Файл: Интернет-маркетинговые решения по ведению туристического бизнеса (Управление маркетингом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Когда пришло время выбирать тему для курсовой работы по дисциплине Интернет-маркетинг, я, не раздумывая, выбрала маркетинг в сфере туризма. Я очень люблю путешествовать. В детстве я много путешествовала с семьей, побывала во многих странах и нескольких городах нашей Родины. Чаще всего мы пользовались услугами различных туристических фирм, в которых работают специалисты, подбирающие программу, пакеты услуг, ориентируясь на предпочтения и бюджет клиентов. Так же я имею опыт путешествий «дикарем», когда есть билет только в один конец и разбираешься, где жить, что есть и что посмотреть уже на месте. В каждом из этих способов есть как свои плюсы, так и недостатки. Путешествия без определенной программы чаще всего наполнены авантюризмом, романтичны и спонтанны, они способствуют полному вовлечению в процесс познания новой страны, полны общения с местными жителями, которые, к слову, могут и не владеть русским языком, что, в свою очередь, позволяет «подтянуть» знания в языке или же преодолеть языковой барьер. К минусам такого способа передвижения по миру можно отнести малое количество времени до принятия решений. Из-за этого могут возникнуть непредвиденные траты и различные форс-мажорные ситуации. Другое дело, путешествие в незнакомую страну по заранее известному маршруту, подбор гостиниц, отелей и апартаментов с учетом пожеланий, отлаженной системой питания, а так же сбалансированной культурной программой. Казалось бы, что еще нужно? Однако, иногда, подобное знакомство со страной, на мой взгляд, в этом случае получается каким-то искусственным. За тебя все уже решили, все сделали, обо всем договорились, все предусмотрели.

Поэтому, планируя наше с мужем скорое путешествие, мы приняли решение совместить эти две разновидности. Мы решили обратиться в некоторые туристические фирмы с целью воспользоваться наиболее выгодными перелётами и трансфером и, быть может, проживанием, а питание и развлечения взяли на себя.

Но, когда встал вопрос, какое именно туристическое агентство выбрать, я заметила многие ошибки и недочеты в работе этих самых агентств, вернее именно в оптимизации работы маркетингового отдела, которые вряд ли бы заметила, если бы не изучила материалы по Интернет маркетингу.

Цель работы – исследовать теоретические понятия маркетинга и интернет-маркетинга, а так же принципы претворения полученных знаний в жизнь

Задачи

  1. Изучить основные понятия Маркетинга и Интернет-маркетинга
  2. Проанализировать возможные ошибки в ведении маркетинговой деятельности
  3. Найдя и проанализировав ошибки, найти способы их устранения

Глава 1. Основные понятия Маркетинга

Итак, приступая к освещению такой темы, как Интернет-маркетинг, а тем более, описанию интернет-маркетинговых решений, нельзя не остановиться на самом понятии Маркетинг, нельзя не разобраться поподробнее в его основных понятиях и концепциях.

Начну с того, что зачастую под понятием «Маркетинг», многие подразумевают афиши, баннеры, рекламные буклеты и никогда не бывающие вовремя, звонки «по холодной базе». Так думают многие мои знакомые, когда интересуются, где и на кого я учусь. Признаться, я и сама так думала, когда после школы подавала документы в институт. Теперь же я понимаю, что Маркетинг это целый набор маркетинговых средств, основными задачами которого является работа по выявлению потребительских нужд, создание продуктов и товаров, отвечающим этим требованиям, этап ценообразования и, наконец, создание отлаженной системы сбыта произведенного. Мне очень понравились слова Ф. Котлера: «Сбыт – это только верхушка маркетингового айсберга». Вот так просто, но в то же время очень точно. И ведь правда, когда маркетинговая служба хорошо проанализировала рынок, конкурентов, выявила потребности и нужды потребителей, определила сильные и слабые стороны компании, выбрала подходящую стратегию развития и оптимизировала все процессы, сведя на минимум возможные риски, особенные усилия по сбыту товара или услуги становятся ненужными.

Неудивительно, что затрагивающее многие аспекты, понятие как Маркетинг имеет очень много определений. Мы рассмотрим лишь те из них, которые показались мне наиболее исчерпывающими.

Маркетинг – есть просто цивилизованная форма ведения военных действий, где большинство сражений выигрывается словами, идеями и тренированным мышлением [1]

Маркетинг – это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары и услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена [2]

Маркетинг – понять клиента, увидеть цель, достичь ее, всегда помня, что в итоге должен потолстеть кошелек (Сергей Васильев)

Но больше всего мне понравились слова вышеупомянутого Ф. Котлера[3]:

Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена

На этом определении предлагаю остановиться поподробнее. Казалось бы, такие простые слова «обмен», «нужды», «потребности», «запрос». Но на вопрос, чем же отличаются человеческие нужды и человеческие потребности, многие затрудняться ответить не задумавшись.


Дело в том, что на первый взгляд, оба этих понятия весьма схожи. Но так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.

Точное определение нужды. Нужда – чувство нехватки чего либо, ощущаемое человеком.[4]

Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.[5]

Здесь сразу же вспоминается изученная еще в школе на уроках обществознания Пирамида потребностей Абрахама Маслоу [6] см рис 1.

Человек ощущает как физиологические потребности в одежде, пище и безопасности, так и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности и, конечно же, личные нужды в знаниях и самовыражении. Все это заложено в нас природой, естественно, как и то, что нужды и потребности человека постоянно растут. Конечно, хорошо, когда ты довольствуешься тем, что есть, ценишь это и принимаешь с благодарностью. Но тем не менее, мы все хотим есть разнообразную пищу, знать больше, жить лучше. При отсутствии хотя бы одного аспекта из вышеперечисленных, человек чувствует себя неудовлетворенным и либо начинает искать объект, способный удовлетворить нужду, либо пытается ее заглушить.

С потребностью и нуждой, вроде, разобрались. А как же быть с запросом? Ведь это тоже очень похожее понятие и в реальной жизни может даже служить синонимом. В реальной жизни, может быть, но когда речь заходит о Маркетинге, нужно четко понимать, что запрос[7] – это потребность, подкрепленная покупательской способностью. То есть, мы можем хотеть чего угодно, но все это будет оставаться либо нуждой, либо потребностью, но запросом это становится только тогда, когда у нас есть на это средства.

Ну вот, собственно, нужды появились, сформировались потребности и мы даже заработали деньги. Что дальше?

А дальше мы переходим к такому понятию, как товар.

Товар – это все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.[8] При рассмотрении этого термина, важно понимать, что товар это не только то, на чем висит ценник и что можно потрогать, это абсолютно все, что способно удовлетворить наши потребности. Товаром в понятии Маркетинга может выступать и услуга, и организация, и идея, и даже личность. Идеальной можно назвать ситуацию, когда производитель находит потребителя, выясняет, что ему нужно и производит товар, отвечающий его требованиям.


Так же, выше я упомянула еще одно основное понятие маркетинга, как дисциплины, а именно обмен.

Обмен[9] – акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. Именно процесс обмена позволяет нам не учится производить каждый понадобившийся товар. С его помощью мы не зависим от чьего-либо расположения, мы имеем возможность сконцентрироваться на производстве того, что умеем делать, а затем обменять на нужное нам. Обмен – это своего рода соглашение, участники которого получают выгоду (реже, не несут ущерба). Из всех способов удовлетворения нужды именно обмен обладает наибольшим преимуществом, но при условии, что все пять условий соблюдены. А именно[10]:

  1. Сторон должно быть как минимум, две
  2. Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представлять ценность для другой стороны.
  3. Каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара
  4. Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны
  5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.

Но даже, если все пять условий соблюдены, не факт, что состоится процесс обмена. Это зависит только от наличия соглашения между двумя (или более) сторонами.

Мы узнали о еще одном основном понятии. А как же посчитать количество этих процессов, в чем они измеряются?

Сделка – это единица измерения в сфере Маркетинга.

Сделка[11] – это коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами .

Самым распространенным видом сделки можно назвать ситуацию, в которой человек пришел в магазин, выбрал интересующий его товар и отдал за него деньги (стоимость, которую назвал продавец). Но существуют еще некоторые виды сделок, в ходе которых происходит обмен товарами и деньги не участвуют. Например процесс бартера в ходе которого люди (как физические, так и юридические лица) обмениваются товарами. Ещё одна разновидность бартера, которая часто встречается в социальных сетях и ей часто пользуются блоггеры. Очень часто компании предоставляют им свой товар или услугу совершенно бесплатно, но за это они должны прорекламировать этот товар на свою аудиторию. Ну и, наконец, существует еще один вид бартера, в ходе которого два специалиста обмениваются своими услугами, то есть, чем-то нематериальным. Например, специалист по ремонту квартир, осуществляет осмотр и формирует смету в квартире врача, взамен на то, что он произведет врачебный осмотр ему и, если надо, выпишет рецепт на лекарство. В такой сделке деньги вообще не участвуют, но существует соглашение, в ходе которого каждый из участников, выполнив свои обязательства, получает своего рода выгоду.


Как и обмен, сделка предполагает наличие ряда условий:

  • по меньшей мере, двух ценностно-значимых объектов;
  • согласованных условий ее осуществления;
  • согласованного времени совершения;
  • согласованного места проведения.

Как, правило, условия сделки поддерживаются и охраняются законодательством.

Существует еще один процесс, очень напоминающий сделку. Этот процесс называется Передача.

Классические примеры – это благотворительность, какие-либо подарки, субсидии. Казалось бы, они производятся безвозмездно, не требуют ни денег, ни услуг взамен. Можно ли назвать это сделкой? В широком понимании Маркетинга, да. Ведь взамен дарующий получает некое расположение к себе, быть может, избавляется от чувства вины, хотя, может и преследует цель поставить другую сторону в положение обязанной. Поэтому, принимая такого рода подарки, мы должны понимать цели нас одаряющих.

Если в Маркетинге одним из основных понятий является Сделка, процесс обмена, то возникает потребность в существовании некоей площадки, места или пространства, где проходили бы подобного рода процессы. И это пространство существует. Называется оно Рынок.

В различных экономических системах способы удовлетворения нужд людей различаются. Конечно, существуют примитивные социальные структуры, в которых метод самообеспечения преобладает. То есть, каждый самостоятельно должен обеспечивать себя всем необходимым. Существует так же децентрализованный обмен, когда каждый производитель должен найти каждого потребителя сам. Третий способ предполагает наличие третьего лица, а именно определенного места обмена – рынка.

Таким образом, можно сформулировать, что Рынок [12]– это совокупность потенциальных и существующих покупателей товара.

Здесь следует отметить, что речь идет не о конкретном месте встречи продавца и потребителя, в современном обществе все чаще происходят сделки в ходе которых покупатель и продавец вообще не встречаются.

Так же различают такие виды Рынка, как

Рынок продавца – это такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными приходится быть покупателям.

Рынок покупателя – это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными должны быть продавцы.

Мне кажется, что стоит упомянуть и такие разновидности Рынка, как Рынок труда, состоящий из людей, предлагающих свою рабочую силу в обмен на заработную плату. Эта разновидность Рынка дает почву для развития множества компаний-посредников, ранее это были газеры такие как «Из рук в руки», сейчас же люди, в большинстве своем предпочитают искать работу на сайтах типа HeadHunter, SuperJob и тому подобные. Или же Денежный рынок – один из важнейших, именно он позволяет осуществлять займы, предоставлять ссуды, копить деньги и не беспокоиться об их сохранности.