Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности (Понятие и содержание правовой основы оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Содержание принципов оперативно-розыскной деятельности

«Под содержанием принципов ОРД понимается суть заключенных в них правовых и иных требований, определяющих их социальный смысл и направленность основанной на этих требованиях оперативно-розыскной практики»[30]. Именно существо правового требования, а не способ или прием, избранные законодателем, выражает содержание каждого принципа.

Анализ содержания принципов имеет существенное значение в теории ОРД и способствует их практической реализации. От того, какими принципами мы руководствуемся, зависит правильность познания и формирования данной отрасли знания, а также эффективность практических мер борьбы с преступностью.

Первая группа принципов вытекает из ст. 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»[31].

Законность при осуществлении оперативно-розыскной деятельности означает, что должностные лица оперативных подразделений при ее осуществлении исходят из положений оперативно-розыскного законодательства и иных правовых актов, составляющих правовую основу ОРД. Законность оперативно-розыскного процесса означает надлежащее применение оперативно-процессуальных норм, в частности проведение оперативно-розыскных мероприятий с соблюдением соответствующих условий в установленном законодателем порядке и др. В свою очередь гарантией законности является контроль за организацией и непосредственным проведением оперативно-розыскных мероприятий со стороны руководителей органов, осуществляющих ОРД. Помимо того, на руководителей оперативных подразделений возложена персональная ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

«Законность – принцип, обусловленный таким правовым режимом в обществе, который основан на неукоснительном и точном исполнении всеми должностными лицами, уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности, и гражданами Конституции и законов Российской Федерации»[32]. Это означает, что вся деятельность оперативных работников должна осуществляться в строгом соответствии с Федеральным законом об ОРД, подзаконными нормативными актами и инструкциями Министерства внутренних дел и других правоохранительных ведомств. Принцип законности также требует точного соответствия всех подзаконных нормативных актов и актов правоприменения, издаваемых должностными лицами, уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности, Конституции и законам Российской Федерации.


Законность оперативно-розыскного процесса находит отражение в его урегулированности в правовых актах с акцентом на верховенство закона. Поэтому законность как принцип оперативно-розыскного процесса указывает на необходимость соблюдения правового режима добывания, проверки и использования оперативно-розыскной информации. Согласно этому основополагающему принципу оперативно-розыскного процесса сотрудники оперативных подразделений, осуществляющих ОРД, должны соблюдать предписания, изложенные прежде всего в открыто публикуемых законодательных и иных правовых актах, касающихся различных процедур сбора, проверки, обработки и использования оперативно-розыскной информации для решения задач оперативно-розыскного процесса. В качестве гарантий законности оперативно-розыскной деятельности выступают судебный контроль и прокурорский надзор за ОРД, а также ведомственный контроль.

«Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина заключается в том, что защита граждан при проведении оперативно-розыскной деятельности осуществляется двумя способами, а именно:

– обжалование действий должностных лиц, осуществляющих опера- тивно-розыскную деятельность, если при этом были нарушены законные права и интересы гражданина (к таким действиям в первую очередь отно- сятся ОРМ по прослушиванию телефонных переговоров, обследованию жилища, контролю почтовых отправлений);

– ведомственный, судебный контроль и прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью, своевременное устранение возможных нарушений прав и свобод человека и гражданина (в ст. 5 Закона содержат ся предписания о возможности обжалования действий должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в суд)»[33].

Согласно этому принципу отдельные физические и юридические лица имеют право получить от органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, письменное объяснение по поводу ограничения их прав и свобод и обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд. Однако при этом запрещается передавать и разглашать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, если их разглашение может причинить ущерб оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной деятельности либо интересам человека, безопасности государства.

Рассматриваемый принцип предусматривает, что полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. В этом случае за три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий прокурор (судья). Кроме того, полученные в результате ОРД сведения, касающиеся личной жизни, чести, достоинства человека, если в них не содержится информация о совершении запрещенных законом действий, хранению не подлежат и должны быть уничтожены.


«Указанный принцип означает, что в случае нарушения прав и свобод человека или юридических лиц, а также если виновность лица в соверше- нии преступления не доказана в установленном законом порядке, если в отношении его осуществлялись оперативно-розыскные меры, орган (должностное лицо), непосредственно осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вышестоящий орган, прокурор или суд обязаны восстановить нарушенные права и обеспечить возмещение причиненного материального или морального вреда в соответствии с законодательством»[34].

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина в опера- тивно-розыскной деятельности отражает вопросы социальной и правовой защиты должностных лиц органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность. Законодатель предусмотрел соблюдение прав и законных интересов должностных лиц при осуществлении ими оперативно-розыскной деятельности, о чем имеются указания в ст. 16 Закона об ОРД. К ним относятся: невмешательство в законные действия оперативных работников в ходе производства оперативно-розыскных мероприятий; строгое подчинение закону в случае противоречия указания начальника закону; возможность вынужденного причинения вреда при защите жизни и здоровья граждан.

Помимо охраны законных прав и интересов сотрудников оперативных подразделений, ст. 18 Закона об ОРД предусматривает социальную и правовую защиту граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Законодатель в названной правовой норме отнес указанных лиц под защиту государства, обязав тем самым органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, принимать меры по охране жизни, здоровья или имущества, а также по охране членов семей конфидентов от противоправных посягательств.

В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

«В случае гибели лица, сотрудничавшего по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий семье пострадавшего и его иждивенцам из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца»[35].


При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества, ему выплачивается из средств соответствующего бюджета единовременное пособие пятилетнего денежного содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности.

Часть 4 ст. 18 также предусматривает для лиц, содействующих орга- нам, осуществляющим ОРД, такие социальные гарантии, как освобождение от уголовной ответственности членов преступной группы, если нет тяжких последствий противоправного деяния, если лицо активно способ- ствует раскрытию преступления, если возмещает ущерб либо заглаживает причиненный вред.

«Принцип конспирации – основной специальный принцип, в котором заключается особая форма борьбы с преступностью, которая присуща только оперативно-розыскной деятельности»[36]. Названный принцип предполагает сохранение в тайне всех действий оперработников, проводимых не- гласно, в целях решения задач ОРД. В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (ч. 5 ст. 5, ч. 3. ст. 9, ст. 12 и ч. 3 ст. 21) неоднократно указывается на недопустимость разглашения сведений об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, а также о лицах, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и др. Указанные сведения, согласно Закону РФ «О государственной тайне»[37], относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, и разглашению не подлежат. В связи с этим сохранение в тайне сил, средств и методов осуществления оперативно-розыскной деятельности позволяет выявлять латентные преступления и раскрывать преступления, совершенные в условиях неочевидности, а также результативно проводить оперативно-розыскную профилактику.

Конспирация в оперативно-розыскной деятельности означает закре- пление на законодательном уровне следующих положений:

– в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий применяются приемы, обеспечивающие сохранение в тайне факта их осуществления, а также маскирующие принадлежность к оперативным подразделениям должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-процессуальную деятельность, и содействующих им физических лиц;


– общие положения ОРД, научная трактовка ее различных аспектов и иные вопросы, касающиеся ее субъектов, в допустимых пределах доступны для общественного ознакомления и обсуждения. Общественность через средства массовой информации и другие формы в определенном законодательством порядке вправе получать информацию о деятельности органов, осуществляющих ОРД;

– точные сведения об используемых или использованных при проведении конкретных негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности; о конкретных лицах, внедренных в организованные преступные группы; штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также организация и тактика проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. «Государственную тайну составляют и данные о финансировании ОРД, если они раскрывают вышеперечисленные сведения»[38].

Данный принцип также означает, что:

– предание гласности сведений о конкретных лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о конкретных лицах, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их письменного согласия и в случаях, предусмотренных оперативно-розыскным законодательством;

– судебное решение и постановление прокурора на право осуществления оперативно-розыскного мероприятия и материалы, послужившие основанием для его принятия, хранятся только в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

– оперативно-служебные документы, отражающие результаты опера- тивно-розыскной деятельности, могут быть представлены судье, следователю, органу дознания и другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в порядке и в случаях, установленных оперативно-розыскным законодательством.

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств в оперативно-розыскной деятельности является наиболее важным исходным началом, поскольку в нем заложена тесная взаимосвязь ОРД с уголовно-процессуальной деятельностью по выявлению и раскрытию преступлений. «Данный принцип содержит основополагающие идеи, закрепленные в юри- дических нормах, регулирующих отношения по предоставлению результа- тов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следствию, про- курору и в суд»[39]. Правовую основу названного принципа составляют ст. 11 Закона об ОРД и Инструкция «О предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следствия, прокурору и в суд». Принятие нового Уголовно-процессуального кодекса выявило ряд проблем по осуществлению принципа сочетания гласных и негласных методов, по- скольку остались неурегулированными вопросы реализации результатов ОРД в процессуальные действия.