Файл: Общие особенности кадровой стратегии малых предприятий (Рекомендации по развитию стратегии управления персоналом на малом предприятии ООО «Ковчег-тур»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С какими проблемами столкнулись работники в процессе адаптации показано в табл. 8.

Таблица 8

Проблемы адаптации, % от числа опрошенных[26]

Категория персонала

Основные проблемы

Непонимание руководителей

Непонимание должностных обязанностей

Отсутствие

опыта

Отсутствие помощи со стороны руководителей

Руководители

-

50

50

-

Специалисты

-

30

60

10

Прочие служащие

100

-

-

-

Половина руководителей и 60 % специалистов отметили, что в процессе адаптации им недоставало опыта; 10 % специалистов сослалась на отсутствие помощи руководства в процессе адаптации; непонимание должностных обязанностей, как проблему адаптации, отметили 50 % руководителей и 30 % специалистов; все прочие служащие столкнулись с непониманием руководителей.

4. Оплата труда и стимулирование персонала.

Система оплаты труда на предприятии – повременно-премиальная. Работник получает оклад в зависимости от количества отработанного в течение месяца времени, а также премию. Размер премии составляет 10-20 % от оклада и зависит от выполнения плана по оказанию услуг за месяц. В таблице 9 приведены данные по структуре заработной платы персонала ООО «Ковчег-тур».

Таблица 9

Структура заработной платы персонала ООО «Ковчег-тур» за 2017 г.[27]

Категории персонала

Фонд
заработной

платы
работников,
тыс. руб.

В том числе

Удельный вес. %

постоянная часть, %

переменная часть, %

постоянная часть, %

переменная часть, %

Руководители

1440

1008

432

14,1

16,7

Специалисты

6636

4645

1991

65,0

76,9

Прочие служащие

1654

1489

165

20,9

6,4

итого

9730

7142

2588

100,0

100,0


Среднемесячная заработная плата руководителей составляет 40 тыс. руб. Доход специалиста в месяц равен 34,5 тыс. руб.; прочих служащих – 34 тыс.руб. Основной акцент в системе стимулирования персонала сделан на материальные методы. Предприятие ведет политику гарантирования стабильности системы оплаты труда: обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда. Заработная плата выплачивается в сроки: после 15 числа каждого месяца.

5. Повышение квалификации.

Обучение персонала проводится только внутри организации, внешние формы обучения предприятие не использует.

Таблица 10

Использование на предприятии в 2017 г. методов обучения[28]

Методы обучения

Содержание методов обучения

Численность
персонала,
прошедшего
обучение, чел.

Удельный
вес, %

Направленное приобретение опыта

Систематическое профессиональное обучение на рабочем месте в соответствии с планом

5

31,3

Производственный
инструктаж

Общая информация, адаптация, ознакомление с рабочей обстановкой

3

18,7

Смена рабочего
места (ротация)

Специальные программы для молодых специалистов, результатом которых является понимание многоаспектности деятельности организации

3

18,7

Наставничество

Сотрудничество наставника и обучающегося

5

31,3

Итого

16

100,0

Из данных таблицы видно 10, что система обучения персонала ООО «Ковчег-тур» требует пересмотра. Обучение на рабочих местах, в основном, сведено к общим методам – наставничество, инструктаж, ротация.

6. Управление социально-психологическим климатом.

В ООО «Ковчег-тур» проводится ряд мероприятий для предупреждения конфликтных ситуаций и конфликтов:

  • проведение еженедельных собраний директором, на котором он, в числе прочего, узнает нужды и потребности коллектива. Одним из результатов такого собрания стало приобретение кулера с питьевой водой для сотрудников;
  • ознакомление сотрудников с навыками эффективного общения и формирование корпоративной культуры. В ООО «Ковчег-тур» имеется свод правил и норм поведения, стандартов взаимоотношений между работниками. Свод правил содержит две группы пунктов: рекомендующие (например, рекомендуется проявлять творческую инициативу, быть приверженным организации) и правила запрещающие (в ООО «Ковчег-тур» существует запрет на разглашение коммерческой тайны, данных клиентов, броней).

Арсенал средств, используемых в ООО «Ковчег-тур» для стимулирования конфликта:

  • проблемный вопрос выносится на совещание. Например, недовольство менеджеров графиком работы в летний период. В этом случае скрытый конфликт становится открытым и ясным. По данному вопросу принимается коллективное решение, которое устраивает и сотрудников, и руководство, а именно: давать менеджерам дополнительный выходной;
  • возможность развития конфликта на собрании. Если в результате постановки задачи руководителем возникает какое-то противоречие с подчиненными, важно, чтобы каждый из менеджеров высказался по обсуждаемому вопросу.

Разрешение − это заключительный этап управления конфликтом. В ООО «Ковчег-тур» чаще всего используются психологические методы разрешения конфликта: беседа, просьба, убеждение, разъяснение.

Обобщая результаты проведенного исследования, можно выделить основные моменты, обуславливающие особенности управления персоналом в ООО «Ковчег-тур», исходя из того, что оно относится к категории малых:

1. Структура предприятия включает лишь два уровня управления: высший уровень управления представлен генеральным директором, а низший – старшего менеджера и главного бухгалтера. Такая структура позволяет минимизировать бюрократические процедуры. Но, в то же время на предприятии отсутствует не только отдела кадров, но и менеджер по персоналу.

2. В ООО «Ковчег-тур» отсутствует документально оформленная кадровая политика, что характерно для малых предприятий. Однако, это ограничивает возможности предприятия в реализации долгосрочных кадровых целей.

3. Небольшое число работников делает возможным регулярные контакты директора с подчиненными для совместного обсуждения проблем предприятия. Стиль управления коллективом является демократическим. С одной стороны это положительным образом отражается на социально-психологическом климате в коллективе, но, с другой, снижает эффективность контроля за персоналом.

4. В ООО «Ковчег-тур» преобладает прием нового персонала по личным связям. Финансовые возможности для обращения в кадровые агентства ограничены. Одним из последствий такой ситуации является то, что в ООО «Ковчег-тур» лишь 34,78 % работников имеют профильное образование (образование в сфере туризма). Кроме того, это отражается на текучести кадров, которая, несмотря на значительное снижение в 2017 г., составляет 9 %.

5. На предприятии практически отсутствует система обучения персонала. Во многом это связано с отсутствием достаточных средств для внешнего обучения. Однако, и возможности обучения работников собственными силами используются неэффективно: система наставничества практически не работает.


6. Как и на большинстве малых предприятий, в ООО «Ковчег-тур» оценка персонала проводится лишь при приеме на работу. Однако, она ограничена собеседованием; на предприятии отсутствуют разработанные, подкрепленные соответствующими документами процедуры отбора персонала; не установлены четкие критерии для отбора.

7. Методы мотивации персонала крайне ограничены, что в целом, вполне закономерно: предприятия, являясь малым, не имеет возможностей предоставить своим сотрудникам расширенный социальный пакет или обеспечить им возможности карьерного роста.

8. Малочисленность коллектива благоприятствует тесным контактам сотрудников. Однако, в случае возникновения, конфликт, как правило, охватывает весь коллектив, и является трудно управляемым. Кроме того, ограниченность площадей предприятия делает рабочую атмосферу достаточно напряженной, что провоцирует возникновение конфликтов.

Выводы

ООО «Ковчег-тур» является коммерческой организацией, оказывающей услуги турагента. Предприятие относится к категории малых; численность его персонала составляет 23 чел.

Коллектив предприятия – молодой: удельный вес сотрудников в возрасте от 20 до 30 лет составляет 39,15%, и такой же процент приходится на работников в возрасте 30-40 лет.

Большая часть персонала имеет высшее образование (82,61 % на конец 2017 г.). Однако, профильное образование (образование в сфере туризма) имеют лишь 34,78 % работников на конец 2017 г., причем, это на 3,32 п.п. ниже, чем в 2016 г. Все работники, принятые на предприятие в 2017 г., не имели профильного образования, предприятие сталкивается с определенными проблемами поиска и привлечения высококвалифицированного персонала.

В ООО «Ковчег-тур» должность специалиста по персоналу штатным расписанием не предусмотрена. Все основные функции управления персоналом возложены непосредственно на директора, что характерно для малых предприятий. Реализация функций управления персоналом имеет ряд существенных недостатков:

  • никакие расчетные методы планирования численности персонала и ее оптимизации не используются. Прием дополнительного персонала происходит по факту недостаточности числа работников для оказания услуг. По данным 2017 г. нехватка специалистов составляет 1 чел.;
  • на предприятии отсутствуют разработанные, подкрепленные соответствующими документами процедуры отбора персонала; не установлены четкие критерии для отбора разных категорий работников;
  • адаптация вновь принятого персонала проводится наставниками, однако, функции и обязанности наставника не регламентированы, срок наставничества не определен, а его результаты не оцениваются; помощь в адаптации, главным образом, оказывают коллеги по работе, а не наставники;
  • существующая система заработной платы не отличается разнообразием, настроенностью на конечный результат и требуемое поведение работников компании. Оценочные процедуры при установлении оклада и процента премий не применяются;
  • предприятие использует только внутрифирменное обучение, которое сведено к общим методам – наставничество, инструктаж, ротация;
  • прогнозирование конфликтов, включающее исследования социально-психологического климата в коллективе, уровня сплоченности, стиля управления, лидерства, уровня напряженности на предприятии не проводится.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования управления персоналом в ООО «Ковчег-тур».

Глава 3. Рекомендации по развитию стратегии управления персоналом на малом предприятии ООО «Ковчег-тур»

В целях совершенствования стратегии управления персоналом в ООО «Ковчег-тур» необходима работа по следующим направлениям.

1. Совершенствование процесса адаптации персонала.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о формальности проведения адаптации новых сотрудников в ООО «Ковчег-тур». Поэтому в ООО «Ковчег-тур» необходимо разработать алгоритм адаптации. При этом необходимо исходить из имеющихся возможностей малого предприятия: условий труда, графика рабочего времени, особенностей прежней профессии.

Рекомендуется следующая примерная программа адаптации нового сотрудника в организации.

Основными участниками процедуры адаптации являются: непосредственный руководитель и наставник. Вся процедура адаптации делится на четыре этапа, каждый из которых предполагает выполнение определенных заданий, которые, в свою очередь, закреплены за тем или иным участником процедуры.

Таблица 11

Разработанная процедура адаптации работников[29]

Обязанности

Непосредственного руководителя

Наставника

1

2

1 этап – подготовительный (за три дня до выхода нового работника на работу)

позвонить сотруднику накануне его официального выхода на работу

проинформировать сотрудников о приходе нового работника заранее

убедиться, что должностная инструкция подготовлена и соответствует действительности

Продолжение таблицы 11

1

2

подготовить все документы, которые будут выданы сотруднику в первый день работы

обеспечить и проверить, подготовлено ли рабочее место

определить наставника

2 – начальный период (первый день работы)

встретить нового сотрудника; провести на рабочее место; вручить «пакет новичка» — корпоративную атрибутику

ознакомить с правилами внутреннего трудового распорядка

надлежащим образом провести кадровое оформление нового работника

ознакомить с процедурой коммуникаций и связей по должности (в рамках отдела, с другими отделами)

ознакомить с организационной структурой

ознакомить с поведением в случае непредвиденных ситуаций

обсудить стиль управления, традиции, принятые в организации

обсудить первый рабочий день.

представить работника подчиненным, коллегам, познакомить с наставником

познакомить с должностными обязанностями и заполнить бланк задач на испытательный срок

объяснить используемую на предприятии систему поощрений и правила применения штрафных санкций

объяснить правила компенсации возможных затрат, а также порядок и выдачу зарплаты, оплату листов нетрудоспособности и отпусков

обсудить первый рабочий день

3 – Введение в должность (2 недели)

решение проблем, возникающих в процессе адаптации

ознакомить с подробной историей компании, ее миссией, стратегией и целями, политикой в области работы с партнерами и клиентами

ознакомить первичными документами

объяснить, как действует административно-хозяйственная система организации, существующие процедуры; познакомить с теми сотрудниками, с которыми будет взаимодействовать новый работник

ознакомить со специальными процедурами и системой отчетности.

4 – Завершение периода введения в должность (2 недели)

провести обсуждение и сделать акцент на ожидаемой от сотрудника обратной связи

сообщить работнику об окончании испытательного срока и назначить дату обсуждения результатов его работы в этот период.