ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2020
Просмотров: 437
Скачиваний: 5
Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: практика проектирования, анализа и применения: Учебное пособие / Под общ. ред. Н. В. Бордовской. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 636 с. (300 – 322)
Технология подготовки научной публикации
Процесс обучения в высшей школе предполагает не только овладение предметом профессиональной деятельности, но и подготовку кадров к научно-исследовательской работе. Многие из учебных заданий напрямую или косвенно связаны с разработкой и проведением научных опытов и экспериментов, которые используются для становления научного мышления студентов, раскрытия их способностей как будущих ученых. Продолжением научной деятельности, вызывающей интерес в студенческой аудитории, становится обучение в аспирантуре, предполагающее выполнение полноценного научного исследования.
Погружение студентов в научную работу позволяет им применить свои знания для решения современных проблем, сформировать комплекс качеств, необходимых для научного познания и творческого осмысления сложных и многообразных явлений окружающей действительности. В этом смысле научно-исследовательская работа может рассматриваться как прогрессивная сила, оказывающая мощное влияние на развитие будущего ученого – уровень его знаний, культуры, характер просвещения и образования, образ жизни и т. д.
Научный труд – особый вид высококвалифицированного умственного труда, имеющего творческий характер. Он отличается высокой ролью личности в процессе создания продукта научной деятельности, предполагает особые способности и длительную подготовку, в ходе которой эти способности развиваются и совершенствуются. В его структуру входят такие элементы, как организация исследования, обработка и получение результатов, их обсуждение и публикация – представление научному сообществу. Последнее выступает не только средством верификации результатов, способом их признания, но и определенным видом коммуникации в научной среде.
Основная цель научной публикации – донести до читателя смысл рассматриваемой проблемы и предлагаемый вариант ее решения, пробудить интерес к заявленной теме, показать ее значимость, расположить к ее обсуждению. В некотором роде область научных публикаций представляет собой сферу заочной дискуссии, обмена научным опытом, мнениями, авторскими позициями. Такая коммуникация требует от ее участников владения как опытом создания научных текстов, так и навыками делового общения, презентации своей точки зрения, подбора аргументов, выбора наиболее существенных материалов, подтверждающих основные идеи исследования и др. В высшей школе развитию этих качеств способствует последовательный ряд работ, предполагающих умение работать с информационными источниками (литературой, сайтами, тематическими подборками и т. д.) и использовать их в научно-исследовательских целях. В первую очередь к ним относятся рефераты, курсовые и дипломные работы.
Однако если рассматривать поле научных публикаций во всей его перспективе (рис. 1), то можно заметить, что на определенном этапе изложение результатов исследования выходит за рамки учебной работы и превращается в полноценную научную публикацию – научные тезисы или статью. Этот «шаг» – ступень в полноценную научную жизнь. Для ученого публикация результатов своей работы в виде статьи – необходимое условие его профессиональной жизни. Оно открывает перспективу развития научной темы от тезисов до учебника или справочника. Для студента – это научное достижение, определяющие возможности его дальнейшего становления как исследователя, как научного работника. И именно на этом этапе у него возникают специфические трудности: как построить научную публикацию, какой выбрать стиль, каким образом донести свою мысль, что выбрать в качестве наиболее существенных результатов своего исследования. Собственно говоря, похожие трудности возникают и в аспирантской среде. Когда аспирант приступает к своей первой статье, перед ним как начинающим автором сразу возникает ряд вопросов: с чего начать; как собирать материал, а затем – изложить его; как правильно организовать собственную работу, чтобы все успеть вовремя? И вообще: что же такое научная статья? Чем она отличается от знакомых уже рефератов, курсовых и докладов?
Такие вопросы в первую очередь связаны со спецификой статьи как научной публикации, с существенным отличием изложения в ней теоретической и практической информации от курсовой или дипломной работы – сжатость и концентрированность публикуемых материалов, которые одновременно с этим должны быть понятны, содержательны и интересны читателю. По этой причине подготовка научной статьи связана с целым комплексом специальных знаний и умений, которыми должен обладать начинающий ученый.
Поскольку в настоящее время их формирование происходит по большей степени стихийно, в процессе проб и ошибок, то подготовка научной статьи вызывает массу проблем, оказывается очень трудоемкой задачей и часто приводит к нежеланному результату – к созданию малопонятного, неструктурированного и недостаточно аргументированного текста. Практика показывает, что отсутствие специальных учебных программ, способствующих становлению молодых ученых как авторов научных текстов – серьезное препятствие в их вхождении в научное сообщество.
П
редлагаемая
ниже технология ставит своей целью
преодолеть имеющиеся у начинающих
авторов сложности и подготовить студентов
старших курсов и аспирантов к публикации
результатов научно-исследовательской
работы в соответствии с современными
требованиями к научным статьям.
Включенное в нее содержание информирует
об особенностях научной литературы;
позволяет сократить время на
структурирование материала; дает
рекомендации по литературной отделке
текста.
Обучающий материал собран в виде последовательности технологических блоков, которые помогут начинающему автору сориентироваться в жанрах и структуре научной публикации, найти точку опоры для собственного творчества, операционализировать работу, организовать свое время и квалифицированно оценить написанную статью.
Данную технологию можно реализовывать
-
как учебный курс (в приложении приведена примерная программа);
-
как 2-дневный семинар-практикум;
-
как алгоритм самостоятельной подготовки.
Этапы подготовки научной публикации
Работу над изложением научно-исследовательских результатов работы в виде статьи можно описать как пятиступенчатую технологическую цепочку, или, по-другому, как правило пяти «О»: Ориентация, Опора, Операционализация, Организация, Оценка.
1 этап
Ориентация
2 этап
Опора
3 этап
Операционализация
1 этап
Организация
1 этап
Оценка
1 этап, «Ориентация», предполагает необходимость выбора характера научной публикации в соответствии с целями и содержанием научных материалов и учетом ее адресной направленности, тенденций в научном сообществе, местом публикуемых результатов в решении актуальных научных проблем.
2 этап, «Опора», связан с разработкой концепции публикации, определением ее структуры, дифференциацией смысловых аспектов.
3 этап, «Операционализация», учитывает возможные способы и приемы работы над статьей и материалами. Он характеризуется необходимостью анализа их потенциала в донесении ключевых идей и статистических данных, соотнесения их с замыслом и качеством его воплощения в случае использования.
4 этап, «Организация», раскрывает процедуру распределения временных ресурсов, способы планирования и порядок подготовки научной публикации от замысла до создания полноценного научного текста.
5 этап, «Оценка», направлен на анализ качества подготовленной публикации, степени разработки научного текста и его литературной отделки. Он позволяет определить, насколько достигнута поставленная цель, содержательны и значимы представленные результаты.
Логика и содержательная насыщенность этапов подготовки научной статьи отражает характер тех умений, которыми должен владеть начинающий ученый для качественного представления результатов своей научной деятельности. С овладения ими и следует начинать обучение студентов и аспирантов написанию основополагающих научных текстов – тезисов и статей.
Цель – познакомить слушателей с информационной ситуацией в науке, научить определять специфику публикуемого материала и выбирать в соответствии с ним жанр публикации, его стиль и необходимые ресурсы.
Необходимость ориентирования в научной информационной ситуации связана с тем, что многие трудности с определением проблемы научной статьи, выбора ключевых идей, способных максимально раскрыть позицию автора, связано с дискретностью его представлений о том, какое место занимает его работа в общем научном поле предметной области. Важно сформировать у студентов и аспирантов понимание, что информационная ситуация слагается из сведений, которыми располагает общество на данный момент, и его потребностью в новых знаниях [12]. Она связана с определенной научной проблемой, которая в своем развитии проходит несколько этапов (рис. 2).
1 этап. Появление первой публикации, указывающей в общих чертах на существование научной проблемы. К ней постоянно возвращаются, обсуждают, развивают ее идею. Некоторое время тема разрабатывается мало, ее значимость еще не осознана.
2 этап. Если тема завоевывает интерес, начинается активная ее разработка. Появляется множество статей, дополняющих, детализирующих, изучающих факты, различные срезы данной тематики. Этот период очень важен для полного и объективного освещения проблемы: открываемые факты, противоречащие друг другу результаты, которые необходимо объяснить, согласовать. Статьи подготавливают почву для появления более глубоких крупных исследований.
3 этап. На основе достижений этого периода появляются произведения, обобщающие проблему, – сначала аналитические обзоры.
4 этап. Научная монография – теоретическое произведение, удовлетворяющее теоретические потребности специалистов. Она рассчитана на людей, занятых в научной сфере, для которых активное освоение содержания произведения является одним из условий профессиональной деятельности. Монография обобщает и систематизирует накопленные знания, выявляет закономерности, отражает процесс совершенствования методов, средств и форм исследования сущности явлений. Так как к научной проблеме могут существовать различные подходы, монографий может быть несколько, иногда чуть больше, чем научных школ. Если монографий много – возможны и далее аналитические обзоры.
5 этап. Монографический этап завершается появлением популярных книг. До теоретической разработки темы они появиться не могли: нельзя популяризировать то, что еще не разработано наукой.
6 этап. Происходит отбор установившихся теоретических концепций и написание учебников и практических пособий.
7 этап. Подготовка справочников, где в нескольких строчках умещаются годы научного труда.
К моменту создания справочников можно считать, что проблема исчерпана. Информационный цикл завершен, но, поскольку научная мысль не стоит на месте, естественно ожидать начало нового цикла. Таков путь от нового знания немногих до элемента культуры каждого образованного человека.
Существование в науке информационного цикла показывает, насколько важно перед изложением даже части результатов научной деятельности глубоко изучить информационную ситуацию. Это то условие, которое раскрывает потенциал, связанный с разработкой вопроса (проблемы) и которое устанавливает значимость исследования, фокусирует его цель и адресность. В соответствии с ним можно определить жанр будущего произведения, его структуру, внешнюю форму, дать заглавие и учесть интересы будущих читателей, т. е. конкретизировать информационное поле научной статьи.
Процедура конкретизации напрямую связана с ответом на ряд основных вопросов (рис. 3).
1. Какой вид научных статей наиболее полно соответствует целям моей научной публикации?
2. Достаточны ли материалы, которые я собираюсь опубликовать, для создания научной статьи?
3. Смогу ли я учесть специфику статьи как научной публикации?
4. Какими ресурсами для максимального раскрытия замысла в статье я располагаю?
5. Что еще необходимо учесть, чтобы соблюсти жанр статьи как научной публикации?
6. Какова должна быть структура статьи с учетом выделенных особенностей?
Ответ на каждый из этих вопросов следует разобрать отдельно, чтобы научить слушателей самостоятельно ориентировать в своеобразии основных характеристик (жанровых, стилистический, структурных и т. д.) научной статьи.
Виды научных статей.
Научные статьи могут быть классифицированы по целям публикации и по их принадлежности к соответствующим жанровым направлениям.
В первом случае выделяют общеисследовательские, практико-ориентированные и полемические статьи [11].
Общеисследовательская статья подразумевает глубокое обобщение с целью изучения закономерностей, тенденций, перспектив развития современного общества, науки.
Практико-аналитическая статья анализирует конкретные проблемы, ситуации, действительность науки, культуры, социальной сферы и связана с решением практических задач. Ее цель – выявление и оценка причин сложившейся ситуации, тенденций их развития, описание проблем, стоящих на пути решения практических задач, поиск путей их эффективного решения и вынесение на суд общественности конструктивных предложений.
Полемическая статья отражает спор по каким-либо проблемам. Поводом для такой публикации служит выступление представителя «чужой» научной школы-оппонента. Цель: 1) обосновать свою точку зрения, показать свое видение проблемы, ее причины и методы решения и 2) опровергнуть позицию оппонента.
По принадлежности к соответствующим жанровым направлениям выделяют информационные, аналитические и публицистические статьи [10].
Информационная статья построена на различных фактах и статистических данных. Это хроника, интервью, отчет, обозрение. Их целью является осведомление (информирование) о каком-либо явлении, событии, исследовании. Факты излагаются в сжатой, конкретной форме, без общих рассуждений и обоснований, но при этом они тщательно изучены, проанализированы и оценены. Отбор фактов осуществляется с учетом их соответствия действительности, достоверности, новизны, общественной, научной, и информационной значимости. Факты приводятся в логической последовательности, характеризующей предмет, явление, цепь событий, и наращиваются путем присоединения объема информации до завершения картины. При изложении используются повествовательная и описательная формы. Материал располагается в соответствии с временным или пространственным развитием событий (опытов, экспериментов и т. д.). Он включает обязательное отражение смысловых аспектов: предмет описания, его назначение, область применения, кем и где разработан – состояние разработки, конструкция, технические и эксплуатационные характеристики, эффективность использования, выводы. Каждый из них излагается таким образом, чтобы у читателя сложилось представление о предмете описания в целом,