Файл: Подготовка науч публ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2020

Просмотров: 437

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практи­ке: практика проектирования, анализа и применения: Учебное посо­бие / Под общ. ред. Н. В. Бордовской. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 636 с. (300 – 322)



Технология подготовки научной публикации


Процесс обучения в высшей школе предполагает не только овладение предметом профессиональной деятельности, но и подготовку кадров к на­учно-исследовательской работе. Многие из учебных заданий напрямую или косвенно связаны с разработкой и проведением научных опытов и экспериментов, которые используются для становления научного мышле­ния студентов, раскрытия их способностей как будущих ученых. Продол­жением научной деятельности, вызывающей интерес в студенческой ауди­тории, становится обучение в аспирантуре, предполагающее выполнение полноценного научного исследования.

Погружение студентов в научную работу позволяет им применить свои знания для решения современных проблем, сформировать комплекс качеств, необходимых для научного познания и творческого осмысления сложных и многообразных явлений окружающей действительности. В этом смысле научно-исследовательская работа может рассматриваться как прогрессивная сила, оказывающая мощное влияние на развитие будущего ученого – уровень его знаний, культуры, характер просвещения и образо­вания, образ жизни и т. д.

Научный труд – особый вид высококвалифицированного умственно­го труда, имеющего творческий характер. Он отличается высокой ролью личности в процессе создания продукта научной деятельности, предпола­гает особые способности и длительную подготовку, в ходе которой эти способности развиваются и совершенствуются. В его структуру входят та­кие элементы, как организация исследования, обработка и получение ре­зультатов, их обсуждение и публикация – представление научному сооб­ществу. Последнее выступает не только средством верификации результатов, способом их признания, но и определенным видом коммуни­кации в научной среде.

Основная цель научной публикации – донести до читателя смысл рассматриваемой проблемы и предлагаемый вариант ее решения, пробу­дить интерес к заявленной теме, показать ее значимость, расположить к ее обсуждению. В некотором роде область научных публикаций представляет собой сферу заочной дискуссии, обмена научным опытом, мнениями, ав­торскими позициями. Такая коммуникация требует от ее участников вла­дения как опытом создания научных текстов, так и навыками делового об­щения, презентации своей точки зрения, подбора аргументов, выбора наиболее существенных материалов, подтверждающих основные идеи ис­следования и др. В высшей школе развитию этих качеств способствует по­следовательный ряд работ, предполагающих умение работать с информа­ционными источниками (литературой, сайтами, тематическими подбор­ками и т. д.) и использовать их в научно-исследовательских целях. В пер­вую очередь к ним относятся рефераты, курсовые и дипломные работы.


Однако если рассматривать поле научных публикаций во всей его перспективе (рис. 1), то можно заметить, что на определенном этапе изло­жение результатов исследования выходит за рамки учебной работы и пре­вращается в полноценную научную публикацию – научные тезисы или статью. Этот «шаг» – ступень в полноценную научную жизнь. Для учено­го публикация результатов своей работы в виде статьи – необходимое ус­ловие его профессиональной жизни. Оно открывает перспективу развития научной темы от тезисов до учебника или справочника. Для студента – это научное достижение, определяющие возможности его дальнейшего становления как исследователя, как научного работника. И именно на этом этапе у него возникают специфические трудности: как построить научную публикацию, какой выбрать стиль, каким образом донести свою мысль, что выбрать в качестве наиболее существенных результатов своего иссле­дования. Собственно говоря, похожие трудности возникают и в аспирант­ской среде. Когда аспирант приступает к своей первой статье, перед ним как начинающим автором сразу возникает ряд вопросов: с чего начать; как собирать материал, а затем – изложить его; как правильно организовать собственную работу, чтобы все успеть вовремя? И вообще: что же такое научная статья? Чем она отличается от знакомых уже рефератов, курсовых и докладов?

Такие вопросы в первую очередь связаны со спецификой статьи как научной публикации, с существенным отличием изложения в ней теорети­ческой и практической информации от курсовой или дипломной работы – сжатость и концентрированность публикуемых материалов, которые одно­временно с этим должны быть понятны, содержательны и интересны чита­телю. По этой причине подготовка научной статьи связана с целым ком­плексом специальных знаний и умений, которыми должен обладать начинающий ученый.

Поскольку в настоящее время их формирование происходит по боль­шей степени стихийно, в процессе проб и ошибок, то подготовка научной статьи вызывает массу проблем, оказывается очень трудоемкой задачей и часто приводит к нежеланному результату – к созданию малопонятного, неструктурированного и недостаточно аргументированного текста. Прак­тика показывает, что отсутствие специальных учебных программ, способ­ствующих становлению молодых ученых как авторов научных текстов – серьезное препятствие в их вхождении в научное сообщество.

П
редлагаемая ниже технология ставит своей целью преодолеть имеющиеся у начинающих авторов сложности и подготовить студентов старших курсов и аспирантов к публикации результатов научно-иссле­довательской работы в соответствии с современными требованиями к на­учным статьям. Включенное в нее содержание информирует об особенно­стях научной литературы; позволяет сократить время на структурирование материала; дает рекомендации по литературной отделке текста.



Обучающий материал собран в виде последовательности технологиче­ских блоков, которые помогут начинающему автору сориентироваться в жанрах и структуре научной публикации, найти точку опоры для собст­венного творчества, операционализировать работу, организовать свое вре­мя и квалифицированно оценить написанную статью.

Данную технологию можно реализовывать

  • как учебный курс (в приложении приведена примерная программа);

  • как 2-дневный семинар-практикум;

  • как алгоритм самостоятельной подготовки.




Этапы подготовки научной публикации


Работу над изложением научно-исследовательских результатов рабо­ты в виде статьи можно описать как пятиступенчатую технологическую цепочку, или, по-другому, как правило пяти «О»: Ориентация, Опора, Операционализация, Организация, Оценка.






1 этап

Ориентация

2 этап

Опора

3 этап

Операционализация

1 этап

Организация

1 этап

Оценка








1 этап, «Ориентация», предполагает необходимость выбора характе­ра научной публикации в соответствии с целями и содержанием научных материалов и учетом ее адресной направленности, тенденций в научном сообществе, местом публикуемых результатов в решении актуальных на­учных проблем.

2 этап, «Опора», связан с разработкой концепции публикации, опре­делением ее структуры, дифференциацией смысловых аспектов.

3 этап, «Операционализация», учитывает возможные способы и прие­мы работы над статьей и материалами. Он характеризуется необходимо­стью анализа их потенциала в донесении ключевых идей и статистических данных, соотнесения их с замыслом и качеством его воплощения в случае использования.

4 этап, «Организация», раскрывает процедуру распределения времен­ных ресурсов, способы планирования и порядок подготовки научной пуб­ликации от замысла до создания полноценного научного текста.

5 этап, «Оценка», направлен на анализ качества подготовленной пуб­ликации, степени разработки научного текста и его литературной отделки. Он позволяет определить, насколько достигнута поставленная цель, со­держательны и значимы представленные результаты.

Логика и содержательная насыщенность этапов подготовки научной статьи отражает характер тех умений, которыми должен владеть начи­нающий ученый для качественного представления результатов своей науч­ной деятельности. С овладения ими и следует начинать обучение студен­тов и аспирантов написанию основополагающих научных текстов – тези­сов и статей.

1 этап – «Ориентация».

Цель – познакомить слушателей с информационной ситуацией в нау­ке, научить определять специфику публикуемого материала и выбирать в соответствии с ним жанр публикации, его стиль и необходимые ресурсы.

Необходимость ориентирования в научной информационной ситуации связана с тем, что многие трудности с определением проблемы научной статьи, выбора ключевых идей, способных максимально раскрыть пози­цию автора, связано с дискретностью его представлений о том, какое место занимает его работа в общем научном поле предметной области. Важно сформировать у студентов и аспирантов понимание, что информационная ситуация слагается из сведений, которыми располагает общество на дан­ный момент, и его потребностью в новых знаниях [12]. Она связана с оп­ределенной научной проблемой, которая в своем развитии проходит не­сколько этапов (рис. 2).




1 этап. Появление первой публикации, указывающей в общих чертах на существование научной проблемы. К ней постоянно возвращаются, об­суждают, развивают ее идею. Некоторое время тема разрабатывается мало, ее значимость еще не осознана.

2 этап. Если тема завоевывает интерес, начинается активная ее разра­ботка. Появляется множество статей, дополняющих, детализирующих, изучающих факты, различные срезы данной тематики. Этот период очень важен для полного и объективного освещения проблемы: открываемые факты, противоречащие друг другу результаты, которые необходимо объ­яснить, согласовать. Статьи подготавливают почву для появления более глубоких крупных исследований.

3 этап. На основе достижений этого периода появляются произведе­ния, обобщающие проблему, – сначала аналитические обзоры.

4 этап. Научная монография – теоретическое произведение, удовле­творяющее теоретические потребности специалистов. Она рассчитана на людей, занятых в научной сфере, для которых активное освоение содержа­ния произведения является одним из условий профессиональной деятель­ности. Монография обобщает и систематизирует накопленные знания, вы­являет закономерности, отражает процесс совершенствования методов, средств и форм исследования сущности явлений. Так как к научной про­блеме могут существовать различные подходы, монографий может быть несколько, иногда чуть больше, чем научных школ. Если монографий мно­го – возможны и далее аналитические обзоры.

5 этап. Монографический этап завершается появлением популярных книг. До теоретической разработки темы они появиться не могли: нельзя популяризировать то, что еще не разработано наукой.

6 этап. Происходит отбор установившихся теоретических концепций и написание учебников и практических пособий.

7 этап. Подготовка справочников, где в нескольких строчках умеща­ются годы научного труда.

К моменту создания справочников можно считать, что проблема ис­черпана. Информационный цикл завершен, но, поскольку научная мысль не стоит на месте, естественно ожидать начало нового цикла. Таков путь от нового знания немногих до элемента культуры каждого образованного че­ловека.

Существование в науке информационного цикла показывает, насколько важно перед изложением даже части результатов научной деятельности глубоко изучить информационную ситуацию. Это то условие, которое рас­крывает потенциал, связанный с разработкой вопроса (проблемы) и которое устанавливает значимость исследования, фокусирует его цель и адресность. В соответствии с ним можно определить жанр будущего произведения, его структуру, внешнюю форму, дать заглавие и учесть интересы будущих чи­тателей, т. е. конкретизировать информационное поле научной статьи.

Процедура конкретизации напрямую связана с ответом на ряд основ­ных вопросов (рис. 3).



1. Какой вид научных статей наиболее полно соответствует целям моей научной публикации?

2. Достаточны ли материалы, которые я собираюсь опубликовать, для создания научной статьи?

3. Смогу ли я учесть специфику статьи как научной публикации?

4. Какими ресурсами для максимального раскрытия замысла в статье я располагаю?

5. Что еще необходимо учесть, чтобы соблюсти жанр статьи как научной публикации?

6. Какова должна быть структура статьи с учетом выделенных особенностей?

Ответ на каждый из этих вопросов следует разобрать отдельно, чтобы научить слушателей самостоятельно ориентировать в своеобразии основ­ных характеристик (жанровых, стилистический, структурных и т. д.) науч­ной статьи.

Виды научных статей.

Научные статьи могут быть классифицированы по целям публикации и по их принадлежности к соответствующим жанровым направлениям.

В первом случае выделяют общеисследовательские, практико-ориентированные и полемические статьи [11].

Общеисследовательская статья подразумевает глубокое обобщение с целью изучения закономерностей, тенденций, перспектив развития совре­менного общества, науки.

Практико-аналитическая статья анализирует конкретные пробле­мы, ситуации, действительность науки, культуры, социальной сферы и связана с решением практических задач. Ее цель – выявление и оценка причин сложившейся ситуации, тенденций их развития, описание про­блем, стоящих на пути решения практических задач, поиск путей их эф­фективного решения и вынесение на суд общественности конструктив­ных предложений.

Полемическая статья отражает спор по каким-либо проблемам. Пово­дом для такой публикации служит выступление представителя «чужой» научной школы-оппонента. Цель: 1) обосновать свою точку зрения, показать свое видение проблемы, ее причины и методы решения и 2) опроверг­нуть позицию оппонента.

По принадлежности к соответствующим жанровым направлениям вы­деляют информационные, аналитические и публицистические статьи [10].

Информационная статья построена на различных фактах и статисти­ческих данных. Это хроника, интервью, отчет, обозрение. Их целью явля­ется осведомление (информирование) о каком-либо явлении, событии, ис­следовании. Факты излагаются в сжатой, конкретной форме, без общих рассуждений и обоснований, но при этом они тщательно изучены, проана­лизированы и оценены. Отбор фактов осуществляется с учетом их соответ­ствия действительности, достоверности, новизны, общественной, научной, и информационной значимости. Факты приводятся в логической последо­вательности, характеризующей предмет, явление, цепь событий, и наращи­ваются путем присоединения объема информации до завершения картины. При изложении используются повествовательная и описательная формы. Материал располагается в соответствии с временным или пространствен­ным развитием событий (опытов, экспериментов и т. д.). Он включает обя­зательное отражение смысловых аспектов: предмет описания, его назначе­ние, область применения, кем и где разработан – состояние разработки, конструкция, технические и эксплуатационные характеристики, эффектив­ность использования, выводы. Каждый из них излагается таким образом, чтобы у читателя сложилось представление о предмете описания в целом,