Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности (Понятие и содержание правовой основы оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утв. указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537;

- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895, и др.

«Акты Правительства РФ: а) подзаконны; б) обязательны к исполнению на всей территории РФ; в) имеют межотраслевое значение; г) разделяются на постановления, имеющие наиболее важное значение, и распоряжения — решения по оперативным текущим вопросам»[17]. К их числу относятся, например, постановление от 27 августа 2005 г. № 538 «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность», и др.

Высший представительный (законодательный) орган Российской Федерации – Федеральное Собрание принимает постановления, касающиеся урегулирования организационно-технических вопросов.

«Ведомственное и межведомственное подзаконное правовое регулирование общественных отношений в ОРД осуществляется министерствами, ведомствами, государственными комитетами в пределах компетенции данных исполнительных структур»[18].

Ведомственные акты данного уровня могут исходить:

- от органов, не являющихся оперативно-розыскными:

- органов, осуществляющих ОРД.

К числу нормативных актов, издаваемых первой группой органов, относятся: приказ Министерства информационных технологий и связи РФ от 16 января 2008 г. № 6 «Об утверждении Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий; приказ Генпрокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности».

«Вторая группа нормативных актов издается органами, уполномоченными осуществлять ОРД. Большая часть данных актов, регулирующих организацию и тактику ОРД, является закрытой, т.е. имеет соответствующий гриф секретности»[19].

Кроме нормативных правовых актов, относящихся к указанным уровням, существенное значение имеют официальные разъяснения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, публикуемые в форме определений3См., например, определения Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2010 г. № 505-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. Осокина А.Ю. на нарушение его конституционных прав частью 3 ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»»[20] и др., постановлений, решений.


Подводя итог изложенному можно сделать вывод, что правовую основу оперативно-розыскной деятельности представляет собой совокупность нормативных актов, регулирующих группы общественных отношений, возникающие в сфере этой деятельности.

Рассмотренные законы и подзаконные нормативные акты составляют основу правового регулирования ОРД, которая постоянно совершенствуется под воздействием практики борьбы с преступностью.

Принципы оперативно-розыскной деятельности

2.1. Понятие и система принципов оперативно-розыскной деятельности

ОРД как другие виды юридической деятельности основывается на соблюдении определенных принципов. Принципы от лат – основа, начало) выступаю в объективной действительности в качестве руководящих, организующих идей, требований и правил, которыми руководствуются люди в той или иной области своей практической деятельности. «Наряду с этим под термином «принцип» подразумевается внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения»[21].

По существу, «принципы» - сугубо гносеологическое понятие, но вместе с тем и концентрированное знание действительности, и средство его познания. Принципы не существуют сами по себе, вне какой-либо деятельности, которая дает им конкретное организационное и тактическое наполнение. В то же время они вносят единство в истолкование знания и служат отражением в нем основных объективных закономерностей какой либо деятельности. Внешне отклонение от принципов неизбежно приводит к извращением еге сути, а при большом количестве отклонений – к перерождению в иной вид деятельности.

Принципы ОРД были сформулированы теорией на основе обобщения и анализа практической деятельности оперативных подразделений и, как следствие, познания этих закономерностей. Эти принципы закреплены в нормах Закона об ОРД и ведомственных подзаконных нормативных актах, которые должны соблюдаться оперативными сотрудниками. Они также являются отражением специфических закономерностей в области борьбы с преступностью, ведущейся с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов.


«Принципы ОРД — это закрепленные в законодательных и иных нормативных актах и выработанные оперативно-розыскной практикой руководящие идеи, основополагающие начала, а также нравственные представления общества относительно сущности, цели и задач организации и тактики применения оперативно-розыскных сил, средств и методов»[22].

По своей сути принципы ОРД носят императивный, властно-повелительный характер и содержат обязательные предписания, исполнение которых обеспечивается всем арсеналом оперативно-розыскных средств.

Первоначально систематизированная научная классификация принципов получила наибольшее распространение в специальной литературе 1970-х гг. Несмотря на то что в ней существует различное толкование понятия, содержания и системы принципов, ученые единодушно признают их наличие в сфере ОРД и обосновывают их определенную специфику.

Каждый принцип отражает определенные закономерности общественной жизни, сочетает в себе комплекс однородных свойств и признаков, совокупность которых, отличаясь автономным характером, приобретает очертание того или иного исходного положения ОРД. В свою очередь, каждый принцип ОРД неизбежно должен влиять на систему ее руководящих начал. В своей целостности система призвана в общем виде выражать сущность, социальную и юридическую природу ОРД.

Под системой следует понимать объединение некоторого разнообразия в единое и одновременно четко расчлененное целое. «В системе должно быть в наличии такое количество принципов, которое в полной мере способствует исполнению функций и решению задач, стоящих перед субъектами ОРД»[23]. Каждый принцип системы по содержанию должен быть относительно независим. Однако это не означает, что нарушение одного принципа не повлечет за собой нарушения другого. Они создают предпосылки к формированию концепции каждого положения либо всей их системы в целом, обеспечивая тем самым совершенствование различных направлений оперативно-розыскной работы.

«В зависимости от характера и содержания выделяются правовые, организационные и морально-этические принципы»[24].

1. Правовые принципы классифицируются на две группы:

- конституционные (общеправовые), находящие применение в ОРД;

- отраслевые, относящиеся только к ОРД.

Общеправовые принципы — это руководящие начала для всей правоохранительной системы. К ним относятся: I) законность; 2) уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД.


Эти два принципа законодатель обозначил как конституционные, так как они основаны на конституционных нормах.

«Отраслевые (специальные) принципы действуют только в рамках одной отрасли права, т.е. ОРД. Они вытекают из закономерностей данной деятельности, поэтому имеют локальный характер и реализуются только в сфере ОРД. Отраслевыми принципами являются: 1) конспирация; 2) сочетание гласных и негласных методов и средств»[25].

В зависимости от текстуального закрепления принципы подразделяются: а) на нормы-принципы, находящие закрепление в статьях законов и подзаконных нормативных актах; б) принципы-положения, выработанные теорией и практикой ОРД в качестве организационно-управленческой основы функционирования оперативных подразделений.

Все принципы ОРД самостоятельны, среди них нет главных и второстепенных, и внутри их системы не может быть противопоставления одного принципа другому.

Вместе с тем ОРД как вид практической деятельности оперативных подразделений представляет собой специфическую систему со своим специальным аппаратом и организацией работы, которые соответствуют общепринятым в государстве правилам. В связи с этим выделяют организационные принципы.

2. Организационные принципы – это основополагающие идеи, требования и правила, выработанные оперативно-розыскной теорией и практикой. Данная группа принципов отражает основополагающие начала, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности оперативно-розыскных органов, а также исходные моменты их организации и функционирования.

Основными принципами теории ОРД являются объективность, конкретность, связь теории с практикой.

«Под принципами практики ОРД понимаются основные положения, которые должны соблюдаться оперативными сотрудниками в их повседневной практической деятельности»[26]. Многие из них были сформулированы в 1960-х гг. профессором А.Г. Лекарем и получили дальнейшее развитие в работах других ученых (И.А. Климов, В.А. Лукашов, Г.К. Синилов, К.В. Сурков и др.).

Принципы практики ОРД классифицируются на три группы:

- «общие принципы – научность, плановость, связь с населением;

- принципы управления оперативными подразделениями – демократический централизм, коллегиальность, единоначалие и др.;

- принципы осуществления ОРД – объективность, прогнозирование оперативной обстановки, оперативная готовность, наступательность»[27], привлечение конфидентов и др.


3. Морально-этические принципы являются основой, на которой базируется правовое регулирование ОРД для ее успешного осуществления в границах нравственности.

Если осмысливать сущность оперативно-розыскной деятельности с точки зрения нравственности, то мы неизбежно столкнемся с этическими оценками этой деятельности и рассуждениями о моральной дозволенности или недопустимости тех или иных конкретных способов решения частных задач в сфере ОРД. Поскольку в процессе осуществления возникают подобные нравственные отношения, то в рассматриваемой системе соответственно выделяется группа морально-этических принципов.

Игнорирование в процессе осуществления ОРД одного принципа или группы принципов разрушает целостность восприятия данного вида деятельности, снижает эффективность всей оперативно-розыскной работы.

В качестве наиболее общего и главного основания для всей классификации принципов ОРД могут выступать те закономерности, которые они отражают.

Следовательно, принципы ОРД должны в своей совокупности:

- «отражать ее социальный и правовой характер;

- способствовать познанию ее сущности;

- обеспечивать дальнейшее совершенствование ее правового регулирования;

- находить закрепление и отражение в действующих нормативных актах, а также в содержании конкретных организационных и тактических аспектов деятельности оперативных аппаратов;

- подчеркивать специфический и самостоятельный характер этой деятельности;

- отражать ее место и соотношение с другими видами правоохранительной деятельности;

- гарантировать соблюдение прав и свобод личности при проведении ОРД;

- служить базой при выявлении основных направлений совершенствования теории и практики ОРД»[28].

Кроме того, при отсутствии нормативного регулирования порядка решения конкретных оперативно-тактических задач принципы могут быть своеобразным регулятором выбора путей и пределов их правильного выполнения, принятия обоснованных и законных решений.

«Органы, осуществляющие ОРД, и их должностные лица строят свою деятельность на основе рассмотренной системы принципов и несут ответственность за их нарушение»[29]. Наряду с этим данными принципами могут руководствоваться различные государственные органы, судьи при рассмотрении ходатайств оперативно-розыскных органов о проведении ОРМ, затрагивающих конституционные права граждан, а также лица, вовлекаемые в сферу оперативно-розыскных отношений.