Файл: ОПЕРАВТИНО-РОЗЫСКНЫЯ МЕРОПРИЯТИЯ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В случае необходимости сохранения факта сбора образцов, в тайне от окружающих, в том числе и от проверяемых лиц, используют негласные, либо зашифрованные формы их получения. При этом могут зашифровываться как цель всего мероприятия, так и принадлежность лица, его осуществляющего, либо поручается лицам, оказывающим конфиденциальное содействие.

В процессе получения образцов для сравнительного исследования запрещается совершать действия, создающие угрозу здоровью граждан, унижающие их честь и достоинство, затрудняющие нормальное функционирование предприятий, организаций и учреждений, а также нарушающие жизнедеятельность отдельных лиц. Результаты сбора образцов для сравнительного исследования оформляются протоколом сбора образцов для сравнительного исследования (при гласном сборе), либо рапортом или справкой, составляемыми исполнителем мероприятия (при негласном сборе), к которым прилагаются в упакованном виде результаты проведенных специальных исследований.

Проверочная закупка также имеет свои тактические особенности. Сущность данного оперативно-розыскного мероприятия состоит в совершении мнимой сделки купли-продажи с лицом, подозреваемым, как правило, в обвешивании, обмеривании, обсчете покупателей, завышении цен, продаже низкосортных товаров по цене высокосортных (так называемая пересортица), а также в реализации запрещенных или ограниченных в гражданском обороте предметов, товаров (наркотики, сильнодействующие лекарственные препараты, оружие и т.п.). В последнем случае проверочная закупка производится только на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

К проверочной закупке могут привлекаться и другие лица, действующие на основании поручения оперативного сотрудника.

Одна из особенностей этого мероприятия состоит в зашифрованности его проведения. Иными словами, факт купли-продажи происходит под видом обычной процедуры с последующим объяснением продавцу о фактической цели закупки, контрольным взвешиванием приобретенного товара и составлением акта о происшедшем.

Для того, чтобы результаты проверочной закупки в дальнейшем могли получить доказательственное значение, целесообразно при ее проведении присутствие двух незаинтересованных граждан (представителей общественности). Которые в случае необходимости в качестве свидетелей могут подтвердить факт закупки конкретного товара в определенном месте и у данного лица.


Существует также негласная форма проверочной закупки, о которой продавцу не сообщается, контрольное взвешивание производиться без его участия и по результатам этого мероприятия составляется справка.

Факт проверочной закупки целесообразно зафиксировать с помощью технических средств: видео- и аудиозаписи, фотосъемки, а также иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде[21]. Создаваемые при этом новые источники фиксации информации, нередко способствуют эффективному доказыванию противоправной деятельности виновного или, наоборот, убеждают в ошибочности имевшего место мнения об участии проверяемого лица в преступной деятельности.

Результаты проверочной закупки оформляются актом.

Контролируемая поставка – это оперативно-розыскное мероприятие, состоящее в осуществлении контроля за перевозкой, пересылкой или иным перемещением предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также материальных объектов, находящихся в свободном обороте, но добытых преступным путем или сохранивших на себе следы преступления, орудий и средств совершения преступления, в целях получения оперативной значимой информации и решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности.

Основанием контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободна реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, является соответствующее постановление оперативного работника, утвержденное руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность[22].

Согласно ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, установления других обстоятельств, имеют право на проведение контролируемой поставки[23]. При этом под контролируемой поставкой понимается оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается перемещение в пределах Российской Федерации, ввоз (вывоз) или транзит через территорию Российской Федерации наркотических средств, психотропных прекурсоров, а также инструментов или оборудования.


Организация и тактика контролируемой поставки регламентируются нормативными актами ведомств, наделенных полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

Организация проведения контролируемой поставки часто предполагает осуществление и иных оперативно-розыскных мероприятий. Чаще всего контролируемую поставку сопровождают такие оперативно-розыскные мероприятия, как опрос, наведение справок, наблюдение, прослушивание телефонных переговоров и т.д.

Ход и результаты контролируемой поставки в зависимости от ее особенностей и участников оформляются рапортом оперативного работника, справкой или актом. В качестве дополнительных способов фиксации контролируемой поставки используются, как правило, видеозапись и фотосъемку.

Полученные в процесс контролируемой поставки носители информации могут использоваться в доказывании по уголовному делу после их оформления в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона[24].

Исследование предметов и документов – оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в изучении предметов и документов лицом, обладающим специальными познаниями, с целью проверки, не являются ли исследуемые предметы и документы средствами или орудиями преступления, а также с целью выявления их особенностей и признаков для решения задач ОРД.

Являясь аналогом судебной экспертизы, исследование предметов и документов проводится в случаях, когда требуются специальные познания, которыми оперативный сотрудник не обладает.

Документом является зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющая его идентифицировать. Документ может быть исполнен как на бумаге, так и в электронном виде (например, при представлении в налоговую инспекцию бухгалтерской отчетности в электронном виде).

Изучение документов включает в себя: изучение физических свойств документа (визуальный осмотр, исследование его физических свойств – качество, состав, плотность бумаги, наличие или отсутствие подчисток, приписок, исправлений); изучение содержания документа – самого документа (например, правомочность вынесения его должностным лицом, соответствие его законодательству) и в совокупности с другими документами (в случае, если сам документ правомерен, но его содержание расходится или противоречит другим документам).

Результаты мероприятия оформляются соответствующим рапортом оперативного работника, к которому прилагаются (при наличии) заключения специалистов или иных лиц, проводивших исследование.


Наблюдение – оперативно-розыскное мероприятие, состоящее в конспиративном (негласном) слежении субъектом оперативно-розыскной деятельности за действиями проверяемых лиц в период их передвижения и нахождения в определенных местах в целях получения оперативно значимой информации и решения частных задач оперативной проверки (разработки).

Конспиративное наблюдение представляет собой эффективный способ получения оперативным аппаратом информации, обеспечивающей решение наиболее важных задач оперативно-розыскной деятельности. В процессе наблюдения субъект оперативно-розыскной деятельности, как правило, непосредственно воспринимает обстоятельства, имеющие значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Такое восприятие сопровождается фиксацией наблюдаемых событий, явлений или действий посредством использования соответствующей аудио-, фото- и видеоаппаратуры.

Конспиративное наблюдение может быть как непосредственным, когда субъект оперативно-розыскной деятельности лично воспринимает представляющие оперативный интерес объекты, так и опосредованным, при котором слежение осуществляется с использованием электронных средств (электронное наблюдение) и просмотра соответствующих видеозаписей в целях решение определенных задач оперативно-розыскной деятельности.

Инициатором наблюдения всегда оперативный работник в целях решения конкретных задач оперативной проверки (разработки). Непосредственным исполнителем наблюдения может быть сам оперативный работник, отдельные граждане и должностные лица, а также сотрудники специализированных оперативных подразделений органов дознания по поручению оперативного работника.

В случае проведения наблюдения самим оперативным работником последний, с разрешения руководителя оперативного аппарата, может привлекать к этому других оперативных работников в подразделения. А также отдельных заслуживающих доверия граждан (внештатных сотрудников, представителей общественности и др.).

Наблюдение может вестись на улице, в общественных местах и при следовании в различных видах транспорта. Общий срок наблюдения и его период в пределах суток определяется особенностями оперативной проверки и необходимостью решения ее отдельных задач. Так, в пределах суток наблюдение может осуществляться в рабочее время объекта наблюдения, в вечерние или ночные часы, в период нахождения объекта в определенных местах и т.п.

При подготовке к наблюдению оперативный работник должен решить вопрос о целесообразности использования тех или иных видов оперативно-технических средств, включая средства фиксации действий наблюдаемого.


Ход и результаты наблюдения, в зависимости от его исполнителей, могут оформляться рапортом или справкой оперативного работника или другого сотрудника органа дознания, а также объяснениями отдельных граждан, участвующих в наблюдении, с приложением соответствующих фотографий, аудио- и видеозаписей. Впоследствии отдельные материалы наблюдения могут использоваться в доказывании в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства[25].

Отождествление личности – это оперативно-розыскное мероприятие, состоящее в конспиративном опознании лица, как правило, причастного к совершению преступления либо находящемуся в розыске, путем создания условий, позволяющих опознающему (пострадавшему или очевидцу) по отдельным заранее установленным признакам идентифицировать объект опознания с проверяемым или разыскиваемым лицом в целях решения задач оперативной проверки (разработки).

Отождествление личности представляет собой как визуальное, так и иное (по голосу, функциональным признакам, следам пальцев рук, биологическим объектам) распознание лица, имеющего непосредственное отношение к преступлению, в связи с которым проводятся оперативно-розыскные мероприятия. При этом опознаваемый не должен знать о том, что является объектом опознания. В отдельных случаях отождествление личности может проводиться и в целях установления очевидцев преступления, когда пострадавший или известный очевидец располагает информацией, позволяющий распознать другого очевидца. В последнем случае необходимость в соблюдении конспирации рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия, как правило, отпадает.

Проведению отождествления личности предшествует обстоятельный опрос лица, с участием которого будет проводиться распознавание, о признаках внешности предполагаемого объекта распознавания в соответствии с методикой словесного портрета. В порядке подготовки к отождествлению оперативный работник устанавливает также место и время вероятного появления устанавливаемого лица. Опознающий инструктируется и о своих действиях в случае распознания преступника или очевидца преступления. Оперативный работник должен предусмотреть меры безопасности в отношении опознающего и, при необходимости, организовать задержание преступника. В зависимости от ситуации место и условия опознания могут быть созданы искусственно.

При проведении отождествления личности не допустимо какое-либо психологическое или иное воздействие на опознающего, которое может исказить объективность опознания. Следует учитывать и то, что проведенное отождествление личности, в результате которого будет опознан преступник, исключает его последующее процессуальное опознание «тем же опознающим и по тем же признакам». Хотя буквальное толкование ч. 3 ст.193 УПК не исключает этого. Однако толкование названной правовой нормы должно быть не буквальным, а расширительны, т.к. недопустимость повторности отождествления основывается на психологических особенностях запоминания информации и риске ошибочного отождествления повторно предъявляемого объекта. С учетом этих психологических особенностей в случае последующего процессуального опознания его результаты должны признаваться недопустимы доказательством. Опознание же конкретного лица в подобной ситуации требует проведения комплекса иных процессуальных действий, как правило, допросов участников оперативного отождествления личности.