Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными элементами данного определения выступают: объект - криминогенная среда или пораженные преступностью объекты; субъекты - сотрудники оперативных подразделений и содействующие им лица; метод - ввод; форма - легендированная; цель - сбор оперативно значимой информации, решение иных задач ОРД по борьбе с преступностью.

Основными условиями оперативного внедрения являются:

- проведение допустимо на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД (ч. 7 ст. 8 ФЗ об ОРД);

- при проведении допустимо использовать документы оперативного прикрытия (п. 4 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД);

- при защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств при проведении оперативного внедрения допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга (ч. 4 ст. 16 ФЗ об ОРД).

Особое внимание следует уделить последнему из представленных условий. Суть его заключается в том, что при осуществлении ОРД (в нашем случае - оперативного внедрения):

- допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам;

- действия субъекта внедрения должны быть правомерными.

Законодатель не конкретизирует отмеченные позиции. Поэтому в среде ученых существует непрекращающаяся полемика относительно степени причиняемого вреда, его характеристик.

Естественно, что позиции теоретиков, ориентирующихся на правомерность поведения сотрудников органов, осуществляющих ОРД, и содействующих им лиц, сосредоточены в рамках гл. 8 УК РФ «Обстоятельства, исключающие преступность деяния»[35]. Речь идет о таких обстоятельствах, как необходимая оборона (ст. 37), причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38), крайняя необходимость (ст. 39), физическое или психическое принуждение (ст. 40), обоснованный риск (ст. 41), исполнение приказа или распоряжения (ст. 42).

Вместе с тем ни для кого не секрет, что при внедрении лица в преступную группу в нынешних условиях весьма высока вероятность его проверки «на лояльность» посредством предложения совершить то или иное умышленное преступление в составе группы или в одиночку, но под контролем последней. Результаты такой проверки позволяют представителям преступной среды судить о цели, ради которой вошло в группу указанное лицо. «Если оно совершит умышленное преступление, следовательно, ему можно в определенной степени доверять, если нет - скорее всего, оно внедрено в группу с антикриминальными целями»[36].


Перечень задач, решаемых с помощью указанного ОРМ, весьма разнообразен и включает: добывание оперативно значимой информации; ее документирование; дезинформацию преступников; компрометацию лидера или отдельных членов группы; разобщение группы; ее переориентацию.

«Контролируемая поставка – сложное, многоэтапное оперативно-розыскное мероприятие, осуществляемое на основании мотивированного постановления сотрудника оперативного аппарата и утвержденного руководителем ОВД»[37]. При проведении контролируемой поставки на территории других стран она разрабатываете на основании существующих межгосударственных договоров, соглашений.

Целью этого мероприятия является получение информации о поставке, закупке, продаже, перемещении предметов, веществ продукции, свободная реализация которых либо запрещена, либо оборот которых ограничен. К таким объектам относятся перечисленные в ряде статей Уголовного кодекса РФ. В их числе биологическое оружие, радиоактивные материалы, наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества и многие другие.

Различают следующие виды контролируемой поставки:

- объект поставки полностью или частично тайно подменяется идентичным (как правило, это используется при раскрытии фактов незаконного оборота наркотиков);

- объект поставки не подвергается подмене или изъятию.

Органы, осуществляющие контрольную поставку, обязаны предпринять все меры в пути следования и в месте доставки по сохранности груза, его пребывания в нетронутом состоянии. Действия правоохранительных органов должны быть организованы таким образом, чтобы не дешифровать сущность проводимой операции.

«Оперативный эксперимент – это оперативное мероприятие мало чем отличается от следственного эксперимента, регламентированного ст. 181 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»[38]. Нормы этой статьи распространяются и на оперативный эксперимент. Уголовно-процессуальный закон определяет эксперимент как воспроизведение действий, обстановки или иных обстоятельств определенного события и совершения необходимых (опытных) действий.

Проводится на основании постановление утвержденного руководителем органа внутренних дел в целях выявления, пресечения и раскрытия тяжких преступлений, перечень которых определен в ст. 15 УК РФ.

Целью оперативного эксперимента является получение информации в условиях, максимально приближенных к тем, в которых было совершено интересующее оперативного сотрудника событие. Как правило, к его производству привлекаются те же лица, или транспортные средства, воссоздается соответствующая обстановка.


Нередко целью данного эксперимента является получение об исключительных свойствах личности.

Оперативный эксперимент не должен провоцировать лицо к совершению противоправных действий; не должен унижать достоинство участвующих в нем лиц; подвергать опасности здоровье окружающих; воспроизводить, повторять все обстоятельства расследуемого преступления и т.п.

Оперативный эксперимент, в отличие от следственного, может быть произведен в отношении неизвестных лиц с целью выявления намерений продолжить совершение серийных преступлений (нередко тайных и открытых похищений) путем применения различных «ловушек» или «приманок». При этом если в ходе эксперимента проверяемое лицо совершает действия, содержащие признаки преступления, оно привлекается к уголовной ответственности по действующему законодательству.

Результаты следственного эксперимента оформляются актом и могут служить основанием как для выдвижения версий по делу, так и для принятия решения о возбуждении уголовного дела и о задержании подозреваемого в соответствии со ст. 91 УПК РФ[39].

«Обследование помещений, зданий, сооружений, участников местности и транспортных средств - ОРМ, заключающееся в непосредственном или опосредованном (с использованием технических средств) визуальном осмотре и изучении (исследовании) указанных объектов с целью выявления лиц, фактов и обстоятельств, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности»[40].

Ю.А. Эрхардт не в полной мере согласен с таким подходом к определению понятия рассматриваемого мероприятия. Аргументами этой позиции могут выступать следующие посылы.

- «В данном определении отмечены непосредственный и опосредованный виды мероприятия. Опосредованное его проведение связывается с использованием технических средств. Однако к какому же виду отнести проведение данного мероприятия содействующими лицами по поручению сотрудника оперативного подразделения?

- В качестве способов проведения мероприятия называются визуальный осмотр и изучение (исследование). И если словосочетание «визуальный осмотр» абсолютно прозрачно для правоприменителя, что он должен понимать под «изучением (исследованием)»? Возможно ли при осуществлении данной деятельности применение органов чувств человека (обоняния, осязания и т.п.)?

- Объектами проведения данного мероприятия выступают согласно его наименованию помещения, здания, сооружения, участки местности и транспортные средства, что, на наш (и не только) взгляд, искусственно сужает, ограничивает круг объектов, могущих являться предметом оперативного интереса субъектов ОРД»[41].


Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений: сущность данного оперативно-розыскного мероприятия состоит в негласной форме для адресата, именуемая как перлюстрация корреспонденции. Поскольку это мероприятие вторгается в сферу охраняемых конституционных прав граждан на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции Российской Федерации), его проведение возможно только на основании судебного решения (ст. 185 УПК РФ), выносимого на основании мотивированного постановления соответствующего руководителя органа внутренних дел.

Контролю может подвергаться почтовая корреспонденция как конкретному лицу, так и исходящая от него. В необходимых случаях перлюстрации подвергается также корреспонденция, поступающая в конкретный адрес или исходящая из него.

Контроль почтовых отправлений может носить разовый характер и длящийся, устанавливаемый на срок до 6 месяцев.

Разрешение на разовый контроль оформляется при получении сотрудником информации об отправлении по почте послания требующего безотлагательного изучения и исследования. Разовый контроль осуществляется с помощью сотрудников предприятий связи.

Длящийся контроль почтовых отправлений, как правило, проводится сотрудниками оперативно-технических подразделений МВД РФ.

Результаты всех видов контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений оформляются соответствующими актами (разовый контроль может быть оформлен рапортом оперативного сотрудника).

Свои тактические особенности имеет контроль почтовых отправлении лиц, содержащихся в местах лишения свободы.

Прослушивание телефонных переговоров осуществляется только на основании решения суда (ст. 186 УПК РФ[42]) и представляет собой негласное получение информации, передаваемой лицами, заподозренными в совершении преступления, по линиям телефонной связи. Как правило, прослушивание телефонных переговоров проводится с помощью специальной аппаратуры оперативно-техническими подразделениями МВД России или ФСБ России.

Федеральным Законом об ОРД (ст. 8 ч.3 и ч. 4) предусмотрен исключительный порядок осуществления прослушивания телефонных переговоров, в соответствии с которым возможно получить в течение 48 часов после начала проведения этого мероприятия судебное решение.

Прослушивание телефонных переговоров возможно не только при использовании заподозренными лицами проводных линий связи, но и радиотелефонных каналов, в том числе каналов сотовой, космической связи. Прослушиваться могут переговоры как двух абонентов, так и передача сообщений на автоответчик.


Можно выделить следующие ситуации, при которых появляется необходимость телефонного прослушивания: когда предполагается разговор (сговор) между соучастниками – членами преступной группы; когда подозреваемый звонит своей жертве перед преступлением или после его совершения; когда разыскиваемое лицо выходит на связь со своими родственниками, знакомыми, соучастниками.

Ход данного мероприятия, как правило, фиксируется в справке оперативно - технического подразделения, а также на магнитных носителях, которые в определенных случаях (например, при фиксации факта вымогательства, угроз и т.п.) на основании постановления оперативного сотрудника могут быть переданы в экспертно-криминалистическое подразделение для производства либо предварительного исследования, либо судебной экспертизы. В последнем случае результаты прослушивания могут быть признаны доказательством по уголовному делу.

Свои тактические особенности имеет снятие информации с технических каналов связи. Как правило, - «это негласное мероприятие проводимое на основании решения судьи, поскольку оно ограничивает конституционные права граждан, целью которого является получение информации, передаваемое заподозренными лицами по техническим каналам связи (телефакс, телетайп, компьютерные сети и т.п.)»[43].

При снятии информации с компьютерных сетей, с жесткого диска компьютера необходимо соблюдать предельную осторожность и допускать к производству этих действий специалиста высокого класса, поскольку программы, содержащие интересующую правоохранительные органы информацию, нередко настроены на самоуничтожение в случае несанкционированного доступа. Преодолеть действующую систему защиты оперативный работник самостоятельно, как правило, не в состоянии.

Из изложенного во второй главе можно сделать вывод, что оперативно-розыскные мероприятия подразделяются на оперативно-розыскные мероприятия, не требующие санкций на их проведение и оперативно-розыскные мероприятия, требующие ведомственного санкционирования или судебного решения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оперативно-розыскные мероприятия – это составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач.

Согласно ст. 6 Федерального Закона об ОРД, к оперативно-розыскным мероприятиям относятся: