Файл: Предпринимательский маркетинг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. В современных условиях развития экономики все более актуальным становится вопрос о стабильном развитии производства. Однако следует отметить, что актуальные вопросы функционирования экономики Республики Беларусь предполагают развивать не просто производства, а в первую очередь конкурентоспособные производства. Развитие конкурентоспособности производства продукции - не только актуальная задача самих предприятий, но и задача развития экономики страны в целом. Инструментом развития системы повышения конкурентоспособности является комплексный подход к определению и разработке мероприятий по совершенствованию системы повышения конкурентоспособности предприятия. Каждое предприятие стремится создать наиболее верную в условиях его функционирования конкурентоспособную стратегию. Именно верно спрогнозированное поведение предприятия на рынке может стать предпосылкой для его успешного функционирования.

Прежде всего, отметим многовариантность самого понятия «конкурентоспособность». Многие ученые, такие как М. Портер, Р.А. Фатхутдинов, Дж. Харт и другие [1; 2], исследовали данную категорию, но единого мнения по данному вопросу на сегодняшний день нет. Поэтому актуально создание комплексной концепции конкурентоспособности, которая позволит выявить особенности конкурентоспособности продукции исходя из уже существующих различных подходов определения данной категории.

Целью данной работы является анализ конкурентоспособности продукции производственной организации, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности продукции;

- провести анализ конкурентоспособности продукции ОАО «ЧАЗ».

Объект исследования - ОАО «ЧЕБОКСАРСКИЙ АГРЕГАТНЫЙ ЗАВОД».

Предмет исследования – конкурентоспособность продукции.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области маркетинга, материалы периодических изданий и сети Интернет.

Глава 1 Теоретические аспекты конкурентоспособности продукции


1.1 Понятие конкурентоспособности продукции

В рамках данного исследования мы стремились обратиться к уже имеющемуся набору подходов для определения столь широко применимой в данных условиях экономики категории. Необходимо отметить, что каждый из указанных выше авторов при исследовании этого вопроса вносил новые аспекты в концепцию конкурентоспособности. Несмотря на множество подходов, лишь немногие из них разделяют мнение друг друга.

Один из ярких представителей исследователей категории конкурентоспособности, М. Портер, отмечал, что на уровень конкурентоспособности страны оказывают влияние производительность и конкурентоспособность ее отраслей [1]. Также следует отметить, что Майкл Е. Портер является профессором в области управления торгово-промышленной деятельностью в Гарвардской школе бизнеса и одним из авторов концепции конкурентной стратегии и международной конкурентоспособности. Согласно теории М. Портера [1], в основе конкуренции лежат пять фундаментальных составляющих сил:

  • существующие корпоративные конкуренты;
  • появление (возможность появления) новых конкурентов;
  • угрозы со стороны альтернативных товаров и услуг;
  • способность поставщиков отстаивать свои интересы;
  • способность потребителей отстаивать свои интересы.

Эти пять сил, по мнению М. Портера, будучи объединенными, и определяют доходность предприятия. Так, предприятие может получить существенную выгоду от правильного выбора своей ниши и своего места на рынке. Добиться этого организация может при определении правильной стратегии, которая, как считает Портер, должна обладать иным типом качества и содержания по сравнению с конкурентами, а также отличаться последовательностью в воплощении.

В работах российских ученых А.Ю. Юданова, М.И. Гельвановского, В.Д. Андрианова, Р.А. Фат- хутдинова и других в том или ином виде присутствует компиляция, или изложение основных положений трудов М. Портера или иных западных специалистов. Следует, однако, признать, что в оценках факторов конкурентоспособности экономических субъектов взгляды российских теоретиков подчас расходятся и друг с другом, и с западными теориями [3, с. 58].

Из текста работы Портера следует, что конкурентная среда тем эффективнее, чем выше фактический уровень конкуренции и меньше степень вмешательства правительства в регулирование экономики. То есть фактически роль правительства сводится к принципу «фрирайтерства» плюс к развитию социальной инфраструктуры.


Критикуя подход М. Портера, А.Вл. Луссе ставит под вопрос, участвуют ли в формировании конкурентных преимуществ другие общественные институты, например, профсоюзы, неправительственные организации и др. Влияет ли характер правительственной политики на формирование факторов конкурентоспособности. Зависит ли конкурентоспособность от наличия механизмов, позволяющих экономическим субъектам эффективно реализовывать свои интересы и разрешать противоречия между собой. Имеют ли значение такие неформальные характеристики, как «инвестиционный климат», «налоговый режим» и др. По мнению А.Вл. Луссе, четвертая группа параметров должна выражать характеристики институциональной среды в целом, а не только ее отдельных параметров [4, с. 77].

В методологии Международного института развития менеджмента выделяются следующие факторы и субфакторы конкурентоспособности:

    1. экономические результаты по оценке макроэкономической ситуации в экономике. Включают показатели, абсолютное большинство из которых определено статистически, количественно:
  • внутриэкономические (например, ВВП и его прирост);
  • показатели внешней торговли (показатели платежного баланса, экспорта и импорта по товарам и услугам и др.);
  • показатели иностранных инвестиций;
  • показатели занятости;
  • цены (уровень цен и их динамика);
    1. эффективность органов власти:
  • государственные финансы (объемы государственного внутреннего и внешнего долга, дефицит/профицит бюджета, объем золотовалютных резервов, госрасходы, опросная оценка прогрессивности управления);
  • фискальная политика (ставки налогов, валовые суммы сбора налогов (в процентах от ВВП), степень уклонения от налогов (опрос));
  • состояние институтов (банковская система (ставка рефинансирования, стоимость капитала, ставки по депозитам и кредитам), эффективность законодательства (уровень бюрократии, открытость государственной политики, уровень коррупции и взяточничества), состояние правосудия и безопасности (количество тяжких преступлений, риск политической нестабильности и др.);
  • законодательство, регулирующее бизнес (уровень госсубсидий, степень контроля цен на рынке, уровень дискриминации компаний-нерезидентов и др.);
  • образование (госрасходы на образование, уровень образования и др.);
  1. эффективность бизнеса:
  • производительность труда (общая производительность труда, производительность труда в промышленности, сельском хозяйстве);
  • рынок труда (средний уровень оплаты труда в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг и др.);
  • финансы (кредитование производственной деятельности и др.);
  • влияние глобализации (отношение к глобализации в стране, внешнеэкономический «имидж» страны и др.);

  1. инфраструктура:
  • базовая инфраструктура (коэффициенты, отражающие структуру населения). Транспортная инфраструктура. Энергетическая инфраструктура;
  • технологическая инфраструктура (уровень телефонизации, цена и качество связи, уровень внедрения беспроводных технологий связи, уровень образования в сфере информационных технологий, уровень компьютеризации и защиты информации);
  • научная инфраструктура (показатели по НИОКР, уровень использования информационных технологий в НИОКР, защита прав собственности научных открытий, количество Нобелевских премий и др.);
  • состояние здравоохранения и окружающей среды (расходы на здравоохранение, продолжительность жизни населения, уровень защиты окружающей среды и др.);
  • система ценностей (уровень дискриминации в обществе, общественные ценности и др.).

На основании показателей данных групп строятся рейтинги стран (причем каждой из этих групп придан одинаковый весовой коэффициент, равный 0,25) [5, с. 112].

Конкурентоспособная экономика - это эффективно работающая экономика. Однако не происходит ли при этом подмены понятий эффективности и конкурентоспособности, если мы смешиваем характеристики функционирования экономики, цели функционирования экономической системы и методы их реализации.

Не случайно практически во всех исследованиях монографического характера подчеркивается отсутствие единой теории конкурентоспособности, наличие различных подходов к данной проблеме. Кроме того, большинство работ посвящены анализу причин снижения конкурентоспособности в стране. Такой подход приводит к выявлению факторов и обстоятельств, объясняющих изменение экономической ситуации в данных конкретных условиях, но не направлен на создание целостной теории конкурентоспособности. В результате определяется множество факторов, причин, характеристик конкурентоспособности для стран, отраслей, фирм, но отсутствуют четкие взаимосвязи между ними. Предлагаемые же рекомендации по росту конкурентоспособности, в которых нет недостатка, часто бывают противоречивы и построены на умозрительных предпосылках [4, с. 80; 6, с. 74].

Однако, возвращаясь к определению понятия конкурентоспособности, отметим, что доходность предприятий и экономики в целом имеет прямую зависимость от спроса на конкретные товары. Также к наиболее важным параметрам продукта, требующим минимально возможного уровня неопределенности уже на стадии разработки, следует отнести состав и структуру его потребительских свойств, а также возможную рыночную цену.


Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что товару и его свойствам в маркетинге принадлежит ведущая роль, поскольку именно товар (в широком его понимании) позволяет удовлетворить потребности как определенного индивидуума, так и общества в целом, и именно в товаре проявляются конкурентные преимущества производителя, его научно-технический потенциал и экономическая роль.

Определяя свои рыночные интересы и оценивая конкурентные преимущества и недостатки собственной продукции, предприятие имеет возможность сформировать наиболее выгодную товарную стратегию. Товарная стратегия - достаточно многогранное понятие, подразумевающее реализацию комплекса мероприятий, в первую очередь определения оптимального ассортимента выпускаемой продукции, разработки жизненного цикла товаров (ЖЦТ), создания новых товаров, изучения конкурентоспособности товаров и ряда других. При этом необходимо отметить, что решение указанных задач взаимосвязано и базируется на анализе конкурентоспособности: и создание новых товаров, и оптимизация ассортимента, и формирование стадий ЖЦТ трудноосуществимы без оценки слабых и сильных сторон товара на рынке. Таким образом, от правильной оценки конкурентоспособности во многом зависит рыночное поведение предприятия.

Однако заметим, что понятие конкурентоспособности трактуется несколько различно.

По мнению И.П. Чепурной [7], основополагающими принципами понимания термина «конкурентоспособность» являются следующие:

  • конкурентоспособность может проявляться только на свободном рынке;
  • понятие «конкурентоспособность» может распространяться как на объект рыночных отношений (товар, услуги), так и на субъект;
  • конкурентоспособность учитывает качество товара (услуги) как со стороны товаропроизводителя, так и со стороны покупателя;
  • при определении уровня конкурентоспособности обязательно учитывают уровень денежных доходов потребителя на данном рынке товаров;
  • конкурентоспособность производителя определяется как экономическими, технологическими и другими параметрами, так и его долей на свободном рынке;
  • конкурентоспособность товаров и услуг имеет динамическое, постоянно корректирующееся состояние;
  • управляет конкурентоспособностью товара только конкуренция, складывающаяся на том или ином свободном товарном рынке.

В условиях рынка практически невозможно добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать его эффективное развитие, не аккумулировать постоянно информацию о собственных перспективах и возможностях, о состоянии целевых рынков, о положении на них конкурентов и своей конкурентоспособности. По этой причине важным вопросом является определение системы показателей конкурентоспособности. Оценка конкурентоспособности продукта является исходным моментом для принятия управленческих решений в производственно-коммерческой деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Изучение конкурентоспособности необходимо проводить непрерывно и систематически. Такой подход дает возможность своевременного принятия решений об оптимальных изменениях товарного ассортимента, о необходимости поиска новых рынков для произведенных товаров, о разработке и производстве новых и модернизированных изделий. Однако единого подхода к оценке конкурентоспособности не существует.