Файл: Методы управления инновационными проектами (Определение инновационного проекта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В мире, где новые технологии развиваются и внедряются головокружительными темпами, мы всё чаще и чаще сталкиваемся с проектами нового типа. Но не только с проектами, но и с методологией и философией управления новыми проектами. По мнению различных авторитетов, в области управления проектами и инновационного менеджмента, на данный момент область управления инновационными проектами является самостоятельной областью знаний.

Про изменения восприятия проектов и формирования более нового качественного уровня управления проектами, создание и обновление существующих знаний и организации деятельности компании высказываются зарубежные и отечественные специалисты в различных областях: Дуг ДеКарло в книги «Экстремальное управление проектами» описывает высокоскоростные проекты и управление ими; Ден Бредбэри и Давид Гарретт в книги «Как пасти кур. Нестандартное управление проектами» описывают изменённую методологию управления проектами в современных условиях; У. Чан Ким и Рене Моберн в книге «Стратегия голубого океана» описывают способы создания новых рынков, реструктуризации и реинжиниринга бизнес процессов; Владимир Либерзон в своём интервью журналу «Управление проектами» высказал своё мнение по поводу формирования новой корпоративной культуры в области управления проектами; Володин В.В. в учебном пособии «Управление проектами» также отмечает различные подходы к управлению проектами и др. Тенденция к формированию особенностей инновационных проектов наблюдается с 1997 года, когда в свет вышла книга Ильи Пригожина «Конец определённости».

Инновационные проекта и управления ими является не новой, а обновленной областью знаний. Ранее представление об инновационных проектах заключалась в представлении инноваций и применения к их созданию проектных технологий. Сейчас же мы рассматриваем не только инновации как инновационный проект, но и выделяем ряд отличительных признаков, как в самих проектах, так и в управлении ими. В современных социально-экономических системах превалируют инновационные технологии не только как инновационный продукт/услуга, но и как инновационное управление.

Основной целью работы является выявление методов управления инновационными проектами и проведение анализа существующего проекта.

Для достижения намеченной цели решаются следующие задачи:

  • Рассмотрение теоретических аспектов управления инновационными проектами.
  • Выбор и обоснование метода управления инновационным проектом «Внедрение электронных ценников в крупной розничной сети».

Глава 1. Теоретические аспекты управления инновационными проектами

Определение инновационного проекта

В настоящий момент существует международный стандарт понятия «инновация». Он содержится в документах, известных под названием «Руководство Фраскати» и «Руководство Осло». Понятия инновации, принятого в этих документах, придерживается большинство теоретиков и практиков в области управления. Именно оно взято за основу и при выработке нормативно-правовой базы по инновациям в России, при разработке концепций, программ, других стратегических документов по инновационной деятельности. Согласно международному стандарту, инновация (нововведение) — это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. [6]

Согласно Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике» [7] инновациями называются: введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж либо новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях. Инновациям присущи в равной мере три свойства:

  • научно-техническая новизна,
  • производственная применимость,
  • коммерческая реализуемость.

Последовательность действий по разработке и внедрению инновации, реализации ее на рынке называется инновационным процессом.

Инновационный процесс [8] – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить, как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании.

Согласно Модельному закону об инновационной деятельности, инновационный проект [9] – документ, определяющий по срокам и исполнителям комплекс работ, организационных условий, требований к источникам финансирования, к способам организации производства, к техническим характеристикам и потребительским свойствам разрабатываемой и поставляемой на внутренние и внешние рынки конкурентоспособной наукоемкой продукции.


Согласно Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике», инновационный проект [7] – это комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов.

Таким образом понятие «инновационный проект» (ИП) употребляется в двух смыслах:

1) дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей;

2) система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий.

Для инновационного проекта характерны следующие особенности:

  • однократность исполнения,
  • определенность начала и окончания
  • ограниченность во времени средствах,
  • сложность,
  • необходимость привлечения специалистов различных профилей.

Основными участниками инновационного проекта являются: [8]

1) заказчик – будущий владелец и пользователь результатов проекта (юридические, физические лица);

2) инвестор – юридические, физические лица, которые вкладывают деньги (заказчик и инвестор могут совпадать);

3) проектировщик – разработчик проекта;

4) поставщик – организация, которая обеспечивает материально-техническое обеспечение;

5) руководитель проекта – юридическое или физическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работ по проекту;

6) команда проекта, создается на период работ.

Виды инновационных проектов по основным типам

  1. По периоду реализации проекта могут быть:

– краткосрочными (1 – 2 года);

– среднесрочными (до 5 лет);

– долгосрочными (более 5 лет).

  1. По характеру целей проекта могут быть:

– конечными – отражать цели, решения проблемы в целом;

– промежуточными.

  1. По виду удовлетворяемых потребностей могут быть:

– ориентированы на удовлетворение существующих потребностей;

– на создание новых потребностей.

  1. По типу инноваций могут быть:

– введение нового или усовершенствованного продукта;

– создание нового рынка;

– освоение нового источника сырья или полуфабрикатов;

– реорганизация структуры управления.

  1. По уровню принимаемых решений могут носить международный, федеральный, региональный, отраслевой, внутрифирменный характер.

С точки зрения масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются следующим образом:

  1. монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках; требуется координатор или руководитель проекта;
  2. мультипроекты представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение сложной инновационной цели: создание научнотехнического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий военно-промышленного комплекса; требуются координационные подразделения;
  3. мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий.

Под инновационными проектами можно понимать: исследовательские проекты, проекты по созданию бизнеса, венчурные проекты, проекты по созданию и продвижению инноваций. Под инновациями понимается не только новая продукция или услуга, но и новая система мотивации, применения автоматизированной техники, систем управления проектами и информационных систем, а также применение современных Интернет технологий, внедряемые в проект, компанию впервые, или ранее не применяемые в других сферах деятельности. Такие проекты весьма затратные, так как разработка даже небольшой системы управления предприятием, потребляет большое количество материальных ресурсов, а также необходимо затратить большое количество времени на первичное изучение проблемы, понять всю её структуру, что было придумано ранее и что создаёте вы. Так как в основном эти проекты не требуют скорейшего выполнения, так как важен качественный результат, скорость реализации проекта будит низкой. Но степень неопределённости очень высока, так как, создавая или разрабатывая новый продукт, услугу, систему управление или другое, вы не можете определить точный результат. Мало того, вы не можете чётко определить необходимые средства, ресурсы, так как влияние внешней среды на проект высоко. Одним словом, в инновационных проектах степень неопределённости играет большую роль и необходимо применять методы предотвращения сильного её воздействии и пытаться предугадать ход событий. Поэтому скорость реализации должна быть низкой, чтобы проработать весь проект до самых мелочей. [1]


Таблица 1. Основные отличия инновационного проекта от обычного

Харак-

теристики

Обычные проекты

Инновационный проект

Цель

Наличие строгой, четко определенной цели.

1.Детализация не столь обязательна, т.к. часто инновации не могут быть точно описаны на начальных этапах. Многие ИП связаны с нематериальными активами, и коммерческий успех таких проектов вероятен. Инновационные решения выявляются методом проб и ошибок. Высока степень получения неожиданных результатов, которые могут иметь потенциальную коммерческую ценность, предопределяет гибкость в принятии управленческих решений и возможность освоения других отраслей бизнеса, рынков и т.д.

Риск

Невысокий уровень, так как цель точно определена, а процессы для достижения цели в целом прописаны.

Поскольку цель определена слабо и носик вероятностный характер, процессы, реализуемые для достижения цели, часто сведены к эмпирическим действиям, то присутствует высокий уровень риска.

Затраты и ресурсы

1. Затраты на исследовательскую и прикладную часть проекта имеют долгосрочный характер с возрастающей нестабильностью получения конечной суммы доходов (проблема в расчете NPV проекта). 2. Обычно инновационный проект направлен на долгосрочные результаты, что в свою очередь предполагает создание надежного фундамента прогнозирования, а также необходимость учета фактора времени. 3. Высокая степень неопределенности параметров проекта (сроков выполнения поставленных целей, будущих затрат и доходов) уменьшает достоверность оценки эффективности и предполагает использование дополнительных критериев оценки и отбора

Команда проекта

1. Ввиду сложности самой природы инноваций часто проектная команда состоит из людей, обладающих совершенно различным уровнем подготовки. 2. Требуется участие высококвалифицированных работников, креативных сотрудников, уникальных ресурсов.

Структура инновационного проекта

Любой инновационный проект, проходя в ходе своей реализации определенные стадии, формирует свой жизненный цикл — полный комплекс работ и мероприятий, выполняемых в строго определенной последовательности исполнителями проекта. Стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ.