Файл: "Психосемантика рекламы".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Функции, отражающие взаимодействие общественного мнения с органами управления, его учет процессе принятия управленческих решений. К ним относятся:

- экспрессивная, которая состоит в том, что общественное мнение, независимо от того, в каких условиях ему приходится функционировать, всегда занимает определенную позицию по отношению к фактам, событиям жизни общества, деятельности органов управления.

- консультативная, которая состоит в том, что общественное мнение консультирует по поводу путей и методов решения проблем жизни общества.

- директивная, которая состоит в том, что общественное мнение иногда само выносит решение по тем или иным общественным проблемам, имеющим обязательный характер.

- побудительная, которая состоит в том, что общественное мнение через митинги, забастовки, демонстрации побуждает органы управления к принятию решений [10].

Таким образом, через реализацию вышеперечисленных функций проявляется более или менее результативно воздействие общественного мнения на процессы социального управления обществом.

Итак, на основании первой главы данной курсовой работы можно сделать вывод о том, что одним из наиболее эффективных способов семантического воздействия на сознание и мнение общественности является рекламная пропаганда — распространение разноплановой информации, направленной на формирование общественного мнения или иных целей, преследуемых рекламодателем. В зависимости от эффекта и эмоций, которые рекламная пропаганда вызывает, она может быть конструктивной и деструктивной.

Традиционными средствами вещания рекламной пропаганды являются: плакаты; брошюры; листовки; объявления по радио или телевидению; практически все жанры изобразительного искусства; кино; театр; литература; поэзия; игры и прочие средства массового воздействия на сознание общества.

В современном понимании общественное мнение — это состояние массового сознания, которое определяет совокупные оценочные суждения, а также социально-политический институт, который через выборы, референдумы и прочее, который может участвовать в осуществлении власти и принятии общественно важных решений.

К основным информационным каналам, которые выражают общественное мнение в настоящее время относятся: СМИ; средства массовой устной пропаганды; средства наглядной агитации; заседания и документы органов управления; собрания; средства информационного давления; личные контакты руководства с населением; письма; разнообразные опросы населения, референдумы и выборы.


Глава 2. Анализ взаимосвязи рекламной пропаганды и общественного мнения

2.1 Влияние пропаганды на общественное мнение

Анализируя основные функции рекламной пропаганды по отношению к общественному мнению, следует выделить следующее:

-пропаганда подкрепляет и усиливает уже сложившееся общественное мнение;

-анализируя события внутренней и международной жизни, пропаганда стимулирует и организует общественное мнение;

-пропаганда изменяет неадекватно сложившееся мнение [17].

Следует отметить то, что эффективность рекламной пропаганды может быть существенно повышена за счет знания закономерностей процесса общественного мнения в результате которого происходит становление убеждений. Таким образом, общественное мнение выступает одним из критериев эффективности рекламной пропаганды. Далее рассмотрим эту взаимосвязь далее более подробно.

Поскольку общественное мнение есть состояние общественного сознания, анализ его различных особенностей дает определенное представление о влиянии рекламной пропаганды на умы общества. В этой связи, общественное мнение представляет из себя показатель того, достигаются ли и насколько цели, которые преследует рекламная пропаганда. Соответственно, общественное мнение может выступать в роли показателя эффективности рекламной пропаганды, для которой цель — это ключевой элемент.

Рассматривая понятие эффективность рекламной пропаганды, следует выделить, что чаще всего под ним понимается степень достижения целей, преследуемых рекламодателем. Это итог сопоставления замысла рекламодателя с полученным результатом. Соответственно эффективной считают рекламную пропаганду, с помощью которой удается достичь нужного воздействия на сознание или поведение людей.

Как критерий эффективности рекламной пропаганды, общественное мнение отличается тем, что непосредственно указывает на степень реализации главной цели — побуждение людей к определенной активности. Однако необходимо помнить то, что общественное мнение как результат, в основном, целенаправленных пропагандистских усилий не может не быть прямым свидетельством их эффективности [9].


Исследуя причины эффективности общественного мнения в числе главнейших следует отметить саму природу общения. Ее основная суть заключается в том, что общение с окружающими, их уважение, социальный статус личности относятся к группе потребностей, которая связана с самоутверждением и формированием самосознания. Таким образом общение представляет из себя важнейший критерий формирования общественного мнения, этот процесс буквально запускает в движение весь сложный механизм общественного мнения [18].

Еще одной важнейшей причиной, влияющей на эффективность общественного мнения, является процесс идентификации интересов в процессе общения:

1. Мнение индивида и способы его поведения зависит в основном от того, к какой социальной группе он принадлежит и в какой степени он одобряет ее нормы и ценности, другими словами, насколько она для него авторитетна.

2. Ценности, разделяемые некой общностью людей, и межличностное общение в ней выступают опосредствующими факторами в воздействии общественного мнения на людей.

3. Поддерживая определенные нравственные нормы, традиции и обычаи, общественное мнение ориентирует людей на взятые из конкретного опыта образцы отношения и поведения. Действуя в течение многих лет, эти ценности (нормы и т.д.) являются результатом переработки и обобщения в сознании людей множества типичных фактов. Для общественного мнения они служат своеобразным критерием при оценке новых явлений действительности [14].

2.2 Рекламная пропаганда и общественное мнение в современном российском обществе

Многие психологи в настоящее время тщательно анализируют приемы психосемантического воздействия на общественное мнение, которые применяются в пропаганде, а также эффекты такого воздействия. Во многом они совпадают с приемами воздействия и их эффектами, которые используются в традиционной коммерческой рекламе и других видах рекламной деятельности. Однако при детальном анализе могут быть обнаружены различия или условия, заставляющие использовать эти методы несколько иначе. Например, Мельник Г. С. предложила классификацию приемов и эффектов психосемантического воздействия рекламной пропаганды на общественное мнение, реализуемых в современных СМИ (приложение 1).


По мнению многих специалистов, умышленное введение в заблуждение читателей, телезрителей и радиослушателей СМИ на сегодняшний день очень распространенное явление. Анализируя работу Рысина Ю. С., можно выделить следующие наиболее распространенные приемы искусственного введения в заблуждение общественности в современных СМИ при помощи рекламной пропаганды. Это, прежде всего:

-скрытая реклама;

-одностороннее и избирательное освещение информации (вырывание из контекста и прочее);

-распространение слухов, с последующим их опровержением;

-специальные формы изложения материалов, основанные на психологии чтения и зрительского восприятия, с помощью которых удается оклеветать, осудить, вызвать недовольство и прочее, по отношению к кому- или чему-либо (это достигается умелой компоновкой не связанных друг с другом материалов);

-специально организованные письма и жалобы и прочее;

-представление догадок в форме фактов;

-представление догадок в такой форме, что читатель (или зритель) в итоге понимает их как факты;

- опубликование заказных материалов, отражающих борьбу между политическими или экономическими конкурентами;

-организация искусственных скандалов (как способ политической борьбы, эффективной рекламы и прочее);

-заказные социологические исследования, направленные на формирование общественного мнения (социологические данные в этом случае бывают некорректными и недостоверными);

-создание определенного имиджа источника СМИ (например, независимый, народный, любимый и прочее);

-ссылка на компетентные источники;

-представление материалов прошлого как настоящих;

-предоставление так называемых «жареных фактов»;

-цитирование сомнительных изданий (районных, деревенских, решений сомнительных собраний, газет и прочее) с целью вызова общественного резонанса;

-двойной смысл публикации, передачи;

-информация о слухах (по принципу: «ходят слухи, что...») и прочее [15].

Следует отметить то, что даже при наличии многочисленных приемов психосемантического воздействия на общественное мнение результативность рекламной пропаганды не является однозначной и заранее предсказуемой.

Итак, на основании второй главы данной курсовой работы можно сделать вывод о том, что рекламная пропаганда: подкрепляет и усиливает уже сложившееся общественное мнение; стимулирует и организует общественное мнение; изменяет неадекватно сложившееся мнение.

Общественное мнение выступает одним из критериев эффективности рекламной пропаганды в том случае, когда происходит детальное изучение процесса становления убеждений в конкретном вопросе.


Рассматривая современные приемы рекламной пропаганды с целью воздействия на общественное мнение, следует выделить психосемантические приемы, а также методы искусственного введения в заблуждение общественности при помощи современных СМИ.

Глава 3. Анализ психосемантических приемов рекламы

3.1 СМИ как основной инструмент воздействия рекламной пропаганды на общественное мнение

В настоящее время все российское государство очень активно и результативно использует рекламную пропаганду для осуществления различных проектов и программ, рассмотрим далее некоторые из них:

I. Рекламную пропаганду для осуществления молодежной политики ярким примером, которой является Стратегия государственной молодежной политики до 2016 г. (принята 18 октября 2006 г.) [5]. Данный документ ставит следующие задачи:

1. Пропаганда ценностей российского общества и формирование «моды на успех» (Проект «Новый взгляд»).

2. Ценности российского общества определяются как «здоровье, труд, семья, толерантность, любовь к Родине, активная жизненная и гражданская позиция и ответственность и прочее.

3. Популяризация и пропаганда успехов российской молодежи в мировом сообществе (Проект «Завтра начинается сегодня»).

В качестве основного метода рекламной пропаганды в данном случае предлагается социальная реклама.

Документ «Стратегия государственной молодежной политики» утвержденный правительством, предлагает следующие виды рекламной пропаганды:

- пропаганда ответственного родительства;

- пропаганда семейных ценностей среди молодежи.

В качестве средства решения этих психосемантических рекламных задач предлагается широкое освещение в СМИ мероприятий, демонстрирующих и пропагандирующих ценности семейной жизни для молодых людей, а также создание условий для стимулирования частичной занятости молодых родителей, воспитывающих малолетних детей [11].

II. Рекламная пропаганда патриотизма, которая отражена в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Данная программа ставит своей основной задачей — «проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России» [6].