Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности (Понятие и содержание правовой основы оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Принцип наступательности в оперативно-розыскной деятельности означает, что она основывается на оптимальном по времени использовании средств и методов проникающего характера, обеспечивающих сбор и про- верку информации, необходимой для решения задач ОРД, а также иных видов процессуальной деятельности, прежде всего уголовного процесса. Быстрота оперативно-розыскного процесса за счет применения методов проникающего характера не означает произвольного и в любых ситуациях использования контроля почтовых отправлений и телеграфных сообщений, негласного проникновения в жилые помещения, визуального наблюдения, прослушивания телефонных переговоров, снятия информации с каналов связи, применения других технических средств получения информации и контроля телеграфно-почтовых отправлений»[40].

Данный принцип также означает неукоснительное соблюдение сроков, установленных для оперативной проверки.

Принцип подотчетности и подконтрольности должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Согласно ст. 17 ч. 3 и ст. 22 компетентным руководителям оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД, предоставлены право и реальные возможности эффективно, но в определенных пределах контролировать оперативно-розыскную деятельность, благоприятствовать его оптимизации. Фактически здесь используются взаимодополняющие формы контроля.

Принцип персональной ответственности должностных лиц и руководителей оперативных подразделений за законность при осуществлении оперативно-розыскного процесса отражается в предписаниях ч. 3 ст. 19 и ст. 22 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Данный принцип предполагает реагирование на нарушение порядка подготовки и осуществления как отдельных оперативно-розыскных процедур, так и операций, проводимых в рамках определенных стадий оперативно- розыскной деятельности. Речь идет о привлечении виновных к ответствен- ности, адекватной содеянному.

«Принцип независимости при исполнении служебных обязанностей предполагает наложение запрета на произвольное вмешательство в оперативно-процессуальную деятельность должностных лиц и органов, уполномоченных осуществлять ОРД»[41]. Исключение касается лиц, прямо уполномоченных на это в ст. 16 Федерального закона об ОРД.

Вторая группа включает в себя организационные принципы осуществления ОРД, выработанные оперативно-розыскной практикой. Данные принципы определяют объективные закономерности, которым подчиняется процесс осуществления ОРД и организации работы оперативно-розыскных ведомств. Эти закономерности находят отражение в следующих принципах.


Принцип научности является основополагающим в организации деятельности оперативных аппаратов и предполагает использование в практической деятельности достижений различных наук (теории ОРД, криминологии, уголовного права и уголовного процесса, психологии, теории научной организации управления), а также методических рекомендаций, которые не только обобщают эмпирический материал, но и вскрывают тенденции, закономерности борьбы с преступностью. Это позволяет практическим работникам глубже проникнуть в суть негативных социальных явлений, а значит, способствует эффективности борьбы с ними.

Принцип плановости проявляется во всех сферах деятельности, в том числе в оперативно-розыскной работе. Хорошо организованное планирование является важным элементом организации деятельности оперативных аппаратов, обеспечивает комплексное использование сил и средств, создает условия для организационной работы коллектива сотрудников на всех уровнях, а также своевременного и четкого выполнения приказов и указаний вышестоящих руководителей.

«Принцип связи с населением выражается в поддержании связи оперативно-розыскных органов с населением, проведении воспитательной работы среди граждан, повышении их социальной активности, непримиримости к правонарушениям»[42]. Этот принцип позволяет ориентировать население на оказание гласного содействия оперативным аппаратам, использовать помощь общественности при осуществлении оперативно-розыскной профилактики, а также привлекать общественность при проведении ОРМ. Во всех этих случаях повышается эффективность деятельности оперативных аппаратов и существенно расширяется их информационная база, что способствует более успешному предупреждению и раскрытию преступлений.

Принцип демократического централизма является ключевым в управлении территориальными оперативными подразделениями, которые находятся в административно-служебной подчиненности по отношению к вышестоящим подразделениям (департаментам, управлениям). Ныне значение этого принципа возрастает в связи с развитием критериев оценки общественности в отношении результатов деятельности правоохранительных органов.

Принцип единоначалия и коллегиальности находит отражение в подготовке и принятии управленческих решений, организации их исполнения. Он проявляется прежде всего в том, что во главе оперативного подразделения стоит одно лицо (руководитель), компетентное принимать юридически правомочные решения. С одной стороны, это обеспечивает единство приказа, а с другой – создает возможность более оперативного принятия решений. При этом обеспечивается необходимость персональной ответственности руководителя за результативность осуществляемой его подразделением оперативной работы.


«Принцип внепартийности не находит закрепления в Законе об ОРД, однако вытекает из его отдельных положений (ст. 5), из которых следует, что должностным лицам, осуществляющим ОРД, запрещается: а) проводить ОРМ в отношении какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения; б) принимать участие в работе федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности»[43].

Принцип объективности в практике ОРД требует установления фактов, соответствующих действительности. Реализация данного принципа приобретает большое значение при ведении ДОУ. В данном случае требования этого принципа сводятся к тому, чтобы оперативный работник не допускал субъективизма и предвзятости при оценке обстоятельств противоправного деяния, роли каждого соучастника преступления. Важно избегать обвинительного или оправдательного уклона на начальных этапах выявления признаков преступления.

Принцип прогнозирования оперативной обстановки позволяет оперативным сотрудникам при организации ОРД прогнозировать развитие криминальных процессов на определенной территории или в регионе, своевременно вносить коррективы в планы проведения ОРМ, определять направления борьбы с преступностью.

Принцип оперативной готовности предполагает такое состояние оперативных подразделений, которое позволяет быстро и организованно применить силы и средства для решения общих и частных задач ОРД.

Принцип поступательности (оперативности) означает непосредственное и быстрое принятие мер по борьбе с преступностью. В соответствии с ним оперативные работники должны проявлять инициативу в своевременном обнаружении преступлений и принятии законных мер к лицам, их подготавливающим и совершающим, проводить целенаправленную профилактическую работу.

Принцип привлечения конфидентов в ОРД отражает один из ее существенных аспектов. Правовая природа ОРД во многом специфична за счет того, что ее носителями являются секретные осведомители и различные информаторы.

Принцип привлечения конфидентов основан на законодательном закреплении права оперативных розыскных органов устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать этим органам содействие на конфиденциальной основе (ст. 15 Закона об ОРД), а также возможность содействия с ними граждан (ст. 17 Закона об ОРД).


«На значимости данного принципа акцентируется внимание в учебной литературе, где отмечается, что без использования конфидентов ОРД перестанет существовать и переродится в иной вид социально полезной юридической деятельности».[44]

В заключение представляется целесообразным отметить, что система основных начал оперативно-розыскного процесса, безусловно, специфична, так как не включает целый ряд принципов, свойственных иным видам правоохранительной деятельности (гласность, равенство сторон и др.). В свою очередь, те принципы, которые сходны с принципиальными положениями уголовного, административного процесса, отличаются также специфичным правовым содержанием, на что и обращено внимание при их изложении.

Рассмотренные принципы занимают главенствующее положение в системе оперативно-розыскного законодательства, являясь олицетворением единства законодательных положений и их реализации в процессе осуществления практической деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под правовой основой оперативно-розыскной деятельности понимается совокупность законодательных, подзаконных нормативных актов, а также нормативных актов министерств и ведомств, которые регулируют отношения в этой области.

Статья 4 Федерального закона об ОРД указывает на то, что правовую основу составляют Конституция Российской Федерации, законы и иные нормативные акты.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Принципы оперативно-розыскной деятельности составляют вырабо- танные наукой и апробированные практикой основополагающие начала, руководящие идеи, отражающие убеждения и взгляды законодательных органов на сущность, цели и задачи этой специфической формы борьбы с преступностью.

В ст. 3 Закона об ОРД закреплены четыре основных принципа оперативно-розыскной деятельности. Первым двум из них законодатель дал определение конституционных, т.е. основанных на конституционных нормах, развивающих и конкретизирующих их. Принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина традиционно относятся к общеправовым принципам, т.е. характерным для всех отраслей права. Их закрепление в данной статье обусловлено, во-первых, специфичностью правовых основ ОРД, организация и тактика которой регламентируются закрытыми ведомственными нормативными актами, а во-вторых, тем, что оперативно-розыскная деятельность по своей сути предполагает некоторые ограничения конституционных прав и свобод граждан, попавших в ее сферу.


Принципы конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств неизвестны другим отраслям права, поэтому их традиционно относят к специальным (отраслевым) принципам оперативно-розыскной деятельности.

Значение принципов ОРД состоит в том, что именно в принципах находит свое отражение сущность этого вида государственной деятельности. Причем определение данных принципов имеет не только теоретико-познавательное, но и прикладное значение. Так, руководствуясь не чем иным, как принципами, правоприменитель должен оценивать поведение субъектов ОРД. Кроме того, базируясь на принципах, должны восполняться проблемы правового регулирования ОРД. Важно подчеркнуть то обстоятельство, что правотворчество в области ОРД не всегда успевает за новыми общественными отношениями, нуждающимися в правовом регулировании. В таком случае как раз принципы ОРД и выполняют роль регулятора тех отношений, которые еще не подвергались юридическому нормированию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - № 25. – Ст. 2954.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 52 (ч. I). – Ст. 4921.

4. Закон РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 № 5485-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - № 41. – Ст. 8220-8235.

5.Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. - № 29. – Ст. 2757.

6. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. - № 33. – Ст. 3349.

Мܿатерܿиܿаܿлܿы суܿдебܿноܿй прܿаܿктܿиܿкܿи

7. Определение Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2010 г. № 505-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. Осокина А.Ю. на нарушение его конституционных прав частью 3 ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»» // Справочно-правовая система «КонстультантПлюс», 2015. Документ опубликован не был.