Файл: КОрганы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Общая характеристика прав органов ОРД

Субъективное право, как и юридическая обязанность, является важнейшим элементом оперативно-розыскных правоотношений и статуса субъектов ОРД.

Под правами органов, осуществляющих ОРД, понимается предоставленная нормами права возможность (полномочие) выполнения ими действий в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности[35].

Содержание прав субъектов может быть раскрыто только через их действия. Вместе с тем право субъектов ОРД не следует отождествлять с их действиями. Оно является лишь юридической возможностью и необходимостью выполнять определенные действия.

Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, наряду с возможностью определенного в законе действия или совокупности действий самого управомоченного субъекта включают в себя и требование соответствующего поведения (действий или бездействия) от других субъектов - физических или юридических лиц. Эти две разновидности возможных и необходимых правомерных действий составляют основу содержания прав органов - субъектов ОРД.

Различают две группы прав: общие и специальные.

Общие права – это предусмотренный ФЗ об ОРД основной круг прав, который распространяется на всех ОРО. Такие права предусмотрены в ст. 15 ФЗ об ОРД, которая определяет наиболее общие группы прав ОРО; соответственно, права этих органов не ограничиваются предписаниями указанной статьи, а изложены и в иных нормах ФЗ об ОРД и других ФЗ об ОРД[36].

Специальные («ведомственные») права ОРО - это права, которые предоставлены отдельным ОРО и  изложенные в других соответствующих нормативно-правовых актах[37].

Статья 15 Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" включает совокупность прав, предоставляющих возможность активно действовать и требовать выполнения соответствующих действий от других участников правоотношений, а именно[38]:

1. Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6  Федерального закона об ОРД, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.


2. Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

3. Использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц.

4. Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

5. Создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Так, органы, осуществляющие ОРД, вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия, осуществлять зашифровку своих действий, используя для этого документы прикрытия, легендированные объекты, устанавливать для решения задач ОРД отношения сотрудничества и др. Наряду с этим должностные лица органов, осуществляющих ОРД, вправе предъявлять законные требования, обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования адресованы, что прямо предусмотрено в комментируемой статье, а также закреплено в законодательных актах, определяющих административно-правовое положение этих органов[39].

При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право на проведение оперативно-розыскных мероприятий как гласно, так и негласно[40].

Гласное проведение ОРМ предполагает выполнение действий, образующих содержание мероприятия, при которых не скрываются ни факт проведения оперативно-розыскного мероприятия, ни его субъекты, ни истинные цели мероприятия.

При негласном проведении ОРМ от его объектов и иных лиц скрывается сам факт осуществления действий, образующих оперативно-розыскное мероприятие, а также личность его субъектов.

В оперативно-розыскной деятельности выделяется и такая разновидность ОРМ, как зашифрованные мероприятия, при проведении которых скрывается их истинная цель и (или) ведомственная принадлежность субъектов[41].


Ряд оперативно-розыскных мероприятий непосредственно связан с выявлением предметов и документов, которые могут быть использованы в качестве вещественных доказательств (прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, сбор образцов и др.), а также с их использованием в процессе проведения ОРМ (оперативный эксперимент, контролируемая поставка), могут быть обнаружены и предметы, запрещенные либо ограниченные в свободном обороте. В этой связи при проведении ОРМ их субъекты вправе производить изъятие предметов, материалов и сообщений.

Изъятие предметов и материалов осуществляется для обеспечения их сохранности, исследования, предупреждения преступлений, документирования преступных действий. В зависимости от целей изъятия оно может быть как гласным, так и негласным[42].

Изъятие предметов и материалов может являться составной частью мероприятия либо представлять собой самостоятельное ОРМ (например сбор образцов для сравнительного исследования). Такие действия, будучи направленными на обеспечение раскрытия преступлений, не являются мерой ответственности за преступление и не связаны с лишением права собственности. Изъятие имущества органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, носит временный характер, не приводит к его отчуждению и не порождает перехода права собственности. Такое решение может быть принято только судом по основаниям, предусмотренным УПК РФ.

Органы - субъекты ОРД вправе прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации[43].

Право устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, корреспондируется с положениями ст.16 Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", определяющей порядок и условия содействия граждан органам, осуществляющим ОРД. Эта статья устанавливает круг прав субъектов ОРД применительно к таким лицам и к их содействию. В частности, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами, за исключением их отдельных категорий[44].


Служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц согласно Закону могут использоваться на основании заключенного договора или устного соглашения. Это зависит от вида объекта, длительности его использования, согласия собственника или владельца. Данное положение соответствует и нормам гражданского законодательства, в соответствии с которым форма соглашения может быть как устной, так и письменной. Договор может быть как возмездный, так и безвозмездный, т.е. граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иным нормативно-правовым актом. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано нормативными правовыми актами[45].

Должностные лица оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД, входят в их штаты, а значит обладают всеми правами сотрудников этих органов. Они обладают властными полномочиями, которыми согласно законодательству наделены должностные лица этих ведомств. Их законные требования обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены[46].

2.2. Специальные права органов ОРД, а также лиц, содействующих ОРО

Специальные (ведомственные) права оперативника - это часть его прав, которые распространяются только  на  оперативных сотрудников  конкретного  ОРО. Эти права оперативника зафиксированы (как и их обязанности): в ведомственных федеральных законах; соответствующих Положениях об оперативно-розыскных органах (например, Положение о Федеральной таможенной службе); других открытых нормативных правовых актах[47].

Права и обязанности лица, привлеченного к осуществлению ОРД - это сово­купность обязательств перед оперативно-розыскным органом по осуществлению ОРД и корреспондирующим им предоставленных законодателем возможностей для надлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных оперативно-розыскным законодательством и контрактом (в случае его заключения). Этой совокупностью прав и обязанностей обладают все лица, оказывающие содействие, вне зависимости от формы такого содействия (гласно или негласно)[48].


Содействующие лица имеют право[49]:

а)  заключать контракт с ОРО о конфиденциальном сотрудничестве;

б) получать от сотрудников ОРО разъяснения своих задач, обязанностей и прав;

в) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность;

г) получать вознаграждение;

д) право на выбор формы оказания содействия. В случае конфиденциального (негласного) содействия – право на неразглашение сотрудниками ОРО факта содействия ОРО. Так, предание гласности (в т.ч. и сообщение о них судьям) сведений о лицах, внедренных в ОПГ, а также о лицах, оказывающих или оказывавших ОРО содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами;

е) право на «вынужденное причинение вреда»; 

ж) право на обеспечение безопасности в связи с содействием ОРО;

з) право получать компенсацию за ущерб, причиненный их здоровью либо имуществу в процессе оказания содействия органам федеральной службы безопасности, другие права в социальной сфере.

Во второй главе я рассмотрела такой важный вопрос как – права органов ОРД. Глава разделена на два параграфа- общие и специальные права. Именно такая структура работы может четко дать характеристику общих и специальных прав, полноценно описав все важные аспекты данного вопроса.

Глава 3. Обязанности Органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

3.1. Общие обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Юридическая обязанность есть должное или необходимое действие органов, осуществляющих ОРД, и их должностных лиц в силу прямого указания закона.

Обязанности ОРО – круг возложенных законодателем на них безусловных для выполнения действий, необходимых для достижения целей ОРД и решения ее задач[50].

Различают две группы обязанностей оперативно-розыскного органа: основные (они изложены в ФЗ об ОРД) и специальные.