Файл: Подготовка науч публ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2020

Просмотров: 439

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

о его частях, отдельных свойствах и признаках.

Аналитическая статья – это исследование, проводимое на основе исходной информации с использованием определенного метода. Ее цель – всесторонний анализ фактов, выводящих на решение научной задачи. Она отличается обстоятельностью разработки темы. В ней присутствуют оцен­ки взаимосвязей, фактов, аргументация, теоретические обобщения, логиче­ские выводы и практические рекомендации. Здесь широко применяются рассуждения и умозаключения. Наиболее распространенными видами ана­литической статьи являются установочные (программные), научные (тео­ретические или специальные) и обзорные статьи.

Публицистическая статья представляет материалы, отражающие ак­туальные проблемы современности, тенденции общественного развития. Она обладает одновременно и информативными качествами, и аналитиче­скими свойствами, и эмоциональностью. Ее назначение – перевод эмо­ционального подтекста всего в ней сказанного в программные обобщения и выводы. Публицистический жанр адресован самой широкой читатель­ской аудитории, разработке мировоззренческих проблем, формированию взглядов на образ мыслей читателя. Разновидностями публицистической статьи являются директивные, пропагандистские, проблемные, критиче­ские, обзорные и отчетные публикации, а также статьи-комментарии, статьи-корреспонденции и статьи теоретического плана.

Виды научных статей, несмотря на их специфику, отражают основные признаки статьи как научной публикации и ее жанровую принадлежность в спектре научных произведений. Соблюдение этой спецификации – залог точности донесения своего замысла до научной общественности.

Определение.

Статья – произведение, обстоятельно освещающее какую-либо тему, идею, вопрос, содержащее элементы их анализа и предназначенное для пе­риодического, продолжающегося издания или непериодического сборника как составная часть основного текста.

Признаки научной статьи.

Основными признаками статьи как научного жанра является анализ и обобщение. Ее содержание предполагает обязательное осмысление и раз­бор значительного явления (или группы явлений), аргументированные обобщения и выводы, подтверждающие выдвинутую концепцию, идею.

Каждый из обозначенных признаков должен быть четко отражен в на­учной статье. Это соответствие напрямую определяет выбор информаци­онных ресурсов для использования их в качестве материалов для научной публикации. Недостаток информации может ощущаться в глубине его обобщения. Слабость владения предметом – в поверхностности анализа и неоправданной расстановке акцентов. Отсутствие статистики – в низкой аргументации собственной позиции.

Научные ресурсы.

Обзор имеющихся ресурсов (информационных, аналитических, стили­стических) раскрывает не только теоретический потенциал излагаемых ре­зультатов, но и возможность практического воплощения замысла. Важно оценить имеющиеся возможности с точки зрения научной эрудированно­сти в выбранной теме, доступности информационных источников, доста­точности (доказательной) статистической базы, способности донести до читателя смысл полученных результатов или формулируемых идей, нали­чие средств изложения материала. В связи с этим научный замысел необ­ходимо рассмотреть с нескольких сторон.


Во-первых, оценить, насколько тема соответствует подготовленности автора к ее изложению. Возможно требуется дополнительная проработка источников и более глубокая ориентация в выбранной предметной области.

Во-вторых, осмыслить степень заинтересованности в данной научной публикации, отвечает ли она научным интересам и склонностям автора. Недостаточная эмоциональная включенность обязательно скажется на ка­честве научных материалов.

В-третьих, проанализировать информационную базу, будет ли ее дос­таточно, чтобы провести анализ и обобщение материалов, доказать основ­ную идею, выразить свою позицию и сформулировать выводы.

В-четвертых, критично дать оценку своим способностям – будет ли заявленная тема и научный замысел интеллектуально посилен для его ка­чественного воплощения. В некоторых случаях аналитических способно­стей может оказаться недостаточно для создания полноценной научной статьи.

В-пятых, сделать обзор необходимых для воплощения замысла мето­дических средств и оценить их достаточность. Вполне вероятно, что в не­которых случаях могут потребоваться специальные приемы донесения ин­формации до читателя. Чаще всего, эти приемы раскрываются через жанр научной статьи, отражающий способ заочной научной коммуникации.

Особенности жанра.

Жанровая дифференциация научных произведений позволяет обеспе­чивать научное сообщество необходимой информацией и на уровне творче­ского поиска, и на уровне восприятия готовых результатов. Жанр четко фиксирует конкретность и традиционность существующих норм и стан­дартов выбранного стиля научной коммуникации. Он является определен­ным способом формирования социальной информации в знаковое (литера­турное) произведение [14]. Чтобы четко соблюсти жанровую принадлеж­ность создаваемой статьи, необходимо ориентироваться в потенциальном предмете жанра научной публикации, его целевом назначении и адресности.

Предмет жанра научной публикации призван отразить компоненты научного исследования в объеме, заданном целями научной коммуника­ции. В нем реализуются исторический или логический, теоретический или экспериментальный методы исследования.

Целевое назначение жанра научной литературы обусловлено ее соци­альной функцией: отражение, оценка, интерпретация научных знаний средствами литературы.

Читательский адрес жанра предполагает учет особенностей процесса восприятия научной информации и заданность обращения читателя к на­учному тексту как к способу коммуникации. Жанровая адресность научной публикации обусловливается объемом специальных знаний читателя, его научными интересами. Для ученого, выступающего в роли потребителя информации, небезразлично, как решалась задача – теоретическим или прикладным путем, каким методом, в промышленных или лабораторных условиях. По этой причине очень важно, чтобы статья отражала опреде­ленную точку зрения, в соответствии с которой рассматривается предмет, или сторону исследования, отвечая читательским интересам и информаци­онным запросам определенных групп специалистов – исследователей, теоретиков, инженерно-конструкторского сообщества.


Жанр научной публикации сохраняет определенную устойчивость и преемственность и в то же время обладает динамичностью, может транс­формироваться в зависимости от конкретных условий применения: харак­тера средств коммуникации, вида издания, целевой направленности и чи­тательской аудитории.

Наиболее значимыми жанровыми особенностями статьи являются следующие [5].

1. Предметом статьи выступает ряд ситуаций, в каждой из которых, так или иначе, проявляется действие какой-то общей закономерности или тенденции. Их выяснение, обстоятельное рассмотрение и демонстрация – основная задача статьи.

2. Решающим ориентиром предстает цель автора – выявить, просле­дить связи, соединяющие анализируемую проблему с «миром» окружаю­щих проблем современности. Статья предполагает обобщение значитель­ного фактического материала, который не сводится к задаче иллюстрирования мысли. Концепция статьи – экстракт осмысленных фак­тов, где факт – это основание проблемы, аргумент в рассуждении, «сцеп­ление» элементов авторского замысла.

3. Автор статьи убеждает читателя в справедливости или ошибочности какой-то идеи, мысли. Ему приходится прибегать не только к анализу от­дельных фактов, но и к размышлениям, опираться на всю совокупность фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу. В этом случае факты служат отправной точкой для развития авторской мысли, аргументируют ее.

4. Автор статьи стремится превратить читателя в своего единомыш­ленника.

Таким образом, статья – это жанр, обобщающий явления действи­тельности, факты и предполагающий ясное развитие строго определенной мысли. Статья излагает итоги исследования. Сила любой статьи не в оби­лии фактов, а в обобщениях, опирающихся на развернутую аргументацию. Эта специфика статьи как научного жанра позволяет четко определить ее структуру и избежать размытости и хаотичности излагаемых мыслей.

Структура статьи

Структура(лат. structuraстроение, расположение), определен­ная взаимосвязь, взаиморасположение составляющих частей: строение, устройство чего-либо. Структура статьи отражает совокупность входящих в нее устойчивых смысловых элементов, которые обеспечивают целост­ность ее восприятия как научного произведения.

Безотносительно к конкретному виду научной статьи и к области ис­следования эмпирически сложилась своя структура смысловых элементов статьи. Иногда их называют анкетными признаками статьи [10].

  1. Проблема, предмет или тема исследования.

  2. Научная (техническая) область, в которой проведено исследование.

  3. Цель исследования.

  4. Точка зрения на предмет или сторона, с которой он рассмат­ривается.

  5. Назначение объекта исследования (разработки).

  6. Вид исследования.

  7. Метод исследования.

  8. Использованные оборудование, материалы.

  9. Условия, в которых проводились исследования.

  10. Конкретные результаты.

  11. Техническая эффективность объекта, предложенного в результате исследования (разработки).

  12. Экономическая сторона исследования, стоимость обоснованного (разработанного) объекта.


Совершенно естественно, что в тексте не каждой статьи можно обна­ружить все из перечисленных элементов. На макроуровне статья, как и любое другое научное произведение, обычно состоит из введения (вступ­ления), основной части и заключения.

Вводная часть обычно содержит обоснование актуальности темы и формулировку научной проблемы (задачи). Она освещает историю вопроса и степень его разработанности, включая оценку полученных при этом ре­зультатов. В ней оговариваются условия исследования, допущения, огра­ничения и другие сведения, необходимые для того, чтобы подготовить чи­тателя к восприятию основной части. Если статья написана по результатам коллективного исследования, во вводной части отмечаются особенности индивидуальных подходов к решению проблемы (задачи), указывается до­ля личных вкладов.

Основная часть статьи обычно начинается с формулировки цели ис­следования. Она включает описание выбранных методов, условий, обсуж­дение имеющихся фактов и наблюдений, анализ противоречий и рассогла­сований, обоснование вытекающих из них гипотез, изложение полученных результатов.

Заключительная часть может быть представлена в двух вариантах: в форме выводов (тезисов) или обобщенного резюме. Она обобщает резуль­таты исследования, которые должны быть изложены кратко и четко; со­держит оценку теоретической, практической значимости результатов и ре­комендации по их применению; в ней намечаются пути дальнейшей разработки научной проблемы (задачи), выдвигаются новые проблемы и направления.

Конкретизация структуры научной статьи связана с целями научной публикации, ее основной идеей и предполагает переход от ориентации в спе­цифике этого жанра к овладению практическими навыками ее написания.

2 этап – «Опора».

Цель – овладение способом построения концепции статьи, формиро­вание навыков разработки структуры научной публикации.

Поскольку структура научной статьи способствует достижению цели, ради которой она пишется, необходимо научиться выделять а) основную мысль публикации и б) наиболее значимые элементы содержания, позво­ляющие осмыслить и упорядочить материал.

Четкий, ясный тезис – основная мысль, которая последовательно вы­текает из приводимых, всесторонне проанализированных фактов. Она чет­кой «нитью» проходит через все составляющие статьи: введение, основ­ную часть, заключение.

Остальные элементы даются в их сущности и связях с ключевым тези­сом, подчеркивая очевидность и бесспорность сделанных выводов (рис. 4).



Таким образом, разработка структуры научной статьи подразумевает следующие последовательные действия (алгоритм) [13]:

1. Определение ключевого тезиса публикации: «Что наиболее ценного будет в моем сообщении для читателя? Какова цель научной публикации?»

  1. Формирование вводной части – краткого предисловия к основному высказыванию. Лучшей опорой в этом случае служит соблюдение адрес­ности: «На какую профессиональную категорию специалистов рассчитана статья?» В соответствии с этим происходит:


  • обоснование актуальности темы,

  • обозначение противоречий и рассогласований,

  • определение цели работы.

3. Разработка основной части. Она раскрывает существо вопроса, содержит анализ, исходных данных и конечных результатов. Внутри могут быть тематические подзаголовки, которые помогают более четко излагать материал, улучшают восприятие текста, содержат информацию о результатах исследования, которую, в первую очередь, ищет читатель, например, такие как:

  • сравнение имеющихся подходов, позиций, точек зрения на проблему;

  • авторский подход – целесообразность предлагаемого подхода;

  • описание предлагаемого варианта решения, оценка предлагаемого варианта решения;

  • методы;

  • результаты и их обсуждение.

4. Подготовка заключения – подведение итога всего изложенного в статье, авторское резюме. Не следует эту важную часть статьи заменять обшей фразой, неполно формулировать выводы. Это дезориентирует читателя и усложняет работу с текстом. Его составными элементами обычно являются:

  • выводы, рекомендации по практическому применению,

  • нерешенные вопросы, направление работ на будущее.

Для овладения алгоритмом разработки структуры научной статьи можно воспользоваться специальным трафаретом, который несет в себе опорные элементы общей концепции замысла (рис. 5).

Кроме того, для построения структуры статьи можно использовать следующий способ [2]. Взять 6 больших листов бумаги и подписать их: ЗАГЛАВИЕ, РЕЗЮМЕ, ВВЕДЕНИЕ, МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ, РЕ­ЗУЛЬТАТЫ, ОБСУЖДЕНИЕ. Всякий раз, как осенит идея, записывать ее в любом порядке на этих листах. Это поможет не потерять ценные мысли.

Когда структура статьи определена, можно переходить к подбору средств изложения основных мыслей и способов донесения до читателя необходимых материалов.



Для разработки данной публикации использовалась следующая схема (рис. 6).






3 этап – «Операционализация».

Цель – рассмотреть возможности оперирования информацией, овла­деть некоторыми способами подачи материалов.

Авторство – всегда творчество. Это искусство анализа и собственно­го видения темы. Если условно расчленить творческий процесс на основ­ные элементы, то в нем отчетливо выделяются три последовательных эта­па, требующих особых способов работы с информацией: отбор материала для статьи, развитие содержания (интерпретация полученных результатов, выбранных подходов, противоречивых фактов) и литературная отделка текста. Вот некоторые из них, оптимизирующие работу над статьей.

Отбор материала. Статья может ограничиться кратким конспектив­ным изложением самых существенных мыслей, дать постановку вопроса и канву для его обсуждения. Характеристику фактов не следует предвзято подгонять к определенной идее: так незаметно для себя можно подменить реальность надуманной схемой.