Файл: Предпринимательский маркетинг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ключевым аспектом комплексного анализа конкурентоспособности продукции предприятия является оценка факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности и выявление резервов его повышения.

Факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность продукции, великое множество. Мы предлагаем выделить следующие группы факторов:

  • производственные возможности предприятия;
  • уровень маркетинга;
  • уровень экономической устойчивости;
  • уровень квалификации и компетентности персонала;

- уровень социальной обеспеченности предприятия.

Каждый из выделенных нами факторов характеризуется соответствующими показателями. Представим данные показатели в таблице.

Применение комплексного подхода к анализу конкурентоспособности продукции позволяет не только оценить непосредственно сам уровень конкурентоспособности и факторы на него воздействующие, но и выявить резервы повышения плана, прибыль от продаж, рентабельность, оборачи-ваемость);

− интегральные показатели конкурентоспособности продукции (показатели, которые рассчитыва-ются на основе описанных выше групп индикаторов конкурентоспособности продукции с применением методов комплексной оценки).

Алгоритм комплексного анализа конкурентоспо-собности продукции представлен на рисунке.

Рис. 1.1 - Алгоритм комплексного анализа конкурентоспособности продукции предприятия

Ключевым аспектом комплексного анализа конкурентоспособности продукции предприятия является оценка факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности и выявление резервов его повышения.

Факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность продукции, великое множество. Мы предлагаем выделить следующие группы факторов:

  • производственные возможности предприятия;
  • уровень маркетинга;
  • уровень экономической устойчивости;
  • уровень квалификации и компетентности персонала;

- уровень социальной обеспеченности предприятия.

Каждый из выделенных нами факторов характеризуется соответствующими показателями. Представим данные показатели в таблице.

Таблица 1.1 - Показатели, оказывающие влияние на конкурентоспособность продукции предприятия

Наименование фактора

Показатели

1. Производственные возможности предприятия

коэффициент уровня механизации и автоматизации

коэффициент новизны оборудования

коэффициент фондовооруженности труда персонала

коэффициент загрузки оборудования

коэффициент специализации производства

коэффициент кооперирования

коэффициент использования времени работы технологического оборудования

коэффициент использования материалов

2. Уровень маркетинга

коэффициент доли рынка

коэффициент изменения объема продаж

коэффициент затоваренности готовой продукцией

коэффициент уровня цен

коэффициент рекламной деятельности

коэффициент эффективности рекламы

3. Уровень экономической устойчивости

производительность труда

фондоотдача

рентабельность активов

рентабельность собственного капитала

рентабельность продукции

коэффициент автономии собственных средств

обеспеченность запасов собственными оборотными средствами

коэффициент быстрой ликвидности

коэффициент текущей ликвидности

4. Уровень квалификации и компетентности персонала

способность, талант

образование

навыки, умение, опыт

интеллигентность, культура

коммуникабельность

организованность

возраст

5. Уровень социальной обеспеченности предприятия

коэффициент модернизации, ремонта, возведения новых объектов

коэффициент удовлетворения социально - производственных и социально - бытовых потребностей

коэффициент безопасности труда

показатель профилактики заболеваемости

показатель профилактики травматизма

показатель уровня заработной платы

коэффициент отсутствия текучести кадров

коэффициент уровня социальной обеспеченности предприятия


Применение комплексного подхода к анализу конкурентоспособности продукции позволяет не только оценить непосредственно сам уровень конкурентоспособности и факторы на него воздействующие, но и выявить резервы повышения этого уровня.

Глава 2 Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «ЧЕБОКСАРСКИЙ АГРЕГАТНЫЙ ЗАВОД»

2.1 Общая характеристика ОАО «ЧЕБОКСАРСКИЙ АГРЕГАТНЫЙ ЗАВОД»

ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» расположено в г.Чебоксары, столице Чувашской Республики, входящей в состав Российской Федерации. Город находится на реке Волга в 690 километрах на восток от Москвы.

На протяжении многих лет ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» является неизменным лидером по производству ходовых систем для гусеничной техники и стабильно повышает качество выпускаемых изделий. Предприятие осуществляет производство гусениц всех типов промышленных тракторов, производимых предприятиями России и стран СНГ. Важнейшим направлением стала разработка и производство импортозаменяющих запчастей для ходовых систем зарубежной бульдозерной и экскаваторной техники. В 2006 году предприятие вошло в состав Концерна «Тракторные заводы».

Ежегодно выпускается товарной продукции на сумму свыше 4 млрд. руб.

Производственные площади предприятия составляют – 80 га, количество сотрудников предприятия превышает 3100 чел.

Завод производит продукцию для различных отраслей экономики:

  • Золото-алмазодобывающая отрасль
  • Сельское хозяйство
  • Дорожное строительство
  • Нефтегазодобывающая отрасль
  • Лесозаготовительная отрасль
  • Угледобывающая отрасль
  • Производители автотракторной техники
  • Железнодорожный транспорт
  • Строительные организации и население.

Немалая часть выпускаемой продукции поставляется на сборочные конвейеры ведущих тракторостроительных, экскаваторных, моторостроительных и автомобилестроительных ведущих предприятий России, СНГ и зарубежных стран:


  • ОАО "Промтрактор";
  • предприятий "Fiat" и "Catterpillar" (через фирму «ALPEM»);
  • ОАО "АвтоВАЗ";
  • ОАО "Волгоградский тракторный завод";
  • ОАО "РусАвтобусПром";
  • ОАО "Ульяновский автомобильный завод";
  • ОАО "Заволжский автомобильный завод";
  • ОАО "Алтайдизель";
  • ОАО "Онежский тракторный завод";
  • ОАО "Кишиневский тракторный завод";
  • экскаваторных заводов России, расположенных в г.Тверь, г. Воронеж, г. Иваново, г. Ковров, г. Коханово;
  • ОАО «ГАЗ»;
  • ОАО «ПО «Красноярский завод комбайнов»;
  • ОАО «ПО «Алтайский моторный завод»;
  • ОАО «Владимирский моторотракторный завод»;
  • ООО «Чебоксарский завод силовых агрегатов».

На сегодняшний день ОАО "ЧАЗ" включает в свой состав: 

  • Механосборочные производства (МСП-1, МСП-2, МСП-3);
  • кузнечно-прессовый цех;
  • вспомогательные цеха.

В настоящее время ОАО «ЧАЗ» обладает составом оборудования и технологиями для производства изделий, отвечающих требованиям современного рынка. Так, на данный момент эксплуатируется свыше 5000 единиц оборудования. Из них:

  • металлорежущее – более 2600 ед,
  • кузнечнопрессовое оборудование – 265 ед;
  • литейное – около 600 ед.

Завод специализируется на производстве продукции в следующих направлениях:

  • Гусеницы и детали ходовых систем для промышленных тракторов:

-российского производства (ОАО «Промтрактор», ОАО «ЧТЗ-УралТрак»).

-импортозаменяющих запчастей для техники фирм KOMATSU, CATERPILLAR, DRESSTA.

  • Гусеницы и детали ходовых систем для сельскохозяйственных и трелевочных тракторов.
  • Гусеницы и детали ходовых систем для экскаваторов отечественного и импортного производства HITACHI , Kobelco , CATERPILLAR, KOMATSU, KATO, LIEBHER.
  • Узлы сцепления и диски ведомые для тракторов, автомобилей и комбайнов,
  • Детали для нужд ОАО «Российские железные дороги»,
  • Запасные части к автобусам,
  • Замки навесные, врезные, накладные, мебельные, почтовые.

ОАО «ЧАЗ» продолжает  освоение новой продукции. Это в первую очередь работы, связанные с передачей производства с заводов Концерна, освоением изделий ходовых систем (ХС) на новую технику.

Также с ноября 2010 г.  производятся узлы ходовой системы трактора «Агромаш-90ТГ». Кроме этого стоит задача подготовить серийное производство узлов ХС трактора 6СТ-315, комбайна «Енисей-858», завершить работы по освоению производства 86 деталей для ОАО «ПО «КЗК», 19 изделий для ОАО «ПО «АМЗ». 

На сегодняшний день для обеспечения качества выпускаемой продукции и удовлетворения требований потребителей в ОАО «ЧАЗ» применяется системный подход. Для его реализации на предприятии функционирует система менеджмента качества (СМК).


Достоинства продукции ОАО «ЧАЗ» подтверждены наградами многих престижных выставок и конкурсов, в том числе Платиновыми, Золотыми и Серебряными Знаками качества XXI века на выставке-конкурсе «Всероссийская марка (III тысячелетие)». Этими наградами за высокое качество и конкурентоспособность были отмечены различные виды продукции, выпускаемой заводом: гусеницы и узлы ходовых систем для промышленных и сельскохозяйственных тракторов, узлы сцепления, замочные изделия.

Расчет порога рентабельности, запаса финансовой прочности и силы воздействия операционного рычага предприятия осуществляется по алгоритму, приведенному в табл. 6.

Таблица 6 – Расчет порога рентабельности, запаса финансовой прочности и силы воздействия операционного рычага

Показатель

Обозначение, формула расчета

2013г.

2014г.

изменение

Выручка от реализации

В

4132433

4750553

618120

Себестоимость, в т.ч.

С

3204449

4027740

823291

Переменные издержки

Ипер

3166475

3980009

813534

Постоянные издержки

Ипост

37974

47731

9757

Валовая прибыль

П=В-С

927984

722813

-205171

Валовая маржа

ВМ= В - Ипер = П + Ипост

965958

770544

-195414

Коэффициент валовой маржи

КВМ = ВМ/В

0,234

0,162

-0,072

Порог рентабельности

ПР = Ипост / КВМ

162455,3

294270,9

131815,4

Запас финансовой прочности, руб.

ЗФП= В - ПР

3969977,7

4456282,1

486304,4

Запас финансовой прочности, %

ЗФП%= ЗФП/ В*100

96,1

93,8

-2,3

Прибыль

П=ЗВП*КВМ

927984

722813

-205171

Сила воздействия операционного рычага

СВОР= ВМ/П

1,041

1,066

0,025

Таким образом, в 2014г. по сравнению с 2013г. выручка от реализации выросла на 618120 тыс.руб., а себестоимость реализованной продукции – на 823291 тыс.руб., в том числе переменные издержки – на 813534 тыс.руб., а постоянные издержки – на 9757 тыс.руб. В результате валовая прибыль сократилась на 205171 тыс.руб., а валовая маржа – на 195414 тыс.руб. При этом доля валовой маржи в выручке снизилась с 23,4% до 16,2%.


Всем выше перечисленным объясняется рост порога рентабельности. Если в 2013г. для безубыточной деятельности предприятию было достаточно получить выручку в размере 162455,3 тыс.руб., то в 2014г. - 294270,9 тыс.руб.

Изобразим порог рентабельности в 2014г. на графике (рис.1).

Рис.1. Графическое представление порога рентабельности

Запас финансовой прочности в абсолютном выражении вырос с 3969977,7 тыс.руб. до 4456282,1 тыс.руб., а в относительном выражении сократился с 96,1% до 93,8%, т.е. на 2,3 процентного пункта.

Кроме того, растет сила воздействия операционного рычага на 0,025.

Так в 2013г. с ростом выручки на 1% прибыль увеличивалась на 1,042%, а в 2014г. – уже на 1,066%.

2.2 Оценка конкурентоспособности продукции

Субъектом исследования выступило ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» (далее - ОАО «ЧАЗ»), занимающееся изготовлением продукции для автомобилестроения, тракторостроения, экскаваторостроения, промышленной, сельскохозяйственной техники, товаров народного потребления, комплектующих и запасных частей для железнодорожной отрасли, а объектом - звено гусеницы 50-22-7/8, входящее с состав ходовой системы тракторов и бульдозеров Т- 130, Т-170.

ОАО «ЧАЗ» в целях поддержания и улучшения конкурентоспособности собственной продукции и самого предприятия в целом планирует проведение мероприятий по модернизации оборудования, внедрение прогрессивных методов управления производством, расширение ассортимента и повышение качества предлагаемой продукции.

Факторы конкурентоспособности предприятия с описанием степени их влияния на конкурентоспособность производимой продукции (работ, услуг) описаны в табл. 2.1 [2].

Таблица 2.1 - Факторы конкурентоспособности ОАО «ЧАЗ»

Факторы конкурентоспособности предприятия

Степень влияния на конкурентоспособность продукции

Положительный имидж (в т.ч

Высокая. Потребитель доверяет узнаваемой марке.

PR, реклама)

Квалификация персонала

Достаточная. Потребитель при заказе и приобретении продукции сталкивается непосредственно с сотрудниками предприятия, квалификация которых определяет желание потребителя дальнейшего сотрудничества с предприятием, а соответственно и приобретения продукции.

Качество продукции

Качество и цена продукции являются одними из основных критериев при выборе продукции. Соотношение цена/качество определяет группы потребителей, на которые ориентируется предприятие при сбыте продукции.

Цена продукции

Инновации

Высокая. Внесение новшеств в управление процессами на предприятии: изменение технологий производства, управления кадрами и т.п. (результат: снижение издержек, повышение качества продукции, повышение квалификации персонала), в конечном итоге сказывается на привлекательности продукции для потребителя.

Организация сбытовой сети

Высокая. Доступность продукции во многом определяет ее реализуемость.