ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2020
Просмотров: 3144
Скачиваний: 1
возвращает статусной информации и не позволяет назначать какой из
коммуникационных портов надо использовать (всегда используется
COM1).
Чтобы вывести строку данныз используйте функцию 40H прерывания
21H. Это обычная функция вывода для всех файлов и устройств при
использовании метода доступа дескриптора файлов. COM1 имеет пре-
лопределенный номер #3. Поместите номер файла в BX, а число пере-
даваемых байтов в CX. Пусть DS:DX указывают на буфер выводимых
данных и вызывайте функцию.
MOV AH,40H ;номер функции
MOV BX,3 ;предопределенный номер файла для COM1
MOV CX,50 ;выводим 50 байтов
LEA DX,DATA_BUFFER ;DS:DX указывают на буфер данных
INT 21H ;посылаем данные
JC COM_ERROR ;уход на обработку ошибки
Отметим, что при использовании предопределенных номеров файлов их
не надо открывать. Если произошла ошибка, то устанавливается флаг
переноса, а в AX возвращается 5 если коммуникационный порт не
готов и 6 при указании неверного номера файла.
Низкий уровень.
Когда байт данных помещается в регистр хранения передатчика,
то он автоматически выводится в последовательный канал через
регистр сдвига передатчика, который сериализует данные. Нет необ-
ходимости в импульсе бита строба, как это делается в случае па-
раллельного адаптера. Бит 5 регистра статуса линии показывает
свободен ли регистр хранения передатчика для приема данных. Ре-
гистр постоянно проверяется до тех пор, пока бит 5 не станет
равным 1. После этого в регистр хранения передатчика посылается
очередной байт из того места, откуда они берутся. В процессе
передачи бит 5 равен 0 и только когда он опять станет равным 1,
то в регистр хранения передатчика может быть послан следующий
символ. Этот процесс повторяется до тех пор, пока это нужно.
В следующем примере даны основные понятия об этой процедуре.
Конечно, она может быть сделана необычайно сложной (в частности,
программирование связи требует особо тщательных процедур обнару-
жения ошибок и восстановления при сбоях). В примере предполагает-
ся, что коммуникационный порт и модем уже инициализированы, как
показано в [7.1.2] и [7.1.5]. Первая часть это цикл проверки
ошибок и приема символов. В [7.1.7] приведен код для процедуры
приема данных.
;---ждем пока все будет готово для посылки символа
KEEP_TRYING: MOV DX,BASE_ADDRESS ;базовый адрес
ADD DX,5 ;указываем на регистр статуса линии
IN AL,DX ;получаем байт статуса
TEST AL,00011110B ;проверяем на ошибку
JNZ ERROR_ROUTINE ;если есть, то на процедуру обработки
TEST AL,00000001B ;проверяем получены ли данные
JNZ RECEIVE ;если да, то на процедуру приема
TEST AL,00100000B ;проверяем готовность к передаче
JZ KEEP_TRYING ;если нет, то возвращаемся назад
;---передаем символ принимаемый с клавиатуры
MOV AH,1 ;функция проверки нажатия клавиши
INT 16H ;прерывание клавиатуры BIOS
JZ KEEP_TRYING ;возврат, если не было нажатия
MOV AH,0 ;функция получения кода с клавиатуры
INT 16H ;теперь нужный символ в AL
SUB DX,5 ;адрес регистра хранения передатчика
OUT DX,AL ;посылаем символ
JMP SHORT KEEP_TRYING ;возвращаемся к началу цикла
7.1.7 Получение данных.
Коммуникационная программа готова принимать данные как только
инициализирован коммуникационный порт [7.1.2] и установлена связь
с удаленной станцией [7.1.5]. Прием данных никогда полностью не
отделен от передачи данных, поскольку программе может потребо-
ваться послать сигнал XOFF (ASCII 19), чтобы остановить поток
данных, если они поступают слишком быстро и она не успевает их
обрабатывать. Код XON (ASCII 17) сообщает удаленной станции, что
можно продолжить передачу. Отметим, что PCjr не может принимать
данные во время дисковых операций; чтобы снять это ограничение
можно использовать XON и XOFF.
В зависимости от сложности используемого протокола обмена,
принимаемые данные могут требовать простой или сложной обработки.
Может быть получен один из набора управляющих кодов, приведенных
в [7.1.9]. Те из них, которые являются ограничителями данных чаще
обнаруживаются при синхронном обмене. При выводе получаемых сим-
волов на экран учитывайте влияние символов перевода строки (ASCII
10), поскольку некоторые языки (включая Бейсик) автоматически
вставляют перевод строки после возврата каретки; в этом случае
исключайте переводы строки из принимаемых данных, чтобы избежать
пустых строк при выводе. На рис. 7-2 показана коммуникационная
процедура, включающая также код передачи, обсуждаемый в [7.1.6].
Высокий уровень.
Для коммуникационной процедуры, написанной на интерпретируемом
Бейсике, время очень существенно. Обработка медленна, поэтому
если процедура приема неверно сконструирована, то входной буфер
может заполниться (т.е. произойдет переполнение) в то время как
программа еще будет анализировать ранее полученные данные. Оче-
видным решением этой проблемы является максимально возможный
размер буфера. При загрузке Бейсика размер буфера ввода устанав-
ливается добавлением к команде ключа /C:. BASICA /C:1024 создает
буфер размером в 1K и это минимальное число для скорости обмена
1200 бод (сложным процедурам может понадобиться 4096 байт). По
умолчанию используется размер буфера равный 256 байтам и такой
буфер имеет то преимущество, что он может быть целиком помещен в
одну символьную переменную. Такой размер буфера можно использо-
вать только при скорости обмена 300 бод и ниже.
Бейсик читает из буфера с помощью оператора INPUT$ (можно
использовать также INPUT# и LINE INPUT#, но INPUT$ более гибок).
Этот оператор имеет форму INPUT$(числобайт,номерфайла). Например,
INPUT$(10,#1) читает 10 байтов из коммуникационного канала, отк-
рытого как файл #1. Если размер буфера не превышает 256 байтов,
то очень удобно читать все содержимое буфера за один раз. LOC
сообщает сколько байтов данных находится в буфере в данный мо-
мент. Поэтому напишите оператор INPUT$(LOC(1),#1) и в S$ будут
записаны все данные с момента последнего доступа к буферу. Конеч-
но, если LOC(1) = 0, то буфер пуст и процедура должна ожидать
пока данные будут получены. Отметим, что EOF(1) также можно ис-
пользовать для проверки состояния буфера, так как эта функция
возвращает -1 если буфер пуст и 0, если там есть хотя бы один
символ.
После того как данные записаны в S$ программа должна проверить
не содержатся ли там управляющие коды. Функция INSTR выполняет
эту задачу быстрее всего. Напомним, что ее параметрами являются
сначала позиция, с которой надо вести поиск в строке, затем имя
строки и, наконец, символ (или строка) который ищется. Чтобы
найти символ XOFF (ASCII 19) оператор должен иметь вид
INSTR(1,S$,CHR$(19)). Чтобы найти второе появление нужного управ-
ляющего символа повторите поиск в строке, начиная с символа,
следующего за позицией, в которой найден первый.
Обычно процедура ввода исключает большинство управляющих сим-
волов из принимаемых данных, с тем чтобы они нормально выглядели
при выводе. Затем данные выводятся на экран, пересылаются в дру-
гое место в памяти, а иногда записываются на диск или выводятся
на принтер. В процессе всей этой деятельности программа должна
постоянно возвращаться к просмотру не поступили ли новые данные.
Если оказалось, что буфер заполняется слишком быстро, то програм-
ма может послать сигнал XOFF, останавливая поток данных. Затем,
после того как полученные данные буду декодированы, можно снова
разрешить передачу данных. Конечно, необходимо чтобы протокол
обмена поддерживал XON и XOFF. Программы, написанные на интерпре-
тируемом Бейсике, обычно могут использовать XON/XOFF для установ-
ления соответствия скоростей при приеме данных, но при передаче
данных такая программа часто не может достаточно быстро отреаги-
ровать на получение сигнала XOFF.
.
.
500 '''здесь находится процедура передачи (см. [7.1.6])
.
.
600 IF LOC(1)>100 THEN XOFF = 1: PRINT #1,CHR$(19)
610 C$ = INPUT$(LOC(1),#1) 'читаем содержимое буфера
620 '''выделяем из данных управляющие символы
630 IF INSTR(1,C$,CHR$(19))>0 THEN 800 'получен XOFF
640 IF INSTR(1,C$,CHR$(17))>0 THEN 900 'получен XON
.
(здесь удаляются ненужные управляющие символы
.
700 PRINT C$ 'выводим данные на экран
710 IF LOC(1) > 0 THEN 600 'если получены данные, то читаем их
720 IF XOFF = 1 THEN XOFF = 0: PRINT #1,CHR$(17)
.
.
800 'реакция на XOFF
.
900 'реакция на XON
Если функция LOF применяется к коммуникационному порту, то она
возвращает количество свободного места, оставшееся в буфере вво-
да. Например, если COM1 открыт как #1, то LOF(1) сообщит свобод-
ного пространства. Это может быть полезно для определения, что
буфер почти полон. Отметим, однако, что оператор LOC возвращает
позицию указателя в буфере и это значение может быть использовано
для той же цели. Например, если COM1 открыт как #3, а размер
буфера ввода равен 256 байтам, то до тех пор, пока LOC(3) не
будет равен 256, буфер не полон.
Средний уровень.
Функция 2 прерывания 14H BIOS ожидает символ из последователь-
ного порта, помещает его в AL при получении и затем возвращается
в программу. При входе надо поместить номер порта (0-1) в DX. При
возврате AX равен нулю, если не было ошибки. Если AH не равен 0,
то может быть возвращен байт статуса, в котором имеют значение
только 5 битов. Это следующие биты:
бит 1 ошибка переполнения (новый символ поступил раньше, чем
был удален старый)
2 ошибка четности (вероятно, из-за проблем в линии)
3 ошибка оформления (стартовый или стоп-биты неверны)
4 обнаружен перерыв (получена длинная строка битов 0)
5 ошибка таймаута (не получен сигнал DSR)
MS DOS также предоставляет коммуникационную функцию для приема
одного символа, это функция 3 прерывания 21H. Функция ожидает
символ из COM1 и помещает его в AL. Отметим, что при этом нет
функции инициализации порта, которую надо делать через процедуру
BIOS или непосредственно, как показано в [7.1.2]. По умолчанию
порт инициализируется со значениями 2400 бод, нет контроля чет-
ности, один стоп-бит и 8 битов на символ. Эта функция не имеет
никаких достоинств по сравнению с функцией BIOS и не возвращает
информации о статусе.
Низкий уровень.
При получении данных без использования коммуникационного пре-
рывания [7.1.8] программа должна постоянно проверять регистр
статуса линии, адрес порта которого на 5 больше базового адреса
используемого коммуникационного адаптера. Бит 0 этого регистра
будет равен нулю, до тех пор пока не будет получен символ в ре-
гистр данных приемника. Когда бит 0 становится равным 1, то надо
немедленно считать его из регистра, с тем чтобы на него не нало-
жился следующий принимаемый символ. После того как символ считан,
бит 0 опять становится равным 0 и остается таковым, пока не при-
будет новый символ.
Хотя здесь об этом не говорилось, но коммуникационные процеду-
ры обычно создают циклический буфер для сбора поступающих симво-
лов. Циклические буфера обсуждались в [3.1.1]. Вы должны также
знать, что если поступающие данные подавать на экран со скоростью
1200 бод, то процедура сдвига экрана BIOS [4.5.1] не будет успе-
вать и произойдет переполнение. Простое решение этих проблем
состоит в использовании коммуникационного прерывания, как объяс-
нено в [7.1.8].
Следующий пример частично дублирует содержимое предыдущего
раздела, относящегося к передаче символов. Как и в том случае код
начинается с бесконечного цикла. Объедините эти 2 процедуры с
процедурами инициализации из [7.1.2] и [7.1.5] для создания за-
конченной процедуры ввода/вывода через коммуникационный канал.
KEEP_TRYING: MOV DX,BASE_ADDRESS ;базовый адрес
ADD DX,5 ;указываем на регистр статуса линии
IN AL,DX ;получаем байт статуса
TEST AL,00011110B ;проверяем на ошибку
JNZ ERROR_ROUTINE ;если да, то на обработку ошибки
TEST AL,00000001B ;проверяем получены ли данные
JNZ RECEIVE ;на процедуру приема данных
TEST AL,00100000B ;проверяем готовность к передаче
JZ KEEP_TRYING ;если нет, то к началу цикла
.
(здесь расположена процедура передачи - см. [7.1.6])
.
;---получаем данные и выводим их на экран
RECEIVE: MOV DX,BASE_ADDRESS ;базовый адрес
IN AL,DX ;читаем полученный символ
CMP AL,19 ;проверка на XOFF
JE XOFF_ROUTINE ;
.
(и т.д.)
.
MOV DL,AL ;готовим символ для вывода на экран
MOV AH,2 ;функция вывода символа
INT 21H ;выводим его
JMP SHORT KEEP_TRYING ;возвращаемся на начало цикла
7.1.8 Посылка/получение данных с помощью коммуникационного
прерывания.
Хорошая коммуникационная программа имеет слишком много работы,
чтобы посвятить себя целиком вводу/выводу. Поступающие данные
должны анализироваться, передаваемые данные должны собираться, а
большие блоки данных могут записываться на диск или считываться с
него. Коммуникационное прерывание позволяет программе не тратить
на ввод/вывод больше времени, чем он того требует. Например,
после установки прерывания, управление передается процедуре пере-
дачи данныз только в том случае, когда регистр хранения передат-
чика пуст и возвращается программе, как только послан байт дан-
ных, позволяя ей продолжать свою работу до тех пор, пока регистр
хранения передатчика не будет снова готов. Не забудьте ознако-
миться с обсуждением прерываний в [1.2.3], прежде чем продолжить
чтение.
IBM PC отводит два аппаратных прерывания для коммуникационных
каналов, номер 3 (COM1) и 4 (COM2). Отметим, что у PCjr, встроен-
ный модем имеет номер 3, а COM1 - номер 4. Микросхема UART 8250
допускает 4 класса прерываний для каждого канала, используя сле-
дующие двоичные кодовые числа:
00 изменение в регистре статуса модема
01 регистр хранения передатчика пуст
10 получены данные
11 ошибка приема, или получено условие перерыва
Эти коды содержатся в битах 2-1 регистра идентификации прерыва-
ния, адрес порта которого на 2 больше, чем базовый адрес исполь-
зуемого коммуникационного адаптера. Бит 0 этого регистра устанав-
ливается при возникновении прерывания, а остальные биты не ис-
пользуются и всегда равны 0.
Чтобы выбрать одно или более прерываний, надо запрограммиро-
вать регистр разрешения прерывания, адрес которого на 1 больше
базового адреса. Значение его битов такое:
бит 0 1 = прерывание при получении данных
1 1 = прерывание когда регистр хранения передатчика пуст
2 1 = прерывание при ошибке приема данных
3 1 = прерывание при изменении регистра статуса модема
7-4 не используются, всегда 0
Когда одно из этих событий происходит, то инициируется аппаратное
прерывание, возникающее в микросхеме обработки прерываний 8259 по
каналу 3 для COM1 и по каналу 4 для COM2. Процедура обработки