Файл: Подготовка науч публ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2020

Просмотров: 380

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Трудности интерпретации. Научно обоснованное истолкование яв­лений действительности, определивших тему статьи, ее содержание, в пер­вую очередь, сопряжено с авторской концепцией. Залог успешности ее во­площения – присутствие в статье научного анализа и лаконичность изложения. Научный анализ предполагает движение мысли. Если оно есть

  • это одновременно и гарантия от появления в статье пустяковых сведе­ний и тривиальных идей. Умение в наиболее лаконичной, сжатой форме раскрыть читателю сущность того или иного положения позволяет избе­жать недопонимания и двусмысленности, убедить читателя, активизиро­вать его в нужном направлении. Научиться писать кратко, но исчерпы­вающе – трудная задача, однако ее решение как раз и формирует мастерство в создании научных текстов.

Воплощение темы. Работая над статьей, необходимо искать наиболее эффективные способы организации материала как единого целого. Для то­го чтобы множество фактов, статистических данных, мыслей четко и по­следовательно выражало главную идею, пути осуществления поставленной цели, нужно выделить наиболее существенное, расставить акценты, соз­дать целесообразные пропорции, т. е. отобрать нужное и изъять лишнее. Важно найти соответствие формы содержанию и использовать ее возмож­ности для полного и яркого раскрытия идей.

4 этап – «Организация».

Цель – научиться организовывать и регулировать свою деятельность в ходе подготовки научной статьи.

Обычно существуют четкие временные рамки, отведенные на созда­ние статьи. В этот период необходимо пройти весь цикл ее подготовки от вычленения замысла до получения результата. Сложность и многогран­ность создания научных текстов требует от автора не только содержатель­ной и методической компетентности, но и умения распределять задачи и свои силы.

Лучшим способом решения проблемы организации авторского труда служит а) планирование времени – оценка продолжительности выполне­ния задачи и ее этапов и б) составление расписания продвижения к цели – установление плановых дат для выполнения работ и наступления кон­трольных (ключевых) событий. Это помогает сделать процесс подготовки научной публикации подконтрольным и управляемым, а также избежать несовпадения фактических и плановых результатов, которые часто приво­дят к изменениям ранее согласованных планов и сроков в соответствии с реальным положением дел.

Представим путь от идеи до публикации.

Приступая к работе над статьей, нужно понимать, что это – процесс. Он имеет начало и конец, свою продолжительность, этапы, свои трудно­сти. Поэтому, во-первых, необходимо распланировать свою работу. Оттал­киваясь от сроков написания текста, оценить затраты времени и сил, раз­бить работу на части, составить расписание – когда именно эти части должны появиться, постараться оценить, сколько времени займет поиск информации, собственно написание текста, т. е. определить контрольные события.


Во-вторых, необходимо высвободить в своем обычном графике время, посвящаемое только работе над статьей.

В-третьих, необходимо запланировать встречи с научным руководите­лем и другими консультантами (рис. 7).


В-четвертых, следует оценить затраты времени на работу по написа­нию статьи [7]:

  • Разработка темы – 5 ч.

  • Изучение информационной ситуации по проблеме – 15 ч.

  • Подготовка чернового варианта – 12 ч.

  • Корректура – 2 ч.

  • Работа над основной частью – 6 ч.

  • Подготовка введения и заключения – 4 ч.

  • Проработка заголовков и аннотации – 3 ч.

  • Редактирование чистового варианта – 3 ч.

  • Печать чистового варианта.

  • Выступление на кафедре с сообщением – 20 мин.

В-пятых, соотнести необходимое время с общим графиком работы и выделить в нем «окна» для подготовки и написания статьи (рис. 8).



5 этап – «Оценивание»

Цель – научиться оценивать качество подготовленной статьи.

Это – не менее важный этап, чем разработка научной статьи и плани­рование своих действий по выполнению задуманного. Оценка качества пуб­ликации помогает найти уязвимые моменты в ее содержании, опреде­лить достоинства и недостатки, разработать стратегию для устранения по­следних.

Лучшим способом в этом случае является метод трехстороннего ре­дакторского анализа текста: 1) оценка выбора темы; 2) уровень ее разра­ботки и 3) литературная отделка статьи. Все три составляющие тесно взаимосвязаны и представляют собой целостный процесс, который в итоге выводит на соответствие статьи целевому назначению и читательскому адресу.

При оценке выбора темы необходимо обратить внимание на ее акту­альность, учитывая при этом теоретическую и практическую значимость решаемой научной задачи (проблемы), оригинальность и новизну, а также соответствие профилю журнала. Конкретность – одно из основных требо­ваний, предъявляемых к теме научной статьи. Широкая и недостаточно конкретная тема затрудняет ее глубокую проработку, лишает возможности точно определить читательский адрес.

Анализ уровня разработки темы предполагает всестороннюю оценку содержания статьи с методических и научных позиций. Для оценки полно­ты и глубины разработки темы важно проанализировать состав смысловых аспектов, отражаемых в тексте. Далее оценивается новизна, достоверность и истинность фактического материала. С этой точки зрения проводится:

  • оценка фактов с позиций соответствия их методическим требова­ниям (они должны быть представительны, рассмотрены во взаимосвязях и развитии);

  • анализ и оценка оптимальности числа однородных фактов и их ранжирования в соответствии с «весовой» значимостью;

  • оценка точности и достоверности фактов;

  • оценка новизны.

Следуя за логикой изложения, необходимо оценить, как осуществлены отбор фактов, их сопоставление, объяснение, интерпретация, синтезирова­ние, на какой основе строятся рассуждения и обоснования, на что опира­ются заключительные выводы.

Оценка качества литературной отделки статьи предполагает анализ композиции, языка, стиля научной публикации.

Важно, чтобы структура статьи характеризовалась последовательно­стью изложения материала, логичностью взаимоотношений и пропорцио­нальностью различных ее частей, что обусловлено характером и внутрен­ней логикой развития предмета, жанровыми особенностями этого вида научной публикации, в котором соподчиненность элементов придает един­ство и целостность включенным материалам. Стиль изложения придает композиции статьи индивидуальную манеру подачи информации, отражает особенности, присущие творчеству конкретного автора.

Основными критериями оценки качества структуры и стиля являются:

  1. целостность – структура научной статьи должна представлять со­бой единство всех составляющих ее компонентов, а каждый элемент структуры – часть статьи в целом;

  2. системность – позволяет выявить единую логическую схему ста­тьи, представить отдельные ее фрагменты как отдельные элементы систе­мы, находящиеся во взаимосвязи и взаимодействии;

  3. соразмерность – установление соответствия объема того или ино­го фрагмента статьи его смысловой значимости, познавательной емкости, что позволяет оценить структуру относительно ее соответствия особенно­стям читательского восприятия текста;

  4. связность – позволяет выявить авторский принцип систематиза­ции материала, эффективность избранной автором последовательности из­ложения.

  5. коммуникативная ценность – отражает соответствие литературной подачи материала определенному стилю и языково-стилистическим нор­мам. Язык и стиль научной статьи, как и ее структура, должны способство­вать быстрому отысканию читателем нужных сведений и наиболее эффек­тивному их усвоению;

  6. грамматико-стилистические средства изложения – раскрывают характер построения текста. Лучшим способом является использование простых законченных предложений, имеющих правильную грамматиче­скую форму. Такие предложения способствуют быстрому и адекватному восприятию информации. Сложные громоздкие предложения с большим числом внутренних связей затрудняют понимание текста, непроизвольно вынуждая тратить время на его анализ и уяснения смысла. Поэтому слож­ные предложения целесообразно расчленить на ряд простых, сохраняя ло­гические взаимоотношения между ними.
















ПРИЛОЖЕНИЕ

Программа учебного семинара-тренинга

Подготовка научной публикации


  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель курса: Расширение профессиональной компетенции аспирантов в области создания научных публикаций.

Задачи курса:

  • систематизировать имеющиеся знания о научном тексте;

  • дать представление о структуре научного произведения;

  • закрепить навыки в области написания научных статей;

  • понять роль и приемы самоорганизации;

  • стимулировать интерес к изучению и освоению чужого опыта работы над научными публикациями.

Место курса в профессиональной подготовке. Данный курс относится к блоку научной подготовки аспиранта.

Требования к уровню освоения дисциплины.

В результате освоения данного курса аспирант должен знать:

  • основные этапы и тенденции развития информационной ситуации в науке;

  • основные элементы структуры научного произведения, принципы его создания;

  • основные этапы работы над научным произведением;

  • особенности научной статьи;

  • технологию самоорганизации.

В результате освоения данного курса аспирант должен уметь:

  • проанализировать любую статью;

  • выделять цель, структуру, читательский адрес статьи;

  • написать статью самостоятельно;

  • составлять технологическую карту процесса работы над статьей.


  1. ОБЪЕМ, ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, ФОРМА КОНТРОЛЯ


Форма обучения

Дневная – в группе 7-8 человек

Общая трудоемкость

32

Количество аудиторных часов

16

Из них: – лекций

4

практических занятий

12

Самостоятельная работа

16

Форма итогового контроля знаний

Творческое задание


СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРА

Тема 1. Развитие информационной ситуации в науке.

Информационная ситуация. О структуре современного знания. Научная работа как трудовая и творческая деятельность. Публикация – основа научной коммуникации. Классификации произведений. Содержание деятельности аспиранта. Профессиональная компетентность – основные этапы развития.

Виды занятий: лекция.

Тема 2. Произведение и его структура.

Структура – опора научного произведения. Разработка замысла. Основная часть. Вступление и заключение.

Тема 3. Работа над статьей.

Жанровые особенности статьи. Структура статьи. Основные этапы работы над созданием концепции статьи.

Виды занятий: лекция, практическое занятие, диспут.

Тема 4. Самоорганизация.

Разработка технологической карты. Понятие эффективности. Состав­ление расписаний. Распределение времени.

Виды занятий: тренинг.

Тема 5. Секреты мастерства. Редактирование. Приемы работы с информацией.

Виды занятий: лекция, круглый стол, конференция или круглый стол, обмен опытом.


Распределение часов по темам


темы

Название раздела, темы

Кол-во аудиторных часов

Лекции

Семинары

1 раздел



1

Развитие информационной ситуации в науке

2

-

2

Произведение и его структура

2

-

3

Работа над статьей


4

4

Самоорганизация


2

5

Секреты мастерства


2


Итого по 1 разделу.

4

8

2 раздел




Конференция. Круглый стол

4


Итого по 2 разделу:

4


Итого:

4

12


Всего:

16


Перечень заданий для самостоятельной работы.

  1. Разработать структуру статьи.

  2. Написать статью на заданную тему.

  3. Подготовить доклад на тему «Из жизни замечательных людей».

  4. Разработать свой график работы над статьей.

  5. Написать статью на свою тему. Представить на занятии структуру, анализ, этапы работы.

  6. Взять интервью у автора.

  7. Подготовить публичное выступление.


Темы сообщений.

  1. Как работает ученый (ФИО).

  2. Что такое интервью.

  3. Чем отличаются реферат, курсовая, диплом, доклад.

  4. Особенности публичного выступления.

  5. Виды полемики.


Примерный перечень вопросов к зачету.

  1. Как вы понимаете развитие информационной ситуации в науке?

  2. Опишите структуру любого произведения, роль и значение каждого элемента.

  3. В чем состоят жанровые особенности статьи?

  4. Объясните необходимость самоорганизации и ее роль в научной работе.

  5. Что такое технология самоорганизации?







Рекомендуемая литература


  1. Андреев Г. И. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности. М., 2003.

  2. Будс В. Как писать научную статью // Техника и наука. 1978. № 2-4.

  3. Гречихин А. А., Здоров И. Г. Информационные издания. М., 1979.

  4. Гужова И. К. и др. Литературное редактирование: Материалы для занятий. М., 2000.

  5. Черепахов М. С., Гуревич С. Н., Пельт В. Д. Жанры советской газеты. М., 1972.

  6. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.

  7. Льюис Д. Стресс-менеджмент / Пер. с англ. М., 2000.

  8. СилиДж. Как написать доклад / Пер. с англ. М., 2004.

  9. Соловьев В. И. Подготовка и редактирование информационных изданий. М., 1986.

  10. Соловьев В. И., Рябинина Н. 3. Редакторская подготовка периоди­ческих изданий. М., 1993.

  11. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. М., 1998.

  12. Феллер М. Д. Структура произведения. М., 1981.

  13. Чернышова Т. В. Научная статья. Основные требования к содер­жанию и структуре. М., 1989.

  14. Шурыгина И. Л. Жанры научной литературы. М., 1986.

  15. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. М., 2003.