Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В условиях современного экономического кризиса сопровождаемого сужением потребительского спроса как следствия развития негативных процессов в российской экономике, таких как сокращение доходов населения, инфляция, сужение платежеспособного спроса и падение объемов производства, конкуренция играет все более важную роль, является основополагающим рыночным институтом, важнейшим условием функционирования эффективной современной рыночной экономики. Она приводит к ликвидации малоэффективных и убыточных производств. Наряду с неценовыми методами конкуренции вновь актуальными становятся ценовые методы конкурентной борьбы.

Активизация деятельности крупных корпораций, рост непроизводственных затрат, преобладание на большинстве отраслевых рынков несовершенной конкуренции, глобализация мировой экономики, включение России в международные экономические процессы и углубляющиеся противоречия, потребность в соответствии условиям конкурентного рынка - все это определяет для отечественных предприятий необходимость глубокого анализа факторов формирования собственных конкурентных преимуществ, обусловливая актуальность научного анализа и прогнозирования развития механизма ценовой конкуренции в российской экономике.

Разработанность в науке. В отечественной и зарубежной литературе представлен широкий круг научных исследований и публикаций, охватывающих различные вопросы развития конкуренции, действие её механизма. Однако основы механизма ценовой конкуренции раскрыты недостаточно, не выявлены основные направления его развития и современные особенности.

Основы теории конкуренции, различные ее аспекты представлены в трудах известных ученых-экономистов Смита А., Робинсон Дж., Чемберлена Э., Гэлбрейта Дж., Маркса К., Маршалла А., Пигу А., Шумпетера Й., Ойкена В., Хайека Ф., Фишера С. и др.

Среди экономистов, в работах которых проводится анализ воздействия конкуренции на различные отрасли и сферы экономики, можно назвать как зарубежных, так и российских авторов - Портера М., Коуза Р., Саймона Г., Норта Д., Капелюшникова Р., Тамбовцева В., Авдашеву С., Шаститко А., Радаева В., Богданова Д., Юданова А.

Из современных экономистов, занимающихся изучением механизмов ценовой конкуренции, можно назвать Герасименко В., Липсица И., Темякову Т., Юрьеву Т. и других, труды которых содержат как теоретический, так и прикладной анализ проблем конкуренции . Однако неполное отражение в экономической литературе вопросов, связанных с изучением механизма ценовой конкуренции, определило выбор темы, цели и задачи исследования.


Объектом исследования являются общественные отношения между хозяйствующими субъектами, ограничивающие добросовестную конкуренцию на рынке.

Предметом исследования являются правовая конструкция акта недобросовестной конкуренции, особенности правового регулирования недобросовестной конкуренции и практика применения способов защиты от недобросовестной конкуренции.

Цель работы заключается в исследовании теоретических основ механизма ценовой конкуренции, анализе добросовестной и недобросовестная ценовая конкуренция.

Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:

- дать определение ценовой конкуренции;

- назвать и охарактеризовать виды ценовой конкуренции;

-рассмотреть некоторые виды недобросовестной и добросовестной конкуренции более подробно;

Методологическую основу исследования образуют основополагающие научные методы исследования, в частности диалектический, метод системного анализа, сравнительно-правовой, нормативно-логический, историко-правовой.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования данной курсовой работы как в целях более глубокого изучения темы конкуренции, так и в практической дельности при выявлении фактов недобросовестной конкуренции и принятии мер по её устранении.

Исходя из поставленной цели и задач курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложений.

Глава 1 Общая характеристика ценовой конкуренции

1.1 Теоретические основы ценового механизма конкуренции

Ценовая конкуренция - конкуренция, связанная с использованием цен для завоевания рынка и достижения лучших экономических условий сбыта. Исторически ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка. [12, С. 41]


Различают а) прямую ценовую конкуренцию с широким оповещением о снижении цены; б) скрытую ценовую конкуренцию, когда на рынок выпускается новый товар с улучшенными потребительскими свойствами при сравнительно незначительном увеличении цены.[2, С. 88]

Ценовая конкуренция - борьба между товаропроизводителями за потребителя путем уменьшения расходов производства, снижение цен на товары и услуги без важного изменения их качества и ассортимента. Предприниматели при этом нередко прибегают к манипулированию ценами (устанавливают сниженные, пока товар не завоюет рынок сбыта, после чего значительно повышают их), к ценовым уступкам, сезонной распродаже и т.п. Важной чертой ценовой монополистической конкуренции является ценовая дискриминация (например, диктат транспортных компаний при перевозке сельскохозяйственной продукции, которая быстро портится), при которой один и тот же товар или услугу продают разным группам покупателей по неодинаковым ценам. [7, С. 335]

Механизм ценовой конкуренции - это отраженный в сознании субъектов и соответствующим образом организованный способ функционирования ценовой конкуренции. Возможно его действие как путем снижения затрат на производство, так и посредством применения ценовой дискриминации, недобросовестных методов конкуренции (введение в заблуждение потребителей относительно характера, способа и места изготовления товара, его потребительских качеств и свойств, кража коммерческой информации - промышленный шпионаж и т.д.). Возможна также ценовая конкуренция, опирающаяся на понижение качества, что задерживает развитие отрасли, имеет другие негативные последствия. [8, С. 62]

Ценовая конкуренция - это вид конкурентной борьбы посредством изменения цены на товар. Объектом такой конкуренции являются цена с ее исходным базисом - издержками производства, а также качество продукта и дизайн. Основное условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен - постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости. Выигрывает только тот предприниматель, который располагает реальными шансами снижения издержек производства. [1, С. 110]

Механизм ценовой конкуренции действует следующим образом. Фирма- производитель устанавливает на свою продукцию цены ниже рыночных. Конкуренты, не имеющие возможности последовать этой инициативе, не могут удержаться на рынке и уходят с него или разоряются. Однако всегда находится конкурент, который выведет фирму из трудного положения, переживет “войну цен” и дождется нового повышения цен на продукцию. Поэтому на выигрыш может рассчитывать только та фирма, которая имеет действительно сильное положение на рынке по сравнению с конкурентами. Если же конкурирующие фирмы находятся в примерно равных условиях, то “ценовая война” не просто расточительна, но и бессмысленна. [15, С. 67]


"Война цен" является одной из традиционных форм конкурентной борьбы, проявляющейся в манипулировании ценами. Это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на рынке фирмами. Войны цен хороши для потребителей, но плохи для прибылей продавцов.

Ценовая война осуществляется разными методами: уценкой, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по существующей цене, удлинением сроков потребительского кредита и тому подобное. По большей части ценовая конкуренция применяется для выталкивания из рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.

Государственное регулирование цен - это система мероприятий, проводимая правительственными органами, направленная на сохранение или изменение существующих уровней цен на отдельные товары и общего уровня цен для устранения экономических и социальных противоречий.

Ценовой механизм конкуренции специфичен в зависимости от сферы экономики и отрасли, в которой она реализуется. Условно все отрасли можно подразделить на высококонцентрированные и низкоконцентрированные, что во многом определяет и характер внутриотраслевой конкуренции.

В России ярким примером высококонцентрированной отрасли является нефтяная. Нефтяной комплекс по типу рыночной структуры представляет собой олигополию, а это означает, что примерно 80% добычи, переработки, хранения, транспортировки нефти контролируется пятью вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ПАО «НК Роснефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Газпром»).

Высокий уровень конкуренции характерен для отраслей, производящих строительные материалы. В качестве примера здесь можно использовать деятельность завода Керамического Кирпича «Римкер» (ООО Завод Керамического Кирпича) - одного из основных производителей керамического кирпича в Поволжском регионе. Компания «Римкер» реализует керамический облицовочный кирпич в Саратове по низким ценам. Ценовые характеристики показывают значительное разнообразие предлагаемой продукции, представленной в различных ценовых диапазонах. В первую очередь это более низкие цены для оптовиков, а также метод «по запросу».[3, С. 37]

В современных условиях экономического спада в российской экономике в целом наблюдается значительное снижение спроса на рынке стройматериалов, что вынуждает предприятия использовать различные ценовые послабления для покупателей. [3]

Большинство предприятий-производителей уже исчерпали возможности ценовых скидок и предлагают свою продукцию по ценам на уровне издержек производства. В этих условиях возможно заключение контрактов и по ценам ниже издержек в том случае, если это крупные закупки, которые дадут предприятию возможность разгрузить складские запасы, а полученные средства использовать для нового производства инновационной продукции, имеющей конкурентные преимущества. [9, С. 32]


Саратовский завод «Римкер», кроме традиционных видов керамического кирпича, предлагает покупателям сравнительно новый вид строительных материалов - керамический камень. Преимущества керамического камня по сравнению с керамическим кирпичом позволяют, во-первых, предлагать его по более высоким ценам и, во-вторых, обеспечивают более высокий спрос. Несмотря на то, что керамический камень производится на нескольких предприятиях, его параметры и характеристики существенно различаются и дают возможность Саратовскому заводу керамического кирпича «Римкер» найти свою нишу на конкурентном рынке. [2, С. 92]

«Бритиш Американ Тобакко» является одним из лидеров российской табачной индустрии с долей рынка 21,8% в натуральном выражении и 24,9% в стоимостном выражении. «БАТ Россия» ставит перед собой цель стать лидером российского табачного рынка по всем показателям. Сопоставив происходящие в стране изменения с ситуацией на рынке, "БАТ Россия" решила, что настал подходящий момент для перезапуска Dunhill в России. В саратовскую фабрику «БАТ-СТФ» (Саратовское представительство «Бритиш-Американ Тобакко») уже инвестировано порядка $36,5 млн. долл США. В 2014 г. с опережением на полгода удалось увеличить мощности фабрики до 54 млрд, сигарет (в 2005 г. — 33 млрд, шт.) в год. Дальнейшие инвестиции пойдут на автоматизацию предприятия и снижение воздействия фабрики на окружающую среду. [15, С. 65]

Российский рынок кондитерских изделий - это самостоятельная и динамично развивающаяся отрасль пищевой промышленности, характеризующаяся гибкой ценовой политикой и широким ассортиментом товаров. В объемном выражении российский рынок кондитерских изделий занимает второе место после США, а в стоимостном выражении находится на пятом месте в мире. В последнее время среди потребителей стали пользоваться повышенным спросом частные кондитерские, или домашние пекарни, производящие эксклюзивные товары на заказ.

Исследовав ценовую политику домашних кондитерских, можно сделать вывод, что цены на многие позиции товаров в разы выше, чем на изделия в сетевых кондитерских. Но кондитеры считают эти цены оправданными за счет ручной работы, натуральных ингредиентов, высокого качества и высокого спроса на товары.

Еще один пример ценовой конкуренции - в Томской области было проведено исследование регионального рынка сыров. В мире зарегистрировано около 2000 наименований и более 700 различных видов сыра. Необходимо отметить скачкообразный рост показателя динамики производства, достигшего максимума в 2012 г., а также то, что эмбарго, введенное в 2014 г., открывает возможности для развития отечественного производства сыров. Для ценового стимулирования потребителя при продаже новых видов сыров возможно использование ценовых скидок («желтых ценников»), которые, как показывает практика, увеличивают продажи до 30%. Основное преимущество этого метода - это выделение товара, обозначение его как выгодного для покупателя.