Файл: ОПЕРАВТИНО-РОЗЫСКНЫЯ МЕРОПРИЯТИЯ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Негласное обследование проводится сотрудником оперативного подразделения с привлечением при необходимости в установленном порядке оперативно-технических подразделений органов внутренних дел. Изъятие или замена обнаруженных во время негласного осмотра объектов производится в исключительных случаях и только с разрешения руководителя, утвердившего постановление о проведении этого мероприятия. При этом необходимо принимать меры конспирации, исключающие возможность расшифровки участия данных подразделений и лиц в проведении оперативного осмотра.

При зашифрованном обследовании оперативный сотрудник, как правило, скрывает либо истинные цели осмотра, либо свою принадлежность к органам внутренних дел. Способы зашифровки могут быть самыми разнообразными (от представителя предприятия, учреждения, организации до члена благотворительной организации, от имени которых выступают сотрудники оперативного подразделения). В ходе этого вида оперативного обследования используются возможности скрытоносимых технических средств, позволяющих фиксировать обстановку.

Целью зашифрованного осмотра может быть проверка сообщения о проживании в помещении разыскиваемых лиц, о наличии похищенных предметов и т.п[11].

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений – это оперативно-розыскное мероприятие, состоящее в негласной форме просмотра для адресата письменной и иной зафиксированной на материальном носителе корреспонденции с целью обнаружения сведений о преступной деятельности проверяемого лица, выявления его связей и получения иной информации.

Поскольку это мероприятие вторгается в сферу охраняемых конституционных прав граждан на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, его проведение возможно только на основании судебного решения, выносимого на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа внутренних дел, осуществляющего ОРД[12].

Контролю может подвергаться почтовая корреспонденция, предназначенная конкретному лицу, так и исходящая от него. В необходимых случаях негласному просмотру подвергается также корреспонденция, поступающая в конкретный адрес или исходящая из него.

Контроль почтовых отправлений может носить разовый характер и длящийся, устанавливаемый на срок до 6 месяцев.

Разрешение на разовый контроль оформляется при получении сотрудником информации об отправлении по почте послания, требующего безотлагательного изучения и исследования.


Контроль почтовых телеграфных и иных сообщений в интересах органов, осуществляющих ОРД, возлагается на органы Федеральной службы безопасности.

Результаты всех видов контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений оформляются справками. При необходимости к ним прилагаются отснятые копии, ксерокопии, фотографии, образцы для исследования (если контролю подвергалось содержание посылки). При этом образцы могут быть направлены на исследование в криминалистические лаборатории.

В ходе данного оперативно-розыскного мероприятия оперативный сотрудник обязан сохранить в тайне сведения почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

Свои тактические особенности имеет контроль почтовых отправлений, досмотр посылок, бандеролей и их передача в условиях учреждений ФСИН РФ. Порядок их осуществления регламентируется УИК РФ.

Прослушивание телефонных переговоров (ПТП) осуществляется только на основании решения суда и представляет собой негласное получение информации, передаваемой лицами, подозреваемыми в совершении преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях, по линиям телефонной связи и фиксации с помощью технических средств акустической информации, передаваемой по линиям телефонной связи, или односторонних сообщений, с целью обнаружения сведений о преступной деятельности изучаемого лица, выявления его связей и получения иной информации[13].

Как правило, прослушивание телефонных переговоров проводится с помощью специальной аппаратуры оперативно-техническими подразделениями ФСБ России, МВД России или ФСКН России. Срок прослушивания не должен превышать 6 месяцев. При необходимости продления срока судья на основании вновь представленных материалов выносит дополнительное решение.

Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрен исключительный порядок осуществления прослушивания телефонных переговоров, в соответствии с которым возможно получить судебное решение в течение 48 часов с момента начала проведения мероприятия[14].

Тем более, проведение этого мероприятия допускается и без судебного решения, если имеется заявление или письменное согласие лица при возникновении угрозы его жизни, здоровью или собственности. В данной ситуации необходимо вынести мотивированное постановление, которое утверждается соответствующим руководителем ФСБ, МВД или ФСКН, и о принятых действиях в течение 48 часов уведомить судью.


Прослушивание телефонных переговоров возможно не только при использовании подозреваемыми проводных линий связи, но и радиотелефонных каналов, в том числе каналов сотовой, космической связи. Прослушиваться могут переговоры как двух абонентов, так и передача сообщений на автоответчик.

Можно выделить следующие ситуации, при которых появляется необходимость телефонного прослушивания, когда: предполагается разговор между соучастниками – членами преступной группы; подозреваемый звонит своей жертве перед преступлением или после его совершения; разыскиваемое лицо выходит на связь со своими родственниками, знакомыми, соучастниками[15].

Ход данного мероприятия, как правило, фиксируется в сводке оперативно-технического подразделения, а также на носителях аудиозаписи, которые в определенных случаях (например, при фиксации факта вымогательства, угроз и т.п.) на основании постановления руководителя ОВД могут быть переданы в экспертно-криминалистическое подразделение для производства либо предварительного исследования, либо судебной экспертизы. В последнем случае результаты прослушивания могут быть признаны доказательством по уголовному делу, так как по своему содержанию данные ОРМ аналогичны следственному действию, предусмотренному ст. 186 УПК РФ – контролю и записи переговоров, поэтому по возбужденным уголовным делам целесообразно использовать уголовно-процессуальную форму.

Следует сказать, что в качестве доказательств могут быть использованы лишь те сведения, которые получены в ходе прослушивания телефонных переговоров, оформленных в установленном порядке[16].

Снятие информации с технических каналов связи – это негласное оперативно-техническое мероприятие, проводимое на основании судебного решения, целью которого является получение, преобразование и фиксация с помощью технических средств различных видов сигналов, передаваемых подозреваемыми лицами по любым техническим каналам связи[17].

Снятие информации с технических каналов связи проводится сотрудниками подразделений специальных технических мероприятий.

Результаты снятия информации с технических каналов связи оформляются при проведении лично сотрудником оперативного подразделения – справкой или рапортом; при участии других лиц, в том числе специалиста – актом.

При снятии информации с компьютерных сетей необходимо соблюдать предельную осторожность и допускать к производству этих действий специалиста высокого класса, поскольку программы, содержащие интересующую правоохранительные органы информацию, нередко настроены на самоуничтожение в случае несанкционированного доступа. Как правило, оперативный сотрудник не может самостоятельно преодолеть действующую систему защиты. Полученные носители информации могут быть впоследствии представлены следователю (дознавателю) для использования в процессе доказывания по уголовным делам[18].


2.2. Оперативно-розыскные мероприятия, не ограничивающие конституционные интересы граждан Российской Федерации

В ныне действующем ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» к этой группе ОРМ можно отнести следующие виды оперативно-розыскных мероприятий: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

Опрос – это оперативно-розыскное мероприятие, которое заключается в сборе фактической информации, имеющей значение для решения конкретной задачи ОРД, со слов опрашиваемого лица, которое реально или вероятно обладает ею.

Опрос оперативный сотрудник может проводить официально, в условиях, когда опрашиваемому лицу известно, кем и по какому поводу проводится опрос, и неофициально – при соблюдении режима секретности.

Данное мероприятие носит поисковый, разведывательный характер и направлено на обнаружение скрытой или скрываемой информации, имеющей значение для решения задач, поставленных перед оперативным сотрудником[19].

Наведение справок – это оперативно-розыскное мероприятие, которое заключается в получении информации, имеющей значение для решения конкретных задач ОРД, путем направления запросов в государственные органы, органы местного самоуправления, их подразделения, организации или физическому лицу, которое располагает или может располагать таковой, а равно ее получение путем непосредственного ознакомления с соответствующими материальными носителями, в том числе из оперативных, криминалистических и иных учетов, информационно-поисковых систем и других источников.

Наведение справок предполагает сбор сведений о самых разных аспектах жизни проверяемых лиц, в том числе о биографических данных, его связях, сведения об образовании, умениях и навыках, о роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах совершения в прошлом административных правонарушений и уголовных преступлений и т.п.

Для наведения справок используется информационно-поисковые системы МВД РФ, а также любых других государственных учреждений и организаций. В необходимых случаях запросы о наведении справок в других министерствах и ведомствах должны оформляться руководителями органов внутренних дел.


Полученная информация при условии соблюдения требований ч. 6 ст. 5, ст. 12 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», а также ст. 74-84, 86-89 УПК РФ может приобщаться к материалам уголовного дела. Одно из требований допуска полученной информации в качестве источника доказательств – это возможность проверки и перепроверки документа в ходе следственных действий или посредством судебной экспертизы.

Наведение справок производится как лично оперативным сотрудником, так и по его поручению другим лицом. Основное отличие наведения справок как оперативно-розыскного мероприятия от следственного действия, направленного на сбор информации, состоит в том, что истинные цели оперативно-розыскного мероприятия могут легендироваться.

Результаты изучения документов оформляются либо рапортом (как правило, для внутриведомственного документооборота), либо справкой. В последнем случае справка вместе с подлинниками документов, поступившими из информационно-поисковых систем (требование из ИЦ о судимости, справка ОВД об административных правонарушениях и т.п.), могут приобщаться к материалам уголовного дела.

Сбор образцов для сравнительного исследования – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в обнаружении, физическом изъятии и консервации материальных носителей информации, которые сохранили следы преступления либо следы лица, совершившего преступление, а также предметов, служивших объектами преступных посягательств или могущих служить средством обнаружения общественно опасного деяния и причастных к нему лиц, с целью их сравнения с материалами и тождественными предметами у изучаемых лиц для решения конкретной задачи ОРД, если не имеется достаточных поводов и оснований для возбуждения уголовного дела.

Данное мероприятие предусмотрено п. 3 ст. 6 и ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и строго регламентировано. Сбор образцов для сравнительного исследования нередко применяется как в следственной практике, так и в оперативно- розыскной деятельности[20].

Технология сбора образцов для сравнительного исследования в зависимости от решаемых задач может быть основана на гласных или негласных методах. Гласный сбор образцов проводится при условии двух факторов: добровольного согласия лица, располагающего необходимыми образцами; возможностью легального отбора образцов.

Потому как законом не ограничен перечень собираемых образцов, к ним могут быть отнесены любые объекты, в том числе микроследы, микрочастицы, выделения человека, почерк, отпечатки различных частей тела (известны случаи, когда вор-домушник был идентифицирован по отображению ушной раковины, которое осталось на дверном полотне), другие объекты и предметы, могущие иметь отношение к интересующему оперативного сотрудника событию.