ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2020

Просмотров: 247

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мышление, его виды, параметры, характеристики. Индивидуальные особенности мышления. Творческое мышление. Интеллект. Требования к интеллекту и мышлению людей со стороны различных видов деятельности. Развитие мышления и интеллекта.

Воображение, его виды и функции. Развитие воображения. Воображение и творчество. Формы и фазы творческого процесса. Значение воображения для эффективизации деятельности и достижения профессионального успеха.

Речь, ее функции, связь речевой деятельности с сознанием и мышлением человека. Отличие речи от вокализаций животных.

Деловая диагностика психологических особенностей партнера по коммуникации, выбор и корректировка коммуникативной манеры и стиля.


Тема 4. Психология личности (2 часа).


Волевая регуляция человеческого поведения. Волевые качества личности. Развитие воли. Значение воли для эффективизации деятельности и общения.

Мотивационно-потребностная сфера личности. Виды потребностей. Организация мотивационной сферы. Мотивация и деятельность. Мотив достижения успеха и избегания неудач. Индивидуальные отличия в деятельности людей, ориентированных на успех и избегание неудач. Мотивация власти. Аффилиация. Поведение людей с различными мотивами в различных деловых ситуациях. Самооценка. Уровень притязаний.

Эмоции. Их классификации. Эмоции и личность. Эмоции и эффективность деятельности. Значение эмоций в осуществлении деловой коммуникации. Развитие эмоциональной сферы и регуляция эмоциональных состояний. Стресс, его стадии, их влияние на жизнедеятельность организма. Управление стрессом.

Способности, их виды. Зависимость способностей от личности. Формирование и развитие способностей. Взаимодействие и компенсация способностей. Связь способностей с успешностью выполняемой деятельности. Способности к общению, взаимодействию с другими людьми.

Темперамент, его типы, свойства. Темперамент и деятельность. Зависимость стиля общения от свойств темперамента. Межличностные отношения и взаимодействия людей различных типов темперамента.

Характер, типология характера. Формирование свойств характера, актуальных для эффективного осуществления трудовой деятельности и делового общения. Коллективизм как черта характера. Учет характерологических особенностей в деловой сфере.

Дифференциация понятий “индивид”, “личность”, “субъект”, “индивидуальность”. Соотношение личностных качеств и свойств характера. Структура личности. Развитие личности. Гармоничная личность. Взаимодействие различных типов личности в процессе делового общения.

Определение интересов, мотивации, способностей, состояния партнера по общению и выбор адекватного коммуникативного стиля.


Тема 5. Социально-психологические аспекты межличностных отношений (2 часа).


Группы, их формирование. Классификация групп, степени их развития. Понятие малой группы, ее основные характеристики. Социальная и социально-психологическая структура группы. Динамика группы. Психологические характеристики группы.


Лидер и руководитель. Индивидуальные характеристики лидера. Роль лидера в становлении коллектива. Типы лидеров. Стили лидерства. Соотношение стиля лидерства и стиля руководства. Психологические проблемы руководства.

Положение индивида в группе. Влияние группы на индивида. Психологическая совместимость членов группы. Функции групповых норм. Неблагоприятные отношения в группе, их следствия. Виды межличностных отношений. Групповые эффекты.

Эффективность групповой деятельности, ее связь с психологическими характеристиками группы. Диагностика групповых явлений. Определение оптимальной величины группы и ее состава. Формирование команды с учетом свойств личности, темперамента и характера ее членов. Использование методов психодиагностики для отбора и подбор членов рабочей группы.

Психологические пути повышения эффективности групповой деятельности и оптимизации групповых отношений.


РАЗДЕЛ 3. “Лингвистика делового общения”.


Тема 6. Деловая риторика (2 часа).

Ораторское искусство. Публичное выступление. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория.

Подготовка к публичному выступлению. Определение темы и целевой установки. Анализ аудитории. Приемы сбора иформации. Композиция и план. Составные элементы композиции. Методы изложения материала. Фактические и психологические средства публичной речи. Работа с эмоциональным состоянием. Совершенствование голоса и дикции. Назначение интонации. Пауза. Выбор подходящего стиля выступления. Проба речи. Приемы привлечения внимания аудитории.

Техника убеждающего воздействия. Логические средства публичной речи. Основные логические законы. Доказательство и аргументация. Логические ошибки. Сильные и слабые доводы. Основные способы доказательства. Приемы и правила убеждающей коммуникации.

Выразительность речи. Лексические приемы ораторской речи. Стилистические приемы.

Язык психопрограммирования. Мета-моделирование. Использование пропусков и незавершенных фраз. Генерализация и номинализация. Высказывания без референтного индекса. Пресуппозиция. Шаблоны возбуждения реакции.

Культура речи. Основные качества речи. Прагматические аксиомы. Литературный язык - основа культуры речи. Нормативность литературного языка.



Тема 7. Диалогика (4 часа).

Единицы коммуникативной деятельности. Понятия монолога, диалога и полилога. Их функции, коммуникативные особенности. Диалог как организационный принцип коммуникативной деятельности. Характеристика диалогического взаимодействия. Типы диалогов: конструктивный, кооперативный, конфликтно-антогонистический, замкнутый и др. Разновидности диалогических отношений. Отношения с нулевой эффективностью: псевдодиалог, фатическое взаимодействие, демагогия и др.

Понятие диалогической позиции. Основные стили ведения диалога.


Элементы диалога. Классификация вопросов, техника их постановки. Основные виды ответов. Референтное и нереферентное слушание. Техника активного слушания. Искусство реплик и замечаний. Дестракторы и генераторы общения. Техника “Я-высказывания”. Речевые обороты как выражение эмоциональных установок.

Беседа как диалогическая форма коммуникативной деятельности. Деловая беседа. Типы собеседников. Структура деловой беседы. Стратегия проведения. Классификация деловых бесед. Собеседование при приеме на работу. Собеседование при увольнении с работы. Проблемные и дисциплинарные беседы. Общие правила ведения совещания. Особенности интервью.

Основы полемического мастерства. Полемические приемы. Доводы в споре. Уловки в споре. Контрприемы против некорректного поведения в споре. Опровержение обвинений. Нейтрализация вербальной агрессии. Коммуникативные принципы оптимизации отношений.

Спор, дискуссия, диспут, полемика. Классификация споров. Проведение деловой дискуссии. Составление сценария. Определение цели и стратегии. Подготовка участников дискуссии. Определенность позиций, правила поведения оппонентов. Принципы ведения дискуссии. Руководство ходом дискуссии. Техники принятия совместного решения. Основные сложности. Подведение итогов.

Тема 8. Деловые переговоры (4 часа).


Переговоры. Специфика деловых переговоров. Функции деловых переговоров. Виды деловых переговоров. Переговорный процесс, его структура. Предмет и стороны переговоров. Этапы переговорного процесса: подготовительный этап, ведение переговоров, заключительный этап переговоров, анализ достигнутых договоренностей.

Требования, предъявляемые к участникам переговоров. Гласность и конфиденциальность деловых переговоров. Переговорник, его задачи и функции в переговорном процессе.

Подготовка к переговорам. Определение цели, предмета переговоров. Информационное, техническое, организационное обеспечение переговоров. Беседа со сторонами. Установление контакта. Формулировка задачи. Речевые константы. Создание оптимальной установки на переговорный процесс.

Выбор позиции, модели переговоров, личностного переговорного стиля. “Жесткий”, “мягкий”, “принципиальный” подход. Работа с проблемой, ее структурирование и вербализация. Разработка схемы ведения переговоров.

Установление правил, принципов, регламента переговоров. Уточнение интересов, позиций, целей, их обсуждение и согласование. Тактика ведения переговоров.

Коммуникативное поведение. Организация диалога сторон. Снятие информационной напряженности. Выработка общего языка. Речевые средства, обеспечивающие максимальную ясность и максимальную активизацию сторон. Речевые обороты как выражение эмоциональных установок. Смягчение деструктивного коммуникативного поведения. Перевод энергии противостояния в энергию сотрудничества. Расстановка вербальных акцентов.


Поиск делового решения. Вынесение предложений, их обсуждение и аргументация.

Заключительный этап переговоров. Закрепление устных соглашений. Письменное оформление достигнутых договоренностей. Оценка результатов переговоров, критерии эффективности переговорного процесса. Отчет о проведении переговоров.


Тема 9. Стилистика делового общения (2 часа).

Функциональные стили современного русского языка. Необходимость отбора и выбора средств общения, значимость соответствия форм выражения и содержания. Искусство стиля как показатель словесного мастерства и коммуникативной культуры.

Сферы функционирования языка, выделение общностей форм общения в связи с характером общественной деятельности его носителей. Характеристика функциональных стилей современного русского языка.

Научный стиль, его экстралингвистические признаки. Точность, абстрактность, логичность, лаконизм, объективность научного стиля. Использование элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Публицистический стиль, его основные черты. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Экспрессия как свойство публицистического стиля.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Характеристика разговорного стиля, его противопоставленность книжным стилям.

Официально- деловой стиль. Сфера его функционирования. Речевые жанры и основная форма функционирования официально-делового стиля. Его специфические языковые черты. Языковые средства официально-делового стиля.



РАЗДЕЛ 4. “ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ”.

Тема 10. Этика делового общения (2 часа).


Общение и этика. Понятия этики и этикета. Значение и функции этики в обществе.

Понятие профессиональной морали и профессиональной этики. Этика и бизнес. Нравственные принципы поведения партнеров в бизнесе. Концепция социальной ответственности. Морально-этические правила профессионального поведения. Этическая сторона услуг, службы и подчиненности.

Общие этические требования к осуществлению делового общения. Корпоративная культура. Организационные нормы, традиции, ценности, символика.


Тема 11. Этикет делового общения (2 часа).


Общение и этикет. Функции этикета. Значение этикета и культуры поведения в деловом общении. Формы этикета. Становление этикетных норм: ритуальность первобытнообщинного общества, культура этикета сословного общества, развитие этикетных норм капиталистического общества, современный этикет. Национальная детерминация этикетных норм. Целесообразность этикетных норм.

Правила делового этикета. Вербальный этикет: обращение, приветствие, этикетные контакты, формулы “вербальных поглаживаний”, комплименты, прощание. Общение с клиентами и партнерами. Общение с руководителем и сослуживцами.


Правила телефонных переговоров. Требования к телефонному контакту. Подготовка к телефонным переговорам. Работа с речью. Анализ содержания и стиля телефонных переговоров. Фиксация договоренностей. Ошибки телефонных переговоров.

Правила поведения. Правила поведения в различных видах транспорта. Деловой интерьер. Этикет приемов и деловых встреч. Общие требования к организации и этикету деловой встречи.

Внешний вид. Этикет одежды. Понятие имиджа. Соотношение культуры внешней и внутренней.

Международный этикет.


  1. ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Занятие 1. Коммуникация как процесс с обратной связью.

Упражнения: «Испорченный телефон», анализ текстов с коммуникативными барьерами


Занятие 2. Невербальные и вербальные коммуникации.

Упражнения: «Шарады», «Обстановка офиса», «Дракон, принцесса, самурай»


Занятие 3. Познавательные психические процессы

Тестирование студентов на внимание, восприятие


Занятие 4. Познавательные психические процессы

Тестирование на память, мышление, воображение


Занятие 5.Типы личности

Определение типов личности студентов по методике Айзенка и Леонгардта


Занятие 6. Межличностные коммуникации

Игра «Необитаемый остров»


Занятие 7 . Поведение в конфликте

Тестирование студентов по методике Томаса-Килмена на поведение в конфликте


Занятие 8. Основы подготовки и проведения переговоров

Упражнения: «Стратегия переговоров», «Две сестры»


Занятие 9. Стилистика и лингвистика делового общения

Анализ текстов на определение стиля делового общения


Занятие 10. Этикет делового общения


Занятие 11. Этика делового общения









  1. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

1. Общение – как социально-психологическое явление.

2. Стороны общения: перцептивная, коммуникативная, интерактивная

3. Характеристики делового общения.

4. Коммуникативная компетенция.

5. Вербальная и невербальная стороны делового общения.

6. Барьеры общения коммуникативной, перцептивной и интерактивной сторон общения.

7. Рациональные и чувственные психические процессы и их значение для эффективизации деятельности и общения.

8. Психология личности. Дифференциация понятий “индивид”, “личность”, “субъект”, “индивидуальность”. Взаимодействие различных типов личности в процессе делового общения.

9. Социально-психологические аспекты межличностных отношений. Виды и формирование групп.

10. Формирование команды. Факторы, влияющие на групповое взаимодействие.

11. Групповые эффекты.

12. Типы и этапы деловой беседы.

13. Типы диалогов: конструктивный, кооперативный, конфликтно-антогонистический, замкнутый и др. Разновидности диалогических отношений.

14. Спор, дискуссия, диспут, полемика. Классификация споров. Проведение деловой дискуссии.

15. Доводы в споре. Уловки в споре. Контрприемы против некорректного поведения в споре. Опровержение обвинений. Нейтрализация вербальной агрессии.