Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ценовая конкуренция в практике хозяйствования различных предприятий отличается значительным разнообразием. Она может выражаться как в значительных ценовых различиях, использовании скидок, ценовых колебаний. Зачастую ценовые методы могут дополняться целым арсеналом неценовых льгот и преимуществ для покупателя, выделяющих данный товар на конкурентном рынке. Интересен и опыт продажи товара по более высокой цене как метод ценовой конкуренции, основанный на более высоком качестве предлагаемой к продаже продукции. Многообразие форм и методов ценовой конкуренции на внутреннем рынке дополняется возможностями ценовой конкуренции на внешнем рынке.

Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, когда экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера.

Демпинг может являться, во-первых, следствием государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает субсидию, покрывающую часть его затрат. Во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, то есть затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством торговых ограничений. [5, С. 46]

В Саратовской области крупные промышленные предприятия, а именно: АО «АП Саратовский завод резервуарных металлоконструкций», АО «Саратовстройстекло», ООО Завод электроагрегатного машиностроения "СЭПО-ЗЭМ", при осуществлении внешнеэкономической деятельности зачастую не имеют четкой стратегически ориентированной программы ее развития, не реализуют принцип системности в поддержании и развитии конкурентных преимуществ на внешнем рынке.

В целом можно констатировать, что ценовая конкуренция в международной сфере имеет свои особенности, проявляющиеся в ценовой дискриминации и демпинге, связанных с различием издержек производства в разных странах и практикой формирования цен на экспортируемую продукцию. Чтобы фирма могла избежать обвинений в предумышленных действиях по разорению зарубежных конкурентов, она должна особенно внимательно относиться к своей ценовой политике на внешнем рынке, прорабатывая стратегию и основы внешнеэкономической деятельности.


1.2 Виды современной ценовой конкуренции

Термин «конкуренция» происходит от латинского слова «concurrentia», что означает столкновение, соперничество. При этом правомерно отметить, что данное понятие является однокоренным латинскому «concurus» - соревнование, состязание. Поэтому конкуренцию вполне справедливо определить как соперничество или соревнование, и наоборот. Упомянутые дефиниции несут одну и ту же содержательную нагрузку: в условиях столкновения интересов сторон, участники «конфликта» совершают действия для отстаивания своих собственных интересов. Различия между указанными категориями сводятся к незначительным нюансам, принципиально не меняющих сущность и содержание рассматриваемого явления. [2, С. 88]

Экономисты различных школ и направлений испытывают неподдельный интерес к исследованию содержания конкуренции. В работах ученых раскрываются причины возникновения конкуренции, даются разнообразные трактовки, механизмы действия, социально­экономические последствия и другие характеристики рассматриваемого явления. Однако в экономической науке нет единого общепринятого понимания категории «конкуренция», которое разделялось бы всеми экономистами. [13, С. 82]

Прежде всего, это связано с тем, что с развитием экономической системы эволюционируют сами формы и методы конкурентных отношений, они не статичны и подвержены развитию по мере изменения конкурентной среды и других факторов, способных оказать на них влияние. В конкретный исторический период конкуренция приобретает определенные специфические черты, что обуславливает исследователей по-разному толковать данное явление. Кроме того, множественность определений конкуренции, в том числе, вызвана применением авторами трех подходов для идентификации данной экономической категории: поведенческого, функционального и структурного.

С точки зрения поведенческого подхода, под конкуренцией понимается соперническое взаимодействие субъектов рынка за получение желаемых (необходимых или наилучших) условий для воспроизводственной деятельности.

Ценовые формы конкуренции основаны на стремлении завоевания рынка и (или) достижения лучших экономических условий благодаря снижению цен и, как правило, при одновременном сокращении производственных издержек. Снижение цен за счет уменьшения доли прибыли может привести к росту объема продаж, вытеснению конкурентов с рынка. Ценовая конкуренция может проявляться как в открытом виде (демпинг, «ценовая война»), так и в скрытом. [4, С. 282]


Примером открытой ценовой конкуренции может служить такой процесс как «демпинг» (от англ. demping - сбрасывание) - продажа товаров по ценам ниже себестоимости с целью подрыва позиций конкурента, его банкротства или вытеснения с рынка. Этот процесс осуществляется в расчете на возмещение в будущем текущих убытков, когда благодаря низким ценам будет достигнуто устойчивое положение на рынке и цена на товар вырастет. Стоит отметить, что фирмы довольно часто прибегают к демпингу как к разовому процессу, быстрому способу получения необходимых денежных средств. Демпинг признается одной из форм недобросовестной конкуренции, нарушающих свободу предпринимательской деятельности путем недозволенных методов ведения торговли. Многие государства, в том числе и Россия, обладают законодательством, направленным на недопущение продажи товаров по бросовым ценам. [6, С. 30]

С одной стороны, демпинг выгоден для покупателей, в связи с тем, что они могут приобрести товар по цене, ниже, чем у конкурента. С другой стороны, предприниматели получают меньшую прибыль при сохранении тех же затрат на выпуск товара. Кроме того, при использовании демпинга, предприниматель не сможет сформировать устойчивую клиентскую базу, в связи с тем, что клиенты, привлеченные только за счет ценового демпинга, при появлении на рыночной арене другой фирмы, предлагающей еще более низкие цены, как правило, «уходят».

Другим примером, открытой ценовой конкуренции, может служить «война цен», которая заключается в снижение цен одним предприятием и ответное, как правило, еще большее, снижение цен конкурирующим предприятием. «Война цен» между предприятиями продолжается до тех пор, пока не будут исчерпаны все возможности снижения себестоимости товара или его розничной стоимости. [8, С. 65]

Следует отметить, что «ценовые войны» хороши в случае ухудшения сбыта по отдельным ассортиментным группам с целью исправления ситуации. Причем снижение цен должно проходить поэтапно в соответствии с текущей рыночной ситуацией по данным товарным позициям. При этом предприятии формирует «неустойчивую» клиентскую базу и минимизирует свою прибыль при сохранении затрат.

Таким образом, главным инструментом открытых ценовых методов конкуренции является такой приём, как снижение цены в процессе соперничества за потребителя и завоевание рынка. При этом предполагается, что более низкой ценой на свои товары, предпринимателю удастся устранить соперника. Заняв лидирующее положение на рынке, предприниматель стремится восполнить текущие потери прибыли последующим ростом цен.


Скрытая ценовая конкуренция применяется, когда компании выпускают новый товар с существенно улучшенными характеристиками, а цену поднимают несущественно.

Примером скрытой ценовой конкуренции также может служить предоставление скидок клиентам. Данный метод часто используется розничными предприятиями как инструмент формирования лояльности клиентов. Тем самым предприятие увеличивает оборот за счет лояльных постоянных клиентов. Однако при сохранении затрат на деятельность предприятия, происходит сокращение прибыли. Затраты могут и возрастать, например, в связи с обслуживанием дисконтных карт или иных программ по скидкам. [10, С. 32]

Прямая ценовая конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующего субъекта с широким оповещением о снижении цены, в том числе с привлечением СМИ с целью завоевания клиента. Косвенная ценовая конкуренция имеет более индивидуальный, персональный подход к клиентам при помощи оповещения о снижении цен через sms-сообщения, электронную почту, индивидуальном информировании клиента в социальных сетях Интернета, рассылок, листовок.

Стоит отметить, что ценовая конкуренция возможна далеко не во всех отраслях и эффективна не на всех товарных рынках. Цена, как фактор конкурентной борьбы, имеет особо важно значение, поскольку потребитель весьма чутко реагирует на её изменения. Данный вид конкуренции характерен для рынков с однообразной продукцией. [12, С.120]

Однообразие продукции характерно для аграрной отрасли, нефтехимического производства, черной и цветной металлургии. Однако возможности соперничества отраслей в этих условиях различаются. Если единственной возможностью аграрного производителя обеспечить реализацию продовольственной продукции является ее продажа по низкой цене (иногда - ниже, чем себестоимость), то производители нефтепродуктов, полуфабрикатов металлов имеют возможность решить проблему реализации вступлением в негласный сговор. Нередко они пытаются удержать позиции на рынке параллельным ценообразованием и другими возможностями, которые дает олигопольный, высококонцентрированный рынок. К ценовой конкуренции они прибегают в крайнем случае.

Кроме того, практика ценового соперничества ограничена временными рамками: как только новые способы организации производства и сокращения издержек становятся общедоступными и их начинают применять конкуренты, цены на товары выравниваются. В связи с этим, наиболее эффективным способом конкурентной борьбы признается применение неценовых методов, основанных не на манипулировании ценой, а на модификации товара, придания ему таких свойств, которые выгодно отличали бы его от товара конкурента. Схожие товары предназначены для удовлетворения одинаковых потребностей, при этом способы удовлетворения этих потребностей разнообразны. Поэтому ограничения в процессе совершенствования качественных характеристик товара практически отсутствуют. К числу неценовых методов конкурентной борьбы относятся все маркетинговые методы управления. Существенную роль в неценовой конкуренции играют: оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама, приспосабливаемость товара и т.д.


В отраслях, где широки возможности дифференциации товара, фирмы обходятся без ценовой конкуренции (производство медицинской, электронной, бытовой техники, фармацевтическая индустрия и др.). Дифференциация позволяет сделать продукцию в глазах потребителей значительно более привлекательной, чем у других фирм, создать свой уникальный продукт. Существует много отраслей, где дифференциация является единственным способом выделиться на высококонкурентном отраслевом рынке. Таковыми, например, являются некоторые сегменты рынка продукции легкой промышленности, парфюмерно-косметической промышленности, книжный рынок и др.

1.3 Методы ценовой конкуренции

Методы ценовой конкуренции основываются на свободном рыночном соперничестве, когда даже однородные товары предлагаются на рынке по самым разнообразным ценам. С помощью снижения цены продавец (производитель) выделяет свой товар, привлекает к себе внимание, и в конечном счете завоевывает себе желаемую долю рынка. Скрытую конкуренцию используют в случае, когда товар продается по такой же цене, как у конкурентов, но более высокого качества. К показателям скрытой ценовой конкуренции следует отнести сокращение издержек потребления за счет повышения экономичности товара в силу уменьшения энергопотребления, увеличения срока службы изделия, более широкого объема бесплатного послепродажного сервиса по доставке, сборке, наладке и обслуживанию. Однако в современном мире «война цен» в открытой форме возможна до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара, а подобная форма конкуренции приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния организаций и их разорению. Целесообразно применение ценовой конкуренции в случае проникновения на рынки с новыми товарами или для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. [3, С. 38]

Методы ценовой конкуренции могут быть разделены на три группы.

1.Методы, основанные на понижении цен.

Понижение цен применяется под влиянием следующих установок:

• организация намерена осуществить наступательные действия и сформировать новое конкурентное преимущество в виде относительно низких цен;

• организация намерена поддерживать относительно низкие цены, сохраняя ранее достигнутое конкурентное преимущество;

• организация идет на существенное понижение цен, чтобы покинуть соответствующую сферу бизнеса; [7]