Файл: ОПЕРАВТИНО-РОЗЫСКНЫЯ МЕРОПРИЯТИЯ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности необходимо знать, кем она проводится, в каких случаях, как она проводится и т.д.

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД), как следует из ее законодательного определения, осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Так как оперативно-розыскные мероприятия составляют первооснову ОРД, ее содержание, то теоретическое исследование ее проблем должно начинаться в первую очередь с изучения оперативно-розыскных мероприятий.

Оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) – это составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач. По своей сути ОРМ направлены на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц.

Оперативно-розыскные мероприятия носят четко выраженный разведывательно-поисковый характер и осуществляются как гласно, так и негласно, а также могут носить смешанный, гласно-негласный характер.

Необходимо иметь в виду, что в оперативно-розыскной деятельности практикуется, как правило, проведение комплекса мероприятий, позволяющих изучить интересующий вопрос всесторонне. Так, наблюдение зачастую осуществляется совместно с прослушиванием телефонных переговоров, контрольная поставка – совместно со сбором образцов для сравнительного исследования и т.п. Оперативно-розыскные мероприятия включают в себя комплекс оперативно-розыскных действий и зачастую имеют значительную временную протяженность, от нескольких часов до нескольких месяцев и лет. Рассматриваемые в курсовой работе мероприятия включают в себя элементарные операции, действия, виды которых весьма разнообразны, как многообразны и явления, процессы, информацию о которых необходимо иметь для раскрытия преступления или выполнения их задач оперативно-розыскной деятельности.

Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Предмет работы – нормативно-правовое регулирование оперативно-розыскных мероприятий по российскому законодательству.


В данной работе дается подробная характеристика оперативно-розыскных мероприятий, рассматривается структура каждого вида ОРМ, а также раскрывается и анализируется значение оперативно-розыскных мероприятий для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности.

Цель данной работы – исследование понятия оперативно-розыскных мероприятий, классификации и видов оперативно-розыскных мероприятий. 

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

– рассмотреть различные подходы к понятию оперативно-розыскные мероприятия;

– обозначить основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий;

– показать и рассмотреть структуру каждого вида оперативно-розыскного мероприятия.

Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ПОНЯТИЕ ОПЕРАВТИНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

    1. 1 Понятие оперативно-розыскных мероприятий

В последние годы вопросы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в целом и оперативно-розыскных мероприятий в частности нашли отражение в научной литературе таких ученых, как В.М. Атмажитов, В.Г. Бобров, В.И. Брылев, О.А. Вагин, Н.П. Водько, А.Ф. Возный, К.К. Горяинов, Д.В. Гребельский, И.М. Гуткин, Е.С. Дубоносов, Л.Н. Калинкович, Ю.В. Кваша, А.Г. Лекарь, В.А. Лукашов, А.С. Подшибякин, Д.В. Ривман, В.В. Сергеев, Г.К. Синилов, К.В. Сурков, О.В. Фирсов, А.Е. Чечетин, В.К. Шульц, А.Ю. Шумилов, М.А. Шматов, и других юристов.

Как известно, ранее оперативно-розыскные мероприятия осуществлялись на основе ведомственных подзаконных нормативных актов, которые носили (закрытый) секретный характер. Отдельные общие положения применения оперативно-розыскных мер определялись Уголовно-процессуальным кодексом и Законом «О милиции». Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» 1992 года. А затем Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 года позволил гражданам впервые узнать названия оперативно-розыскных мероприятий, перечисленных в указанных законах, в том числе ограничивающих и права.

В преамбуле к ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» отмечено, что настоящий закон закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Статья 1 указанного закона определяет, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых (а всего их 14) дан в статье 6, где также отмечено, что данный перечень может быть изменен или дополнен только федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».


Однако законодатель не дал в законе дефиниции оперативно-розыскного мероприятия и не раскрыл их содержание, что является его недостатком и в результате привело к длительной дискуссии в юридической литературе по вопросу определения его понятия, хотя, как отмечают ученые, оно выработано оперативно-розыскной теорией.

Так, О.В. Фирсов дает следующее определение: «Оперативно-розыскное мероприятие – это конкретная форма осуществления оперативно-розыскной деятельности уполномоченными на то лицами на основании и в порядке, предусмотренными законами и подзаконными нормативными актами»[1].

К.К. Горяинов, Ю.Ф. Кваша, К.В. Сурков под оперативно-розыскным мероприятием предполагает понимать комплекс оптимальных по времени, скоординированных действий, объединенных целью поиска улик (предметов, обстоятельств и т.п.), свидетельствующих о факте совершения преступления, указывающих на виновных в содеянном и позволяющих разоблачить.

Далее, К.К. Горяинов и другие авторы пишут, что ОРМ – это «закрепленные в ФЗ об ОРД действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач ОРД»[2].

В.Г. Бобров определяет оперативно-розыскное мероприятие как «организованную в соответствии с требованиями нормативных правовых актов систему взаимосвязанных действий, направленных на получение и использование оперативно-розыскной и иной информации, предметов и документов как источников таких данных, значимых для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия противоправных деяний. Розыска преступников и лиц, пропавших без вести, а также для решения других оперативно-тактических задач по борьбе с преступностью»

С точки зрения А.Е. Чечетина, «ОРМ – это закрепленные в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и проводимые уполномоченными на то субъектами в соответствии с требованиями нормативных правовых актов действия, основанные на применении преимущественно негласных средств и методов в сочетании с гласными средствами и методами, направленные на непосредственное выявление и использование фактических данных, необходимых для решения задач ОРД».

А.Н. Халиков под оперативно-розыскным мероприятием понимает: «установленные ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» действия, проводимые субъектами оперативно-розыскной деятельности в соответствии с требованиями нормативных актов путем сочетания гласных и негласных средств и методов с целью получения фактических сведений и их фиксации, необходимых для решения задач ОРД».


А.Ю. Шумилов определяет оперативно-розыскное мероприятие «как предусмотренный ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» сыскной поступок субъекта, непосредственно осуществляющего ОРД (оперативник, агент и др.), сутью которого является получение необходимой для достижения целей и решения задач ОРД информации»[3].

Представляется, что анализ указанных точек зрения позволяет предложить следующее определение оперативно-розыскного мероприятия – это система действий, осуществляемая в основном негласно специальными субъектами оперативно-розыскной деятельности в соответствии с законодательными и подзаконными актами и направленная на выявление, раскрытие и расследование преступлений.

Кроме того, законодателю следует в статье 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» дать не только определение оперативно-розыскного мероприятия, но и раскрыть содержание каждого ОРМ, что позволит понять существо и порядок их проведения. По мнению О.В. Фирсова, это «облегчит легализацию полученных в результате их проведения оперативно-розыскных данных для их использования в процессе доказывания по уголовному делу»[4]. На наш взгляд С.И. Захарцев справедливо считает, что законодательная расшифровка ОРМ «не перейдет границу государственной тайны, вместе с тем поможет оперативникам, следователям, судьям, прокурорам и всем иным лицам понимать и соответственно, применять закон».

Правовая основа оперативно-розыскных мероприятий отражена в ст. 4 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и, как и оперативно-розыскная деятельность, имеет следующие уровни:

  1. Конституционный уровень – при котором нормы Конституции РФ регламентируют условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права граждан (ст. 23, 25). К конституционному уровню можно отнести и решения Конституционного Суда РФ, посвященные рассмотрению норм ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
  2. Законодательный уровень включает все институты и нормы, определяющие основные задачи, направления и формы борьбы с преступностью. В эту систему входят ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», законы, регулирующие работу всех субъектов оперативно-розыскной деятельности, а также иные законы, регулирующие оперативно-розыскные правоотношения.
  3. Международно-правовой уровень – это общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, в которых провозглашаются основные права и свободы граждан, полномочия правоохранительных органов государства в борьбе с преступностью, строятся взаимоотношения с Интерполом, Европолом, государствами СНГ и т.д. Важную роль играют постановления Европейского суда по правам человека.
  4. Подзаконный уровень составляют Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, межведомственные и ведомственные приказы руководителей правоохранительных органов и др., касающиеся организации и тактики проведения ОРМ[5].

В юридической литературе отмечается несколько точек зрения в отношении совершенствования оперативно-розыскного законодательства, в частности, касающихся осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

Так. Н.П. Яблоков видит особый интерес в разработке в теории ОРД таких вопросов, как «сочетание гласных и негласных методов в этой деятельности».

В.М. Атмажитов и В.Г. Бобров предложил в проект нового ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» внести существенные изменения в нормы, регулирующие оперативно-розыскные мероприятия, основания и условия их проведения.

Следует отметить, что кроме оперативно-розыскных мероприятий, перечисленных в ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативные аппараты осуществляют и такие действия, как, например, засада, облава и другие. Согласно ФЗ РФ «О полиции» проводятся такие мероприятия, как, например, вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (статья 15); оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов (статья 16); изъятие предметов, материалов и т.п.

Возникает ситуация, когда в ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрен исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий, а на практике осуществляются и другие оперативно-розыскные мероприятий. В связи с этим В.Г. Бобров предлагает расширить в указанной статье перечень ОРМ и осуществлять иные ОРМ. В частности, В.М. Атмажитов, В.Г. Бобров предлагают включить в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» такие ОРМ, как личный сыск, использование экстраординарных психофизиологических возможностей человека, составление оперативного психологического портрета, оперативные переговоры, облава, засада, оперативный захват и др. Представляется, что было бы целесообразным включить в перечень ОРМ, также те мероприятия, которые прописаны в ФЗ РФ «О полиции»[6].

Важно отметить, что система действий по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий направлена на специфические объекты. К ним могут быть отнесены: юридические и физические лица; факты и обстоятельства; места, представляющие оперативный интерес (конкретные адреса, помещения, здания, сооружения, участники местности, транспортные средства); объекты – носители доказательственной информации (предметы, документы, биологические и иные объекты, орудия преступления, следы и др.)[7].