ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2020
Просмотров: 439
Скачиваний: 5
о его частях, отдельных свойствах и признаках.
Аналитическая статья – это исследование, проводимое на основе исходной информации с использованием определенного метода. Ее цель – всесторонний анализ фактов, выводящих на решение научной задачи. Она отличается обстоятельностью разработки темы. В ней присутствуют оценки взаимосвязей, фактов, аргументация, теоретические обобщения, логические выводы и практические рекомендации. Здесь широко применяются рассуждения и умозаключения. Наиболее распространенными видами аналитической статьи являются установочные (программные), научные (теоретические или специальные) и обзорные статьи.
Публицистическая статья представляет материалы, отражающие актуальные проблемы современности, тенденции общественного развития. Она обладает одновременно и информативными качествами, и аналитическими свойствами, и эмоциональностью. Ее назначение – перевод эмоционального подтекста всего в ней сказанного в программные обобщения и выводы. Публицистический жанр адресован самой широкой читательской аудитории, разработке мировоззренческих проблем, формированию взглядов на образ мыслей читателя. Разновидностями публицистической статьи являются директивные, пропагандистские, проблемные, критические, обзорные и отчетные публикации, а также статьи-комментарии, статьи-корреспонденции и статьи теоретического плана.
Виды научных статей, несмотря на их специфику, отражают основные признаки статьи как научной публикации и ее жанровую принадлежность в спектре научных произведений. Соблюдение этой спецификации – залог точности донесения своего замысла до научной общественности.
Определение.
Статья – произведение, обстоятельно освещающее какую-либо тему, идею, вопрос, содержащее элементы их анализа и предназначенное для периодического, продолжающегося издания или непериодического сборника как составная часть основного текста.
Признаки научной статьи.
Основными признаками статьи как научного жанра является анализ и обобщение. Ее содержание предполагает обязательное осмысление и разбор значительного явления (или группы явлений), аргументированные обобщения и выводы, подтверждающие выдвинутую концепцию, идею.
Каждый из обозначенных признаков должен быть четко отражен в научной статье. Это соответствие напрямую определяет выбор информационных ресурсов для использования их в качестве материалов для научной публикации. Недостаток информации может ощущаться в глубине его обобщения. Слабость владения предметом – в поверхностности анализа и неоправданной расстановке акцентов. Отсутствие статистики – в низкой аргументации собственной позиции.
Научные ресурсы.
Обзор имеющихся ресурсов (информационных, аналитических, стилистических) раскрывает не только теоретический потенциал излагаемых результатов, но и возможность практического воплощения замысла. Важно оценить имеющиеся возможности с точки зрения научной эрудированности в выбранной теме, доступности информационных источников, достаточности (доказательной) статистической базы, способности донести до читателя смысл полученных результатов или формулируемых идей, наличие средств изложения материала. В связи с этим научный замысел необходимо рассмотреть с нескольких сторон.
Во-первых, оценить, насколько тема соответствует подготовленности автора к ее изложению. Возможно требуется дополнительная проработка источников и более глубокая ориентация в выбранной предметной области.
Во-вторых, осмыслить степень заинтересованности в данной научной публикации, отвечает ли она научным интересам и склонностям автора. Недостаточная эмоциональная включенность обязательно скажется на качестве научных материалов.
В-третьих, проанализировать информационную базу, будет ли ее достаточно, чтобы провести анализ и обобщение материалов, доказать основную идею, выразить свою позицию и сформулировать выводы.
В-четвертых, критично дать оценку своим способностям – будет ли заявленная тема и научный замысел интеллектуально посилен для его качественного воплощения. В некоторых случаях аналитических способностей может оказаться недостаточно для создания полноценной научной статьи.
В-пятых, сделать обзор необходимых для воплощения замысла методических средств и оценить их достаточность. Вполне вероятно, что в некоторых случаях могут потребоваться специальные приемы донесения информации до читателя. Чаще всего, эти приемы раскрываются через жанр научной статьи, отражающий способ заочной научной коммуникации.
Особенности жанра.
Жанровая дифференциация научных произведений позволяет обеспечивать научное сообщество необходимой информацией и на уровне творческого поиска, и на уровне восприятия готовых результатов. Жанр четко фиксирует конкретность и традиционность существующих норм и стандартов выбранного стиля научной коммуникации. Он является определенным способом формирования социальной информации в знаковое (литературное) произведение [14]. Чтобы четко соблюсти жанровую принадлежность создаваемой статьи, необходимо ориентироваться в потенциальном предмете жанра научной публикации, его целевом назначении и адресности.
Предмет жанра научной публикации призван отразить компоненты научного исследования в объеме, заданном целями научной коммуникации. В нем реализуются исторический или логический, теоретический или экспериментальный методы исследования.
Целевое назначение жанра научной литературы обусловлено ее социальной функцией: отражение, оценка, интерпретация научных знаний средствами литературы.
Читательский адрес жанра предполагает учет особенностей процесса восприятия научной информации и заданность обращения читателя к научному тексту как к способу коммуникации. Жанровая адресность научной публикации обусловливается объемом специальных знаний читателя, его научными интересами. Для ученого, выступающего в роли потребителя информации, небезразлично, как решалась задача – теоретическим или прикладным путем, каким методом, в промышленных или лабораторных условиях. По этой причине очень важно, чтобы статья отражала определенную точку зрения, в соответствии с которой рассматривается предмет, или сторону исследования, отвечая читательским интересам и информационным запросам определенных групп специалистов – исследователей, теоретиков, инженерно-конструкторского сообщества.
Жанр научной публикации сохраняет определенную устойчивость и преемственность и в то же время обладает динамичностью, может трансформироваться в зависимости от конкретных условий применения: характера средств коммуникации, вида издания, целевой направленности и читательской аудитории.
Наиболее значимыми жанровыми особенностями статьи являются следующие [5].
1. Предметом статьи выступает ряд ситуаций, в каждой из которых, так или иначе, проявляется действие какой-то общей закономерности или тенденции. Их выяснение, обстоятельное рассмотрение и демонстрация – основная задача статьи.
2. Решающим ориентиром предстает цель автора – выявить, проследить связи, соединяющие анализируемую проблему с «миром» окружающих проблем современности. Статья предполагает обобщение значительного фактического материала, который не сводится к задаче иллюстрирования мысли. Концепция статьи – экстракт осмысленных фактов, где факт – это основание проблемы, аргумент в рассуждении, «сцепление» элементов авторского замысла.
3. Автор статьи убеждает читателя в справедливости или ошибочности какой-то идеи, мысли. Ему приходится прибегать не только к анализу отдельных фактов, но и к размышлениям, опираться на всю совокупность фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу. В этом случае факты служат отправной точкой для развития авторской мысли, аргументируют ее.
4. Автор статьи стремится превратить читателя в своего единомышленника.
Таким образом, статья – это жанр, обобщающий явления действительности, факты и предполагающий ясное развитие строго определенной мысли. Статья излагает итоги исследования. Сила любой статьи не в обилии фактов, а в обобщениях, опирающихся на развернутую аргументацию. Эта специфика статьи как научного жанра позволяет четко определить ее структуру и избежать размытости и хаотичности излагаемых мыслей.
Структура статьи
Структура – (лат. structura – строение, расположение), определенная взаимосвязь, взаиморасположение составляющих частей: строение, устройство чего-либо. Структура статьи отражает совокупность входящих в нее устойчивых смысловых элементов, которые обеспечивают целостность ее восприятия как научного произведения.
Безотносительно к конкретному виду научной статьи и к области исследования эмпирически сложилась своя структура смысловых элементов статьи. Иногда их называют анкетными признаками статьи [10].
-
Проблема, предмет или тема исследования.
-
Научная (техническая) область, в которой проведено исследование.
-
Цель исследования.
-
Точка зрения на предмет или сторона, с которой он рассматривается.
-
Назначение объекта исследования (разработки).
-
Вид исследования.
-
Метод исследования.
-
Использованные оборудование, материалы.
-
Условия, в которых проводились исследования.
-
Конкретные результаты.
-
Техническая эффективность объекта, предложенного в результате исследования (разработки).
-
Экономическая сторона исследования, стоимость обоснованного (разработанного) объекта.
Совершенно естественно, что в тексте не каждой статьи можно обнаружить все из перечисленных элементов. На макроуровне статья, как и любое другое научное произведение, обычно состоит из введения (вступления), основной части и заключения.
Вводная часть обычно содержит обоснование актуальности темы и формулировку научной проблемы (задачи). Она освещает историю вопроса и степень его разработанности, включая оценку полученных при этом результатов. В ней оговариваются условия исследования, допущения, ограничения и другие сведения, необходимые для того, чтобы подготовить читателя к восприятию основной части. Если статья написана по результатам коллективного исследования, во вводной части отмечаются особенности индивидуальных подходов к решению проблемы (задачи), указывается доля личных вкладов.
Основная часть статьи обычно начинается с формулировки цели исследования. Она включает описание выбранных методов, условий, обсуждение имеющихся фактов и наблюдений, анализ противоречий и рассогласований, обоснование вытекающих из них гипотез, изложение полученных результатов.
Заключительная часть может быть представлена в двух вариантах: в форме выводов (тезисов) или обобщенного резюме. Она обобщает результаты исследования, которые должны быть изложены кратко и четко; содержит оценку теоретической, практической значимости результатов и рекомендации по их применению; в ней намечаются пути дальнейшей разработки научной проблемы (задачи), выдвигаются новые проблемы и направления.
Конкретизация структуры научной статьи связана с целями научной публикации, ее основной идеей и предполагает переход от ориентации в специфике этого жанра к овладению практическими навыками ее написания.
Цель – овладение способом построения концепции статьи, формирование навыков разработки структуры научной публикации.
Поскольку структура научной статьи способствует достижению цели, ради которой она пишется, необходимо научиться выделять а) основную мысль публикации и б) наиболее значимые элементы содержания, позволяющие осмыслить и упорядочить материал.
Четкий, ясный тезис – основная мысль, которая последовательно вытекает из приводимых, всесторонне проанализированных фактов. Она четкой «нитью» проходит через все составляющие статьи: введение, основную часть, заключение.
Остальные элементы даются в их сущности и связях с ключевым тезисом, подчеркивая очевидность и бесспорность сделанных выводов (рис. 4).
Таким образом, разработка структуры научной статьи подразумевает следующие последовательные действия (алгоритм) [13]:
1. Определение ключевого тезиса публикации: «Что наиболее ценного будет в моем сообщении для читателя? Какова цель научной публикации?»
-
Формирование вводной части – краткого предисловия к основному высказыванию. Лучшей опорой в этом случае служит соблюдение адресности: «На какую профессиональную категорию специалистов рассчитана статья?» В соответствии с этим происходит:
-
обоснование актуальности темы,
-
обозначение противоречий и рассогласований,
-
определение цели работы.
3. Разработка основной части. Она раскрывает существо вопроса, содержит анализ, исходных данных и конечных результатов. Внутри могут быть тематические подзаголовки, которые помогают более четко излагать материал, улучшают восприятие текста, содержат информацию о результатах исследования, которую, в первую очередь, ищет читатель, например, такие как:
-
сравнение имеющихся подходов, позиций, точек зрения на проблему;
-
авторский подход – целесообразность предлагаемого подхода;
-
описание предлагаемого варианта решения, оценка предлагаемого варианта решения;
-
методы;
-
результаты и их обсуждение.
4. Подготовка заключения – подведение итога всего изложенного в статье, авторское резюме. Не следует эту важную часть статьи заменять обшей фразой, неполно формулировать выводы. Это дезориентирует читателя и усложняет работу с текстом. Его составными элементами обычно являются:
-
выводы, рекомендации по практическому применению,
-
нерешенные вопросы, направление работ на будущее.
Для овладения алгоритмом разработки структуры научной статьи можно воспользоваться специальным трафаретом, который несет в себе опорные элементы общей концепции замысла (рис. 5).
Кроме того, для построения структуры статьи можно использовать следующий способ [2]. Взять 6 больших листов бумаги и подписать их: ЗАГЛАВИЕ, РЕЗЮМЕ, ВВЕДЕНИЕ, МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ, ОБСУЖДЕНИЕ. Всякий раз, как осенит идея, записывать ее в любом порядке на этих листах. Это поможет не потерять ценные мысли.
Когда структура статьи определена, можно переходить к подбору средств изложения основных мыслей и способов донесения до читателя необходимых материалов.
Для разработки данной публикации использовалась следующая схема (рис. 6).
Цель – рассмотреть возможности оперирования информацией, овладеть некоторыми способами подачи материалов.
Авторство – всегда творчество. Это искусство анализа и собственного видения темы. Если условно расчленить творческий процесс на основные элементы, то в нем отчетливо выделяются три последовательных этапа, требующих особых способов работы с информацией: отбор материала для статьи, развитие содержания (интерпретация полученных результатов, выбранных подходов, противоречивых фактов) и литературная отделка текста. Вот некоторые из них, оптимизирующие работу над статьей.
Отбор материала. Статья может ограничиться кратким конспективным изложением самых существенных мыслей, дать постановку вопроса и канву для его обсуждения. Характеристику фактов не следует предвзято подгонять к определенной идее: так незаметно для себя можно подменить реальность надуманной схемой.