ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2020
Просмотров: 438
Скачиваний: 5
Трудности интерпретации. Научно обоснованное истолкование явлений действительности, определивших тему статьи, ее содержание, в первую очередь, сопряжено с авторской концепцией. Залог успешности ее воплощения – присутствие в статье научного анализа и лаконичность изложения. Научный анализ предполагает движение мысли. Если оно есть
-
это одновременно и гарантия от появления в статье пустяковых сведений и тривиальных идей. Умение в наиболее лаконичной, сжатой форме раскрыть читателю сущность того или иного положения позволяет избежать недопонимания и двусмысленности, убедить читателя, активизировать его в нужном направлении. Научиться писать кратко, но исчерпывающе – трудная задача, однако ее решение как раз и формирует мастерство в создании научных текстов.
Воплощение темы. Работая над статьей, необходимо искать наиболее эффективные способы организации материала как единого целого. Для того чтобы множество фактов, статистических данных, мыслей четко и последовательно выражало главную идею, пути осуществления поставленной цели, нужно выделить наиболее существенное, расставить акценты, создать целесообразные пропорции, т. е. отобрать нужное и изъять лишнее. Важно найти соответствие формы содержанию и использовать ее возможности для полного и яркого раскрытия идей.
Цель – научиться организовывать и регулировать свою деятельность в ходе подготовки научной статьи.
Обычно существуют четкие временные рамки, отведенные на создание статьи. В этот период необходимо пройти весь цикл ее подготовки от вычленения замысла до получения результата. Сложность и многогранность создания научных текстов требует от автора не только содержательной и методической компетентности, но и умения распределять задачи и свои силы.
Лучшим способом решения проблемы организации авторского труда служит а) планирование времени – оценка продолжительности выполнения задачи и ее этапов и б) составление расписания продвижения к цели – установление плановых дат для выполнения работ и наступления контрольных (ключевых) событий. Это помогает сделать процесс подготовки научной публикации подконтрольным и управляемым, а также избежать несовпадения фактических и плановых результатов, которые часто приводят к изменениям ранее согласованных планов и сроков в соответствии с реальным положением дел.
Представим путь от идеи до публикации.
Приступая к работе над статьей, нужно понимать, что это – процесс. Он имеет начало и конец, свою продолжительность, этапы, свои трудности. Поэтому, во-первых, необходимо распланировать свою работу. Отталкиваясь от сроков написания текста, оценить затраты времени и сил, разбить работу на части, составить расписание – когда именно эти части должны появиться, постараться оценить, сколько времени займет поиск информации, собственно написание текста, т. е. определить контрольные события.
Во-вторых, необходимо высвободить в своем обычном графике время, посвящаемое только работе над статьей.
В-третьих, необходимо запланировать встречи с научным руководителем и другими консультантами (рис. 7).
В-четвертых, следует оценить затраты времени на работу по написанию статьи [7]:
-
Разработка темы – 5 ч.
-
Изучение информационной ситуации по проблеме – 15 ч.
-
Подготовка чернового варианта – 12 ч.
-
Корректура – 2 ч.
-
Работа над основной частью – 6 ч.
-
Подготовка введения и заключения – 4 ч.
-
Проработка заголовков и аннотации – 3 ч.
-
Редактирование чистового варианта – 3 ч.
-
Печать чистового варианта.
-
Выступление на кафедре с сообщением – 20 мин.
В-пятых, соотнести необходимое время с общим графиком работы и выделить в нем «окна» для подготовки и написания статьи (рис. 8).
Цель – научиться оценивать качество подготовленной статьи.
Это – не менее важный этап, чем разработка научной статьи и планирование своих действий по выполнению задуманного. Оценка качества публикации помогает найти уязвимые моменты в ее содержании, определить достоинства и недостатки, разработать стратегию для устранения последних.
Лучшим способом в этом случае является метод трехстороннего редакторского анализа текста: 1) оценка выбора темы; 2) уровень ее разработки и 3) литературная отделка статьи. Все три составляющие тесно взаимосвязаны и представляют собой целостный процесс, который в итоге выводит на соответствие статьи целевому назначению и читательскому адресу.
При оценке выбора темы необходимо обратить внимание на ее актуальность, учитывая при этом теоретическую и практическую значимость решаемой научной задачи (проблемы), оригинальность и новизну, а также соответствие профилю журнала. Конкретность – одно из основных требований, предъявляемых к теме научной статьи. Широкая и недостаточно конкретная тема затрудняет ее глубокую проработку, лишает возможности точно определить читательский адрес.
Анализ уровня разработки темы предполагает всестороннюю оценку содержания статьи с методических и научных позиций. Для оценки полноты и глубины разработки темы важно проанализировать состав смысловых аспектов, отражаемых в тексте. Далее оценивается новизна, достоверность и истинность фактического материала. С этой точки зрения проводится:
-
оценка фактов с позиций соответствия их методическим требованиям (они должны быть представительны, рассмотрены во взаимосвязях и развитии);
-
анализ и оценка оптимальности числа однородных фактов и их ранжирования в соответствии с «весовой» значимостью;
-
оценка точности и достоверности фактов;
-
оценка новизны.
Следуя за логикой изложения, необходимо оценить, как осуществлены отбор фактов, их сопоставление, объяснение, интерпретация, синтезирование, на какой основе строятся рассуждения и обоснования, на что опираются заключительные выводы.
Оценка качества литературной отделки статьи предполагает анализ композиции, языка, стиля научной публикации.
Важно, чтобы структура статьи характеризовалась последовательностью изложения материала, логичностью взаимоотношений и пропорциональностью различных ее частей, что обусловлено характером и внутренней логикой развития предмета, жанровыми особенностями этого вида научной публикации, в котором соподчиненность элементов придает единство и целостность включенным материалам. Стиль изложения придает композиции статьи индивидуальную манеру подачи информации, отражает особенности, присущие творчеству конкретного автора.
Основными критериями оценки качества структуры и стиля являются:
-
целостность – структура научной статьи должна представлять собой единство всех составляющих ее компонентов, а каждый элемент структуры – часть статьи в целом;
-
системность – позволяет выявить единую логическую схему статьи, представить отдельные ее фрагменты как отдельные элементы системы, находящиеся во взаимосвязи и взаимодействии;
-
соразмерность – установление соответствия объема того или иного фрагмента статьи его смысловой значимости, познавательной емкости, что позволяет оценить структуру относительно ее соответствия особенностям читательского восприятия текста;
-
связность – позволяет выявить авторский принцип систематизации материала, эффективность избранной автором последовательности изложения.
-
коммуникативная ценность – отражает соответствие литературной подачи материала определенному стилю и языково-стилистическим нормам. Язык и стиль научной статьи, как и ее структура, должны способствовать быстрому отысканию читателем нужных сведений и наиболее эффективному их усвоению;
-
грамматико-стилистические средства изложения – раскрывают характер построения текста. Лучшим способом является использование простых законченных предложений, имеющих правильную грамматическую форму. Такие предложения способствуют быстрому и адекватному восприятию информации. Сложные громоздкие предложения с большим числом внутренних связей затрудняют понимание текста, непроизвольно вынуждая тратить время на его анализ и уяснения смысла. Поэтому сложные предложения целесообразно расчленить на ряд простых, сохраняя логические взаимоотношения между ними.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Программа учебного семинара-тренинга
Подготовка научной публикации
Цель курса: Расширение профессиональной компетенции аспирантов в области создания научных публикаций.
Задачи курса:
-
систематизировать имеющиеся знания о научном тексте;
-
дать представление о структуре научного произведения;
-
закрепить навыки в области написания научных статей;
-
понять роль и приемы самоорганизации;
-
стимулировать интерес к изучению и освоению чужого опыта работы над научными публикациями.
Место курса в профессиональной подготовке. Данный курс относится к блоку научной подготовки аспиранта.
Требования к уровню освоения дисциплины.
В результате освоения данного курса аспирант должен знать:
-
основные этапы и тенденции развития информационной ситуации в науке;
-
основные элементы структуры научного произведения, принципы его создания;
-
основные этапы работы над научным произведением;
-
особенности научной статьи;
-
технологию самоорганизации.
В результате освоения данного курса аспирант должен уметь:
-
проанализировать любую статью;
-
выделять цель, структуру, читательский адрес статьи;
-
написать статью самостоятельно;
-
составлять технологическую карту процесса работы над статьей.
-
ОБЪЕМ, ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, ФОРМА КОНТРОЛЯ
Форма обучения |
Дневная – в группе 7-8 человек |
Общая трудоемкость |
32 |
Количество аудиторных часов |
16 |
Из них: – лекций |
4 |
– практических занятий |
12 |
Самостоятельная работа |
16 |
Форма итогового контроля знаний |
Творческое задание |
СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРА
Тема 1. Развитие информационной ситуации в науке.
Информационная ситуация. О структуре современного знания. Научная работа как трудовая и творческая деятельность. Публикация – основа научной коммуникации. Классификации произведений. Содержание деятельности аспиранта. Профессиональная компетентность – основные этапы развития.
Виды занятий: лекция.
Тема 2. Произведение и его структура.
Структура – опора научного произведения. Разработка замысла. Основная часть. Вступление и заключение.
Тема 3. Работа над статьей.
Жанровые особенности статьи. Структура статьи. Основные этапы работы над созданием концепции статьи.
Виды занятий: лекция, практическое занятие, диспут.
Тема 4. Самоорганизация.
Разработка технологической карты. Понятие эффективности. Составление расписаний. Распределение времени.
Виды занятий: тренинг.
Тема 5. Секреты мастерства. Редактирование. Приемы работы с информацией.
Виды занятий: лекция, круглый стол, конференция или круглый стол, обмен опытом.
Распределение часов по темам
№ темы |
Название раздела, темы |
Кол-во аудиторных часов |
|
Лекции |
Семинары |
||
1 раздел |
|
|
|
1 |
Развитие информационной ситуации в науке |
2 |
- |
2 |
Произведение и его структура |
2 |
- |
3 |
Работа над статьей |
|
4 |
4 |
Самоорганизация |
|
2 |
5 |
Секреты мастерства |
|
2 |
|
Итого по 1 разделу. |
4 |
8 |
2 раздел |
|
|
|
|
Конференция. Круглый стол |
– |
4 |
|
Итого по 2 разделу: |
– |
4 |
|
Итого: |
4 |
12 |
|
Всего: |
16 |
Перечень заданий для самостоятельной работы.
-
Разработать структуру статьи.
-
Написать статью на заданную тему.
-
Подготовить доклад на тему «Из жизни замечательных людей».
-
Разработать свой график работы над статьей.
-
Написать статью на свою тему. Представить на занятии структуру, анализ, этапы работы.
-
Взять интервью у автора.
-
Подготовить публичное выступление.
Темы сообщений.
-
Как работает ученый (ФИО).
-
Что такое интервью.
-
Чем отличаются реферат, курсовая, диплом, доклад.
-
Особенности публичного выступления.
-
Виды полемики.
Примерный перечень вопросов к зачету.
-
Как вы понимаете развитие информационной ситуации в науке?
-
Опишите структуру любого произведения, роль и значение каждого элемента.
-
В чем состоят жанровые особенности статьи?
-
Объясните необходимость самоорганизации и ее роль в научной работе.
-
Что такое технология самоорганизации?
Рекомендуемая литература
-
Андреев Г. И. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности. М., 2003.
-
Будс В. Как писать научную статью // Техника и наука. 1978. № 2-4.
-
Гречихин А. А., Здоров И. Г. Информационные издания. М., 1979.
-
Гужова И. К. и др. Литературное редактирование: Материалы для занятий. М., 2000.
-
Черепахов М. С., Гуревич С. Н., Пельт В. Д. Жанры советской газеты. М., 1972.
-
Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
-
Льюис Д. Стресс-менеджмент / Пер. с англ. М., 2000.
-
СилиДж. Как написать доклад / Пер. с англ. М., 2004.
-
Соловьев В. И. Подготовка и редактирование информационных изданий. М., 1986.
-
Соловьев В. И., Рябинина Н. 3. Редакторская подготовка периодических изданий. М., 1993.
-
Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. М., 1998.
-
Феллер М. Д. Структура произведения. М., 1981.
-
Чернышова Т. В. Научная статья. Основные требования к содержанию и структуре. М., 1989.
-
Шурыгина И. Л. Жанры научной литературы. М., 1986.
-
Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. М., 2003.