Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности (Понятие и содержание правовой основы оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства. Как специфический вид юридической государственной правоохранительной деятельности по противодействию преступности, обеспечению национальной безопасности она обрела свои специфические черты и получила законодательное закрепление, качество и добротность которого многократно подтверждены решениями Конституционного Суда Российской Федерации, благодаря развитию научных знаний об этой деятельности, кропотливому труду ученых и практиков, заложивших основы этой деятельности в ее современном представлении.

Оперативно-розыскная деятельность в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального внимания юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, таит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки.

Актуальность темы данного исследования заключается в том, что без научного осмысления ОРД было бы невозможным на законодательном и подзаконном уровне упорядочение общественных отношений в сфере ОРД, закрепление правовых гарантий прав личности, попавшей в орбиту оперативно-розыскных отношений, преодоление представления о ней как выходящей за рамки законности, основанной на положениях Конституции, противоречащей нравственным основам и принципам.

Из изложенного выше можно сделать вывод, что тема данного исследования: «Правовое регулирование и принципы оперативно-розыскной деятельности» является интересной, важной и актуальной, а также имеет большое практическое значение.

Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере правового регулирования и принципов оперативно-розыскной деятельности.

Предметом исследования являются: правовые нормы, теория и практика правового регулирования и принципов оперативно-розыскной деятельности.

Цель исследования – изучить правового регулирования и принципы оперативно-розыскной деятельности, их влияние на совершенствование ОРД.


Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие и содержание правовой основы оперативно-розыскной деятельности;

- охарактеризовать уровни правового регулирования оперативно-розыскной деятельности;

- рассмотреть понятие и систему принципов оперативно-розыскной деятельности;

- проанализировать содержание принципов оперативно-розыскной деятельности.

Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «Об оперативно-розыскной деятельности» и другие.

В науке к проблемам правового регулирования и принципов ОРД обращались такие ученые как Ю.Ф. Кваша, И.А. Климов, К.В. Сурков, А.А. Чувилев. А.Ю. Шумилов и другие.

Методологическую основу исследования составили, как общенаучные (анализ, синтез и др.) так и частноправовые (обобщения, описания и др.) методы.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы и заключение, список использованной литературы.

Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

1.1. Понятие и содержание правовой основы оперативно-розыскной

деятельности

В настоящее время повышение роли законов должно привести к тому, что право будет содействовать совершенствованию всей системы управления, так как управление регулируется правовой системой и находится с ней в органичном единстве. В юридической литературе под правовой основой понимают «находящуюся в постоянном движении систему юридического нормативного регулирования, включающую в себя процесс создания правовых норм и процесс их действия»[1].

Под правовой основой ОРД (ст. 4 Закона об ОРД) следует понимать «совокупность нормативных правовых актов, которые регламентируют отношения, возникающие в данной сфере деятельности»[2]. Эти отношения, будучи урегулированным нормативными правовыми актами, приобретают устойчивость и стабильность, осуществляются субъектами правового общения строго в соответствии с нормами, выраженными в таких актах.


ОРД, как одно из направлений борьбы с преступностью, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, ведомственными и межведомственными нормативными актами, составляющими в своей совокупности ее правовую основу.

Правовая основа ОРД – это фундаментальная часть правового регулирования данного вида государственной юридической деятельности. В свою очередь правовое регулирование ОРД носит прежде всего функциональный, служебный характер. «Это регулирование посредством правовых норм общественных отношений между государством и (его представителями) и гражданином в связи с необходимостью защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств»[3]. При этом правовая основа – это не единая составляющая всех источников правового регулирования ОРД, а важнейший элемент одного из них – нормативного акта.

Правовая основа ОРД сложна по составу и представляет собой систему правовых норм. Учитывая требования системного подхода к анализу сложных явлений и процессов, целесообразно провести определенную дифференциацию ее элементов по тому или иному основанию. Наиболее удачной можно считать классификацию в зависимости от уровней правового регулирования. Согласно данной классификации правовая основа ОРД состоит из четырех уровней, которые могут иметь подуровни.

Международный уровень. Несмотря на то что международно-правовые акты не входят в число источников правовой основы, закрепленных в ст. 4 Закона об ОРД, следует сделать вывод о наличии особой группы нормативных источников, регулирующих сферу ОРД. Наличие данного самостоятельного уровня обусловлено нормой Конституции РФ[4] (ч. 4 ст. 15), в соответствии с которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Конституционный уровень правового регулирования охватывает институты и нормы, составляющие общую основу всех видов государственной деятельности, применяемых во всех сферах социального управления. Если определять Конституцию самым общим образом, то можно сказать, что это нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу, содержащий систему правовых норм, регулирующих отношения между человеком и обществом, с одной стороны, человеком и государством – с другой, а также основы организации самого государства.


Законодательный уровень правового регулирования включает все институты и нормы, определяющие основные задачи, направления и формы борьбы с преступностью, в том числе оперативно- розыскными мерами.

Подзаконный уровень правового регулирования включает основную массу нормативно-правовых материалов, относящихся к сфере ОРД.

«Все перечисленные уровни правового регулирования оказывают нормативно-организующее воздействие на общественные отношения путем установления правовых норм по юридически значимым вопросам, возникающим в сфере ОРД»[5].

Существенное значение для понимания назначения и содержания ОРД имеет уяснение вопроса пределов правового регулирования.

«Пределы правового регулирования в сфере ОРД – это обусловленное объективными и субъективными факторами государственно-властное вмешательство в общественные отношения, возникающие в связи с большой степеью вероятности совершения преступления, его совершением либо его предупреждением, пресечением путем применения специальных сил, средств и методов ОРД»[6].

Границы правового регулирования условно можно разделить на внутриотраслевые и межотраслевые. Границы внутриотраслевые определяются исключительно сферой ОРД и включают: а) проверку информации посредством применения сил, средств и методов данной деятельности; б) осуществление превентивных мер в форме оперативно-розыскной профилактики; в) законодательные процедуры ограничения конституционных прав человека и гражданина.

Существенное значение имеют межотраслевые границы правового регулирования, которые смыкаются с процессуальными отраслями права, позволяющими реализовать информацию, полученную оперативно-розыскным путем, и достичь целей правосудия. Подобные границы охватываются уголовно-процессуальным законодательством, регламентирующим взаимодействие оперативного сотрудника со следователем и порядок предоставления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору и в суд.

Не менее значимыми являются границы регулирования общественных отношений в сфере ОРД, которые осуществляются в рамках уголовно- исполнительных (оперативный контроль за лицами, отбывающими наказание) и административно-процессуальных процедур (при осуществлении административной оперативно-проверочной работы).


1.2. Уровни правового регулирования оперативно-розыскной деятельности

Уровни правового регулирования целесообразно рассматривать в зависимости от юридической силы нормативного акта, пределов его действия и специфики той группы общественных отношений, которые они регулируют.

Россия, получив официальный статус члена Совета Европы, взяла на себя обязательство по приведению национального законодательства в соответствие с европейскими правовыми принципами и стандартами. Это относится к определению более совершенных правовых, организационных средств и способов усиления защиты прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве.

Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»[7] закреплено, что Россия, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

В связи с тем что Российская Федерация является субъектом международного права, существенно возрастает значение ее межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью. Это обусловило заключение Россией целого ряда межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров, подписание различных соглашений, конвенций, пактов, которые затрагивают межгосударственные отношения в сфере взаимодействия оперативно-розыскных органов.

В последние годы подписан ряд международно-правовых документов: Резолюция № 1373 Совета Безопасности ООН (2001); Конвенция против транснациональной организованной преступности (2000); Конвенция ООН против коррупции (2003); Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (2003) и др. Ряд документов регламентируют взаимодействие государств — участников СНГ: Соглашение Совета министров внутренних дел государств — участников СНГ о сотрудничестве в сфере специального сопровождения ОРД (1998); Положение об Антитеррористическом центре государств — участников СНГ, утвержденное решением Совета глав государств участников СНГ (2000), и др.

В настоящее время усиливается влияние международного права на конституционное право. Международное право в значительной мере определяет содержание конституционного права, а именно норм о правах человека. «Соответственно конституции многих стран, в том числе и России провозглашают, что права человека определяются в соответствии с международным правом»[8]. Поскольку ОРД располагает много численным арсеналом сил и средств, которые могут затрагивать права и свободы человека и гражданина, нормы международного права являются для нее основополагающими.