Файл: Порядок уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ банками.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Финансово-экономические основы деятельности внебюджетных фондов

1.1 Общие основы функционирования внебюджетных фондов

1.2 Назначение и задачи Пенсионного фонда РФ

1.3 Роль и направления деятельности Фонда социального страхования РФ

1.4 Фонд обязательного медицинского страхования РФ как орган государственного финансирования медицинского обслуживания граждан

Глава 2.Анализ механизма уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды банками

2.1.Порядок уплаты и виды страховых взносов в государственные внебюджетные фонды банками

2.2.Принципы уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды

Глава 3 Исследование современного состояния и направлений совершенствования деятельности государственных социальных внебюджетных фондов РФ

3.1. Проблемы функционирования государственных социальных внебюджетных фондов РФ

3.2. Перспективы развития государственных социальных внебюджетных фондов в РФ

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях механизм социального обеспечения нуждается в изменениях. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития являются внебюджетные фонды, которые создаются для поддержания населения и экономики страны

Формирование фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, источниками которых выступают бюджетные средства, средства предприятий и средства населения. В отличие от традиционных бюджетов, внебюджетные фонды предполагают собой строго целевое использование средств.

Внебюджетные фонды применяются, чтобы оказать поддержку социально незащищенным слоям общества, например, предоставление материальной помощи отдельным категориям граждан, а также для финансирования учреждений здравоохранения и образования. Количество средств, которые выделяются для функционирования внебюджетных фондов, зависит от степени экономического развития страны. По сравнению с зарубежными странами, которые имеет довольно большой опыт создания внебюджетных фондов, в России эта система возникла в 90-е годы 20 столетия.

Целью данной курсовой работы является исследование текущего состояния внебюджетных фондов РФ и перспектив их развития. Задачи:

1.Изучить общие основы функционирования внебюджетных фондов;

2.Выяснить назначение и задачи Пенсионного фонда РФ;

3.Оценить роль и направления деятельности Фонда социального страхования РФ;

4.Рассмотреть Фонд обязательного медицинского страхования РФ как орган государственного финансирования медицинского обслуживания граждан;

5.Выяснить проблемы функционирования государственных социальных внебюджетных фондов РФ;

6.Предложить перспективы развития государственных социальных внебюджетных фондов в РФ.

Объект исследования - государственные внебюджетные фонды.

Предмет исследования - финансовые отношения, возникающие в процессе формирования и развития государственных внебюджетных фондов, между государством и хозяйствующими субъектами.

Научную основу работы составили правовые акты, периодические издания и литература, а также труды отечественных авторов по вопросам исследования внебюджетных фондов.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1 Финансово-экономические основы деятельности внебюджетных фондов

1.1 Общие основы функционирования внебюджетных фондов

Финансовая система является важнейшим элементом в совокупном механизме деятельности государства. Одним из ключевых звеньев в финансовой системе государства принято считать внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды представляют собой форму использования финансовых ресурсов, которые привлекаются государством для финансирования основных социальных направлений. Данные внебюджетные фонды расходуют имеющиеся финансовые ресурсы исходя из своей целевой направленности.

Внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.

Во многих странах мира, в том числе и РФ, внебюджетные фонды имеют нормативно-правовое закрепление. В частности в РФ, деятельность внебюджетных фондов регулируется рядом нормативно-правовых актов, среди которых:

1.Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 №\ 326-ФЗ;[1]

2.Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2001 № 167-ФЗ;[2]

3.Федеральный закон) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ [3] и т.д.

Государственные внебюджетные фонды созданы с целью управления финансовыми средствами государственного социального страхования и являются специализированными целевыми финансово-кредитными учреждениями. При этом денежные средства, а также имущество, в т. ч. здания, строения, сооружения и оборудование, находящееся в оперативном управлении этих фондов и подведомственными им строениями, и санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Иными словами, понятие Фонд социального страхования имеет двоякое значение. С одной стороны, это финансовое учреждение управляющее финансовыми средствами обязательного социального страхования, а с другой – собственно сами финансовые средства аккумулированные в этом фонде. При этом внебюджетный фонд (денежные средства) хотя и находится в собственности, но является автономным и не входит в состав бюджетов соответствующих уровней от федерального до регионального и не подлежат изъятию или использованию в других целях.


Таким образом, Фонды социального страхования являются одним из полноправных элементов финансовой системы государства, одним из способов перераспределения денежных ресурсов для финансирования социальных обязательств государства с обеспечением их самостоятельными финансовыми средствами. Т.е. внебюджетные фонды социального страхования осуществляют важнейшую функцию государства по социальному страхованию от социальных рисков и берут на себя его финансовое обеспечение самостоятельными внебюджетными источниками доходов.

Деятельность каждого из внебюджетных фондов обязательного социального страхования регламентируется соответствующим федеральным законом и направлена на целенаправленную социальную защиту от присущих только этому виду социального страхования.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования обеспечивает финансовые гарантии бесплатного оказания медицинской помощи застрахованному лицу при наступлении страхового случая и по её оплате медицинской организации, в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

При этом под базовой программой обязательного медицинского страхования понимается часть общей программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая их права на бесплатное оказание им медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд аккумулирует средства и осуществляет финансовое обеспечения страховых и накопительных пенсий граждан России, а также в связи с утерей кормильца.

Фонд социального страхования осуществляет финансовое обеспечение основных двух направлений социального страхования:

1.обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,

2. обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Фонды обязательного социального страхования в своей деятельности по осуществлению обязательного социального страхования руководствуется следующими принципами:

1.эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

2.всеобщая обязательность социального страхования;

3.обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

4.доступность застрахованных лиц к реализации задекларированных государством социальных гарантий;


5.государственная гарантия исполнения обязательств Фондов обязательного страхования по обязательному социальному страхованию независимо от его финансового положения (субсидиарность);

6. ответственность внебюджетных фондов за целевое использование финансовых средств обязательного социального страхования и т.д. [4]5

Все вышеназванные внебюджетные фонды имеют свои особенности формирования в зависимости от специфики государственной власти.

На сегодняшний принято все внебюджетные фонды подразделять исходя из классификационных признаков. Общее деление внебюджетных фондов схематично отображено на рисунке 1.1. [5]6

Как можно заметить из данных рисунка 1.1., все внебюджетные фонды принято подразделять исходя из таких признаков, как:

1.Уровень формирования. Здесь деление внебюджетных фондов происходит на межгосударственные и государственные внебюджетные фонды;

2.По периоду функционирования. Здесь все внебюджетные фонды принято подразделять на постоянные и временные.

3.По основному наименованию. Здесь речь идет о социальных, экономических, политических и прочих фондах.

Рис 1.1. Признаки классификации внебюджетных фондов

В основе функционирования внебюджетных фондов - страховая основа. Страховая природа средств вне­бюджетных социальных фондов является решающей причиной выделения их из бюджета и принципиальным отличием от целевых бюджетных фон­дов.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

1.запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

2.денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

3.формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

4.страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными и т.д.

Таким образом, внебюджетные фонды занимают одну из основополагающих позиций в финансовой системе государства, из самостоятельных источников доходов которых государство несет чрезвычайно важные для общества расходы.

В современном обществе все более осознанно проявляется потребность в необходимости социальной защиты населения и для удовлетворения этой потребности создаются внебюджетные фонды, которые представляют собой фонды денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, и которые предназначены для реализации прав граждан на социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинскую помощь и охрану здоровья. [6]7


Доходы и расходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке установленном Бюджетным Кодексом РФ и другими законодательными актами, в состав которых входят и законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год.

В число государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включены: Фонд Обязательного Медицинского Страхования, Фонд Социального Страхования и Пенсионный Фонд.

Пенсионный Фонд России был создан в 1990 году для того, чтобы государство могло управлять финансами пенсионного обеспечения РФ. В настоящее время состояние Пенсионного Фонда можно назвать нестабильным, так как с момента своего старта система накопила много проблем, одна из которых связана с повышением дефицита ПФ РФ. Бюджет ПФ формируется за счет средств федерального бюджета, страховых взносов, сумм пеней и других финансовых санкций, доходов от размещения временно свободных средств обязательного пенсионного страхования и добровольных взносов физических и юридических лиц, уплачиваемых в качестве страхователей либо застрахованных лиц.

Средства, входящие в бюджет Пенсионного Фонда являются федеральной собственностью и не включены в состав иных бюджетов и не подлежат изъятию. Наряду с Пенсионным фондом свою деятельность осуществляет еще один внебюджетный фонд - Фонд Обязательного Медицинского Страхования. Государственная система функционирования здравоохранения основывается на прямом финансировании лечебных и профилактических учреждений и обеспечивает право на бесплатную медицинскую помощь. [7]8

Медицинское страхование рассматривают в двух аспектах: как добровольное и как обязательное. Обязательное медицинское страхование является частью государственной социальной поддержки населения и реализуется в соответствии с программами медицинского страхования. В Российской Федерации фонд ОМС был основан в 1993 году и его главной целью выступает предоставление гарантий населению в случае наступления страхового случая и вследствие этого, получении бесплатной медицинской помощи в счет накопленных средств, находящихся в государственной собственности.

Средства фонда идут на оплату медицинских услуг, а также на медицинскую науку и медицинские программы. Фонд ОМС формируется за счет бюджетных отчислений и страховых взносов, плательщиками могут выступать организации, предприятия и учреждения вне зависимости от организационно-правовой формы деятельности и орган исполнительной власти, осуществляющие платежи за неработающих граждан. Тариф страховых взносов определяет законодательная власть по представлению Правительства РФ.