Файл: jourdain_spravochnik_programmista.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2020

Просмотров: 3058

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

некоторые регистры возвращают значения или статусную информацию.

Они называются выходными регистрами и мы описываем их словами

"при выходе AX содержит ...". Зачастую одно прерывание содержит

много функций. В частности, операционная система впихнула практи-

чески все свои возможности в прерывание 21H. Поэтому при вызове

прерывания необходимо указывать номер функции. Все прерывания

(как BIOS так и DOS) передают номер функции в AH (иногда в AL

содержится номер подфункции).

Все сказанное в основном служит только чтобы дать первое

представление о предмете. Но если Вы будете внимательно просмат-

ривать простейшие примеры, содержащиеся в этой книге, то Вы пой-

мете стоящую за ними логику. Язык ассемблера имеет репутацию

трудного языка. Но то, что Вы только что прочитали - настоящая

чепуха. Имеется достаточно сложностей и в языках высокого уровня.

И если ошибки в ассемблерной программе бывает очень сложно обна-

ружить, то в основном это связано с тем, что сам текст программы

намного длиннее, чем эквивалентный текст на языке высокого уров-

ня (однако ассемблерный код намного плотнее). В настоящее время

многие профессионалы пишут программы на языке C, затем анализи-

руют эффективность и переписывают критические кусочки программы,

которые расходуют много времени, на языке ассемблера. Невозмож-

ность написания таких ассемблерных процедур может иногда свести

усилия программиста к нулю. Поэтому найдите хороший букварь по

ассемблеру и приступайте! Возможно самой большой наградой для Вас

станет момент, когда Вы наконец действительно станете понимать

как же работает компьютер.


Приложение Г. Включение ассемблерных процедур в программы на

Бейсике.


Процедуры на языке ассемблера состоят из строк байтов машинно-

го кода. При выполнении этой процедуры Бейсик передает управление

из последовательности инструкций, составляющих программу на Бей-

сике, в то место, где хранятся инструкции, которые могут быть

декодированы в последовательность инструкций языка ассемблера.

При завершении ассемблерной процедуры управление возвращается в

то место бейсиковской программы, откуда была вызвана процедура.

В этой книге ассемблерные процедуры, используемые в программах

на Бейсике, приведены в двух видах. В обоих видах процедуры вклю-

чены в программу, а не хранятся в виде отдельного дискового фай-

ла. При первом способе требуется, чтобы коды процедуры находились

в отдельном месте в памяти, а при втором, менее принятом, этого

не требуется.

В первом способе процедура помещается в операторы DATA и прог-

рамма пересылается в неиспользуемую часть памяти, а затем вызы-

вается оператором CALL. Надо позаботиться о том, чтобы код проце-

дуры не накладывался на какие-либо данные и наоборот. Обычное

решение этой проблемы состоит в том, что процедура помещается в


те адреса памяти, к которым Бейсик не может получить доступ.

Поскольку интерпретатор Бейсика не может иметь доступ за пределы

64K, то для системы, скажем, с памятью 256K, нужно поместить

процедуру в старшие 64K. Для систем с памятью 128K Вы должны

вычислить сколько памяти требуется операционной системе, Бейсику

и драйверам устройств. Допустимо, чтобы они занимали 25K плюс

64K, используемых Бейсиком. В системах с 64K используйте при

старте команду CLEAR, которая ограничивает объем памяти доступный

для Бейсика. CLEAR,n ограничивает Бейсик n байтами. Затем помес-

тите процедуру в самые верхние адреса памяти.

Для указания начала области, куда будет помещена процедура,

используйте оператор DEF SEG, а затем с помощью оператора READ

считываются байты процедуры и помещаются в память до тех пор,

пока вся процедура не будет помещена на место. Например:


100 DATA &Hxx, &Hxx, &Hxx, &Hxx, &Hxx '10-байтная процедура

110 DATA &Hxx, &Hxx, &Hxx, &Hxx, &Hxx

.

.

300 '''помещаем процедуру в память

310 DEF SEG = &H3000 'указываем на область памяти

320 FOR N = 0 TO 9 'для каждого из 10 байтов

330 READ Q 'читаем байт данных

340 POKE N,Q 'помещаем его в память

350 NEXT


После того как процедура загружена в память и Вы хотите ее

использовать, необходимо чтобы последний оператор DEF SEG указы-

вал на начало процедуры. Затем присвойте целой переменной значе-

ние 0 и напишите оператор CALL с именем этой переменной. Если

процедуре передаются параметры, то они должны быть указаны в

скобках в конце оператора CALL. Например:



500 DEF SEG = &H3000 'указываем на начало процедуры

510 DOGS = 12 'у нее 3 параметра

520 CATS = 44 '

530 POSSUMS = 1 '

540 CASUALTIES = 0 'начинаем выполнение с 1-го байта

550 CALL CASUALTIES(DOGS,CATS,POSSUMS) 'выполняем процедуру


Имеется намного более простой и экономичный способ создания

ассемблерных процедур, который избегает проблемы распределения

памяти. Надо просто создать процедуру в виде строковой переменной

внутри программы. Каждый байт может быть закодирован с помощью

CHR$. Затем используйте функцию VARPTR для определения положения

этой строки в памяти. Смещение по которому находится эта перемен-

ная хранится в двух байтах, которые идут за тем, на который ука-

жет VARPTR (в первом байте содержится длина строки). Затем этот

адрес используется для вызова процедуры. Отметим способ, которым

используется оператор DEF SEG, для указания на сегмент данных

Бейсика, с тем чтобы полученное смещение указывало на адрес стро-

ки для оператора CALL. Например:


100 DEF SEG 'устанавливаем сегмент на данные Бейсика

110 X$ = "CHR$(B4)+..." 'код процедуры

120 Y = VARPTR(X$) 'получаем дескриптор строки

130 Z = PEEK(Y+1)+PEEK(Y+2)*256 'вычисляем ее адрес

140 CALL Z


Многие значения, выражаемые через CHR$() могут быть представлены

и в виде символов ASCII. Вы можете писать ROUT = CHR$(12) + "AB"

вместо ROUT = CHR$(12) + CHR$(65) + CHR$(66). На самом деле боль-

шинство символов ASCII могут вводиться путем нажатия клавиши Alt,


наборе номера кода на дополнительной клавиатуре, а затем отпуска-

ния клавиши Alt. Однако коды от 0 до 31 не могут быть введены

таким образом для наших целей.


Приложение Д. Использование драйвера устройства ANSI.SYS.


ANSI.SYS это небольшая программа, входящая в состав операцион-

ной системы, которая может быть загружена в память, с тем чтобы

увеличить возможности MS DOS. Она не сделана частью COMMAND.COM с

целью экономия памяти, когда она не используется. Средства, пре-

доставляемые ANSI.SYS, могут быть использованы для удобства прог-

раммирования, но они могут также служить средством достижения

некоторой программной совместимости с не IBM-овскими машинами,

использующими MS DOS. Этот драйвер не предоставляет никаких доба-

вочных возможностей, которых нельзя было бы добиться другим обра-

зом, но он делает некоторые возможности управления клавиатурой и

терминалом намного более простыми (и обычно более медленно). Все

свойства драйвера ANSI.SYS описаны в этой книге под соответствую-

щим заголовком.

ANSI.SYS может быть загружен только во время загрузки опера-

ционной системы. Начиная с версии 2.0 система автоматически ищет

файл CONFIG.SYS, так же как и файл AUTOEXEC.BAT. Файл CONFIG.SYS

содержит различные параметры, такие как число создаваемых буферов

для файлов. Но он содержит также и имена тех драйверов устройств,



которые должны быть загружены и включены в COMMAND.COM. ANSI.SYS

как раз и является таким драйвером. Надо просто включить в этот

файл строку DEVICE = ANSI.SYS. Она может быть единственной стро-

кой в файле. Для создания этого файла можно воспользоваться ко-

мандой COPY. Надо просто ввести с терминала такие строки:


COPY CON: CONFIG.SYS <CR>

DEVICE = ANSI.SYS <CR>

<F6> <CR>


Нажатие клавиши F6 записывает символ Ctrl-Z (ASCII 26), отмечаю-

щий конец файла.


Приложение Е. Набор инструкций микропроцессора 8088.


Число тактов, которое надо добавить для вычисления эффективно-

го адреса следующее:


компоненты адреса операнды такты


(а) база или индекс [BX],[BP],[DI],[SI] 5

(б) смещение метка или смещение 6

(в) база + индекс [BX][SI], [BX][DI] 7

[BP][SI], [BP][DI] 8

(г) смещение + база или индекс [BX],[BP],[DI],[SI] + смещ. 9

(д) смещение + база + индекс [BX][SI],[BX][DI] + смещ. 11

[BP][SI],[BP][DI] + смещ. 12


Необходимо добавить также 2 такта при пересечении сегмента. Вот

времена инструкций:


инструкция такты байты


AAA 4 1

AAD 60 2

AAM 83 1

AAS 4 1

ADC регистр, регистр 3 2

ADC регистр, память 9(13) + EA 2-4

ADC память, регистр 16(24) + EA 2-4

ADC регистр, значение 4 3-4

ADC память, значение 17(25) + EA 3-6

ADC аккумулятор, значение 4 2-3

ADD регистр, регистр 3 2

ADD регистр, память 9(13) + EA 2-4


ADD память, регистр 16(24) + EA 2-4

ADD регистр, значение 4 3-4

ADD память, значение 17(25) + EA 3-6

ADD аккумулятор, значение 4 2-3

AND регистр, регистр 3 2

AND регистр, память 9(13) + EA 2-4

AND память, регистр 16(24) + EA 2-4

AND регистр, значение 4 3-4

AND память, значение 17(25) + EA 3-6

AND аккумулятор, значение 4 2-3

CALL близкая процедура 23 3

CALL далекая процедура 36 5

CALL словный указатель в памяти 29 + EA 2-4

CALL словный регистр указатель 24 2

CALL двухсловный указатель в памяти 57 + EA 2-4

CBW 2 1

CLC 2 1

CLD 2 1

CLI 2 1

CMC 2 1

CMP регистр, регистр 3 2

CMP регистр, память 9(13) + EA 2-4

CMP память, регистр 9(13) + EA 2-4



CMP регистр, значение 4 3-4

CMP память, значение 10(14) + EA 3-6

CMP аккумулятор, значение 4 2-3

CMPS приемник, источник 22(30) 1


CMPS (REP) приемник, источник 9 + 22(30)/повтор 1

CWD 5 1

DAA 4 1

DAS 4 1

DEC словный регистр 2 1

DEC байтный регистр 3 2

DEC память 15(23) + EA 2-4

DIV байтный регистр 80-90 2

DIV словный регистр 144-162 2

DIV байт памяти (86-96) + EA 2-4

DIV слово памяти (154-172) + EA 2-4

ESC значение, память 8(12) + EA 2-4

ESC значение, регистр 2 2

HLT 2 1

IDIV байтный регистр 101-112 2

IDIV словный регистр 165-185 2

IDIV байт памяти (107-118) + EA 2-4

IDIV слово памяти (175-194) + EA 2-4

IMUL байтный регистр 80-98 2

IMUL словный регистр 128-154 2

IMUL байт памяти (86-104) + EA 2-4

IMUL слово памяти (138-164) + EA 2-4

IN аккумулятор, байт значения 10(14) 2

IN аккумулятор, DX 8(12) 1

INC словный регистр 2 1

INC байтный регистр 3 2

INC память 15(23) + EA 2-4

INT 3 52 1

INT значение байта, отличное от 3 51 2

INTO 53 или 4 1

IRET 32 1

JCXZ короткая метка 18 или 6 2

JMP короткая метка 15 2

JMP близкая метка 15 3

JMP далекая метка 15 5

Jxxx короткая метка 16 или 4 2

LAHF 4 1

LDS словный регистр, двойное слово памяти 24 + EA 2-4

LEA словный регистр, слово памяти 2 + EA 2-4

LES словный регистр, двойное слово памяти 24 + EA 2-4


LOCK 2 1

LODS строка-источник 12(16) 1

LODS (REP) строка-источник 9+13(17)/повтор 1

LOOP короткая метка 17 или 5 2

LOOPE короткая метка 18 или 6 2

LOOPNE короткая метка 19 или 5 2

LOOPNZ короткая метка 19 или 5 2

LOOPZ короткая метка 18 или 6 2

MOV память, аккумулятор 10(14) 3



MOV аккумулятор, память 10(14) 3

MOV регистр, регистр 2 2

MOV регистр, память 8(12) + EA 2-4

MOV память, регистр 9(13) + EA 2-4

MOV регистр, значение 4 2-3

MOV значение, регистр 10(14) + EA 3


MOV сегментный регистр, словный регистр 2 2

MOV сегментный регистр, слово памяти 8(12) + EA 2-4

MOV словный регистр, сегментный регистр 2 2

MOV слово памяти, сегментный регистр 9(13) + EA 2-4

MOVS приемник, источник 18(26) 1

MOVS (REP) приемник, источник 9+17(25)/повтор 1

MUL байтный регистр 70-77 2

MUL словный регистр 118-133 2

MUL байт памяти (76-83) + EA 2-4

MUL слово памяти (128-143) + EA 2-4

NEG регистр 3 2

NEG память 16(24) + EA 2-4

NOP 3 1

NOT регистр 3 2

NOT память 16(24) + EA 2-4

OR регистр, регистр 3 2

OR регистр, память 9(13) + EA 2-4

OR память, регистр 16(24) + EA 2-4

OR регистр, значение 4 3-4

OR память, значение 17(25) + EA 3-6

OR аккумулятор, значение 4 2-3

OUT байт значения, аккумулятор 10(14) 2

OUT DX, аккумулятор 8(12) 1

POP регистр 12 1

POP сегментный регистр 12 1

POP память 25 + EA 2-4

POPF 12 1

PUSH регистр 15 1

PUSH сегментный регистр 14 1

PUSH память 24 + EA 2-4

PUSHF 14 1

RCL регистр, 1 2 2

RCL регистр, CL 8+4/бит 2

RCL память, 1 15(23) + EA 2

RCL память, 1 20(28)+EA+4/бит 2

RCR регистр, 1 2 2

RCR регистр, CL 8+4/бит 2

RCR память, 1 15(23) + EA 2

RCR память, 1 20(28)+EA+4/бит 2

REP 2 1

REPE 2 1

REPNE 2 1

REPZ 2 1

REPNZ 2 1

RET (внутрисегментный, без POP) 20 1

RET (внутрисегментный, с POP) 24 3



RET (межсегментный, без POP) 32 1

RET (межсегментный, с POP) 31 3

ROL регистр, 1 2 2

ROL регистр, CL 8+4/бит 2

ROL память, 1 15(23) + EA 2

ROL память, 1 20(28)+EA+4/бит 2

ROR регистр, 1 2 2