Файл: "Основные этапы формирования налогового учета в России"..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

История налогообложения в России – сложное переплетение и взаимодействие нескольких основных тенденций, характерных в большей или меньшей мере и для других стран.

В значительной мере они сохранены и в современной России.

Первая тенденция – периодическое постепенное разрастание числа налоговых платежей и податей, заканчивающееся налоговой реформой, целью которой является упрощение податной системы и сокращение общего числа налогов. Спустя некоторое время после завершения реформы число налогов вновь начинает возрастать, давая начало следующему циклу реформирования.

Вторая тенденция – постоянное противопоставление прямых и косвенных налогов, попытки увеличить долю прямого обложения, которые, в конечном счете, приводили к обратному результату – росту косвенного обложения.

Третья тенденция – постоянные колебания от акцизного обложения алкогольной продукции и винно-водочных изделий к государственной монополии на эту группу товаров (винные откупа, казенная монополия). 

Еще одной, не столько тенденцией, сколько характерной чертой системы налогообложения на протяжении всего исторического развития можно считать существенные различия в режимах налогообложения, типах налогов и способах их исчисления на разных территориях нашего государства. 

Актуальность темы исследования связана с двумя факторами.

Во-первых, отсутствие единообразия в формировании этапов становления налогового учета, во-вторых, в научной литературе недостаточно внимания уделяется развитию налогового учета после 2002 г.

Цель курсовой работы: рассмотреть и описать этапы формирования налогового учета в Российской Федерации.

Исходя из цели курсовой работы, были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть теоретические основы налогового учета: сущность, цель, задачи и принципы.

Описать этапы формирования налогового учета в России.

Проанализировать негативные последствия существования налогового учета на современном этапе и предложить направления его совершенствования.

Объектом курсовой работы является Российская Федерация.

Предмет курсовой работы – этапы формирования налогового учета.

Структура курсовой работа включает: введение, три главы, заключение и список использованных источников.

При выполнении работы использованы методы анализа, систематизации, обобщения и классификации.

Список использованных источников включает 25 наименований.


  1. НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ: СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ

Налоговый учет, является составной частью налоговой политики и обеспечивает ее реализацию. Любая налоговая реформа рассматривает и учитывает взаимозависимость налогового и бухгалтерского учета.

Налоговый учет – это система сбора и обработки всей информации по производственной и непроизводственной деятельности организации для правильного исчисления и оптимизации итоговых налоговых начислений.

Его целью является определение размеров и срока текущих налоговых обязательств. Таким образом, налоговый учет служит инструментом отражения финансовых отношений между организацией и государством.

Впервые понятие «налоговый учет»  было введено в налоговую практику в начале 1995 г., когда были разделены подходы федеральных финансовых и налоговых ведомств к правовому регламенту учета суммы прибыли для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

С этого времени показатель прибыли, отражаемой в системе учета для статистических органов, акционеров и инвесторов, стал существенно отличаться от показателя прибыли, принимаемого для начисления налога на прибыль. Был установлен регламент формирования совокупного финансового результата в отчетном налоговом периоде, и налогоплательщикам было необходимо производить перерасчеты данной суммы еще и «для целей налогообложения».

Требования вести специально организуемый, дополнительный учет, необходимый для расчета налогооблагаемых баз по отдельным налогам, методологией бухгалтерского учета и развивающими ее соответствующими стандартами не были предусмотрены.

Однако на протяжении 1990-1999 гг. предпринимались активные попытки введения в действие системы налогового учета.

Введение налогового учета ставило перед собой следующие цели:

создание более понятной и прозрачной для налогоплательщика и налогового органа учетной системы налоговой базы;

повышение эффективности функционирования налоговой службы в целом, в т.ч. и выполнения ее главной задачи – обеспечение доходной части бюджета.

Как учетная система налоговый учет имеет свои объекты, цель, задачи и принципы.

Объектами налогового учета являются хозяйственные операции, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, формирующие или оказывающие влияние на формирование доходов и расходов для целей налогообложения прибыли.


Цель налогового учета состоит в формировании полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Таким образом, цель налогового учета определяется интересами пользователей информации.

Внутренним пользователем информации является администрация организации. По данным налогового учета внутренние пользователи могут проанализировать расходы, которые не учитываются для целей налогообложения (например, расходы в виде сумм материальной помощи).

Уменьшая такие расходы можно оптимизировать налогооблагаемую прибыль.

Внешними пользователями информации, формируемой в системе налогового учета, являются, прежде всего, налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам.

Налоговые органы должны производить оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчетов, осуществлять контроль за поступлением налогов в бюджет.

Консультанты по налоговым вопросам дают рекомендации по минимизации налоговых платежей. Определяют направления налоговой политики организаций.

Для выполнения функций и задач, стоящих перед налоговым учетом, налоговым законодательством определены специальные приемы и способы, образующие методологию налогового учета.

К методам ведения налогового учета относятся:

введение специальных показателей налогового учета, рассчитываемых на базе данных бухгалтерского учета;

установление методики формирования налоговых показателей;

определение способов ведения налогового учета;

установление специальных форм регистров налогового учета и других форм налогового учета.

Методология налогового учета раскрывается в учетной политике для целей налогообложения. Под учетной политикой организации для целей налогообложения следует понимать принятую совокупность методических и организационно-технических способов ведения налогового учета имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов с целью формирования достоверной информации о налоговых обязательствах.

В процессе формирования учетной политики обосновываются и устанавливаются организационно-методические аспекты ведения налогового учета:

порядок организации раздельного бухгалтерского учета по видам деятельности, осуществляемой налогоплательщиком;


принципы и порядок организации налогового учета видов деятельности, осуществляемой налогоплательщиком;

способы ведения налогового учета;

технология обработки налоговой информации;

формы аналитических регистров налогового учета и другие аспекты, необходимые для ведения налогового учета;

организация документооборота, порядок хранения документов налоговой отчетности и регистров налогового учета.

Учетная политика для целей налогообложения должна раскрывать подходы организации к вопросам: определения налоговой базы по налогу на прибыль и формированию налоговых обязательств перед бюджетом; оценки имущества с целью определения выручки от его реализации; распределения убытков между налоговыми периодами.

Налоговым кодексом Российской Федерации определены способы ведения налогового учета по следующим элементам учетной политики:

классификация доходов и расходов;

порядок признания доходов и расходов;

методы оценки сырья и материалов;

методы оценки покупных товаров;

методы оценки остатков незавершенного производства;

методы оценки остатков готовой продукции;

метод начисления амортизации;

порядок формирования резервов;

порядок переноса убытка на будущее;

периодичность уплаты в бюджет налога на прибыль.

Принятая учетная политика утверждается соответствующим распоряжением руководителя организации. Выбранные организацией способы ведения налогового учета применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменения в учетную политику могут вноситься в случае изменения налогового законодательства либо способов налогового учета. Принятой в организации учетной политикой должны руководствоваться все ее подразделения.

Выбранная налоговая политика обязательно должна быть согласована между главным бухгалтером и руководителем организации, так как именно они несут полную ответственность за достоверность и своевременность исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджет.

Учетная политика для целей налогообложения должна быть отражена в документации организации как организационно-распорядительный документ. Как правило, это приказ об учетной политике организации.

Можно утвердить налоговую учетную политику отдельным приказом, а можно в совокупности с учетной политикой для целей бухгалтерского учета.

Организация может выбрать один из двух вариантов составления учетной налоговой политики:

отразить отдельные вопросы по каждому налогу в соответствующих разделах единого приказа об учетной налоговой политике;


составить для каждого налога отдельную учетную политику и утвердить их в качестве приложений к приказу об учетной политике для целей налогообложения.

Учетная политика организации для целей налогообложения должна содержать три главных момента:

организационно-технические вопросы: организация ведения налогового учета (силами работников бухгалтерии; путем создания отдельного специализированного подразделения; аутсорсинг и т.п.); разработка системы налоговых регистров для расчета налога на прибыль организаций; разработка системы документооборота для заполнения налоговых регистров и т.д.

Если у организации-налогоплательщика есть филиалы, представительства или другие обособленные подразделения, то в ее учетной политике следует предусмотреть целый ряд вопросов, касающихся взаимодействия между головной организацией и ее подразделениями: сроки представления данных в головную организацию; порядок уплаты налогов; порядок ведения книг покупок и продаж; порядок выставления счетов-фактур и т.п.; выбор способа налогового учета из нескольких возможных. Это самая главная часть налоговой учетной политики.

Дополнительные разъяснения по ряду важных вопросов исчисления налогов, по которым нормы налогового законодательства отсутствуют или не содержат определенного порядка действий.

Грамотное решение последнего вопроса поможет избежать многих конфликтов с налоговой инспекцией. Если вдруг спор с налоговым органом перейдет в судебную плоскость, то налоговая учетная политика организации послужит серьезным аргументом в ее пользу.

При этом следует помнить, что разработка налогоплательщиком своих собственных способов или методик налогового учета возможна только в тех случаях, когда нормы налогового законодательства или не определены вообще, или не допускают однозначного толкования (что зачастую приводит к конфликту с налоговиками).

Для изменения однажды принятой политики (по аналогии с бухгалтерским учетом) необходимо возникновение одного из следующих обстоятельств: изменение применяемых методов учета; существенное изменение условий деятельности организации; изменение законодательства о налогах и сборах.

В первом и втором случаях изменения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае – не ранее момента вступления в силу изменений налогового законодательства. В первых двух случаях налогоплательщик добровольно изменяет учетную политику, а в последнем – в обязательном порядке.