Файл: Использование результатов ОРД в качестве информации в процессе доказывания (Правовые и организационные основы использования результатов ОРД в процессе доказывания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует иметь в виду, что, по общему правилу, не могут быть предметом допроса сведения о средствах и методах ОРД, которые согласно ФЗ «Об ОРД» составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД.

Если проанализировать нормы УПК РФ, относящиеся к регламентации доказательств и процесса доказывания, то становится очевидным, что показания свидетеля, потерпевшего, эксперта, подозреваемого и обвиняемого приобретают статус доказательства только тогда, когда они облечены в особую процессуальную форму, а именно в протокол их допроса. Это относится и к заключению эксперта, осмотру места происшествия, обыску, выемке и иным следственным действиям.

Например, не будет являться доказательством результат проведенного обыска, если была нарушена предусмотренная законом процедура его оформления, например, не составлен или неправильно составлен протокол обыска. Т.е. результат или сам факт проведения следственного действия не всегда могут стать доказательством по уголовному делу.

Содержание деятельности по собиранию доказательств не исчерпывается восприятием следов преступления, отражением их в сознании следователя или иных участников процесса. Необходимо, чтобы полученная информация была зафиксирована надежным образом. Закрепление и сохранение данных, полученных в ходе следственного действия, позволяют использовать эти данные для обоснования выводов по делу как самим следователем, так и последующими участниками процесса доказывания.

Поэтому фиксация доказательств - это не самостоятельный этап процесса доказывания, а завершающий элемент собирания доказательств. Доказательствами являются только те сведения, которые содержатся в законном источнике. Отступление от требований, предъявляемых законом к источнику фактических данных, лишает сведения, содержащиеся в нем, доказательственного значения, даже если они имеют значение для дела.

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на специальных принципах - конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Исследование сочетания этих принципов относится к оценке результатов ОРД.

Обязательным критерием, в соответствии с которым результат ОРД может служить в дальнейшем в качестве основы для доказательства по уголовному делу, является принцип объективности его фиксации оперативным сотрудником, проводившим то или иное ОРМ. Необходимость введения данного принципа, в частности, обусловлено тем, что в ОРД отсутствует институт понятых, при помощи которых можно было бы подтверждать объективность полученных результатов[7].


Кроме того, в нормативных документах, регламентирующих порядок проведения и документирования ОРМ, нет понятия протокола оперативно-розыскного мероприятия, т.е. в ходе проведения ОРМ не предусмотрено составление никаких протоколов.

Исходя из принципов оперативно-розыскной деятельности, когда оперативно-розыскные мероприятия проводятся в условиях секретности (конспирации), многие стороны (лица), в отношении которых они проводятся, даже и не догадываются об их проведении. Поэтому составление каких бы то ни было протоколов по результатам проведения ОРМ является несостоятельным.

Например, при проведении опроса оперативный сотрудник беседует с фигурантом, используя при этом тактику проведения данного мероприятия. В ходе опроса лицо сообщает информацию, но отказывается от дачи официальных показаний следователю. Результаты опроса в дальнейшем документируются и оформляются соответственно рапортом или справкой.

Вместе с тем объективно подтвердить результаты данного опроса невозможно, так как лицо, сообщившее необходимую информацию, не желает принимать участие в допросе и сообщить указанные сведения в процессуально необходимой форме.

Однако, если в ходе опроса применялась негласная аудиозапись, то в дальнейшем такой результат опроса может быть предъявлен следователю с соответствующими сопутствующими служебными документами, а после его процессуального оформления и проверки эта аудиозапись может быть использована в качестве доказательства по уголовному делу[8].

Следует отметить, что Инструкция предъявляет существенные требования к результатам ОРД, направленные на обеспечение возможности их дальнейшего использования в уголовном процессе.

Так, результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для подготовки и осуществления следственных и других процессуальных действий, должны содержать сведения:

- о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда;

- о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела;

- о возможных источниках доказательств;

- о местонахождении предметов, имеющих значение вещественных доказательств;

- о других фактах и обстоятельствах, позволяющих:

а) определить объем и последовательность проведения процессуальных действий;

б) выбрать наиболее эффективную тактику их производства;

в) выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.


Кроме того, результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны:

- позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, то есть отвечать требованиям, предъявляемым как доказательствам в целом, так и к соответствующим видам доказательств;

- содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу;

- содержать указания на оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых получены предполагаемые доказательства;

- содержать данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

Таким образом, следует согласиться с А.С. Стерлядьевым, который полагает, что указанные требования к результатам ОРД - это совокупность условий, правил и критериев, которым должны отвечать сами результаты ОРД, т.е. фактические данные в «чистом» виде, но в то же время эти требования должны распространяться и на законность способа и порядка их получения, источника приобретения информации и способа ее фиксации[9].

2. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРД В ПРОЦЕССЕ ДОКАЗЫВАНИЯ

2.1. ПОРЯДОК И ПРЕДЕЛЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Согласно Инструкции о порядке представления результатов ОРД оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют результаты ОРД органам предварительного расследования и в суд в следующих случаях[10]:

1) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления;

2) в порядке выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя, судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам;


3) в порядке выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий по материалам проверки сообщений о преступлениях, находящимся в их производстве;

4) в порядке исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны;

5) в порядке исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве;

6) по указанным в статье 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» судебным искам;

7) по запросам международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств (пункт 2 Инструкции 2013 г.).

Также Инструкция определяет формы представления результатов оперативно-розыскной деятельности: рапорт об обнаружении признаков преступления и сообщение о результатах ОРД.

Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (п. 8 Инструкции).

Применительно к деятельности органов внутренних дел (полиции) как органа дознания данный рапорт и приложенные к нему оперативно-служебные документы отражаются в соответствующем деле оперативного учета (если оно заведено). Материалы регистрируются в Книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях (КУСП) с присвоением порядкового номера, даты и времени регистрации[11].

Процедура представления результатов оперативно-розыскной деятельности в виде сообщения (п.п. 10-15 Инструкции) включает в себя:

- рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах оперативно-розыскной деятельности, и их носителей;


- оформление необходимых документов;

- фактическую передачу результатов оперативно-розыскной деятельности надлежащему уголовно-процессуальному субъекту (п. 9 Инструкции)[12].

Непосредственное представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, в суд для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке, предусмотренном ст. 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (начальником или его заместителем).

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется органу дознания, следователю или в суд, второй - приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам специального номенклатурного дела (п. 10 Инструкции).

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности ее результаты могут представляться в виде справок-меморандумов, в которых отражаются обобщенные сведения, сделанные оперативными сотрудниками на основании оперативно-служебных документов, имеющихся в деле оперативного учета.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона «Об ОРД» результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела. Принятие этого процессуального решения по материалам оперативно-розыскной деятельности имеет некоторые особенности[13]:

- поводом для возбуждения уголовного дела в подобных случаях является непосредственное обнаружение признаков преступления сотрудником оперативного подразделения, например, оперативным уполномоченным уголовного розыска органов внутренних дел (полиции), в виде сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ), в связи с чем он должен быть оформлен рапортом этого сотрудника в порядке, предусмотренном ст. 143 УПК РФ;

- представленные сотрудником оперативного подразделения материалы не требуют, как правило, дополнительной проверки в соответствии со ст. 144 УПК РФ, поскольку согласно п. 19 Инструкции представляемые материалы оперативно-розыскной деятельности должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления;

- основным субъектом возбуждения уголовного дела по результатам оперативно-розыскной деятельности является тот орган предварительного расследования (следователь, дознаватель), к компетенции которого по родовому, территориальному и другим признакам подследственности закон относит это преступление (ст. 150, 151, 152 УПК РФ).