Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Понятие оперативно-розыскного мероприятия (ОРМ) имеет важное теоретическое и практическое значение, является одним из ключевых, базовых во всей оперативно-розыскной деятельности (ОРД).

Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Актуальность темы данного исследования заключается в том, что в ст. 1 ФЗ об ОРД все содержание ОРД сводится законодателем к проведению ОРМ. Однако в законодательных актах РФ понятие оперативно-розыскного мероприятия не раскрывается. Такое понятие разрабатывается в науке.

Из изложенного выше можно сделать вывод, что тема данной работы «Оперативно-розыскные мероприятия» является интересной, важной и актуальной, а также имеет большое практическое значение.

Сущность оперативно-розыскного мероприятия передает его понимание как системы взаимосвязанных действий, направленных на добывание (поиск) фактических данных, свидетельствующих о подготовке и совершении преступлений, о лицах, их замышляющих, подготавливающих, совершающих или совершивших, о наличии материальных следов преступной деятельности, местонахождении лиц, подозреваемых в их  совершении или скрывшихся от следствия и суда, а также для решения других задач ОРД на основании и в порядке, предусмотренном ФЗ об ОРД.

Под ОРМ также предлагается понимать закрепленные в ФЗ об ОРД действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач ОРД.

Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Предметом исследования являются: правовые нормы, теория и практика применения оперативно-розыскных мероприятий.

Цель исследования – изучить сущность оперативно-розыскных мероприятий, их влияние на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие и сущность оперативно-розыскных мероприятий;


- охарактеризовать виды оперативно-розыскных мероприятий;

- проанализировать оперативно-розыскные мероприятия, не требующие санкций на их проведение;

- рассмотреть оперативно-розыскные мероприятия, требующие ведомственного санкционирования или судебного решения

Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «Об оперативно-розыскной деятельности», «О полиции» и другие.

В науке к проблемам оперативно-розыскных мероприятий обращались такие видные ученые как А.В. Макаров, О.В. Фирсов, В.Н. Омелин, Р.Х. Пардилов, М.П. Смирнов, А.Е. Чечетин и др.

Методологическую основу исследования составили, как общенаучные (анализ, синтез и др.) так и частноправовые (обобщения, описания и др.) методы.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы и заключение, список использованной литературы.

1. Содержание и виды оперативно-розыскных мероприятий

1.1. Понятие и сущность оперативно-розыскных мероприятий

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ[1] (далее - ФЗ об ОРД) не содержит определения понятия оперативно-розыскного мероприятия (далее - ОРМ) и тем самым не обеспечивает необходимых методологических предпосылок для единообразного понимания буквы закона.

«На территории Российской Федерации до 13 марта 1992 года вместо понятия оперативно-розыскные мероприятия, в юридической литературе одновременно использовалось понятия: «оперативно-розыскные действия» и «оперативно-розыскные мероприятия»[2].

В Законе об ОРД законодатель ни только не дает определений оперативно-розыскным мероприятиям, но и не раскрывает их понятия и не делает ссылок на нормативные акты, которые их регламентируют.

В связи с этим в специальной литературе продолжается полемика именитых и молодых ученых о содержании данного понятия, его соотношении с оперативно-розыскной деятельностью (далее - ОРД) в целом.

Одни авторы под ОРМ понимают «проводимое уполномоченными на то лицами на основании и в порядке, которые предусмотрены ФЗ об ОРД, добывание фактических данных, входящих в предмет исследования по конкретному делу оперативного учета или первичным материалам, а также необходимых для решения других задач оперативно-розыскной деятельности»[3].


Другие считают, что «ОРМ - это составной структурный элемент ОРД, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач. ОРМ носят разведывательно-поисковый характер и направлены на получение информации о лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступление, о наличии материальных следов противоправной деятельности, мест нахождения лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших»[4].

По мнению Ю.А. Эрхардта, оба этих определения не лишены недостатков. «В первом из них указывается лишь одна цель проведения мероприятия - добывание фактической информации. Исследуемое определение противоречит логике ОРД, заключающейся в добывании и использовании оперативно значимой информации в решении поставленных перед ней задач. Рассматриваемое же определение, отмечая одну из сторон ОРМ (познавательную) - добывание информации, абсолютно упускает ее вторую часть (деятельную) - использование указанных сведений. Действительно, представляется бессмысленным добывание той или иной информации без цели ее последующего использования.

Недостатком второго определения является то, что из его формулировки (предложение первое) абсолютно не понятно предназначение исследуемой совокупности действий. Во втором предложении отмечается, что ОРМ носят разведывательно-поисковый характер и направлены на получение информации. Обе отстаиваемые черты ОРМ мы не можем принять вследствие того, что не разделяем точку зрения об исключительно разведывательно-поисковом характере ОРМ. Теория и практика борьбы с преступностью убедительно свидетельствуют, что практически любое мероприятие в рамках ОРД может осуществляться с различными целями (например, опрос - добывание информации, дезинформация и т.п.; оперативное внедрение - добывание информации, решение задачи по разобщению преступной группы и т.п.).

Таким образом, ОРМ представляет собой осуществляемую уполномоченным на то должностным лицом совокупность действий, направленных на решение задач ОРД»[5].

Сущность оперативно-розыскных мероприятий состоит в использовании субъектами оперативно-розыскной деятельности приемов и методов, присущих этому процессу.

«Оперативно-розыскные мероприятия - составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач, имеющих свой объект и субъект проведения»[6].


Оперативно-розыскные мероприятия носят разведывательно-поисковый характер и направлены на получение информации о лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления, о наличии материальных следов противоправной деятельности, местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших граждан.

Подзаконные нормативно-правовые акты, издающиеся ведомствами, органы которых осуществляют ОРД, конкретизируют содержание ОРМ, устанавливая тем самым основы их организации и тактики.

В значительной мере организация и тактика проведения ОРМ определяется самими оперативными работниками в зависимости от сложившейся ситуации, а также тех возможностей (оснащенности специальными техническими средствами, численностью и активностью граждан, оказывающих помощь органам, осуществляющим ОРД и т.д.), которыми они располагают.

«По общему правилу организация и тактика ОРМ носят негласный характер, поэтому эти вопросы освещаются в специальной закрытой литературе и исследуются в рамках теории ОРД правоохранительных органов и спецслужб»[7].

Поскольку Закон об ОРД допускает изъятие предметов, материалов и сообщений при проведении ОРМ в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица либо государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, ОРМ в указанных ситуациях позволяют непосредственно предотвратить совершение тяжких преступлений или других социально опасных событий.

Такие ОРМ, как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, осуществляются только посредством применения технических средств. Поэтому они именуются в ведомственных нормативных актах и специальной литературе оперативно-техническими мероприятиями в отличие от всех остальных, хотя и при их проведении могут в той или иной мере использоваться технические средства. Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения и регистрации акустической информации; негласного визуального наблюдения и документирования; прослушивания телефонных переговоров, перехвата и регистрации информации с технических каналов связи; контроля почтовых отправлений; исследования предметов и документов; проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов; контроля за перемещением транспортных средств и других объектов; получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи; идентификации личности регламентированы нормативными правовыми актами. Использование достижений науки и техники, куда входят средства аудио-, фото- и видеофиксации при документировании обстоятельств совершения преступлений, предусмотрено и ст. 11 Федерального закона «О полиции»[8].


Вместе с тем существуют общие правовые требования, относящиеся ко всем оперативно-розыскным мероприятиям.

1. Оперативно-розыскные мероприятия должны быть направлены исключительно на решение задач оперативно-розыскной деятельности. Не допускается проведение ОРМ в интересах какой-либо политической партии, общественного или религиозного объединения.

2. В ходе оперативно-розыскных мероприятий законодателем допускается использование только таких технических и иных средств, которые не наносят ущерба жизни и здоровью людей и не причиняют вреда окружающей среде.

3. Результаты оперативно-розыскных мероприятий подлежат документированию, т.е. отражению в документах, виды и форматы которых определяются ведомственными нормативными актами.

Документирование результатов оперативно-розыскных мероприятий позволяет контролировать их законность и обоснованность, а также в определенных случаях использовать полученные материалы в сфере уголовно-процессуальной деятельности.

4. «Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не служат препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом»[9].

Необходимо отметить, что основания для проведения ОРМ не являются одинаковыми. В одних случаях достаточно решения самого оперативного работника, в других еще и письменное согласие граждан, в третьих - мотивированное постановление, утвержденное руководителем оперативного аппарата, в-четвертых - судебного решения и при наличии информации.

1.2 Виды оперативно-розыскных мероприятий

В ст. 6 старого Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (1992 г.) законодатель указывал, что «оперативно-розыскные мероприятия проводятся только тогда, когда иным путем невозможно обеспечить выполнения задач, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона». «Для решения этих задач органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с правилами конспирации применяются:

1) опрос граждан;

2) наведение справок;

3) сбор образцов для сравнительного исследования;