Файл: Предпринимательский маркетинг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ отчетов указывает на отсутствие у предприятия прямых конкурентов. Факт того, что предприятие входит в Концерн «Тракторные заводы», позволяет закрыть глаза на существование конкурентов, так как продукция в основном поставляется предприятиям-потребителям, входящим также в состав Концерна. Однако производить серийную продукцию, не зная, какие существуют предприятия-конкуренты, продукция-конкурент - необоснованный риск. По всем правилам рыночной экономики конкуренты должны быть, и в результате исследования было выявлено, что они есть.

При анализе и оценке конкурентоспособности звена гусеницы 50-22-7/8, являющегося составной частью ходовой системы тракторов и бульдозеров Т- 130, Т-170 производства ООО «ЧТЗ - Уралтрак»» было выделено три предприятия, где ведутся активные работы по улучшению технико-эксплуатационных свойств деталей и узлов: ООО «ЧТЗ-УралТрак» (Челябинск), ОАО «ЧАЗ» (Чебоксары) и ООО «Техтрон-Тт» (Челябинская область).

Сделав запрос по электронной почте о покупке звена 50-22-7/8 в качестве потенциального потребителя, было получено ответ от ООО «Техтрон-Тт» о наличии звена производства Китай и Ижевск. При этом производитель дал высокую оценку качества и был готов предоставить все необходимые сертификаты. При консультации с начальником КПЦ ОАО «ЧАЗ» было выяснено, что в Ижевске занимаются только сборкой конечной продукции из металлопроката, поставляемого с ОАО «ЧАЗ», т.е. цикл производства неполный, поэтому как конкурента-производителя рассматривать нет смысла.

К сожалению, следует отметить о наличии группы «серых производителей», поставляющих несертифицированную продукцию-аналог под маркой известных отечественных производителей, в том числе ОАО «ЧАЗ», не соответствующую требованиям технологической документации, с более низкой ценой и соответственно с неудовлетворительным качеством.

Определим факторы конкурентоспособности, которые наиболее полно могут охарактеризовать конкурентоспособность продукции исследуемой организации. За основу был взят отчет предприятия по оценке удовлетворенности потребителей за первое полугодие 2015 г. в рамках процесса СМК.25 «Удовлетворенность потребителей». Респондентами стали наиболее крупные потребители продукции и дилеры в соответствии с направлением продаж [3]. Полученные результаты приведены в табл. 2.2 и на рис. 2.1 .

Таблица 2.2 - Оценка конкурентоспособности звена 50-22-7/8.

Факторы конкурентоспособности

Коэф- эффи-

фи- циент значимо- сти (Кз)

ОАО

«ЧАЗ»

Конкуренты

Уровень конку- ренто- способности по факторам, %

Общий уровень конкурен- тоспособ- ности с

учетом Кз, %

ООО

«ЧТЗ- Уралтрак»

Китай

«Серые производители»

1. Качество

0,2

4,22

4,17

4,07

1,26

100

20

2. Ценовая политика

0,15

3,23

4,45

4,15

4,56

70,83

10,6

3. Условия поставки

0,15

2,92

4,11

2,76

1,92

71

10,65

4. Упаковка

0,1

4,37

4,25

4,13

2,47

100

10

5. Количество

0,1

3,86

3,89

3,81

2,53

99

9,9

6. Сервис

0,15

4,65

4,55

3,56

2,78

100

15

7. Гарантия

0,1

3,55

3,54

3,46

0,75

100

10

8. Защита от подделок

0,05

4,65

0,75

0,75

0,55

100

5

Общий уровень конкурентоспособности звена 50-22-7/8 ОАО «ЧАЗ», %

91,15


Общий уровень конкурентоспособности звена 50-22-7/8 производства ОАО «ЧАЗ» составил 91,15%, что говорит о том, что продукция предприятия вполне конкурентоспособна на российском рынке, однако требуются постоянные усилия по поддержанию и повышению уровня конкурентоспособности продукции.

Основными факторами недовольства запасными частями производства ОАО «ЧАЗ», в том числе звеном 50-22-7/8, высказанными клиентами по итогам первого полугодия 2015 г., стали высокие цены, снижение качества продукции, несоблюдение сроков поставок и неповоротливость системы планирования, тогда как в 2014 г. большинство потребителей были недовольны только ценой.

Рис. 2.1- Многоугольник конкурентоспособности звена 50-22-7/8

В 2015 г. звено 50-22-7/8 вошло в перечень 20% изделий номенклатурного ряда, уровень внутренних потерь от несоответствующей продукции по которым составляет не менее 80% от общего объема внутренних потерь по предприятию, что говорит о значительном повышении риска поставить потребителю некачественную продукцию и о повышении себестоимости единицы продукции.

Таблица 2.3 - Сравнение вариантов технологического процесса изготовления лопатки КНД

Групповые показатели качества

Коэффициент весомости группы

Коэфс

)ициенты качества

ТП!

ТП2

ТП3

1. Оборудование и производственный участок

0,063 2

0,394 0

0,305 9

0,325 0

2. Технологическая оснастка

0,047 4

0,312 5

0,585 6

0,356 7

3. СОЖ

0,021 6

0,544 7

0,559 1

0,761 8

4. Заготовка

0,035 5

0,333 3

0,371 5

0,333 3

5. Качество обработки

0,386 5

0

0,078 4

0

6. Экономические

0,215 6

0,247 8

0,567 0

0,419 5

7. Технико-экономические

0,138 0

0,336 2

0,682 8

0,353 5

8. Персонал

0,092 3

0

0,002 3

0,010 7

Себестоимость изготовления, руб.

543

670,533 0

1506,308

Коэффициент качества без учета весов

0,249 0

0,394 1

0,320 1

Ранг по качеству без учета весов

3

1

2

Коэффициент качества с учетом весов

0,159 6

0,315 4

0,209 9

Ранг по качеству с учетом весов

3

1

2

Коэффициент конкурентоспособности

0,000 3

0,000 5

0,000 1

Место по конкурентоспособности

2

1

3


По рассчитанному значению коэффициента конкурентоспособности можно сделать вывод, что второй вариант технологического процесса (ТП2) является наиболее целесообразным.

Таким образом, предложенная методика позволяет оценить целесообразность принимаемых решений на основе рассчитанного объективного пока - зателя.

2.3 Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции

В целом, для повышения уровня конкурентоспособности звена 50-22-7/8 предлагаются следующие мероприятия:

  • Совершенствование системы управления поставщиками, с целью ужесточения требований к закупаемой продукции, проведение аудита «ненадежных» поставщиков, способствование внедрению статистических методов управления качеством у поставщиков.
  • Проведение совещаний «День качества» в подразделениях с рассмотрением хода реализации мероприятий по проблемному объекту - звену 50-22-7/8, повторный технологический аудит проблемного объекта, оценка результативности реализованных мероприятий в 2012 году.
  • Проведение обучения начальников и заместителей начальников цехов производственных подразделений, линейных руководителей (старших мастеров, мастеров), производственного персонала (рабочих).
  • Проведение тестирования персонала и практической оценки квалификации исполнителей.
  • Разработка на основе имеющихся данных о квалификации персонала графиков обучения для уменьшения упущений при подготовке персонала на производстве (своевременное обучение и перевод на самоконтроль вновь поступивших работников, учет отсутствия работников на обучении и организация повторного обучения и т.п.).
  • Проведение совмещенного технологического аудита и аудита СМК по всей цепи процессов жизненного цикла продукции.
  • Проведение статистического регулирования процессов по проблемному объекту, актуализация комплектов документов на технологические процессы по результатам проверок, актуализация СМК.30.01 «Анализ данных», СМК. 30.02 «Статистическое управление процессами (SPC) в подразделениях».
  • Использование инструментов качества, рекомендованных стандартом ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009 «Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части»: SPC, MSA, APQP, FMEA, PPAP.
  • Сокращение сроков производства и поставки до 30 дней.
  • Улучшение условий отгрузки и транспортировки товаров.
  • Ориентация на внедрение ИСО/ТУ 16949 и сертификацию по данному стандарту. Приглашение консультантов для помощи в разработке необходимых условий для прохождения сертификации. Поиск финансирования.
  • Разработать процедуру оценки конкурентоспособности продукции ОАО «ЧАЗ».

Осуществление предложенных мероприятий позволит ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» повысить качество и конкурентоспособность производимой продукции, тем самым улучшить управление качеством продукции, завоевать доверие потребителей, освоить новые рынки сбыта, увеличить объемы продаж и прибыль и, в конечном счете, повысить эффективность функционирования и конкурентоспособность предприятия в целом.

Заключение

Таким образом, в результате решения выше стоящих задач, были получены следующие выводы:

1. В результате проведенного исследования осуществлено сравнение основных подходов к определению конкурентоспособности и выявлены особенности многовариантности этих подходов. На основании данной базы было выработано определение «конкурентоспособность». Исследованы методы расчета конкурентоспособности. Для этого были исследованы параметры и этапы анализа конкурентоспособности продукции и предложен смешанный подход определения данной категории, включающей как технические, так и экономические характеристики товара.

Теоретическая значимость данного исследования состоит в формировании подхода к определению категории «конкурентоспособность», параметров и этапов ее определения. Представленные выводы могут быть основой для принятия управленческих решений предприятиями.

2. Применение комплексного подхода к анализу конкурентоспособности продукции позволяет не только оценить непосредственно сам уровень конкурентоспособности и факторы на него воздействующие, но и выявить резервы повышения этого уровня.

3. Осуществление предложенных мероприятий позволит ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» повысить качество и конкурентоспособность производимой продукции, тем самым улучшить управление качеством продукции, завоевать доверие потребителей, освоить новые рынки сбыта, увеличить объемы продаж и прибыль и, в конечном счете, повысить эффективность функционирования и конкурентоспособность предприятия в целом.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ
  2. Анализ финансовых результатов предприятия: учеб. пособие /Э. И. Крылов, В. М. Власова. – СПб.: Питер, 2013. – 256 с.
  3. Бороненкова, С. А. Управленческий анализ / С. А. Бороненкова. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 384 с.
  4. Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. – СПб.: Издательский дом Герда, 2011. – 288 с.
  5. Володина А.А. Управление финансами. Финансы предприятий: учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 510 с.
  6. Гусева Т. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2011. – 130 с.
  7. Ефимова О. В. Финансовый анализ. 4-е изд., перераб. и доп / О. В. Ефимова. – М.: Бухгалтерский учет, 2012. – 528 с.
  8. Иванов И.Н. Экономика промышленного предприятия: учебник. – М.: ИНФРА–М, 2011. – 396 с.
  9. Куликов, Г.В. Влияние микроэкономических факторов на международную конкурентоспособность Японии в 80 - 90-е годы: дис. ... канд. экон. наук / Г.В. Куликов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М., 2012. - 210 с.
  10. Луссе, А.В. Конкурентоспособность экономики в условиях устойчивого и неустойчивого развития: дис канд. экон. наук / А.В. Луссе; С-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб., 2009. - 149 с.
  11. Платонова, Л.А. Конкурентоспособность и самоорганизация на международных рынках / Л.А. Платонова; под ред. В.Г. Гавриленко. - Минск: Право и экономика, 2014. - 351 с.
  12. Портер М. Конкуренция / М. Портер; пер. с англ. - М.: Издат. Дом «Вильямс», 2015. - 608 с.
  13. Просалова В.С. Смольянинова Е.Н. Теоретические подходы к понятию стратегии организации и формирование ее элементов // Вестник Санкт-Петербургского университета Серия 5. Экономика. – 2011. – № 4(127). – С.28-36.
  14. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. – Мн.: ООО «Новое знание», 2013. – 688 с.
  15. Савицкая Г.В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности: методологические аспекты. – М.: ИНФРА–М, 2011. – 272 с.
  16. Селезнева Н. Н. Финансовый анализ / Н. Н. Селезнева, А. Ф. Ионова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 479 с.
  17. Солодухин К.С. Модели поддержки принятия стратегических решений на основе системы сбалансированных показателей // Экономические науки. – 2009. – №.4(53). – С. 253-260.
  18. Фатхутдинов, Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: учебник / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ЗАО «Изд-во Экономика», 2015. - 504 с.
  19. Финансовые измерения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.arrivefinance.ru/dbuts-686-1.html
  20. Фролов, С.В. Международная конкурентоспособность национальной экономики: актуальные вопросы теории и практики: дис. ... канд. экон. наук / С.В. Фролов. - М., 2013. - 117 с.
  21. Чепурная, И.П. Конкурентоспособность продовольственных товаров: учеб. пособие / И.П. Чепурная. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 120 с.