Файл: КОрганы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
1.1 Цели и задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
1.2. Принципы оперативно-розыскной деятельности
1.3. Оперативно-розыскные органы
Глава 2. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
2.1. Общая характеристика прав органов ОРД
2.2. Специальные права органов ОРД, а также лиц, содействующих ОРО
Глава 3. Обязанности Органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
3.1. Общие обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
3.2. Специальные обязанности сотрудников органов ОРД, а также лиц, оказывающих содействие ОРО
Список используемых источников:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
Введение
Тема моей курсовой работы «Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности» мною выбрана не случайно. Именно эти вопросы в текущей дисциплине для меня показались более значимыми и наиболее интересными для раскрытия и подробного изучения. Ведь разобрав и охарактеризовав все актуальные вопросы, связанные с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД), можно усвоить и многие другие важнейшие вопросы дисциплины «Правовые основы оперативно-розыскной деятельности». Изучить и раскрыть задачи, права и обязанности органов, осуществляющих ОРД – значит раскрыть и многие другие важные темы в указанной дисциплине. Без раскрытия и изучения таких тем как: понятие ОРД, характеристика всех органов, осуществляющих ОРД, изучение исполнительной ветви власти в целом, написания данной курсовой работы было бы не возможно, а это основополагающие темы всей дисциплины в целом.
Вся курсовая работа логически поделена на три главы, содержащие актуальные вопросы по указанной теме. В конце каждой из глав сделаны логические выводы.
Предметом данной работы является совокупность процессов, явлений, отношений, закономерностей, связей, присущих органам ОРД.
В курсовой работе использованы только актуальные и официальные источники (с учетом всех изменений на момент подготовки работы нормативно-правовые акты). Вся используемая литература издана широко известными изданиями (смотри список используемых источников), электронные ресурсы были изучены только на официальных научных сайтах.
Оперативно-розыскная деятельность в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженности оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.
История борьбы с преступностью показывает, что для своевременного обнаружения, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжких преступлений, розыска скрывшихся преступников одних только гласных уголовно-процессуальных и иных средств явно не достаточно, нужны и иные средства борьбы с преступностью. Важнейшей задачей для правоохранительных органов является не только расследование уже совершенных преступлений, но и контроль за развитием криминальных явлений и процессов. Лучше, если этот контроль будет негласным, то есть не известным самим объектам контроля.
Для этих целей во всех цивилизованных странах, в том числе и в России, существует особый государственно-правовой механизм борьбы с криминальными явлениями, позволяющий негласно обнаружить, взять под контроль преступные приготовления и действия в целях последующего их пресечения или своевременного раскрытия и расследования, который именуется оперативно-розыскной деятельностью (далее – ОРД). Розыскная, сыскная деятельность сопутствует правосудию на всем протяжении его истории. Именно в ее функции входило раскрытие преступлений, установление и розыск виновных, подлежащих затем передаче в органы судебной власти. Оперативно-розыскная деятельность является частью уголовно-правовой политики государства.
Упорядочение общественных отношений в сфере оперативно-розыскной деятельности федеральным законом, динамика изменений в системе и структуре органов, осуществляющих ОРД, поправки, вносимые в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" и другие законодательные акты, формирование международного оперативно-розыскного права, судебная оценка действий и решений должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД предполагают осмысление этой деятельности и толкование норм Закона об ОРД во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации, норм международного права, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, иных законов, регулирующих правоотношения в сфере борьбы с преступностью[1].
Глава 1. Задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
1.1 Цели и задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) регулируется специальным Федеральным законом от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – ФЗ об ОРД)[2]. Согласно ст. 1 этого закона ОРД - это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Из законодательного определения следует сделать следующие выводы.
ОРД - это особый вид правоохранительной государственно-правовой деятельности, который определен и поддерживается государством, регламентируется специальным законодательством.
ОРД осуществляется специально уполномоченными государственными органами и оперативными подразделениями. Исчерпывающий перечень таких органов содержится в ст. 13 ФЗ об ОРД.
ОРД осуществляется гласно и негласно в отношении предоставляющих оперативный интерес лиц, путем проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ). Таким образом, ОРМ могут осуществляться в двух формах: гласно и негласно. Негласность означает неочевидность, скрытость проводимых ОРМ от лиц, в них не участвующих, в том числе и от сотрудников оперативно-розыскных органов (далее – ОРО), даже если они имеют соответствующий допуск, но прежде всего – от объектов (лиц, групп, организаций), в отношении которых они проводится[3]. Это позволяет нейтрализовать возможное противодействие со стороны объектов ОРД, обеспечить безопасность участников ОРМ, результативность мероприятий, сохранить в тайне сам факт осуществления ОРМ, применяемые при этом средства и методы. Гласность ОРМ – это проведение ОРМ, содержание, цели, участники которых не скрываются ни от окружающих, ни от объектов их проведения[4].
Цель ОРД – защита человека, общества и государства от преступных посягательств.
В законодательном определении ОРД отражена лишь конечная, главная цель ОРД – защита от преступных посягательств. Такую же цель преследуют и другие виды правоохранительной деятельности государства (например, уголовно-процессуальная деятельность, деятельность законодателя по установлению преступности и наказуемости деяний, деятельность по исполнению наказания и др.). Отличие ОРД от других видов правоохранительной деятельности заключается в специфических задачах ОРД.
К задачам органов ОРД ст. 2 ФЗ об ОРД относит:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших,
- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.
В других статьях ФЗ об ОРД указаны и другие задачи органов ОРД:
- установление личности неопознанных трупов[5];
- применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц[6];
- сбор данных, необходимые для принятия решений: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или к материалам, полученным в результате ее осуществления; об установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий; об обеспечении безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность[7].
С учетом цели органов ОРД среди задач главенствующее положение занимает группа задач превентивного назначения: предупреждение совершения преступлений, добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности РФ.
Определение целей и задач имеет большое значение, поскольку, согласно ст. 5 ФЗ об ОРД, не допускается осуществление органами ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных Законом об ОРД.
По мнению некоторых ученых[8], легальное определение неполно отражает содержание ОРД. Так, законодатель указал, что ОРД может достигать своих целей только «посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий», следовательно, можно сделать вывод, что ОРД может выражаться только в проведении гласно и негласно оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ).
По мнению ряда учены[9] ОРД может выражаться не только в проведении ОРМ, но также в осуществлении следующих видов деятельности:
- привлечение к конфиденциальному содействию лиц[10];
- создание легендированных юридических лиц[11];
- ведение специфической финансовой деятельности, заключающейся, например, в закрытых от налогообложения выплатах лицам, оказывающим содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность[12];
- создание и использование информационных систем и учетов, документирование ОРД[13];
- проведение мероприятий по защите сведений[14].
- проведение иных действий по борьбе с преступностью: засады, оперативные комбинации, поиск информации в компьютерных сетях, включая Интернет, и средствах массовой информации, ее сбор, анализ, обработка и фиксация, покупка информации и др.
Вся названная деятельность включается в содержание ОРД, является ее частями, поэтому ОРД не является совокупностью только предусмотренных законом ОРМ, а включает в себя и другие элементы.
Негласность, специфические задачи ОРД обуславливают ее отличительную особенность - разведывательно-поисковый характер, т.е. направленность на, как правило, тайное получение скрываемой информации (скрываемых преступлений, их субъектов, розыск скрывшихся лиц и т.п.).
1.2. Принципы оперативно-розыскной деятельности
Если задачи органов ОРД закрепляют, что необходимо сделать для реализации ее цели, то принципы определяют, каким образом следует осуществлять ОРД. Определение принципов имеет не только теоретико-познавательное, но и прикладное значение. Принципы ОРД при реализации на практике приобретают значение императивных требований, вполне определенных правил и обязывают оперативных сотрудников и других участников ОРД к соответствующему правомерному поведению или устанавливают определенные запреты. Руководствуясь именно принципами, правоприменитель должен оценивать поведение субъектов ОРД. Кроме того, на основе принципов преодолеваются пробелы правового регулирования ОРД.
Принципы ОРД – это внутренне присущие ОРД и определяющие ее содержание исходные (важнейшие, руководящие) идеи[15]. Они выражают сущность, основополагающие начала, на которых должна строиться ОРД. В принципах отражаются в концентрированном виде общие законы формирования и функционирования ОРД, а также нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, целей, задач и процедур осуществления ОРД.
В Законе об ОРД основные ее принципы нашли прямое (текстуальное) закрепление непосредственно в специальной статье[16]. В соответствие с ней ОРД основывается на общеправовых принципах (1) законности, (2) уважения прав и свобод человека и гражданина, а также специальных принципах (3) конспирации, (4) сочетании гласных и негласных методов и средств.