Файл: "Управление поведением в конфликтных ситуациях"..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Мною был выбрана тема: «Управление поведением в конфликтных ситуациях». Эта тема является актуальной, так как в рабочем процессе очень важен психологический климат в коллективе, но многие работники сталкиваются с недопониманием, агрессией, недовольством потребителя, что, в свою очередь приводит к конфликтной ситуации. Следовательно, необходимо находить решения выхода из сложившихся конфликтных ситуаций. Решать конфликтные ситуации можно решать различными методами. Конфликты, которые связаны с трудовым поведением, составляют значительную часть всех конфликтов. Любой руководитель заинтересован в разрешении конфликтной ситуации как можно скорее.

Предмет исследования – подход к управлению конфликтными ситуациями.

Цель исследования – проанализировать управление поведением в конфликтных ситуациях

Задачи исследования:

1) теоретические исследования конфликтов;

2)изучение стилей поведения в конфликтной ситуации; 3)изучение способов разрешения конфликтов; 4) анализ действий руководителя в конфликтных ситуациях.

Для оценки уровня конфликтных ситуаций на предприятии необходимо провести анализ удовлетворенности работников комфортными условиями труда.

1. Теоретические основы управления конфликтами

1.1 Сущность и роль конфликта

1.2 Конфликт как процесс

Конфликт можно рассматривать в широком смысле как процесс, состоящий из нескольких этапов.

На первом этапе складывается конфликтная ситуация, в которой находятся противоборствующие стороны, и сами эти стороны имеют определённые интересы, потребности, цели. Посягательство одной стороны на какую-либо из потребностей другой стороны создает социально-психологическую основу конфликта. [6]

Противоречие, пока еще не перешедшее в конфликт, - конфликтная ситуация. Это такое совмещение человеческих потребностей и интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между различными социальными субъектами.

Конфликтная ситуация может складываться объективно, помимо воли и желания противоборствующих сторон (сокращение штатов в трудовом коллективе), а может быть создашь или намеренно спровоцирована одной или обеими сторонами. Но каждая ситуация определяется действительными событиями и ее субъективное значение зависит от того, какое объяснение дает этим событиям каждая сторона, в соответствии с которыми она начинает действовать в ходе развития конфликта. Главная черта этой ситуации - возникновение предмета конфликта. [9]

«Предмет конфликта - это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в борьбу». [3]

Конфликтная ситуация может обостриться под воздействием инцидента, представляющего собой вторую фазу конфликта. Это событие или обстоятельство, которое служит толчком или поводом к столкновению. Оно может быть целенаправленно спровоцировано или произойти в силу сложившихся обстоятельств, существовать реально или в воображениях сторон. [4]

Здесь противостояние становится открытым и выражается в различных видах конфликтного поведения, которое прямо или косвенно направлено на то, чтобы помешать оппоненту реализовать свои интересы. В результате происходит дальнейшее обострение конфликта. [7]

Третьей стадией развития конфликта является кризис и разрыв отношений между оппонентами. Здесь происходит открытое противоборство, часто связанное с созданием для оппонента помех и причинением прямого или косвенного вреда. Конфликтные действия могут принимать следующие формы:

бойкот (отказ или уклонение от действий в интересах соперников);

саботаж (сознательное нанесение ущерба другим);

травля (компрометация соперников путем замалчивания, отрицания, умаления их роли и достоинств);

словесная агрессия (обвинения, оскорбления, неблаговидные оценки с целью дискредитации противников);

массовые стихийные или организованные выступления (забастовки, митинги) и т.д. [4]

Четвертая фаза - окончание конфликта. Результатом конфликта могут быть:

перестройка организации (изменение целей, структуры, системы управления, способов деятельности);

распад или обновление коллектива;

кадровые перестановки;

4) поиск «козла отпущения» (одного или нескольких человек, на кого можно свалить вину за все проблемы и уволить, успокоив или запугав тем самым остальных). [4]

1.3 Типология конфликтов

Причины конфликта не всегда поддаются логической реконструкции, ибо могут включать иррациональную составляющую, а внешние проявления часто не дают представления об их истинном характере. Причины, которые лежат в основе любого конфликта, могут быть организационными, производственными и межличностными. [10]

Организационные конфликты возникают из-за рассогласования формальных организационных начал и реального поведения членов организации. Например, работник по каким-либо причинам не выполняет требований, предъявляемых к нему со стороны организации (некачественно выполняет свои обязанности, нарушает трудовую дисциплину и т.п.).

Организационный конфликт может возникнуть и в результате не качественности должностных инструкций (когда требования к работнику противоречивы, неконкретны), непродуманного распределения должностных обязанностей. [7]

Производственные конфликты, как правило, возникают в результате низкого уровня организации труда и управления. Причинами такого рода конфликта могут быть морально устаревшее оборудование, плохое помещение для работы, необоснованные нормы выработки, недостаточная информированность менеджера по тому или иному вопросу и неквалифицированные управленческие решения, низкая квалификация работников и т.д.

«Межличностные конфликты в основном происходит из-за несовпадения ценностей, норм поведения, установок, личной неприязни друг к другу и т.п. Эти конфликты могут происходить как при наличии, так и при отсутствии объективных организационных или внутрипроизводственных причин, а также быть следствием организационного или производственного конфликта. В этом случае разногласия на деловой основе переходят во взаимную личную неприязнь». [10]

Этот вид конфликта также может проявляться как столкновение личностей, когда люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями не в состоянии ладить друг с другом. Такие люди совместно работают плохо, затрачивают много времени на развитие этого конфликта и победу над противником.[10]

Организационный и производственный конфликты носят чаще конструктивный характер и прекращаются, как только решается проблема, вызвавшая столкновение сторон. Межличностный конфликт, как правило, принимает более жесткую форму протекания и носит более затяжной характер.

В теории менеджмента существуют также следующие типы конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой и межгрупповой. [3]

1) «Внутриличностный конфликт - своеобразная разновидность конфликта, которая как бы не соответствует данному выше определению конфликта. Но если работник получает противоречивые или взаимоисключающие задачи, то у него возникает внутренний конфликт. [5]

Бывают и другие формы внутриличностного конфликта. Например, он может возникнуть в ситуации, когда цель или же способы ее достижения вступают в противоречие с ценностями или определенными нравственными принципами личности. В этом случае достижение цели, удовлетворение значимой потребности сопровождается негативными переживаниями, угрызениями совести. Вообще при внутриличностном конфликте человеку присущи психическое напряжение, эмоциональная неудовлетворенность, раздвоение личности (борьба мотивов) и т.п. Переживаемое тягостное эмоциональное состояние, раздражительность формируют почву для эмоционально взрыва, поводом к которому может послужить любой пустяк. Внутриличностный конфликт нередко является предвестником межличностного конфликта. [5]

2) Межличностный конфликт - самый распространенный. Причины его разнообразны и могут иметь производственную или организационную основу или быть чисто психологическими. На производстве это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, рабочую силу, рабочее время, одобрение проекта и т.д.[11]

«К конфликту между личностью и группой относят конфликты между руководителем и группой, членом группы и группой. Анализируя такой конфликт, необходимо учитывать специфику группы как противника в конфликте». [6]

Примерами ситуаций, в которых возникает этот вид конфликта, могут быть: руководитель приходит в подразделение со стороны или принимает руководство уже сложившимся коллективом. В этих случаях конфликт может возникнуть по разным причинам:

а) если коллектив достиг высокого уровня развития, а вновь назначенный руководитель данному уровню не соответствует;

б) если в коллективе есть неформальный авторитетный, уважаемый лидер, который по общему мнению дол жен быть формальным руководителем, а «сверху» вопреки мнению коллектива назначают другого человека;

в) если стиль и методы управления нового руководителя резко отличаются от методов работы прежнего руководителя. [7]

Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Как известно, неформальные группы осуществляют контроль за поведением своих членов и требуют соблюдения от них норм, правил, принятых в группе, нарушение этих правил может привести к конфликту. [4]

«Межгрупповой конфликт может очень пагубно сказаться на результатах деятельности организации, нанести фирме большой урон, поскольку в этом конфликте задействованы представители структурных подразделений, отделы, руководители разных уровней, творческие группы и т.д. Эти противоборствующие группы могут насчитывать значительное количество людей, и деятельность организации в результате конфликта может быть парализована». [11]

Ярким примером межгруппового конфликта является конфликт между профсоюзом и администрацией.

У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, ценностях, представлениях, различия в уровне образования, манере поведения участников организации и т.д.

Вопрос о причинах конфликта является одним из важных и сложных, ибо часто на главную причину конфликта наслаиваются второстепенные, побочные и разобраться в проблеме бывает нелегко. [3]

Всегда нужно искать подлинные, глубинные причины и не путать их с внешним поводом для конфликта. Позитивное разрешение конфликта предполагает выяснение того, чего хотят, добиваются участники конфликта.

Основные виды внутриличностного конфликта: мотивационный, нравственный, конфликт нереализованного желания, ролевой, адаптационный и конфликт неадекватной самооценки. Из них наиболее распространена форма ролевого конфликта, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы, или, например, когда производственные требования не согласуются с личными потребностями и ценностями. [4]

Вывод: Из первой главы можно сделать вывод о том, что конфликтные ситуации в процессе работы явление довольно распространенное. Задача руководителя как можно скорее разрешить конфликтную ситуацию с помощью своего стиля руководства. От того, насколько рационально разрешается конфликт, зависит, в целом благоприятная обстановка в коллективе. Следует отметить, что конфликт несет и пользу для коллектива, так как из существующей ситуации следует сделать вывод и впредь не допускать конфликтной ситуации. Следует отметить, что конфликт несет и пользу для коллектива, так как из существующей ситуации следует сделать вывод и впредь не допускать конфликтной ситуации.

2.Анализ уровня конфликтности организации на примере ОАО «Гомельский мясокомбинат»

2.1 Общая характеристика предприятия

2.2. Анализ организационных конфликтов ОАО «Гомельский мясокомбинат»

2.3 Проблемы разрешения организационных конфликтов в ОАО «Гомельский мясокомбинат»

3. Совершенствование процесса управления конфликтами на ОАО «Гомельский мясокомбинат»

3.1 Применение конструктивного общения в преодолении конфликтов.

3.2 Разработка психологических приемов разрешения конфликта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Были разработаны условия бесконфликтного взаимодействия руководителя предприятия и подчиненных: [12] 1) организация элементов корпоративной культуры; 2) определение корпоративных норм; 3) укрепление корпоративной культуры; 4) психологический отбор специалистов; 5) мотивация к добросовестному труду; 6) справедливость во взаимоотношениях 7) учет интересов всех работников; 8) своевременное информирование работников по всем важным проблемам; 9) поощрение работников за их труд; 10) оптимизация рабочего времени; 11) обеспечение перспектив роста сотрудников; 12) распределение нагрузки между подчиненными. Для управления организационными конфликтами необходимо владеть защитно-профилактическими приемами общения.

3.2 Разработка психологических приемов разрешения конфликта

Для рационального поведения на предприятии ОАО «Гомельский мясокобинат» необходимо соблюдать простые правила поведения. Мы предлагаем несколько таких правил: 1) Дайте партнеру высказать все свои претензии; 2) Попросите партнера спокойно обосновать претензии без эмоций; 3) Говорите с партнером на фоне положительных эмоций. 4) Попросите озвучить желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. 5) Следите за тем, чтобы у вас или у вашего партнера не было скрытых ложных предположений или установок. 6) Общайтесь открыто, говорите о своих чувствах; 7) Говорите ясно. Если что-то не понятно, разберитесь в этом; 8) Научитесь слушать партнера. Дайте ему понять, что вы заинтересованы в разговоре. 9) Предложите партнеру высказать свое мнение по разрешению возникшей проблемы и пути ее решения; 10) Извинитесь, если вы виноваты. 11) Необходимо погасить всплеск отрицательных эмоций; 12) Постарайтесь сохранить мирные отношения с партнером, не зависимо от результата разрешения. При разрешении конфликта немаловажную роль играют переговоры. Они включают в себя четыре этапа: [9] 1) Подготовительный этап. На этом этапе осуществляется сбор информации о содержании конфликта, об участниках конфликта, анализируются причины, последствия, варианты решения; 2) Начало переговоров. На этом этапе осуществляется взаимный обмен информацией. Участники конфликта высказывают свое мнение, оценивают ситуацию, предлагают варианты решения проблемы; 3) Поиск приемлемого решения. На этом этапе обсуждаются варианты решения проблемы, уточняются позиции субъектов конфликта, находят компромиссы; 4) Завершение переговоров. На этом этапе уточняются подробности договора, определяются сроки выполнения, распределяются обязанности, устанавливаются формы контроля. Все это, в основном, отражается в принятом в качестве документа соглашении. Для успешного разрешения конфликта на предприятии необходимо уметь понять своего партнера, оценить его модель поведения и выбрать разумный стиль общения. В литературе по конфликтологии выделяют четыре основные модели поведения партнеров в переговорном процессе: [3] 1) избегающая; 2) уступающая; 3) отрицающая; 4) наступающая. Алгоритм использования техники «активного слушания». Слушайте с сочувствием. Даже если у вас по отношению к собеседнику отрицательные эмоции, представьте себя на его месте и вообразите, как он воспринимает ваши вопросы. Сосредоточьтесь на предмете разговора. Не отвлекайтесь, внимательно слушайте говорящего. Нужно слушать то, о чем говорит человек и что составляет предмет разговора. Относитесь к говорящему уважительно. Не забывайте о том, что вы не должны погрязнуть во взаимном эмоциональном неприятии и оскорблениях. Слушайте внимательно, не делая оценок. Это лучший способ дать человеку возможность высказаться о своих впечатлениях и выразить все те эмоции, которые могут препятствовать решению проблемы. Нужно высказать свое мнение об услышанном, чтобы показать человеку, что его действительно слушают. Заострите внимание на важные моменты, которые отмечены собеседником. Выделите то, что вы не поняли или в чем не уверены. В процессе диалога целесообразно интересующие вас вопросы. Особенно, если вы чувствуете, что собеседник не полностью описал ситуацию, свою точку зрения. Спрашивайте собеседника доброжелательным тоном. В процессе разговора используйте неречевые средства. Улыбайтесь, смотрите в глаза. Покажите, что вы внимательно слушаете и воспринимаете сказанное. Покажите, что вы небезразличны к сказанному им. Если вы искренны и интересуетесь словами и чувствами других, то вы можете рассчитывать на успех в процессе решения конфликта. [9] Защита собственных чувств. При организованности переговорного процесса в конфликтной ситуации, необходимо помнить о способе выражения ваших собственных чувств и интересов. Ключевой подход в этом случае состоит в использовании «Я-утверждений» или «Я-обращений». Важно говорить о том, чего вы хотите, что вам необходимо, а не о том, что следует делать или говорить другому. Вы отстаиваете свои интересы. Но при этом нельзя обвинять собеседника. При такой ситуации конфликт не обостряется. Чего нельзя сказать о «Вы-утверждениях» или «Вы-обращениях». Они для другого человека представляются обвинительными, осудительными, наступательными и, вынуждающими занимать оборонительную позицию. Основная ошибка такого общения это впечатление вашей правоты и неправоты другого человека. При таком диалоге ситуация только ухудшается. Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что для эффективного разрешения конфликта на предприятии во многом зависит от владения грамотными техниками общения. Важно отметить, что владение техникой конструктивного общения зависит от характера каждого из сотрудников ОАО «Гомельский мясокомбинат». Если вы противоборствуете в разрешении противоречий, то, к сожалению, вы конфликтный человек. Такому человеку важно обратить свою мощную энергию критического анализа на самого себя. [7] Для позитивного само изменения в общении необходимо начать с коммуникативной рефлексии - умению увидеть себя со стороны, с позиции внешнего наблюдателя. Рефлексия - это знание и понимание партнера, познание того, как человек реагирует на наши слова и действия, своеобразный процесс зеркальных отношений друг с другом. Необходимо понять: что этот другой чувствует, что он думает, какие последствия могут иметь обидные слова, которые при конфликте в состоянии гнева и с искаженным лицом выкрикивает конфликтующий. Вывод: из третьей главы можно сделать вывод о том, что на предприятии ОАО «Гомельский мясокомбинат» разработана пошаговая система разрешения конфликтной ситуации. Также были разработаны способы конструктивного поведения решения конфликта. Для комфортной работы разработаны условия поведения руководителя с подчиненными. Правила поведения всех работников на предприятии также играют немаловажную роль. Если конфликт есть, то важную роль играют переговоры.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конфликт – это противодействие между двумя или больше лицами с целью реализации желаний каждого из конфликтующих. Конфликтные ситуации в процессе работы явление довольно распространенное. Задача руководителя как можно скорее разрешить конфликтную ситуацию с помощью своего стиля руководства. От того, насколько рационально разрешается конфликт, зависит, в целом благоприятная обстановка в коллективе. Следует отметить, что конфликт несет и пользу для коллектива, так как из существующей ситуации следует сделать вывод и впредь не допускать конфликтной ситуации. Следует отметить, что конфликт несет и пользу для коллектива, так как из существующей ситуации следует сделать вывод и впредь не допускать конфликтной ситуации. На предприятии ОАО «Гомельский мясокомбинат» мною был проведен анализ уровня частоты конфликтных ситуаций, происходящих в коллективе. На предприятии существуют недочеты. Экономия зарплаты, недостаточный бюджет для рекламы, неравномерное распределение обязанность между подчиненными и другие. Руководитель предпринимает необходимые меры для усовершенствования отношений в коллективе. Проводятся творческие конкурсы, разные мотивационные программы для более активного участия в коллективной жизни предприятия. Разработана пошаговая система разрешения конфликтной ситуации. Также были разработаны способы конструктивного поведения решения конфликта. Для комфортной работы разработаны условия поведения руководителя с подчиненными. Правила поведения всех работников на предприятии также играют немаловажную роль. Если конфликт есть, то важную роль играют переговоры. Важно услышать собеседника и проявить уважение к его мнению и тогда, конфликт разрешится быстрее.

При работе на предприятии и общении с людьми важно соблюдать правила поведения для того, чтобы не было конфликтной ситуации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Аширов Д.А. Управление персоналом. - М.: Проспект, 2007. - 432 с.

2) Бухалков М.И., Управление персоналом на предприятии. - М.: Экзамен, 2005. - 320 с.

3) Вершигора Е.Е. Менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 364 с.

4) Веснин В.Р. Менеджмент. - М.: Проспект, 2007. - 512 с.

5) Галенко В.П., Рахманов А.И., Страхова О.А., Менеджмент. - СПб.: Питер, 2003. - 229 с.

6) Глухов В.В. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2007. - 608 с.