Файл: Использование результатов ОРД в качестве информации в процессе доказывания (Особенности института допустимости использования результатов ОРД в доказывании).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основании изложенного можно сделать вывод, что в настоящее время значительный объем информации, находящейся в делах оперативного учета и иных формах оперативно-розыскного производства, не используется в раскрытии и расследовании преступлений, в том числе и по причине несовершенства нормативного регулирования.

В связи с этим законодательство, регулирующее использование результатов ОРД в доказывании по уголовным делам, требует уточнения. При этом существенное значение имеет соотношение норм оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законодательства.

1.2. ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРД В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ДОКАЗЫВАНИИ

Правовой основой использования результатов оперативно-розыскной деятельности являются Уголовно-процессуальный кодекс, Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», а также Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденная приказом МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27 сентября 2013 г.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.08.1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» под оперативно-розыскной деятельностью (ОРД) понимается вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Проблема использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальном доказывании является одной из наиболее актуальных в современном уголовном судопроизводстве. Ни в процессуальной доктрине, ни в правоприменительной деятельности не существует единого мнения по этому вопросу[10].

В действующем уголовно-процессуальном законодательстве использование результатов оперативно-розыскной деятельности системно не регламентируется. Так, об их использовании в доказывании упоминается в наименовании ст. 89 УПК РФ, однако ее содержание допускает применение данных оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве, если они отвечают требованиям, предъявляемым УПК РФ к доказательствам.


Возникает вопрос: могут ли результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные в соответствии с Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и ведомственными нормативными правовыми актами, отвечать требованиям уголовно-процессуального закона, который предусматривает правила доказывания исключительно в рамках деятельности уголовно-процессуальных субъектов? Очевидно, что нет.

Другие нормы уголовно-процессуального законодательства, связанные с оперативно-розыскной деятельностью, закрепляют понятие ее результатов (п. 36.1 ст. 5 УПК РФ), устанавливают различные полномочия субъектов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельности (п. 4 ч. 2 ст. 38, п. 1 ч. 1 ст. 40, ч. 2 ст. 41, п. 3 ч. 2 ст. 60, ч. 1 ст. 144, ч. 4 ст. 157 и ч. 7 ст. 164 УПК РФ), предусматривают возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий и использования их результатов при применении мер процессуального принуждения (ч. 2 ст. 95 и ч. 1 ст. 108 УПК РФ), а также допускают участие в работе следственной группы или группы дознавателей должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ч. 2 ст. 163 и ч. 2 ст. 223.2 УПК РФ).

Указанные нормы уголовно-процессуального законодательства свидетельствуют о том, что оперативно-розыскная деятельность и результаты ее проведения способны обеспечить эффективное выполнение целей и задач уголовного процесса, поэтому порядок использования их данных заслуживает системного изложения в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации.

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» также не содержит специальных положений, регламентирующих использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве. Статья 11 данного закона содержит лишь нормы бланкетного характера, предусматривающие различные цели использования результатов оперативно-розыскной деятельности, отсылая при этом правоприменителя к нормам уголовно-процессуального и иного законодательства, а также ведомственным нормативным правовым актам.

Согласно уголовно-процессуальному законодательству, результаты оперативно-розыскной деятельности - это полученные в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда (п. 36.1 ст. 5 УПК РФ).

Вместе с тем анализ содержания данной нормы и ст. 11 Закона «Об ОРД» позволяет сделать вывод о том, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы как в оперативно-розыскных, так и в уголовно-процессуальных и других целях[11].


В уголовно-процессуальных целях результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы:

1) как повод и основание для возбуждения уголовного дела;

2) для представления в орган дознания, дознавателю, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, в целях:

а) подготовки и осуществления следственных и судебных действий;

б) использования в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств;

в) установления лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемого, по неочевидным преступлениям;

г) розыска скрывшихся от органов предварительного расследования и суда подозреваемых и обвиняемых (подсудимых) либо установления их места нахождения в иных случаях;

д) розыска имущества для обеспечения гражданского иска по уголовному делу и (или) подлежащего конфискации;

е) разрешения других задач уголовного судопроизводства в целях обеспечения процесса расследования, судебного рассмотрения уголовного дела и исполнения приговора суда.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона «Об ОРД» при решении определенных законом задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны исполнять в пределах своих полномочий поручения органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам. К указанным субъектам предварительного расследования применительно к проверке сообщения о преступлении, согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ, относится и дознаватель.

Закон «Об ОРД» в ч. 3 ст. 11 закрепляет, что представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. Приведенная норма закона носит бланкетный характер, поскольку процедура представления результатов оперативно-розыскной деятельности органам предварительного расследования и суду регламентируется другими нормативными правовыми актами[12].

Отсутствие на сегодняшний день законодательного механизма применения в уголовном процессе результатов оперативно-розыскной деятельности компенсируется межведомственным нормативным правовым актом - Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, действие которой сегодня Верховным Судом Российской Федерации признано правомерным и соответствующим законодательству[13].


Данная Инструкция выполняет своеобразную функцию «мостика» между двумя важнейшими формами деятельности государственных органов и должностных лиц в борьбе с отдельными преступлениями и преступностью в целом, предъявляет определенные требования к результатам оперативно-розыскной деятельности, а также определяет порядок их представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органам предварительного расследования и в суд.

1.3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРД, ВИДЫ ОПЕРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Результаты оперативно-розыскной деятельности – это оперативно-розыскные данные (информация, сведения), полученные в процессе использования сил, средств и оперативно-розыскных мероприятий в сфере преступности, т.е. фактические данные, устанавливающие обстоятельства, связанные с подготавливаемым или совершенным преступлением, розыском лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших[14].

Они служат основой для формирования доказательств, создавая условия и предпосылки для их установления, и могут содержаться в составляемых в соответствии с ведомственными нормативными актами оперативно-служебных документах, фиксирующих ход оперативно-розыскных мероприятий.

В определении Конституционного суда РФ отмечается, что «результаты ОРД являются лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований закона "Об ОРД”, могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона, как это предписывается ст. 49 (ч. 1) и 50 (ч. 2) Конституции РФ»[15].

Таким образом, делается акцент на информационной сущности результатов оперативно-розыскной деятельности, они определяются как сведения и фактические данные.

Результаты ОРД в их процессуальном значении представляют собой некий информационный продукт, основанный, как правило, на совокупности данных, полученных из различных источников и проверенных оперативным путем. Эти данные могут иметь как материальное закрепление в виде бумажных, электронных либо иных носителей, так и характер вербальной информации, не имеющей документального закрепления.

Результаты оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) и оперативно-розыскной деятельности в целом отражаются в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, справках-меморандумах, сводках, отчетах, актах сотрудника органа, сообщениях или записках конфидентов, объяснениях участников ОРМ или заявлениях граждан, актах или иных документах ведомства и т. п.). К оперативно-служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении ОРМ.


В случае проведения оперативно-технических мероприятий (ОТМ) либо использования при проведении ОРМ технических средств результаты ОРД могут быть зафиксированы также на материальных (физических) носителях информации: фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т. п. Но даже такого рода фиксированная информация может рассматриваться двояко: как фактические данные или как сведения о фактах[16].

Сами документы (рапорт, справка, акт и др.) не являются результатами ОРД, поскольку отражают лишь информацию, полученную субъектом ОРМ, и фиксируют результат его действий. Следовательно, результаты ОРД заключаются в содержании той информации, которая отражена в оперативных документах, но не самих этих документальные источниках.

Итак, результаты ОРД - это оперативно-розыскная информация (информационный продукт), основанная, как правило, на совокупности данных, полученных в сфере и инфраструктуре преступности с помощью оперативно-розыскных мероприятий из различных источников и проверенных оперативным путем.

Информацию, получаемую в ходе оперативно-розыскной деятельности, можно разделить на два вида[17]:

1. Информация, позволяющая определить тенденции развития противоправной деятельности, в том числе распределение по регионам страны, межгосударственный характер, изменение по видам и направленности, поражению различных слоев и категорий населения и другие элементы инфраструктуры - стратегическая информация.

2. Информация, содержащая сведения о конкретных лицах, преступных группировках, событиях, подлежащих изучению, проверке и использованию, - тактическая информация.

В свою очередь оперативная информация тактического характера подразделяется на два вида:

1) информация, которая может иметь доказательственное значение (фактические данные);

2) информация, носящая вспомогательный характер (указывает на возможные источники фактических данных, служит для выбора организационных и тактических приемов проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий).

Разделение результатов оперативно-розыскной деятельности на виды послужило основой для различных вариантов их использования в оперативно-служебной и процессуальной деятельности.

Во-первых, правовая природа оперативно-розыскной информации указывает на необходимость ее использования, прежде всего в сфере оперативно-розыскной деятельности, что вполне закономерно, так как содержание полученных сведений может потребовать дополнительных данных, указывать на необходимость проведения других ОРМ.