Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 235

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) контрольные закупки;

5) исследование предметов и документов;

6) наблюдение;

7) отождествление личности;

8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

9) контроль почтовых отправлений;

10) цензура корреспонденции осужденных;

11) прослушивание телефонных и иных переговоров;

12) снятие информации с технических каналов связи»[10].

В новом нормативно-правовом акте - ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (1995 г.) в ст. 6 такого положения уже нет, а в перечень оперативно-розыскных мероприятий внесены изменения и дополнения.

Так, вместо 12 оперативно-розыскных мероприятий, предусмотрено 14. Вместо названия оперативно-розыскного мероприятия «опрос граждан», с 1999 года стал – «опрос». Вместо «контрольная закупка» стало – «проверочная закупка». Вместо «контроль почтовых отправлений» стало – «контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений». Оперативно-розыскное мероприятие – «Цензура корреспонденции осужденных» отменено. Вместо «прослушивание телефонных и иных переговоров» стало – «прослушивание телефонных переговоров».

Кроме этого, были дополнительно включены: «оперативное внедрение», «контролируемая поставка» и «оперативный эксперимент».

«В ст. 6 Закона об ОРД порядок перечисления ОРМ не связан с важностью, сложностью, организационными, материальными и техническими вопросами их проведения»[11]. Не используется и алфавит в их расположении. Законодатель начал перечисление ОРМ с наиболее простого по сложности и наиболее часто используемого. Необходимо отметить, что в практической деятельности оперативных аппаратов в процессе проведения одного оперативно-розыскного мероприятия, могут проводиться одновременно и несколько других. Например, при проведении оперативного наблюдения, наводятся справки, проводятся опросы, отождествление личности и другие мероприятия, в отношении лиц, с которыми встречался наблюдаемый.

Некоторые ОРМ непосредственно ограничивают конституционные права граждан. Однако контроль почтовых, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи и обследование жилища как разновидность обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств выделены самим Законом об ОРД в группу с особой, жесткой регламентацией порядка и основания проведения.


«В части 1 ст. 6 Закона об ОРД определен перечень ОРМ, допустимых к применению в процессе оперативно-розыскной деятельности. Для обозначения ОРМ законодатель использовал терминологию, соответствующую международным стандартам, применив для этого общедоступный язык закона»[12].

По мнению А.В. Введенского существенно затрудняет развитие оперативно-розыскного законодательства, ограничительный перечень оперативно-розыскных мероприятий, определенный в ст. 6 Закона об оперативно-розыскной деятельности. «Более пятнадцати лет прошло, как был принят Закон об оперативно-розыскной деятельности, и за это время законодатель ни разу не внес дополнения в перечень оперативно-розыскных мероприятий, несмотря на неоднократные обращения ученых в области оперативно-розыскной деятельности»[13]. Да и практика наработала определенные предложения и действия в этом направлении.

Оперативно-розыскная практика находит пути по совершенствованию своей деятельности и предлагает внедрение новых оперативно-розыскных мероприятий, основанных на новых достижениях науки и техники, форм и методов оперативно-розыскной деятельности, ранее не предусмотренных Законом.

«В юридической литературе на протяжении длительного времени предлагается вопрос о законодательном закреплении новых оперативно-розыскных мероприятий, выработанных и используемых оперативно-розыскной практикой, например, цензура корреспонденции осужденного, захват с поличным, вербовочная беседа, организация засады, тестирование с использованием полиграфа и т.д.»[14]. Такой вывод разделяют как научные сотрудники, так и практические работники, у которых накопился определенный опыт.

Не обращая внимание на высказанные предложения, законодатель занял выжидательную позицию и не пытается расширить перечень оперативно-розыскных мероприятий. «Однако такие действия со стороны законодателя не совсем понятны ни для науки, ни для практики. Все это в какой-то степени тормозит и сковывает правоприменительную инициативу и творческий подход оперативных подразделений в борьбе с преступностью»[15].

Сложившаяся ситуация сказывается на следственно-судебной практике, которая показывает, что отсутствие либо неэффективность оперативного сопровождения уголовных дел при расследовании преступлений в полной мере влияет на полноту собранных доказательств, недостаток которых способствует уходу от уголовной ответственности лиц, их совершивших.


Поскольку в рамках ОРД решаются разные задачи, указанное должностное лицо избирает различную совокупность действий, определяющую вид ОРМ и тактику его проведения.

Перечень таких мероприятий закреплен в ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД и состоит из 14 пунктов. Разные авторы делали попытки классифицировать ОРМ по различным основаниям, но наиболее удачной, представляется классификация по критерию уровня санкционирования.

В зависимости от характера и степени общественной значимости выделяют следующие категории ОРМ:

«1) несанкционируемые (данная категория характеризуется отсутствием у должностного лица необходимости в подавляющем большинстве случаев обращаться к кому-либо за разрешением на их проведение):

- опрос;

- наведение справок;

- сбор образцов для сравнительного исследования;

- исследование предметов и документов;

- наблюдение;

- отождествление личности;

2) ведомственного санкционирования (эта категория мероприятий в большинстве случаев нуждается в санкционировании со стороны руководителя органа, осуществляющего ОРД, посредством вынесения постановления, утверждаемого указанным должностным лицом):

- проверочная закупка;

- оперативное внедрение;

- контролируемая поставка;

- оперативный эксперимент;

3) судебного санкционирования (проведение данных мероприятий как ограничивающих конституционные права граждан, за редким исключением, возможно лишь при наличии судебного разрешения в виде постановления федерального судьи):

- обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (только в отношении жилища);

- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

- прослушивание телефонных переговоров;

- снятие информации с технических каналов связи»[16].

Однако данная классификация также не может в полной мере претендовать на универсальность, поскольку некоторые ОРМ с одинаковым основанием могут быть отнесены к различным группам в зависимости от тактики их проведения и объекта, в отношении которого они проводятся.

«В зависимости от продолжительности (времени) проведения ОРМ подразделяются: на кратковременные (опрос, сбор образцов для сравнительного исследования, отождествление личности и др.) и длящиеся (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, контролируемая поставка и т.д.)»[17].

Следует отметить, что характерной особенностью перечисленных ОРМ является их целенаправленность, внутренняя структурированность, специфические формы осуществления, легитимность и законность.


Подводя итог изложенному в первой главе можно сделать следующие выводы.

Оперативно-розыскные мероприятия – это составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач.

В соответствии со ст. 6 Федерального Закона об ОРД, к оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос граждан; наведение справок; изъятие образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; съем информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

Этот перечень – исчерпывающий. Изменить или дополнить его возможно только путем принятия соответствующего закона на федеральном уровне.

2. Оперативно-розыскные мероприятия, не требующие и требующие санкций на их проведение

2.1. Оперативно-розыскные мероприятия, не требующие санкций на их проведение

Особенность данной группы ОРМ заключается в том, что они не требуют соответствующих санкций и решений суда и могут проводится непосредственно сотрудниками оперативных подразделений. К числу таких ОРМ относят: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; исследование предметов и документов; отождествление личности; наблюдение.

В Перечне оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, утвержденном Приказом МВД России от 19 июня 2012 г. № 608[18], определены оперативные подразделения уполномоченные осуществлять ОРМ.

«Опрос - специальная беседа, проводимая с гражданами, которым могут быть известны сведения об исследуемом событии или причастных к нему лицах»[19]. В теории и практике оперативно-розыскной деятельности это мероприятие носит традиционное название - разведывательный опрос, «что указывает на его исследовательский, поисковый характер»[20], направленность на обнаружение (выявление) скрытой информации, имеющей значение для решения задач борьбы с преступностью.


Оперативно-розыскное мероприятие - опрос - нельзя смешивать со следственным действием - допросом, регламентированным ст. ст. 187 - 191 УПК РФ[21], или с опросом граждан как способом социологического изучения общественного мнения по какому-нибудь вопросу.

Опрос граждан допускается только при их добровольном согласии на беседу. Опрос может проводиться как по месту нахождения граждан, так и в служебном помещении правоохранительного органа. Лица, отказавшиеся явиться для беседы по приглашению, не могут быть подвергнуты приводу.

Опрос может проводиться непосредственно оперативным работником либо другим должностным лицом органа внутренних дел, действующим по поручению оперативного работника, а также при выполнении своих функциональных обязанностей. Такой вывод можно сделать на основании ст. 32 «Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей, возложенных на полицию» Федерального закона «О полиции»[22].

В соответствии с ст. 15 ФЗ Закона об ОРД сотрудники органов, осуществляющих ОРД, из тактических соображений имеют право скрывать истинные цели опроса либо свою профессиональную принадлежность.

В качестве объекта опроса могут быть любые лица, независимо от гражданства, национальности, пола, места жительства, имущественного, должностного и социального положения, принадлежности к общественным объединениям, отношении к религии и политических убеждений.

«В зависимости от выбранной тактики сотрудников оперативных аппаратов опрос может проводиться как по месту жительства или работы гражданина, так и в служебных помещениях правоохранительных органов»[23].

Опрос как ОРМ может осуществляться до возбуждения уголовного дела и преследовать цель получения сведений, не связанных с обнаружением и раскрытием преступлений, установлением совершивших их лиц. Эти сведения могут быть необходимы для решения вопроса о допуске к работе с секретными документами, о выдаче лицензии на охранную деятельность и других задач, не связанных с борьбой с преступностью.

Согласно ч. 2 ст. 6 Закона об ОРД при проведении опросов граждан могут как гласно, так и негласно использоваться технические средства фиксации проводимого мероприятия и полученной при этом информации. Использование специальных технических средств должно оформляться рапортом сотрудника, их применявшего.

Наведение справок - получение от органов государственной власти, местного самоуправления, организаций официальных документов (например, справок, содержащих сведения о судимости подозреваемого, об имевшемся у него оружии, о месте его проживания, состояния здоровья, информации о лицах, причастных к преступной деятельности, хранящихся документах, в том числе архивных и т.д.) может привести к получению доказательств, подпадающих под определение иных документов.