ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2020
Просмотров: 3164
Скачиваний: 1
40H операция поиска неуспешна
20H ошибка контроллера НГМД
10H ошибка данных при чтении (ошибка CRC)
09H попытка прямого доступа за границу 64K
08H переполнение DMA
04H затребованный сектор не найден
02H не найдена адресная марка
01H послана неверная команда контроллеру НГМД
В заключение приводим полную процедуру чтения диска, которая
читает один сектор данных с дорожки 12, сектор 1, сторона 0 нако-
пителя A в 512-байтный буфер в сегменте данных. Семь байтов ста-
туса также считываются в отведенный буфер. Эта процедура предназ-
начена для IBM PC и XT. Вам необходимо воспользоваться техничес-
ким руководством по PCjr или AT, если Вы работаете на этих маши-
нах. На AT надо изменить циклы задержки, чтобы учесть большую
скорость процессора, и не забывать добавлять оператор JMP SHORT
$+2 между последовательными командами OUT, относящимися к одному
и тому же порту. Работа с фиксированным диском осуществляется
аналагично, поэтому Вы можете перенести изученные Вами концепции
на другие ситуации.
;---в сегменте данных
BUFFER DB 512 DUP(?)
STATUS_BUFFER DB 7 DUP(?)
SECTOR_READ PROC ;начало процедуры чтения одного сектора
;---включение мотора
STI ;прерывания должны быть разрешены
MOV DX,3F2H ;адрес регистра цифрового вывода
MOV AL,28 ;устанавливаем биты 2, 3 и 4
OUT DX,AL ;посылаем команду
;---ожидаем пока мотор наберет скорость (около 1/2 сек.)
MOV CX,3500 ;счетчик цикла задержки (для IBM PC и XT)
MOTOR_DELAY: LOOP MOTOR_DELAY ;ожидаем 1/2 секунды
;---выполняем операцию поиска
MOV AH,15 ;номер кода
CALL OUT_FDC ;посылаем контроллеру НГМД
MOV AH,0 ;номер накопителя
CALL OUT_FDC ;посылаем контроллеру НГМД
MOV AH,12 ;номер дорожки
CALL OUT_FDC ;посылаем контроллеру НГМД
CALL WAIT_INTERRUPT ;ожидаем прерывания от НГМД
;---ожидаем установки головки (25 мсек.)
MOV CX,1750 ;счетчик цикла задержки (для IBM PC и XT)
WAIT_SETTLE: LOOP WAIT_SETTLE ;ожидаем 25 мсек.
;---начинаем инициализацию микросхемы DMA
MOV AL,46H ;код чтения данных контроллера НГМД
OUT 12,AL ;посылаем код по двум адресам
OUT 11,AL ;
;---вычисляем адрес буфера
MOV AX,OFFSET BUFFER ;берем смещение буфера в DS
MOV BX,DS ;помещаем DS в BX
MOV CL,4 ;готовим вращение старшего нибла
ROL BX,CL ;вращаем младшие 4 бита
MOV DL,BL ;копируем DL в BL
AND DL,0FH ;чистим старший нибл в DL
AND BL,0F0H ;чистим младший нибл в BX
ADD AX,BX ;складываем
JNC NO_CARRY ;если не было переноса, то # страницы в DL
INC DL ;увеличиваем DL, если был перенос
NO_CARRY: OUT 4,AL ;посылаем младший байт адреса
MOV AL,AH ;сдвигаем старший байт
OUT 4,AL ;посылаем младший байт адреса
MOV AL,DL ;засылаем номер страницы
OUT 81H,AL ;посылаем номер страницы
;---конец инициализации
MOV AX,511 ;значение счетчика
OUT 5,AL ;посылаем младший байт
MOV AL,AH ;готовим старший байт
OUT 5,AL ;посылаем старший байт
MOV AL,2 ;готовим разрешение канала 2
OUT 10,AL ;DMA ожидает данные
;---получаем указатель на базу диска
MOV AL,1EH ;номер вектора, указывающего на таблицу
MOV AH,35H ;номер функции
INT 21H ;выполняем функцию
;---посылаем параметры чтения
MOV AH,66H ;код чтения одного сектора
CALL OUT_FDC ;посылаем контроллеру НГМД
MOV AH,0 ;номера головки и накопителя
CALL OUT_FDC ;посылаем контроллеру НГМД
MOV AH,12 ;номер дорожки
CALL OUT_FDC ;посылаем контроллеру НГМД
MOV AH,0 ;номер головки
CALL OUT_FDC ;посылаем контроллеру НГМД
MOV AH,1 ;номер записи
CALL OUT_FDC ;посылаем контроллеру НГМД
MOV AH,ES:[BX]+3 ;код размера сектора
CALL OUT_FDC ;посылаем контроллеру НГМД
MOV AH,ES:[BX]+4 ;номер конца дорожки
CALL OUT_FDC ;посылаем контроллеру НГМД
MOV AH,ES:[BX]+5 ;длина сдвига
CALL OUT_FDC ;посылаем контроллеру НГМД
MOV AH,ES:[BX]+6 ;длина данных
CALL OUT_FDC ;посылаем контроллеру НГМД
CALL WAIT_INTERRUPT ;ожидаем прерывание от НГМД
;---читаем результирующие байты
MOV CX,7 ;берем 7 байтов статуса
LEA BX,STATUS_BUFFER ;помещаем в буфер статуса
NEXT: CALL IN_FDC ;получаем байт
MOV [BX],AL ;помещаем в буфер
INC BX ;указываем на следующий байт буфера
LOOP NEXT ;повторяем операцию
;---выключение мотора
MOV DX,3F2H ;адрес регистра цифрового вывода
MOV AL,12 ;оставляем биты 3 и 4
OUT DX,AL ;посылаем новую установку
RET ;конец процедуры
SECTOR_READ ENDP
WAIT_INTERRUPT PROC ;ожидание прерывания от НГМД
;---управление статусом прерывания 6 в байте статуса BIOS
MOV AX,40H ;сегмент области данных BIOS
MOV ES,AX ;помещаем в ES
MOV BX,3EH ;смещение для байта статуса
AGAIN: MOV DL,ES:[BX] ;получаем байт
TEST DL,80H ;проверяем бит 7
JZ AGAIN ;до тех пор пока не установлен
AND DL,01111111B ;сбрасываем бит 7
MOV ES:[BX],DL ;заменяем байт статуса
RET
WAIT_INTERRUPT ENDP
OUT_FDC PROC ;посылаем байт из AH FDC
MOV DX,3F4H ;адрес порта регистра статуса
KEEP_TRYING: IN AL,DX ;получаем значение
TEST AL,128 ;бит 7 установлен?
JZ KEEP_TRYING ;если нет, то снова проверяем
INC DX ;указываем на регистр данных
MOV AL,AH ;передаваемое значение в AH
OUT DX,AL ;посылаем значение
RET
OUT_FDC ENDP
IN_FDC PROC ;получаем байт от FDC в AL
MOV DX,3F4H ;адрес порта регистра статуса
ONCE_AGAIN: IN AL,DX ;получаем значение
TEST AL,128 ;бит 7 установлен?
JZ KEEP_TRYING ;если нет, то проверяем снова
INC DX ;указываем на регистр данных
IN AL,DX ;читаем байт из регистра данных
RET
IN_FDC ENDP
5.4.2 Чтение/запись определенных секторов.
Чтение или запись определенных секторов диска в основном ис-
пользуется при доступе к каталогам диска или его таблице размеще-
ния файлов, сектора для которых всегда расположены в одном и том
же месте. В то время как чтение секторов достаточно безобидно,
запись абсолютного сектора требует чтобы код был тщательно прове-
рен перед первым использованием. Ошибка может сделать каталог или
таблицу размещения файлов нечитаемыми, что эквивалентно разруше-
нию всех данных на диске.
Как DOS так и BIOS предоставляют функции для чтения и записи
определенных секторов. Однако они указывают сектора по-разному.
Для IBM PC, XT и PCjr процедура BIOS требует информации о номере
стороны (0 или 1), номере дорожки (0-39) и номере сектора (1-8).
Из-за ограничения максимального номера сектора равного 8 этот
метод практически бесполезен для этих машин. Однако для AT номер
сектора может меняться до 8, 9 или 15, а число дорожек может
меняться до 39 или 79. Функции DOS указывают сектор одним номе-
ром, который называется логическим номером сектора. Начиная с
наружного обода диска, секторам присваиваются последовательно
возрастающие номера. Этот метод может быть использован для дисков
произвольного размера и типа.
Отсчет логисеких секторов начинается со стороны 0 дорожки 0
сектора 1 и продолжается на стороне 1 с дорожки 0, после чего
переходит на сторону 0 дорожку 1 и т.д. (На больших фиксированных
дисках сначала проходится весь внешний цилиндр.) В зависимости от
того как был форматирован диск, при переходе на следующую дорожку
логический номер сектора увеличивается на определенную величину.
Для дискет емкостью 360K каждая дорожка (с учетом обеих сторон)
добавляет к логическому номеру 18. Однако вычисления немного
усложняются тем, что отсчет начинается с нуля. Таким образом
первый сектор на дорожке 3 стороны 2 должен иметь номер равный
3*18 для дорожек 0-2 плюс 9 для стороны 0 дорожки 3 плюс единица,
указывающая на первый сектор дорожки 3 стороны 1. Эта сумма равна
64. Логический номер сектора на 1 меньше этого числа. На рис. 5-4
сравнивается методы указания сектора DOS и BIOS.
Высокий уровень.
Бейсик не предоставляет прямого доступа к секторам диска. Надо
использовать следующую процедуру на машинном языке. В приложении
Г объясняется логика взаимодействия с этой процедурой. В примере
читается 9 секторов дорожки 3 стороны 1 дискеты емкостью 360K.
Сама процедура размещается в памяти, начиная с адреса сегмента
&H1000, а содержимое секторов размещается, начиная с сегментного
адреса &H2000 (напоминаем, что абсолютный адрес равен сегментному
адресу, умноженному на 16). Для того чтобы записать на диск со-
держимое этого буфера надо изменить в данных программы седьмой
байт с конца &H25 на &H26. Все остальное остается неизменным.
100 DEFINT A-Z 'все переменные будут целыми
110 DATA &H55, &H8B, &HEC, &H1E, &H8B, &H76, &H0C, &H8B
120 DATA &H04, &H8B, &H76, &H0A, &H8B, &H14, &H8B, &H76
130 DATA &H08, &H8B, &H0C, &H8B, &H76, &H06, &H8A, &H1C
140 DATA &H8E, &HD8, &H8B, &HC3, &H8B, &H00, &H00, &HCD
150 DATA &H25, &H59, &H1F, &H5D, &HCA, &H08, &H00
160 DEF SEG = &H1000 'помещаем процедуру по адресу &H10000
170 FOR N = 0 TO 38 'для каждого байта процедуры
180 READ Q: POKE N,Q 'читаем байт и помещаем его в память
190 NEXT 'следующий байт
200 READSECTOR = 0 'выполняем код, начиная с первого байта
210 BUFFER = &H2000 'буфер для данных имеет адрес &H20000
220 LOGICALNUMBER = 62 'логический номер сектора равен 62
230 NSECTORS = 9 'число считываемых секторов
240 DRIVE = 0 'номер накопителя (0 = A)
250 CALL READSECTOR (BUFFER, LOGICALSECTORS, NSECTORS, DRIVE)
260 'теперь сектора в памяти, начиная с адреса 2000:0000
Средний уровень.
BIOS использует функцию 2 прерывания 13H для чтения секторов и
функцию 3 прерывания 13H для записи секторов. В обоих случаях DL
должен содержать номер накопителя от 0 до 3, где 0 = A, 1 = B и
т.д., DH - номер головки (стороны), 0-1. CH должен содержать
номер дорожки от 0 до 39, а CL - номер сектора от 0 до 8. AL
содержит число секторов, которое необходимо считать. Допускается
сразу читать не более восьми секторов, что более чем достаточно
для большинства целей. ES:BX должны указывать на начало буфера в
памяти, куда будут помещаться данные или откуда они будут брать-
ся. При возврате AL будет содержать число прочитанных или запи-
санных секторов. Если операция успешна, то флаг переноса будет
равен нулю. Если он равен 1, то AH будет содержать байт статуса
дисковой операции, описанный в [5.4.8].
;---в сегменте данных
BUFFER DB 4000 DUP(?) ;создаем буфер
;---читаем сектора
MOV AX,SEG BUFFER ;ES:BX должны указывать на буфер
MOV ES,AX ;
MOV BX,OFFSET BUFFER ;
MOV DL,0 ;номер накопителя
MOV DH,0 ;номер головки
MOV CH,0 ;номер дорожки
MOV CL,1 ;номер сектора
MOV AL,1 ;число секторов для чтения
MOV AH,2 ;номер функции чтения
INT 13H ;
Прерывания DOS 25H и 26H читают и записывают абсолютные секто-
ра диска, соответственно. Надо поместить логический номер старто-
вого сектора в DX, а DS:BX должны указывать на буфер. CX содержит
число секторов для чтения или записи, а AL - номер накопителя,
где 0 = A, 1 = B и т.д. Процедуры портят все регистры, кроме
сегментных. При возврате регистр флагов остается на стеке, остав-
ляя стек невыровненным. Не забудьте вытолкнуть это значение со
стека сразу после возврата (в примере это значение выталкивается
в CX).
;---в сегменте данных
BUFFER DB DUP 5000(?) ;создаем буфер
;---читаем сектора
PUSH DS ;сохраняем регистры
MOV AX,SEG BUFFER ;DS:BX должны указывать на буфер
MOV DS,AX ;
MOV BX,OFFSET BUFFER ;
MOV DX,63 ;логический номер сектора
MOV CX,9 ;читаем всю дорожку
MOV AL,0 ;накопитель A
INT 25H ;функция чтения секторов
POP CX ;выталкиваем со стека флаги
POP DS ;восстанавливаем регистры
JNC NO_ERROR ;если нет ошибки, то на продолжение
CMP AH,3 ;проверка возможных ошибок
.
.
NO_ERROR: ;продолжение программы
Если при возврате флаг переноса равен 1, то произошла ошибка и
в этом случае AH и AL содержат два отдельных байта статуса ошиб-
ки. Если AH = 4, то указанный сектор не найден, а если AH = 2, то
диск неверно отформатирован. Если AH = 3, то была попытка записи
на дискету, защищенную от записи. Все остальные значения AH гово-
рят об аппаратной ошибке.
Низкий уровень.
Дисковые операции на низком уровне требуют прямого программи-
рования микросхем контроллера НГМД и прямого доступа к памяти.
Поскольку эти операции взаимосвязаны, то они рассматриваются
вместе в разделе [5.4.1].
5.4.3 Запись в последовательные файлы.
С точки зрения программиста языки высокого уровня работают с
последовательными файлами порциями в одну единицу данных. Один
оператор "записывает" содержимое переменной в последовательный
файл, ограничивая ее парой возврат каретки/перевод строки. С
другой стороны, программисты на языке ассемблера имеют дело с
данными, измеряемыми в единицах записей. Они помещают данные в
буфер, который может содержать одну или несколько записей, добав-
ляя пары возврат каретки/перевод строки между элементами данных,
а не между записями. Некоторые элементы данных могут принадлежать
двум записям. Тогда для записи используется функция MS DOS, поз-
воляющая записать на диск одну или несколько записей. На всех
уровнях программирования DOS может не производить физической
записи на диск каждый раз, когда была подана команда вывода.
Вместо этого, в целях экономии, DOS ожидает пока его выходной
буфер будет заполнен, прежде чем записать данные на диск.
Отметим, что Бейсик автоматически добавляет в конец записывае-
мого им последовательного файла символ с кодом ASCII 26 (Ctrl-Z).
Это требование стандартных текстовых файлов. Функции DOS не до-
бавляют этот символ; Ваша программа должна сама записать его в
конец элемента данных. Файлы прямого доступа не ограничиваются
символом ASCII 26.
Высокий уровень.
Бейсик готовит файлы к последовательной записи, открывая файл
в режиме последовательного доступа оператором OPEN. Этот оператор
имеет две формы и какую из них Вы выбираете это дело вкуса. Фор-
маты этого оператора такие:
100 OPEN "MYFILE" FOR OUTPUT AS #1
или
100 OPEN "O", #1, "MYFILE"
Во второй форме буква "O" обозначает вывод (output). Символ #1
обозначает кодовый номер, по которому Вы будете впоследствии
обращаться к файлу в операторах доступа, таких как WRITE #1 или
INPUT #1. В обоих случаях открывается файл с именем MYFILE для
приема данных в последовательном режиме. Если файл с таким именем
не найден на диске, то оператор OPEN создаст его. Если же такой
файл существует, то он будет перезаписан, т.е. после его закрытия
он будет содержать только новые записанные в него данные. Чтобы
добавить данные в конец существующего последовательного файла, не
изменяя его предыдущего содержимого, нужно открыть его, используя
первую форму оператора OPEN в виде OPEN "MYFILE" FOR APPEND AS
#1. Более подробно об этом см. [5.3.3].
Данные записываются в файл с помощью операторов PRINT# и WRI-
TE#. Они имеют одинаковую форму:
100 PRINT #1, S$
или
100 WRITE #1, X
#1 относится к идентификационному номеру файла (дескриптору фай-
ла), присваиваемому ему оператором OPEN. В первом примере в файл
записывается значение строковой переменной, а во втором численное
значение, но можно любым из них записывать и то и другое. Числен-