Файл: Порядок уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ банками.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Финансово-экономические основы деятельности внебюджетных фондов
1.1 Общие основы функционирования внебюджетных фондов
1.2 Назначение и задачи Пенсионного фонда РФ
1.3 Роль и направления деятельности Фонда социального страхования РФ
Глава 2.Анализ механизма уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды банками
2.1.Порядок уплаты и виды страховых взносов в государственные внебюджетные фонды банками
2.2.Принципы уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды
3.1. Проблемы функционирования государственных социальных внебюджетных фондов РФ
3.2. Перспективы развития государственных социальных внебюджетных фондов в РФ
Глава 3 Исследование современного состояния и направлений совершенствования деятельности государственных социальных внебюджетных фондов РФ
3.1. Проблемы функционирования государственных социальных внебюджетных фондов РФ
Ввиду своего эволюционирования современное общество осознало потребность в необходимости социальной защиты населения. Для удовлетворения этой потребности создаются внебюджетные фонды. Источниками их финансирования выступают бюджетные средства, средства предприятий, а также средства населения. В противовес традиционным бюджетам, внебюджетные фонды гарантируют строго целевое применений средств[12]20
В области пенсионного обеспечения имеются следующие проблемы:
1. негативная динамика к уменьшению покупательской способности пенсии;
2. снижение дифференциации размеров пенсий, которое связано с утаиванием застрахованными лицами своих доходов;
3. уменьшение стимулов к выплате страховых взносов в пенсионную систему;
4. застой цены рабочей силы в России на низком уровне, вследствие невысоких темпов развития экономики страны в долгосрочной перспективе.
Кроме экономических причин, влияющих на вышеуказанные проблемы, влияет так же ухудшение демографической ситуации в РФ.
Фонд социального страхования РФ является вторым среди государственных внебюджетных фондов после Пенсионного фонда РФ по объему накопленных средств. Протекающий в нашей стране процесс реформирования, который ориентирован на переход к рыночной экономике, лишает систему социального обеспечения постоянных поступлений из федерального бюджета. Среди основных проблем фонда можно обозначить:
1. повторение функций, отсутствие согласованной взаимосвязи с социальной защитой и другими системами обязательного медицинского и пенсионного страхования;
2. отсутствие одной единой законодательной базы для всех видов систем обязательного социального страхования;
3. использование заниженного по сравнению с социальными стандартами размера страховых выплат в связи с материнством, особенно для женщин, которые не работают.[13]22
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является ключевым звеном обязательного медицинского страхования, который, в свою очередь, выступает составной частью государственной социальной поддержки населения. Общие проблемы деятельности современной системы ОМС можно разделить на 2 вида: финансовые и организационные.
К основным финансовым проблемам относятся:
1.недостаточность денежных средств, которая связана с отсутствием в стране ощутимого экономического роста и сохранением в данное время остаточного принципа финансирования здравоохранительной отрасли,
2.низкий тариф страховых взносов в ПФР в части средств на обязательное медицинское страхование работающего населения.
К основным организационным проблемам в системе ОМС относятся:
1.структурный полиморфизм территориальных систем ОМС, который усложняет управление обязательным медицинским страхованием, что не позволяет оптимизировать и унифицировать механизмы функционирования системы на территории РФ,
2.отсутствие законодательной базы решения некоторых проблем.
Для решения вышеназванных проблем необходимо применять комплекс мер, которые более детально рассмотрены в следующем параграфе.
3.2. Перспективы развития государственных социальных внебюджетных фондов в РФ
В связи с переходом на новую ступень развития экономики- информационное общество, где в приоритете НТР и сфера услуг, нужно создать также базис для совершенствования социальной сферы, а именно способствовать развитию внебюджетных фондов. Для того, чтобы устранить «болячки» внебюджетных фондов необходимо проводить новую политику в социальной сфере.
Система социального страхования не должна быть направлена только на повышение з/п и развитию рынка труда, она должна обеспечивать высокое качество жизни, применять не пассивные, а активные меры воздействия. Их действия должны иметь увязку с экономической ситуацией в стране. На все средств фондов не хватит. Поэтому фонды эти являются вспомогательными, они не несут полной материальной нагрузки на себе. Тем более с переходом к рыночным отношениям, государство обеспечивает минимальные стандарты, остальное ложится на частный сектор. А так как ГВФ –это часть государства, то и функции у них будут ограниченные (минимальное обеспечение социальное).
Далее необходимо отметить, что выделился такой класс богачей, чьи доходы очень крупны и заработаны коррупцией. В данное время в стране весьма развит такой вид экономики как «теневая», сокрытие доходов и неуплата взносов и налогов ведет к торможению работы фондов и в целом экономики. Так для этих богачей предусмотрена прогрессивная шкала обложения налогом, так называемый налог «на богатство».
Таким образом, новая социальная политика предусматривает содержание в себе таких компонентов как:
1.демократизация экономической модели;
2.развитие конкуренции, для того чтобы ослабить монополию дать путь для осуществления своей предпринимательской деятельности различным слоям населения.
3.использование зарубежного опыта
Пенсионная система любого государства- не статичное явление, эта система постоянно находится в развитии, сталкиваясь с теми или иными рисками, характерными для конкретного общества на соответствующем этапе его развития, которые ей требуется преодолеть, чтобы обеспечить собственную эффективность, в первую очередь с точки зрения защиты пенсионных прав граждан и обеспечения финансовой устойчивости.
В настоящее время в РФ осуществляется новый этап преобразований в пенсионной сфере, и связан он со Стратегией долгосрочного развития пенсион- ной системы Российской Федерации, А теперь рассмотрим перспективы развития ОМС и ДМС. Есть несколько направлений их совершенствования:
1.Увеличить расходы на здравоохранение. В условиях постиндустриального развития наблюдается рост негосударственных расходов в сфере медицинского страхования.
2.Изменить правовую базу в области ОМС, так чтобы страховые взносы на ОМС увеличились.
3.Создание новых путей для увеличения финансирования ОМС –как альтернатива –накопительные счета населения.
4. Принятие закона о государственных гарантиях оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
5. Достичь равенства между предоставляемыми услугами и финансовыми средствами.
6. Повысить роль регулирования ОМС в системе управления.
7. Эффективность контроля платных медицинских услуг со стороны государства.
8. Развитие солидарных форм оплаты медицинских услуг.
9. Модернизация функций медицинских учреждений.
В настоящее время практикуется принцип «деньги следуют за пациентом». Большая часть государственных ресурсов, а это около 80%-90% концентрируются в системе ОМС, а финансирование зависит от результатов деятельности медицинских учреждений.
10. Гражданин-это лицо, которому необходимы гарантированные государством медицинские услуги.
Таким образом, подводя итоги надо сказать, что безусловно нужно изменять дополнять и улучшать работу внебюджетных фондов. И это нужно сделать, охватывая все стороны деятельности внебюджетных фондов, а не только материальную сторону.
Заключение
В завершении работы подведем итоги и сделаем выводы:
Внебюджетные фонды представляют собой форму использования финансовых ресурсов, которые привлекаются государством для финансирования основных социальных направлений. Данные внебюджетные фонды расходуют имеющиеся финансовые ресурсы исходя из своей целевой направленности
В РФ, деятельность внебюджетных фондов регулируется рядом нормативно-правовых актов, среди которых:
1.Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 №\ 326-ФЗ;
2.Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2001 № 167-ФЗ;
3.Федеральный закон) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ и т.д.
Все внебюджетные фонды принято подразделять исходя из таких признаков, как:
1.Уровень формирования. Здесь деление внебюджетных фондов происходит на межгосударственные и государственные внебюджетные фонды;
2.По периоду функционирования. Здесь все внебюджетные фонды принято подразделять на постоянные и временные.
3.По основному наименованию. Здесь речь идет о социальных, экономических, политических и прочих фондах.
Исследовав показатели бюджетов внебюджетных фондов РФ можно сказать о том, что:
1..В доходной части бюджета Пенсионного Фонда РФ можно наблюдать рост с отметки в 8201 млрд.руб в 2017 году до отметки в 8819 млрд.руб в 2020 году При определении расходов бюджета Пенсионного фонда учитываются данные о численности получателей соответствующих пенсий, а также с учетом подходов по индексации страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней.
2. Доходы бюджета Фонда социального страхования увеличиваются с отметки в 644 млрд.руб в 2017 году, до уровня в 744 млрд.руб в 2020 году. Базисные темпы роста расходов в 2017-2020 гг. опережют темпы роста доходов. В 2017-2018 годах темпы роста доходов превысили темпы роста расходов и составили 113,88% и 108,62% соответственно.
3. За последние годы можно наблюдать рост доходов ФОМС с отметки в 1706 млрд.руб в 2017 году до уровня в 2136 млрд.руб в 2020 году. Расходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования прогнозируются с учетом: · увеличения подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в 2018 году на 21,5% к уровню 2017 года, в 2019 году на 3,7% к уровню 2018 года, в 2020 году на 4,0% к уровню 2019 года.
На сегодняшний день, в системе внебюджетных фондов РФ имеется ряд проблем, среди которых:
1. негативная динамика к уменьшению покупательской способности пенсии;
2. снижение дифференциации размеров пенсий, которое связано с утаиванием застрахованными лицами своих доходов;
3.отсутствие одной единой законодательной базы для всех видов систем обязательного социального страхования;
4.низкий тариф страховых взносов в ПФР в части средств на обязательное медицинское страхование работающего населения и т.д.
Для решения данных проблем необходимо:
1.Увеличить расходы на здравоохранение. В условиях постиндустриального развития наблюдается рост негосударственных расходов в сфере медицинского страхования.
2.Изменить правовую базу в области ОМС, так чтобы страховые взносы на ОМС увеличились.
3.Создание новых путей для увеличения финансирования ОМС –как альтернатива –накопительные счета населения.
4. Принятие закона о государственных гарантиях оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи и т.д.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сказать о том, что внебюджетные фонды являются важнейшим элементом в бюджетно-финансовой системе РФ.
Список использованных источников
1.Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 №\ 326-ФЗ (действ. ред. 2016) URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_107289/
2.Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2001 № 167-ФЗ (действ. ред. 2016) URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_34447/
3.Федеральный закон) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 09.03.2016 URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_64871/
4.Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 29.12.2015) URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19559/
5.Алиева З.Б., Махдиева Ф.Н. Внебюджетные фонды РФ: Реформирование, особенности построения финансов // Новая наука: От идеи к результату. - 2016. - № 12. - С. 15-17.
6.Баранов А.В., Веселова К.С. Анализ функционирования внебюджетных фондов на примере Пенсионного Фонда Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. - 2016. - № 16. - С. 103-107.
7. Буздаков И.Г. Пенсионная реформа и дефицит бюджета Пенсионного фонда России // Вестник магистратуры.- 2014.- №5 – С..4-9