными эмоциями. Более того, лжец, убедивший себя в искренности своих эмоций, сам начинает верить в них. Такого лжеца уже невозможно распознать. Разоблачить можно только того, кто лжет и при этом знает, что лжет.

Большинство людей считают, что есть еще один источник, по которому можно определить ложь – глаза.

Глаза даже называют зеркалом души, полагая, что в них видны самые потаенные наши чувства и даже когда то говорили, что глаза – зеркало души, но глаза могут и врать. Ими можно выразить такую безраздельную преданность, которой на самом деле нет и в помине. Можно выразить и невозмутимость, и удивление.

Разрешить спор о правдивости глаз можно лишь по отдельности рассмотрев все пять возможных с их помощью способов передачи информации. Причем обман выдают только три из них.

Первый способ – внешние изменения, возникающие благодаря работе расположенных вокруг глаз мышц. Эти мышцы изменяют форму век, влияют на размеры видимой части белка и радужной оболочки, а также на общее впечатление от глаз.

Вторым источником информации, которую дают нам глаза, является направление взгляда. Когда человек отводит взгляд, это свидетельствует о наличии определенных чувств: движение вниз означает грусть, в сторону – отвращение, вниз и в сторону – вину или стыд. Однако даже чувствующий свою вину обманщик постарается не отводить глаза в сторону, так как знает, что люди могут заметить это и заподозрить обман. Поразительно, что обманщики, научившиеся не отводить глаза в сторону, до сих пор все еще вводят людей в заблуждение.

Третий, четвертый и пятый источники информации являются более обнадеживающими в отношении признаков обмана. Моргать глазами можно намеренно, но это также и непроизвольная реакция, которая учащается при эмоциональном возбуждении.

К тому же при этом расширяются зрачки, и эта реакция, в отличие от предыдущей, не поддается сознательному контролю. Расширением зрачков управляет вегетативная нервная система, которая также отвечает за слюноотделение, дыхание и потоотделение.

2.3 Уличаем во лжи. Обобщение и итог

Итак, как мы уже видим, есть действительно много способов и тактик


уличить во лжи собеседника. Подведём итог по уже вышепречисленому и сказанному. Итак формулы по выведения на «чистую воду».

Если человек врет или что-то скрывает, то:

1. Выражение его эмоций и реакций несколько замедлено, не обычно.

2. Речь начинается с задержкой, продолжается более бурно, и резко заканчивается.

3. Между словами и сопровождающими их эмоциями проходит некоторое время. К примеру, Вам говорят, что Вы блестяще сделали свою работу и только потом улыбаются (после осознания сказанного). У человека, который говорит искренне, эмоциональная окраска будет одновременной со словами.

4. Выражение на лице совершенно не согласуется с тем, что он говорит. К примеру, Вы слышите фразу: "Я люблю тебя", а видите такое лицо, как будто человек дольку лимона съел.

5. При выражении эмоций участвует только часть лица. Например, человек улыбается исключительно ртом, а мышцы щек, глаз и носа остаются неподвижными. В данном случае глаза действительно являются зеркалом души, ведь научиться управлять их выражением по заказу невероятно сложно. Именно поэтому актеры должны вживаться в роль, проживать историю героя, просто игру видно даже через объективы камер.

6. Когда человек лжет, он «съеживается», места пытается занять, как можно меньше, прижимает к себе руки, стискивает ноги, вжимается в кресло. 7. Избегает встречи ваших глаз.

8. Постоянно трогает или чешет свой нос, глаз, уши. Зачастую левой рукой.

9. Старается отвернуться от Вас, весь или только голову.

10. Во время разговора несознательно ставит между вами какие-то объекты: вазу, кружку, книжку, стул. Пытается создать некий «защитный барьер».

11. При ответе старается использовать слова Вашего же вопроса: «Это ты разбил любимую бабушкину кружку из голубого сервиза?», «Нет, это не я разбил любимую бабушкину кружку из голубого сервиза!».

12. Ответы на вопросы нечеткие, «плавающие», с двойным смыслом.

13. Обманщик говорит больше, чем требуется, добавляя в рассказ излишние детали. Когда в разговоре наступает пауза, он чувствует себя не комфортно. 14. Говорит очень спутано, перескакивая с одного логичной фразы на другую. Речь становится грамматически неправильной, предложения незаконченными. Пример речи В. Кличко. Путаная речь, незаконченные предложения.

15. Если Вы убеждены, что вам лгут – просто поменяйте предмет разговора. Если Вы были правы - человек охотно сменит тему, и даже вздохнет облегченно, возможно даже вслух.

Чтобы обойти «щекотливую» тему, активно используется юмор и сарказм. Собеседник старается отшутиться, уйти от вопроса, на который доведется лгать. По этим признакам определить лгут ли Вам довольно легко. Но стоит помнить, что лучше всего они применимы к людям, которых Вы хорошо знаете. Да и зачем омрачать себе жизнь подозрениями, когда сбивчивость речи собеседника может объясняться пережитым заиканием, потирание шеи – вчерашним сквозняком, ерзание левой ногой по полу – жмущим ботинком, а внешняя нервозность и смущенный взгляд – искренней к Вам симпатией.


Как иногда понять, что у собеседника за душой, если это, не ложь, то что? Всем очень приятно когда собеседник внимательно слушает тебя. Сосредоточенный, собранный партнер – мечта каждого из нас. Как же демонстрируется заинтересованность?

Обычно человек, сидящий за столом, ставит локоть на стол, а кисть руки подносит к щеке. Но как только кисть сползает к подбородку и начинает подпирать голову – все! Слушателю стало скучно.

Если вам хочется продолжить беседу в конструктивном ключе, немедленно меняйте что-то: тему беседы, тембр голоса, интонацию, жесты. Заставьте собеседника поменять позу, выйти из дремотного состояния.

Все это мне не нравится!

Если большой палец руки касается подбородка, а указательный палец вытягивается вертикально вверх по щеке к виску, значит, слушателю не нравится то, что вы говорите. Старайтесь быть более убедительным, иначе провалите все дело.

Очевидное неодобрение выказывает также человек, собирающий со своей одежды несуществующие ворсинки. Чем демонстративнее он это проделывает, тем больше у вас оснований насторожиться и сменить тактику поведения. Иногда так поступают и те, кому невыносимо скучно.

Если человек негативно оценивает ситуацию или вас лично, но хочет это скрыть, он помещает руки перед собой и переплетает пальцы рук. Это отчасти сдерживающий жест, не позволяющий прорваться неприятным эмоциям. Даже если человек, используя этот жест, улыбается и говорит хорошие слова, не верьте ему. В том случае, когда руки со сцепленными пальцами лежат на столе, призрачная надежда на положительный результат еще есть.

Но если руки, сомкнутые «в замок», стоят на столе на локтях и находятся у лица, тут уж ждать почти ничего не приходится. В любом случае сделайте все для того, чтобы человек разомкнул руки.

И слышать не хочу!

Не очень-то хорошо, если ваш собеседник потирает уши. Этот жест демонстрирует нежелание слушать то, что вы говорите. Маленькие дети в таких случаях закрывают уши руками. Взрослые же вынуждены подавлять это естественное желание. Увы, полностью от него избавиться не удается, и человек касается ушей в случае, когда произносимое собеседником ему не нравится. Почесывание только мочки уха (а также боковой поверхности шеи) порой говорит о неуверенности собеседника – в себе или в вас. Не исключено, что он сомневается в вашей расположенности или в вашей правоте.

Я думаю!

Потирая подбородок, человек показывает, что он находится на стадии принятия решения. Не мешайте ему или, наоборот, аккуратно подтолкните в нужную сторону.