Файл: Использование результатов ОРД в качестве информации в процессе доказывания (Особенности института допустимости использования результатов ОРД в доказывании).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-вторых, оперативно-розыскные сведения тактического характера могут быть использованы как фактические данные в уголовном процессе.

Ряд авторов в зависимости от объекта, о котором имеется информация, различают три вида учитываемых сведений[18]:

1) о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших. Кроме того, здесь же учитывают информацию об обнаружении неопознанных трупов, приметах неустановленных лиц, подозреваемых в совершении преступления;

2) о фактах и событиях - информация о фактах зарегистрированных преступлений (раскрытых и нераскрытых). Здесь же учитывают информацию о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России;

3) о предметах - информация об орудиях, способах и средствах совершения преступления; об огнестрельном оружии, которое находится в пользовании граждан и организаций; об автотранспортных средствах; о разыскиваемых предметах, документах и вещах, служивших предметом преступления.

В уголовном судопроизводстве в первую очередь интересна та информация, которая содержит сведения доказательственного значения. Из оперативных служб она поступает разными путями: в ходе ознакомления с делом оперативного учета, из рапортов оперативных сотрудников, справок, сопроводительных писем и т.п. Для использования ее в уголовном судопроизводстве необходимо, чтобы она была оформлена в соответствии с требованиями закона (ст. 74-85 УПК РФ).

Очень важное значение имеет оперативно-розыскная информация на этапе подготовки к проведению следственных действий преимущественно в организационно-тактическом аспекте: с ее помощью орган дознания, следователь могут наиболее оптимально определить место, время, участников производства следственного действия, привлечь необходимые транспортные и научно-технические средства, оперативных работников для оказания содействия, специалистов, правильно спланировать выбор и последовательность тактических приемов проведения следственных действий.

На этом этапе использование результатов оперативно-розыскной деятельности не ограничено ничем, кроме как необходимостью соблюдения и обеспечения правил конспирации. Здесь нельзя забывать об использовании в сфере уголовного процесса результатов оперативно-розыскной деятельности, которые ст. 12 Закона «Об ОРД» относит к государственной тайне.


Таким образом, указание закона на то, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы при проведении оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных действий, нужно рассматривать как общее дозволение. Сами по себе результаты оперативно-розыскной деятельности доказательствами в уголовно-процессуальном смысле не являются, но их нужно рассматривать в качестве основы, на которой в уголовном судопроизводстве могут быть сформированы доказательства.

2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРД В КАЧЕСТВЕ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ДОКАЗЫВАНИЯ

2.1. ПОРЯДОК И ПРЕДЕЛЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРД ОРГАНАМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ И СУДУ

Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд предъявляет определенные требования к результатам оперативно-розыскной деятельности и определяет порядок их представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органам предварительного расследования и в суд в следующих случаях[19]:

- для решения вопроса о возбуждении уголовного дела при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления;

- в порядке выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя, судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам;

- в порядке выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий по материалам проверки сообщений о преступлениях, находящимся в их производстве;

- в порядке исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны;


- в порядке исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве;

- по указанным в статье 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» судебным искам;

- по запросам международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств (пункт 2 Инструкции 2013 г.).

Согласно п. 7 Инструкции результаты оперативно-розыскной деятельности могут представляться в двух формах:

1) рапорта об обнаружении признаков преступления;

2) сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности.

Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (п. 8 Инструкции).

По своему содержанию и назначению данный документ одновременно носит оперативно-служебный и процессуальный характер, поэтому он должен быть законным, обоснованным, мотивированным и оформляется в соответствии со ст. 143 УПК РФ.

Применительно к деятельности органов внутренних дел (полиции) как органа дознания данный рапорт и приложенные к нему оперативно-служебные документы отражаются в соответствующем деле оперативного учета (если оно заведено). Материалы регистрируются в Книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях (КУСП) с присвоением порядкового номера, даты и времени регистрации, о чем также делается отметка на рапорте[20].

Процедура представления результатов оперативно-розыскной деятельности в виде сообщения (приложение № 1 к Инструкции) осуществляется в порядке, предусмотренном п.п. 10-15 Инструкции, и включает в себя:

- рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах оперативно-розыскной деятельности, и их носителей;

- оформление необходимых документов;

- фактическую передачу результатов оперативно-розыскной деятельности надлежащему уголовно-процессуальному субъекту (п. 9 Инструкции)[21].

Непосредственное представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, в суд для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке, предусмотренном ст. 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд (приложение № 2 к Инструкции), утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (начальником или его заместителем).


Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется органу дознания, следователю или в суд, второй - приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам специального номенклатурного дела (п. 10 Инструкции).

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности ее результаты могут представляться в виде справок-меморандумов. В них отражаются обобщенные сведения, сделанные оперативными сотрудниками на основании оперативно-служебных документов, имеющихся в деле оперативного учета.

Оперативно-розыскные сведения, содержащиеся в справках-меморандумах, представляют определенный интерес для органов предварительного расследования, поскольку в них могут содержаться различные сведения о противоправной деятельности объекта документирования, об источниках получения этих сведений, установочные и характеризующие данные на объект документирования (включая имущественное положение проверяемых лиц), заинтересованность иных оперативно-розыскных органов в отношении таких объектов и т.д.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона «Об ОРД» результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела. Однако в буквальном значении результаты оперативно-розыскной деятельности в числе поводов для возбуждения уголовного дела в ст. 140 УПК РФ, предусматривающей поводы и основание для возбуждения уголовного дела, не закреплены. Поэтому принятие этого процессуального решения по материалам оперативно-розыскной деятельности имеет некоторые особенности[22].

Во-первых, поводом для возбуждения уголовного дела в подобных случаях является непосредственное обнаружение признаков преступления сотрудником оперативного подразделения, например, оперативным уполномоченным уголовного розыска органов внутренних дел (полиции), в виде сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ).

Поэтому он должен быть оформлен рапортом этого сотрудника в порядке, предусмотренном ст. 143 УПК РФ. К рапорту прилагаются конкретные материалы оперативно-розыскной деятельности, подтверждающие признаки обнаруженного преступления, в объеме и пределах, предусмотренных Законом «Об ОРД» и рассматриваемой Инструкцией.

Во-вторых, представленные сотрудником оперативного подразделения материалы не требуют, как правило, дополнительной проверки в соответствии со ст. 144 УПК РФ, поскольку согласно п. 19 Инструкции представляемые материалы оперативно-розыскной деятельности должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления.


В-третьих, основным субъектом возбуждения уголовного дела по результатам оперативно-розыскной деятельности является тот орган предварительного расследования (следователь, дознаватель), к компетенции которого по родовому, территориальному и другим признакам подследственности закон относит это преступление (ст. 150, 151, 152 УПК РФ). Однако в зависимости от состава преступления, его конкретных обстоятельств, а также возникшей ситуации орган дознания как уголовно-процессуальный субъект по материалам оперативно-розыскной деятельности собственных оперативных подразделений вправе:

- возбудить уголовное дело в порядке, предусмотренном ст. 146 УПК РФ, и приступить к производству дознания (если обнаруженное преступление подведомственно этому органу дознания и по нему не требуется производства предварительного следствия);

- в соответствии с ч. 1 ст. 157 УПК РФ возбудить уголовное дело в порядке, предусмотренном ст. 146 УПК РФ (если возбуждает работник органа дознания, то его постановление об этом должно быть утверждено начальником органа дознания), произвести неотложные следственные действия в целях пресечения преступления и закрепления его следов, а затем передать уголовное дело по подследственности соответственно руководителю следственного органа (если по данному уголовному делу производство предварительного следствия обязательно);

- передать материалы, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности (первичные материалы, дело оперативного учета), в другой орган предварительного расследования (следователю, органу дознания) или оперативно-розыскной орган по принадлежности (подследственности, подведомственности) для принятия решения по существу (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ).

В ходе предварительного расследования по уголовным делам, находящимся в производстве следователя (дознавателя), оперативно-розыскные мероприятия обычно проводятся по его отдельному поручению. Такие поручения органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, даются в письменной форме (п.п. 4 и 6 ст. 38, ч. 1 ст. 144, ч. 1 ст. 152 УПК РФ и др.). При этом в компетенцию следователя (дознавателя) не входит выбор оперативно-розыскных мероприятий, которые могут проводиться при выполнении его поручения.

При производстве предварительного расследования оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться и по инициативе органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. К ним, в частности, могут относиться случаи, когда возникает необходимость[23]: