Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика ценовой конкуренции
1.1 Теоретические основы ценового механизма конкуренции
1.2 Виды современной ценовой конкуренции
1.3 Методы ценовой конкуренции
2.1 Методы конкуренции, используемые российскими фирмами, на конкретных примерах
2.2 Анализ недобросовестной ценовой конкуренции (демпинга)
2.3 Характеристика ценовой конкуренции на примере предприятий торговли
Следует заметить, что турагенты выдвигают свою версию того, почему туристические агентства начали бороться с агентскими скидками. Суть, в том, что в последние годы туроператоры стали развивать собственные розничные сети, дает людям скидку в размере агентской комиссии - все те же 7-10 %. Это вызвало конкуренцию между туроператором и турагентом. Многие туроператоры используют демпинговые войны для получения доли на рынке. Однако существуют турагентства, считающие практику агентских скидки отрицательными. Это компании, существующие на рынке довольно долго, которые не хотят испортить свой имидж, применяя скидки. Эти турагентства имеют постоянную клиентуру и имеют возможность позволить себе не бороться за каждого клиента. Таким образом, туристические агентства друг от друга не сильно отличаются, но при этом, когда иногда даже в одном торговом центре или в офисе, достаточно стабильную прибыль. В основном турагентства специализируются на конкретных направлениях.
Как наиболее распространенным инструментом конкурентной борьбы туристических агентств выбирают ценовую конкуренцию, в надежде, что скидки и низкие цены просты и понятны для потребителя, обеспечит им рыночный успех. Ценовая конкуренция проявляется как в открытом виде, посредством, демпинга и «ценовые войны», так и в скрытой форме, через предоставление покупателям различных видов скидок, в то время как неценовая конкуренция - это, прежде всего конкуренция в улучшение турпродукта, а также реклама.
Главный плюс ценовой конкуренции - это его очевидность и простота для клиента, что вполне очевидно. Покупатель, чаще всего приобретает, товар по более низкой цене. Но дело в том, что этот тип конкуренции имеет ряд недостатков: минимизация прибыли; установление «неустойчивой» клиентской базы, потому что покупатели, привлеченные только за счет ценового демпинга, являются ненадежными. Опыт, при котором большая часть комиссии агентство отдает покупателю, позволяет уходить от налогов, заставить отказаться от развития технологий, обнуляет инвестиции в обучение персонал, не в состоянии улучшить продукт, из-за недостатков ресурсов в дальнейшем развитии. Во многом, виноваты сами турагентства, т. к. предлагают клиентам только скидки.
В конечном итоге, демпинг приводит к «войне цен», т. е. когда одна фирма при снижении цен, провидит к такому же результату, только при большем падение цен другой фирмы. «Ценовая война» между предприятиями продолжается до тех пор, пока не будут исчерпаны все возможности для снижения себестоимости турпродукта. Фактор неэффективности демпинга и «войны цен» заключается в том, что такая хитрость конкурентной борьбы приводит к перетягиванию покупателей, пока финансовые ресурсы одной из сторон не будут исчерпаны. Тем не менее, чтобы компенсировать свои убытки на демпинговую войну, возможно при установлении высоких цен. Так, эксперты выделяют единственную ситуацию, когда демпинг является экономически обоснованным способом конкуренции - это появление на рынке потенциального монополиста, который имеет значительные финансовые резервы. [10, С. 31]
Таким образом, при помощи демпинга можно заставить уйти с рынка конкурентов, а затем установить высокие цены на турпродукт. Такой демпинг нарушает конкуренцию, а, следовательно, запрещен в развитых странах. В разных странах существуют объединения потребителей и производителей, они встречаются, рассматривают вопросы взаимодействия, уровень и качество товаров и услуг и внедрение нового. Россия следует, антидемпинговым требованиям международного права, хотя это относится в основном к внешнеэкономической деятельности. Демпингом в розничной торговле заинтересованы налоговые службы. При помощи грамотного налогового консультанта относительно легко можно подготовить обоснование под планируемую ценовую политику. Таким образом, можно сказать, что, будучи запрещенным, использование демпинговых схем в России практически ничем не ограничен. Одни туроператоры всеми силами бороться против демпинга. А другие наоборот, считают, что у туроператоров нет оснований вмешиваться в деятельность турагентств.
Важной проблемой является то, что нет никаких юридических механизмов, которые бы позволили туроператорам диктовать правила турагентствам. Если есть подозрения, что какая-либо турфирма занимается демпингом и подрывает рынок труда, и другие фирмы, то нужны очень веские основания, чтобы принять против компании санкции. По данным рейтингового агентства, удается, продать больше, пусть и дешевле, более выгодным, чем меньше и дороже. Срабатывает «цепная реакция», один потребитель приводит другого.
В общих чертах, участники рынка склоняются к тому, что ситуация разрешится естественным путем. Многих потребитель будет интересовать уникальность тура, а не его ценовой фактор. В последнее время, количество туроператоров на основных направлениях уже падает. Специалисты предполагают, что турагентства будут объединяться в сети, и тогда туроператоры смогут вести переговоры с управляющими компаниями.
2.3 Характеристика ценовой конкуренции на примере предприятий торговли
Непосредственно с ценовой конкуренцией предприятий торговли связано выполнение условий платежей за приобретенный товар. Чем больше они соответствуют потребностям покупателей, тем предпочтительнее реализуемый товар в соперничестве с другими предприятиями торговли.
Это касается предлагаемого продавцом разнообразия форм расчетов и сроков платежей за реализованный товар, то есть предоставления выгодных для потребителя коммерческих условий:
- потребительских или коммерческих кредитов;
- скидок с прейскурантной цены;
- скидок при возврате ранее приобретенного у предприятия товара в обмен на новый и т.п.
Уровень цен и условия платежей
По нашему мнению, при оценке конкурентоспособности предприятий торговли надо использовать комплексный подход, то есть рассматривать не только уровень цен, но и условия платежей за приобретенный товар. Конкурентная цена товара может быть определена по формуле:
Цк = Цр х Кц, где:
Цк - конкурентная цена товара;
Цр - реальная (фактическая) цена товара;
Кц - коэффициент, учитывающий условия платежей за приобретенный товар.
Значение коэффициента Кц, то есть условий платежей, будет отличаться у различных групп потребителей.
Показатели являются едиными для рынка товаров предприятий торговли, но их значимость разнится для различных групп потребителей. Поэтому первоначально произведем сегментацию рынка. Используя рекомендации Котлера Ф. в сегодняшних условиях России и для целей настоящего исследования, можно производить сегментацию рынка по двум характеристикам: уровню доходов и возрастным группам.
Характеристики величин коэффициента приведены в табл. 1.
Значения коэффициента, учитывающего условия платежей за приобретенный товар, полученные в результате экспертной оценки, приведены в табл. 2.
В результате проведенного экспертного исследования для всех трех характеристик содержания коэффициента (Кц) и с учетом доли потребителей продукции по уровню доходов и возрасту (для Санкт-Петербурга) предлагается установить величину коэффициента, учитывающего условия платежей за приобретенный товар, в диапазоне 0,9-1,0 (см. табл.3 ).
Таблица 1 - Характеристики величин коэффициента
№ п/п |
Характеристики величин коэффициента |
1 |
Наличный и безналичный расчет, возможен беспроцентный кредит на длительный срок |
2 |
Наличный и безналичный расчет, возможен кредит до 30% годовых на длительный срок |
3 |
Наличный и безналичный расчет, возможен кредит более 30% годовых (или на срок менее 1 года) |
4 |
Наличный расчет, кредит не возможен |
Таблица 2- Значения коэффициента, упитывающего
условия платежей за приобретенный товар
Возраст |
Молодежь |
Средний возраст |
Пожилые |
Преклонного возраста |
Доход |
||||
Низкий |
0,60 |
0,70 |
0.90 |
0.98 |
Средний |
0.80 |
0.90 |
0.95 |
0.99 |
Высокий |
0,90 |
0.96 |
0.95 |
0,99 |
Колеблется в течение года |
0,65 |
0.66 |
0.98 |
0.98 |
Таблица 3- Значения коэффициента (Кц)
для первой характеристики
№п/п |
Характеристики величин коэффициента |
Кц |
1 |
Наличный и безналичный расчет, возможен беспроцентный кредит на длительный срок |
0.9 |
2 |
Наличный и безналичный расчет, возможен кредит до 30% годовых на длительный срок |
0.96 |
3 |
Наличный и безналичный расчет, возможен кредит более 30% годовых (или на срок менее 1 года) |
0.99 |
4 |
Наличный расчет, кредит не возможен |
1 |
Данный коэффициент условно корректирует цену реализуемой продукции с учетом соответствия интересам покупателей условий платежей за приобретенный товар.
Ценовая конкуренция предполагает разумное установление минимальных цен на реализуемые товары. Для предприятий торговли снижение цены возможно, в первую очередь, за счет сокращения производственных издержек, издержек обращения. Этого можно достичь посредством следующих действий:
- совершенствования организационной структуры;
- организации работы торгового аппарата;
- выбора наиболее эффективных каналов товародвижения;
- снижения транспортных расходов, складских расходов;
- оптимизации запасов товаров и т.п.
Уменьшение издержек предприятий торговли при прежней цене означает увеличение прибыли. Снижение цены за счет уменьшения доли прибыли может привести к росту объема продаж, вытеснению конкурентов с рынка. Условия платежей за приобретенный товар также оказывают влияние на ценовую конкурентоспособность предприятия. [9, С. 32]
На основе анализа полученных оценок выявляются преимущества и недостатки товаров-аналогов с последующим использованием этих результатов в деятельности предприятия по повышению его конкурентоспособности.
Таким образом, можно сделать вывод, что ценовая конкуренция широко применяется в современной российской экономике, примеры ее использования можно найти в различных отраслях и сферах, имеющих свои особенности. Важной современной особенностью ценовой конкуренции является ее дополнение совершенствованием качественных характеристик продукта, условий его продажи, а в целом - комбинацией методов ценовой и неценовой конкуренции. Можно выделить и определенные специфические черты ценовой конкуренции, характерные для рынка потребительских товаров.
В условиях современного рынка “война цен” является одним из видов конкурентной борьбы с соперником, причем такое ценовое противостояние часто приобретает скрытый характер: “Война цен в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы себестоимости товара. В целом ценовая конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния компании. Поэтому компании избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Она применяется в настоящее время обычно в следующих случаях: фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для
соперничества с которыми в сфере неценовой конкуренции у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей; для проникновения на рынки с новыми товарами; для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цены поднимают непропорционально мало”.
Необходимо отметить, что в условиях функционирования различных рынков степень значимости ценовой конкуренции может существенно различаться. В качестве обобщающего определения ценовой конкуренции можно привести следующее: “Конкуренция, основанная на привлечении покупателей за счет продажи по более низким ценам товаров, аналогичных по качеству товарам конкурентов”.
Объективной основой проведения ценовой конкуренции конкретным предприятием является низкая цена поставляемых поставщиком товаров, либо непропорционально мало возросшая цена по сравнению с его неценовыми характеристиками, что в свою очередь становится источником внедрения инноваций в производство, сокращения издержек и т.д.
Рамками, ограничивающими возможности ценовой конкуренции, являются, с одной стороны, себестоимость продукции, с другой стороны - институциональные особенности рынка, определяющие специфическую структуру продавцов и покупателей и, соответственно, предложения и спроса.