Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 238

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Банковская и коммерческая тайна не является препятствием для получения в установленном законом порядке сведений и документов о финансово-экономической деятельности, вкладах и операциях по счетам физических и юридических лиц, причастных к совершению тяжких преступлений, совершенных организованными преступными группами»[24].

Наведение справок в информационно-поисковых системах вышестоящего уровня, а также других правоохранительных органов либо государственных учреждений осуществляется на основании требования (запроса) за подписью руководителя оперативного аппарата.

Информация, полученная путем проверки лица по информационным системам, имеющая значение для всестороннего и полного расследования и рассмотрения дела в суде, может приобщаться к материалам уголовного дела при условии соблюдения требований ч. 6 ст. 5 и ст. 12 Закона об ОРД.

Наведение справок путем изучения документов может осуществляться сотрудником оперативного аппарата либо по его поручению другим лицом. При этом цели получения информации, а также личность наводящего справки могут зашифровываться (п. п. 1 и 4 ст. 15 Закона об ОРД).

Виды документов, необходимых для наведения справок (регистрационные, бухгалтерские, кадровые и т.п.), а также места их получения (предприятия, учреждения, учебные заведения и др.) определяются должностным лицом оперативного аппарата.

Результаты получения документов оформляются рапортом или справкой должностного лица. При получении сведений, имеющих значение для предварительного и судебного расследования, рапорт (справка) передается лицу, в чьем производстве находится уголовное дело.

«Сбор образцов для сравнительного исследования - действия, направленные на получение объектов-носителей информации, необходимых для последующего изучения, описания, сравнения с ранее добытыми аналогами (следами, предметами, текстами, фотоснимками, жидкостями, продуктами питания, сырьем и др.) путем изъятия указанных объектов, фотографирования, дактилоскопирования, звукозаписи, а также посредством проверочной закупки»[25].

Закон не дает, но и не ограничивает перечня собираемых образцов, поэтому они могут включать в себя любые необходимые объекты, связанные с жизнедеятельностью человека.

Сбор образцов для сравнительного исследования может осуществляться гласно, негласно либо зашифровано (в зависимости от решаемых задач).

При сборе образцов может зашифровываться цель мероприятия или принадлежность выполняющего его лица к правоохранительным органам.


Данное мероприятие проводится сотрудником оперативного аппарата либо по его поручению другими лицами (в том числе оказывающими конфиденциальную помощь). При необходимости к сбору образцов могут привлекаться специалисты, обладающие научными, техническими и иными специальными познаниями, однако обеспечение точности выбора образцов, их достоверности и сохранности возлагается на оперативных работников.

«Образцы, собранные оперативно-розыскным путем, могут служить лишь для оперативно-розыскного исследования предметов и документов либо имеют ориентирующее значение для следователя, но сами доказательствами не являются»[26].

В процессе сбора образцов запрещается совершать действия, создающие угрозу здоровью граждан, унижающие их честь и достоинство, затрудняющие нормальное функционирование предприятий, организаций и учреждений, а также нарушающие жизнедеятельность отдельных лиц.

Результаты сбора образцов для сравнительного исследования оформляются справкой или рапортом, составляемой исполнителем мероприятия. К ней прилагаются в упакованном виде полученные образцы. При производстве гласного сбора образцов изъятые объекты после упаковки и опечатываются печатью организации, предприятия, учреждения, заверенные подписями участников оперативно-розыскного мероприятия.

Исследование предметов и документов - это непроцессуальное криминалистическое исследование объектов, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий, проводимых, как правило, до возбуждения уголовного дела с целью выявления признаков преступной деятельности и причастности к ней конкретных проверяемых лиц. «Данное оперативно-розыскное мероприятие - это оперативно-розыскной аналог заключения экспертизы в уголовном процессе»[27]. Принципиальное отличие оно имеет и от различных экспертных исследований проводимых государственными учреждениями в лабораториях судебной экспертизы по внебюджетной деятельности, по договору с гражданами (например, проведение фонографической экспертизы).

Исследование проводится по письменному поручению органов, осуществляющих ОРД, экспертно-криминалистическими службами правоохранительных органов, а также специалистами научно-исследовательских учреждений других министерств и ведомств.

В ведомственной инструкции МВД России, регламентирующей организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, указано, что проводить исследования можно лишь в тех случаях, когда состояние подлежащих изучению объектов, являющихся возможными источниками доказательств, не будет качественно изменено, а их временное отсутствие не будет обнаружено лицом, у которого они изъяты. Это ограничение, очевидно, распространяется на те случаи, когда такие объекты являются оригинальными либо существуют в единственном экземпляре.


Результаты исследования предметов и документов, проведенного в учреждениях системы МВД России, оформляются справкой, составленной лицом, производившим исследование. Итоги исследования, проведенного в иных учреждениях, оформляются документами, предусмотренными нормативными актами соответствующих ведомств.

Результаты могут быть представлены следователю или судье, в чьем производстве находится уголовное дело, за исключением случаев, когда исследуемый объект был получен с помощью лица, оказывающего конфиденциальное содействие.

«Наблюдение - это оперативно-розыскное мероприятие, направленное на получение оперативно-розыскной или иной юридически значимой информации путем непосредственного или опосредствованного, с помощью технических средств, визуального и (или) слухового контроля за физическими лицами либо другими объектами независимо от места его проведения при условии законного нахождения наблюдавших в указанном месте»[28].

Наблюдение может быть физическим, электронным либо комплексным, т.е. сочетающим в себе элементы того и другого.

В процессе наблюдения в хронологическом порядке фиксируются все передвижения, действия и контакты лица в определенный промежуток времени.

Наблюдение - оперативно-розыскное мероприятие ограниченного использования. Оно может осуществляться по решению руководителя оперативного аппарата УВД области (края), как правило, за лицами, подозреваемыми в совершении тяжких преступлений.

В процессе наблюдения могут проводиться негласные фото-, кино- или видеосъемки. Организация и тактика наблюдения специально уполномоченными на это мероприятие подразделениями, порядок оформления полученных результатов регламентируются ведомственными нормативными актами МВД России.

Результаты наблюдения, осуществляемого оперативным работником либо другими лицами по его поручению, оформляются справкой с приложением полученных фотографий, кинопленок или видеокассет. «Эти материалы в соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона об ОРД могут передаваться следователю либо судье, в чьем производстве находится уголовное дело. Результаты наблюдения, проводимого специализированными подразделениями оперативных аппаратов, используются только для решения задач ОРД»[29].

В настоящее время особенно актуальным, в связи с почти ежедневной угрозой терроризма, стало использование видеокамер на вокзалах. Кроме того, видеотехника помогает сотрудникам транспортной полиции следить за порядком, бороться с кражами личного имущества. Все что отслеживают видеокамеры, записывается и хранится 10 суток. Такие видеозаписи впоследствии используются для расследования преступлений и уличения виновных в преступной деятельности.


«Отождествление личности – сложное оперативно-розыскное мероприятие, позволяющее в не процессуальной форме идентифицировать проверяемых лиц по статическим или динамическим признакам внешности (например, по походке, мимике, жестикуляции)»[30].

Речь идет о ситуации, которая в оперативно-розыскной работе встречается довольно часто – необходимо опознать представляющее интерес лицо лично, или же по фотографии, субъективному портрету, рисованному портрету, по видеоизображению, дабы сравнить с каким-то « аналогом»”.

Опознание личности может быть осуществлено как непосредственно, так и опосредованно. В первом случае отождествление осуществляется лицами, ранее непосредственно наблюдавшим данное лицо. Одно из основных правил подобного отождествления личности состоит в том, что факт его проведения, как правило, сохраняется в тайне от проверяемого (разрабатываемого) лица.

Отождествление проводится как в естественных условиях (например, при посещении оперативной группы вместе с потерпевшим рабочего места предполагаемого преступника), так и в искусственных (нередко проверяемое лицо вызывается в ОВД, якобы в паспортное отделение).

Результаты отождествления оформляются либо рапортом, либо справкой оперативного сотрудника, при необходимости – с приложением фототаблиц, видеозаписи сюжетов, предъявляемых для опознания. Целесообразно записать объяснение лица, опознавшего человека в ходе оперативно - розыскного мероприятия, что создает возможность его последующего допроса и, следовательно, легализации процесса опознания.

В некоторых случаях результаты оперативного опознания оформить как выполненное в соответствии с требованиями ст. 193 УПК РФ[31].

2.2. Оперативно-розыскные мероприятия, требующие ведомственного санкционирования или судебного решения

Для мероприятий данных групп отличительной особенностью является необходимость получения разрешения. При этом для таких ОРМ первой группы как проверочная закупка, оперативное внедрение, контролируемая поставка , оперативный эксперимент, требуется ведомственное санкционирование, т.е. утверждение соответствующего документа, разрешающего их проведение, руководителем органа, осуществляющего ОРД.


Вторая группа ОРМ ограничивает конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища (ст. 23, 25 Конституции РФ[32]). Такие мероприятия предполагают вторжение в частную жизнь граждан, что допускается оперативно-розыскным законодательством в интересах оптимизации борьбы с наиболее опасными проявлениями преступности. Согласно ст. 8 Закона об ОРД для их проведения требуется судебное решение. К числу таких мероприятий относятся контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи.

Проверочная закупка также имеет свои тактические особенности. «Сущность данного оперативно-розыскного мероприятия состоит в совершении мнимой сделки купли-продажи с лицом, подозреваемым, как правило, в обвешивание, обмеривание, обсчете покупателей, завышении цен, продаже низкосортных товаров по цене высокосортных (так называемая пересортица), а также в реализации запрещенных или ограниченных в гражданском обороте предметами, товарами (например, наркотиками, сильнодействующими лекарственными препаратами, оружием и т.п.)»[33]. В последнем случае проверочная закупка производится только на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

К проверочной закупке могут привлекаться и другие лица, действующие на основании поручения оперативного работника.

Одна из особенностей этого мероприятия состоит в зашифрованность его проведения. Иными словами, факт купли-продажи происходит под видом обычной процедуры с последующим объяснением продавцу о фактической цели закупки, контрольным взвешиванием приобретенного товара и составлением акта о происшедшем.

Существует также негласная форма проверочной закупки, о которой продавцу не сообщается, контрольное взвешивание производится без его участия и по результатам этого мероприятия составляется справка.

Все документы о факте производства проверочной закупки, как правило, передаются в органы предварительного следствия или суда, за исключением случаев, когда может подвергнуться огласке информация о лицах, осуществляющих конфиденциальное сотрудничество с оперативным сотрудником.

«Оперативное внедрение - ОРМ, основанное на легендированном вводе сотрудников оперативного подразделения и (или) лиц, оказывающих им содействие, в криминогенную среду и на пораженные преступностью объекты с целью разведывательного сбора оперативно значимой информации, решения иных задач ОРД по борьбе с преступностью»[34].