Файл: Методы управления инновационными проектами (Определение инновационного проекта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Жизненный цикл инновационного проекта – полный комплекс работ и мероприятий, выполняемых в строго определенной последовательности всеми исполнителями проекта. [4]

Особенности жизненных циклов инновационных проектов:

  • Стоимость и вовлечение участников проекта малы на начальных стадиях, растут по мере реализации проекта и спадают к окончанию.
  • Степень вероятности успешного выполнения проекта вначале очень низка и, следовательно, высоки неопределенности. Вероятность успешного завершения проекта обычно растет по мере его исполнения.
  • Возможность стэйкхолдеров (заинтересованные лица) проекта влиять на его результаты и конечные затраты наиболее высока на старте и значительно падает в дальнейшем. Основной причиной этого феномена является тот факт, что с исполнением проекта растет стоимость изменений и исправления ошибок.

Реализация инновационного проекта включает в себя следующие этапы:

  1. Формирование инновационного замысла (идеи) - инициация при возникновении и отборе идеи, научно-исследовательская работа - НИР, сооружение макета или экспериментального образца, разработка концепции новшества, обоснование инвестиций.
  2. Разработка модели - После рождения идеи занимаются разработкой новшества: проводят опытно - конструкторские работы (ОКР), разрабатывают технологии, методы. Далее новшество требует документального оформления, создаются опытные образцы и проводятся испытания, а также необходимо учесть правовую защиту новых решений. Данная стадия обычно включает этапы разработки технико - экономического обоснования (ТЭО): задание на разработку ТЭО и разработка ТЭО, согласование, экспертиза и утверждение ТЭО. И наконец, на данной стадии принимают окончательное решение об инвестировании - предварительная оценка эффективности проекта, выбор форм и источников инвестиций, подготовка предложений для потенциального инвестора;
  3. Реализация идеи и создание новшества;
  4. Распространение и продвижение - распространение и распределение новшества - маркетинговая логистика новшества;
  5. Потребление – завершение - На завершающей стадии проходят следующие процессы: потребление новшества, развитие продукта и технологии, завершение проекта и закрытие контрактов.

Управление инновационным проектом

Управление проектами — это процесс определения цели деятельности и организации людей и материальных ресурсов так, чтобы эта цель была достигнута при завершении деятельности.


Рассматривая планирование и управление инновационными проектами необходимо помнить, что речь идет об управлении динамическим объектом. Поэтому система управления проектами (УП) должна быть достаточно гибкой, чтобы допускать частые модификации без всеобщих изменений в рабочей программе.

Рис.1. Проект как объект управления

С точки зрения теории систем управления проект как объект управления должен быть наблюдаемым и управляемым, т. е. выделяются некоторые характеристики, по которым можно постоянно контролировать ход выполнения проекта (наблюдаемость). Далее имеются механизмы своевременного воздействия на ход реализации проекта (управляемость) в автоматическом режиме (по некоторым параметрам) или в автоматизированном — через руководителя проекта.

Свойство управляемости тесно связано с условиями неопределенности, которые сопутствуют практически любому инновационному проекту. Поэтому для обеспечения управляемости в широком диапазоне изменения характеристик целесообразно использование принципов робастного управления, которые учитывают наличие случайных факторов и рисковых ситуаций. Математические модели описывают ситуации неопределенности методами стохастики и нечеткой логики, а робастные методы их анализа позволяют давать надежные решения в ситуациях неполной информации о характере управляемых процессов. Характеристики проекта, перечень и требования к которым формулируются в техническом задании, используются для обоснования целесообразности и осуществимости проекта, анализа хода его реализации и для заключительной оценки степени достижения поставленных целей проекта и сравнения фактических результатов с запланированными. К важнейшим из них относятся технико-экономические показатели: объем работ, сроки выполнения, себестоимость, прибыль, качество, конкурентоспособность, социальная и общественная значимость проекта. [10]

Управление проектом в целом зависит от успешной орга­низации взаимодействия всех участников проекта и обеспечения их потребности в информации для осуществления проекта. В эту функцию управле­ния обычно включаются процессы сбора, передачи, сорти­ровки, отображения и интерпретации информации, необходимой и достаточной для всех участников проекта и его окружения.

Применение управления проектом является действительно необходимым в зависимости от таких основных факторов, как:


  • масштабы проекта, объемы работ, их стоимость;
  • сложность проекта;
  • количество и взаимосвязи внутренних и внешних участников проекта;
  • вероятность изменений как в самом проекте, так и в его структуре, условиях, окружении и необходимость быстрого реагирования на них;
  • наличие конкурентов;
  • убежденность высшего руководства в необходимости специальной организационной структуры и персоны, ответственной за общую работу над проектом.
    1. Структура определения метода управления инновационным проектом

Любой, даже самый малый, проект требует применения методологии управления проектами и назначения ответственного за проект. Применение разнообразных методов управления проектами без специальных технических и информационно-программных средств возможно для мелких и средних монопроектов. Отдельные средства могут успешно применяться для средних и больших мультипроектов, без создания специальной организации проекта. А полный арсенал управления проектами, включая команду проекта, нужно применять к крупным, сложным и престижным мегапроектам, когда цена успеха проекта велика, а затраты на управление проектом будут вполне оправданы.[10]

Методы управления инновационным проектом — это совокупность приемов или операций практического, или теоретического характера, подчиненных решению конкретной задачи. Метод выступает как исходный пункт и условие будущих проектных решений.

Не существует единственного метода управления проектом. В практическом применении вырабатывается целый комплекс управленческих решений, для каждой фазы жизненного цикла, процесса и проекта в целом.

Комплекс управленческих решений для управления инновационным проектом:

  1. Выбор и фиксация концепции системы управления проектом. Концепция управления проектом определяет основные параметры и результаты проекта, стратегию реализации и развития, объем автоматизации.

На этом этапе договариваются об основных контролях управления проектом в целом:

  • по целям. В первую очередь обеспечивается фиксация точно сформулированных целей. Эти цели должны быть четкими, реальными и эффективно способствовать выполнению общих задач развития предприятия или организации. Затем определяются факторы, которые препятствуют достижению целей, и конкретные мероприятия, способствующие их реализации.
  • по затратам (метод контроля за уровнем издержек) осуществляется составлением бюджета инновационного проекта. Составление бюджета проекта во многом определяется подходом к его разработке.
  • по отклонениям заключается в том, что руководители высшего уровня управления информируются лишь о значительных отклонениях от запланированного хода работ над проектом. Все другие отклонения от плана рассматриваются на соответствующем уровне управления инновационным проектом.

  1. Следующий шаг – выбор методологии управления проектом, и исходя из этого принцип формирования команд, определение зон ответственности, перечень процедур управления, допущения и ограничения, этапы реализации проекта. Подготавливают перечень управленческой документации. На текущий момент наиболее распространенные методологии управления проектами:
  • Классический проектный менеджмент
  • Agile
  • Scrum
  • Lean
  • Kanban
  • Six Sigma
  • PRINCE2
  1. Определяется операционный стандарт управления проектом. На этом этапе описываются различные методы управления проектом на каждом этапе жизненного цикла проекта, управление процессами проекта и процессы управления проектом. Формируются детальные инструкции по исполнению процедур и шаблонами управленческих процедур. Данный этап лучше всего характеризует рисунок 2.

Рис.2. Операционные методы управления инновационным проектом

Внедрение проектных методов управления существенным образом влияет на организацию бизнеса компании и, как правило, приводит к определенным изменениям в организационной структуре предприятия, в документообороте, в некоторых деловых процессах. Стандарт управления проектами является самым подходящим способом зафиксировать эти изменения де-юре, что, конечно, невозможно без заинтересованного участия высшего руководства предприятия. Отдельный и очень важный вопрос — финансовое управление предприятием, реализующим свою деятельность в проектной форме. Здесь должны быть определены взаимоотношения между тремя типами бюджетов: бюджетом проекта, бюджетом подразделения и бюджетом предприятия в целом. Эти и другие подобные вопросы находятся в компетенции не столько специалистов по управлению проектами, сколько консультантов по соответствующим направлениям (качество, финансы, организационные структуры, бизнес-процессы и т. д.), которые и должны привлекаться для выполнения этих работ.

Глава 2. Выбор и обоснование метода управления инновационным проектом «Внедрение электронных ценников в крупной розничной сети»


2.1. Описание проекта

Описание инновационного проекта

  1. Наименование Проекта: «Внедрение электронных ценников в крупной рознично сети».
  2. Назначение, область использования проекта: Проект предусматривает замену ручного труда по распечатыванию, подписанию, штампованию ценников на товары в розничных магазинах.
  3. Научно-техническая часть инновационного проекта:
  4. электронные ценники были разработаны в 90-х годах XX века. К настоящему моменту это удобный и экономичный (в рамках крупного ритейла) способ представления цены для конечного покупателя. Обмен информацией с серверами происходит по wi-fi. Разработка таких ценников стала возможной с появлением дисплеев с «электронными чернилами» (электронные книги) и развитием wi-fi сетей в гипер и супермаркетах.
  5. Главное преимущество для потребителя – это чтобы цены на ценниках всегда совпадали с ценами на кассе в режиме реального времени.  Ведь покупатели (особенно продуктовых супермаркетов) нередко сталкиваются с тем, что среди десятков наименований покупок есть товар, цена которого на кассе оказывается выше заявленной на полке, что, по понятным причинам, вызывает негативные эмоции. Еще одно потребительское преимущество – клиент всегда может получить информацию о товаре, производителе, сроке годности, акции на товар.
  6. Главное преимущество для продавца – возможность изменять тысячи ценников одним нажатием на кнопку. С помощью таких систем можно не только мгновенно менять цены или анализировать проходимость товара, но и давать инструкции персоналу. К примеру, это может быть сигнал о том, что пора выставить тот или иной товар на полку либо же сообщение о том, сколько продукции осталось на складе, предупреждение, что пора пополнить запасы. 
  7. Потребности в оборудовании для внедрения электронного ценника: Для управления ЭЦ магазину нужно приобрести специализированное оборудование и ПО. В управляющее оборудование входит:
  8. Управляющий сервер.
  9. Базовые радиостанции, обеспечивающие обмен информацией с ценниками во всем магазине.
  10. Терминал сбора данных для точечного мониторинга и настройки отдельных ценников.
  11. Программное обеспечение.

Помимо монтажа электронного оборудования потребуется реконструировать полки магазинов, установив на них специальные планки для крепления ценников. При внедрении системы также нужно совместить товаро-учетную базу онлайн-кассы с базой управляющего сервера, чтобы цена товара мгновенно изменялась во всех устройствах сразу.