Файл: ОПЕРАВТИНО-РОЗЫСКНЫЯ МЕРОПРИЯТИЯ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

В теории ОРД традиционно принято разграничивать два подвида оперативно-розыскной деятельности, в рамках которой проводятся ОРМ. Во-первых, ОРД может осуществляться «от лица», когда оперативная проверка сведений о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, производится оперативными подразделениями без возбуждения в отношении их уголовных дел путем проведения ОРМ и систематизации оперативной информации в делах оперативного учета. Этот подвид ОРД наиболее сложен, поскольку осуществляется в связи с совершением преступлений, носящих латентный характер, а также потому, что отсутствует достаточная информация для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в отношении конкретных лиц. Во-вторых, ОРД может осуществляться «от преступления либо происшествия». В этом случае ОРМ проводятся по возбуждению уголовному делу либо по фактам безвестного исчезновения граждан и обнаружения неопознанных трупов, а также при наличии сведений о лицах или уклоняющихся от исполнения уголовного наказания. В последнее время предлагается выделить и третий подвид ОРД – «от информации, когда ОРО проводит ОРМ, располагая данными о том, что в некотором месте или на некотором объекте могут совершаться преступления[8].

При проведения оперативно-розыскных мероприятий должны быть соблюдены основания и условия их проведения, определенные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» называет основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 7). По своей сути они подразделяются на фактические основания и юридические.

К фактическим основаниям можно отнести сведения, ставшие известным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность:

– о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

– событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

– лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

– лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.


Таким образом, в соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться до возбуждения уголовного дела либо вне рамок уголовного судопроизводства.

Юридические основания (поводы) проведения ОРМ:

– возбужденное уголовное дело;

– поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве;

– запросы других органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность по основаниям, указанным в настоящей статье;

– постановление о применении в отношении защищаемых лиц мер безопасности, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

– запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Анализируя перечисленные основания, следует особо подчеркнуть, что проведение ОРМ по возбуждению и расследуемому уголовному делу по общему правилу носит разрешительный характер, т.е. принятие оперативно-розыскных мер допустимо только при наличии отдельного поручения следователя, у которого находится в производстве уголовное дело. Вместе с тем если уголовное дела возбуждено по факту совершения преступления, по которому обязательно производство предварительного следствия, но по истечении десятидневного срока проведения неотложных следственных действий лицо, совершившее преступление, не установлено, то проведение ОРМ носит уведомительный характер, т.е. принятие оперативно-розыскных мер по инициативе ОРО разрешается до раскрытия преступления.

Обобщение практики деятельности оперативно-розыскных подразделений ОВД и других правоохранительных органов свидетельствует, что указанный порядок нередко нарушается оперативными сотрудниками. Скажем, по тем или иным причинам ОРМ проводятся без согласования со следователем, а при наличии положительных результатов отдельное поручение следователя появляется в деле позднее. Случается, что следователь своевременно не уведомляется о полученных результатах ОРД, имеющих значение для дела, либо получает формальные отписки о якобы «проделанной» работе.

Следователь, в производстве которого находится уголовное дело, вправе давать письменные поручения органам дознания, осуществляющим ОРД (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ). В этом поручении следователь определяет круг задач, которые могут быть решены посредством проведения ОРМ. Однако следователь не вправе указывать, какие конкретно ОРМ должны быть проведены. Таким образом, следователь в своем поручении всегда должен определять, «какая информация ему необходима», а не «каким способом эта информация должна быть добыта»; выбор конкретных ОРМ либо комплекса ОРМ всегда является прерогативой ОРО.


Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» также указывают условия проведения ОРМ. Они определены в ст. 8 Федерального закона об ОРД, иных федеральных законах и подразделяются на общие условия; условия, предусмотренные для отдельных категорий лиц; специальные условия.

Общие условия, относящиеся ко всем без исключения ОРМ и лицам, в отношении которых они проводятся. Не являются препятствием для проведения в отношении граждан ОРМ на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом: гражданство; национальность; пол; место жительства; имущественное; должностное и социальное положение; принадлежность к общественным объединениям; отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц. Указанное положение корреспондирует требованиям Конституции российской федерации о равенстве всех перед законом и судом.

Условия, предусмотренные для отдельных категорий лиц. Принцип равенства всех перед законом и судом обременен действием иммунитетов. Предполагаются некоторые исключения, связанные с провозглашенной Конституцией Российской Федерации неприкосновенностью Президента Российской Федерации 31 (ст. 91), депутатов Федерального Собрания (ст. 98), судей (ст. 122) и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (ст. 12 Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ). Ограничены также возможности ОРО по проведению ОРМ в отношении прокуроров (ст. 42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации») и адвокатов (п. 3 ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ). Органические и текущие отраслевые законы, регламентирующие правовой статус и деятельность отдельных лиц, детализируют положения Конституции Российской Федерации.

Специальные условия проведения отдельных ОРМ. Проведение ОРМ, требующих осуществления ведомственного либо судебного контроля, предполагает вынесение: постановление, утверждаемого руководителем оперативно-розыскного органа (ч. 7 ст. 8 Федерального закона об ОРД); судебного решения, разрешающего проведение ОРМ (ч. 2 ст. 8 Федерального закона об ОРД).

Значение постановлений, выносимых руководителями ОРО при подготовке и проведении ОРМ, заключается в осуществлении дополнительного превентивного внутриведомственного контроля за законностью их производства. Они выносятся с необходимостью проведения «острых» и сложных ОРМ (проверочная закупка предметов, веществ, продукции, ограниченных в гражданском обороте либо изъятых из гражданского оборота, оперативный эксперимент и др.). Постановление может быть подготовлено оперативным сотрудником с согласия руководителя ОРО. Правом утверждения постановлений обладают руководители ОРО.


Согласно Конституции Российской Федерации право давать разрешение на проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, предоставлено суду. Судья принимает это решение путем вынесения специального постановления. Судебный контроль выступает в качестве законности при проведении ОРМ.

Проведение любых ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается исключительно на основании судебного решения и только при наличии информации: о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно; о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, допускается проведение указанных ОРМ на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения ОРМ орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого ОРМ либо прекратить его проведение.

Допускается прослушивание телефонных и иных переговоров только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.[9]

2 ВИДЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


2.1. Оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные интересы граждан Российской Федерации

Из 14 ОРМ, предусмотренных ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ч. 1 ст. 6) к оперативно-розыскным мероприятиям, ограничивающие конституционные интересы граждан Российской Федерации можно отнести:

– обследование помещений, зданий, сооружений;

– контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

– прослушивание телефонных переговоров;

– снятие информации с технических каналов связи[10].

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств – оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в визуальном или осуществляемом при помощи технических средств изучении объектов с целью обнаружения лиц, предметов, документов, тайников и прочее, а также выявления обстоятельств, имеющих отношение к преступной деятельности.

Существуют три вида обследования: гласное, негласное и зашифрованное.

Для принятия решения о проведении гласного обследования сотрудник подразделения органа внутренних дел, правомочный осуществлять оперативно-розыскную деятельность, располагающий сведениями о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства Российской Федерации, в случае, если не имеется достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, представляет руководителю проект распоряжения и мотивированный рапорт.

Гласное обследование проводится с привлечением двух незаинтересованных лиц (представителей общественности) для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия.

Незаинтересованные лица, участвующие в изъятии, привлекаются только с их согласия, должны быть дееспособными гражданами, достигшими возраста восемнадцати лет, не заинтересованными в результатах изъятия, не состоящими с лицами, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненными и не подконтрольными указанным лицам, а также не являющиеся работниками органов исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.