Файл: Общие особенности кадровой стратегии малых предприятий (Рекомендации по развитию стратегии управления персоналом на малом предприятии ООО «Ковчег-тур»).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты стратегии управления персоналом в малом предпринимательстве
1.1. Особенности стратегии управления персоналом на малом предприятии
1.2. Проблемы управления персоналом на малом предприятии и кадровые риски
Глава 2. Практика управления персоналом на малом предприятии ООО «Ковчег-тур»
2.1. Краткая характеристика предприятия и анализ качества его человеческого капитала
2.2. Оценка эффективности системы управления персоналом на предприятии
С какими проблемами столкнулись работники в процессе адаптации показано в табл. 8.
Таблица 8
Проблемы адаптации, % от числа опрошенных[26]
Категория персонала |
Основные проблемы |
|||
Непонимание руководителей |
Непонимание должностных обязанностей |
Отсутствие опыта |
Отсутствие помощи со стороны руководителей |
|
Руководители |
- |
50 |
50 |
- |
Специалисты |
- |
30 |
60 |
10 |
Прочие служащие |
100 |
- |
- |
- |
Половина руководителей и 60 % специалистов отметили, что в процессе адаптации им недоставало опыта; 10 % специалистов сослалась на отсутствие помощи руководства в процессе адаптации; непонимание должностных обязанностей, как проблему адаптации, отметили 50 % руководителей и 30 % специалистов; все прочие служащие столкнулись с непониманием руководителей.
4. Оплата труда и стимулирование персонала.
Система оплаты труда на предприятии – повременно-премиальная. Работник получает оклад в зависимости от количества отработанного в течение месяца времени, а также премию. Размер премии составляет 10-20 % от оклада и зависит от выполнения плана по оказанию услуг за месяц. В таблице 9 приведены данные по структуре заработной платы персонала ООО «Ковчег-тур».
Таблица 9
Структура заработной платы персонала ООО «Ковчег-тур» за 2017 г.[27]
Категории персонала |
Фонд платы |
В том числе |
Удельный вес. % |
||
постоянная часть, % |
переменная часть, % |
постоянная часть, % |
переменная часть, % |
||
Руководители |
1440 |
1008 |
432 |
14,1 |
16,7 |
Специалисты |
6636 |
4645 |
1991 |
65,0 |
76,9 |
Прочие служащие |
1654 |
1489 |
165 |
20,9 |
6,4 |
итого |
9730 |
7142 |
2588 |
100,0 |
100,0 |
Среднемесячная заработная плата руководителей составляет 40 тыс. руб. Доход специалиста в месяц равен 34,5 тыс. руб.; прочих служащих – 34 тыс.руб. Основной акцент в системе стимулирования персонала сделан на материальные методы. Предприятие ведет политику гарантирования стабильности системы оплаты труда: обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда. Заработная плата выплачивается в сроки: после 15 числа каждого месяца.
5. Повышение квалификации.
Обучение персонала проводится только внутри организации, внешние формы обучения предприятие не использует.
Таблица 10
Использование на предприятии в 2017 г. методов обучения[28]
Методы обучения |
Содержание методов обучения |
Численность |
Удельный |
Направленное приобретение опыта |
Систематическое профессиональное обучение на рабочем месте в соответствии с планом |
5 |
31,3 |
Производственный |
Общая информация, адаптация, ознакомление с рабочей обстановкой |
3 |
18,7 |
Смена рабочего |
Специальные программы для молодых специалистов, результатом которых является понимание многоаспектности деятельности организации |
3 |
18,7 |
Наставничество |
Сотрудничество наставника и обучающегося |
5 |
31,3 |
Итого |
16 |
100,0 |
Из данных таблицы видно 10, что система обучения персонала ООО «Ковчег-тур» требует пересмотра. Обучение на рабочих местах, в основном, сведено к общим методам – наставничество, инструктаж, ротация.
6. Управление социально-психологическим климатом.
В ООО «Ковчег-тур» проводится ряд мероприятий для предупреждения конфликтных ситуаций и конфликтов:
- проведение еженедельных собраний директором, на котором он, в числе прочего, узнает нужды и потребности коллектива. Одним из результатов такого собрания стало приобретение кулера с питьевой водой для сотрудников;
- ознакомление сотрудников с навыками эффективного общения и формирование корпоративной культуры. В ООО «Ковчег-тур» имеется свод правил и норм поведения, стандартов взаимоотношений между работниками. Свод правил содержит две группы пунктов: рекомендующие (например, рекомендуется проявлять творческую инициативу, быть приверженным организации) и правила запрещающие (в ООО «Ковчег-тур» существует запрет на разглашение коммерческой тайны, данных клиентов, броней).
Арсенал средств, используемых в ООО «Ковчег-тур» для стимулирования конфликта:
- проблемный вопрос выносится на совещание. Например, недовольство менеджеров графиком работы в летний период. В этом случае скрытый конфликт становится открытым и ясным. По данному вопросу принимается коллективное решение, которое устраивает и сотрудников, и руководство, а именно: давать менеджерам дополнительный выходной;
- возможность развития конфликта на собрании. Если в результате постановки задачи руководителем возникает какое-то противоречие с подчиненными, важно, чтобы каждый из менеджеров высказался по обсуждаемому вопросу.
Разрешение − это заключительный этап управления конфликтом. В ООО «Ковчег-тур» чаще всего используются психологические методы разрешения конфликта: беседа, просьба, убеждение, разъяснение.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно выделить основные моменты, обуславливающие особенности управления персоналом в ООО «Ковчег-тур», исходя из того, что оно относится к категории малых:
1. Структура предприятия включает лишь два уровня управления: высший уровень управления представлен генеральным директором, а низший – старшего менеджера и главного бухгалтера. Такая структура позволяет минимизировать бюрократические процедуры. Но, в то же время на предприятии отсутствует не только отдела кадров, но и менеджер по персоналу.
2. В ООО «Ковчег-тур» отсутствует документально оформленная кадровая политика, что характерно для малых предприятий. Однако, это ограничивает возможности предприятия в реализации долгосрочных кадровых целей.
3. Небольшое число работников делает возможным регулярные контакты директора с подчиненными для совместного обсуждения проблем предприятия. Стиль управления коллективом является демократическим. С одной стороны это положительным образом отражается на социально-психологическом климате в коллективе, но, с другой, снижает эффективность контроля за персоналом.
4. В ООО «Ковчег-тур» преобладает прием нового персонала по личным связям. Финансовые возможности для обращения в кадровые агентства ограничены. Одним из последствий такой ситуации является то, что в ООО «Ковчег-тур» лишь 34,78 % работников имеют профильное образование (образование в сфере туризма). Кроме того, это отражается на текучести кадров, которая, несмотря на значительное снижение в 2017 г., составляет 9 %.
5. На предприятии практически отсутствует система обучения персонала. Во многом это связано с отсутствием достаточных средств для внешнего обучения. Однако, и возможности обучения работников собственными силами используются неэффективно: система наставничества практически не работает.
6. Как и на большинстве малых предприятий, в ООО «Ковчег-тур» оценка персонала проводится лишь при приеме на работу. Однако, она ограничена собеседованием; на предприятии отсутствуют разработанные, подкрепленные соответствующими документами процедуры отбора персонала; не установлены четкие критерии для отбора.
7. Методы мотивации персонала крайне ограничены, что в целом, вполне закономерно: предприятия, являясь малым, не имеет возможностей предоставить своим сотрудникам расширенный социальный пакет или обеспечить им возможности карьерного роста.
8. Малочисленность коллектива благоприятствует тесным контактам сотрудников. Однако, в случае возникновения, конфликт, как правило, охватывает весь коллектив, и является трудно управляемым. Кроме того, ограниченность площадей предприятия делает рабочую атмосферу достаточно напряженной, что провоцирует возникновение конфликтов.
Выводы
ООО «Ковчег-тур» является коммерческой организацией, оказывающей услуги турагента. Предприятие относится к категории малых; численность его персонала составляет 23 чел.
Коллектив предприятия – молодой: удельный вес сотрудников в возрасте от 20 до 30 лет составляет 39,15%, и такой же процент приходится на работников в возрасте 30-40 лет.
Большая часть персонала имеет высшее образование (82,61 % на конец 2017 г.). Однако, профильное образование (образование в сфере туризма) имеют лишь 34,78 % работников на конец 2017 г., причем, это на 3,32 п.п. ниже, чем в 2016 г. Все работники, принятые на предприятие в 2017 г., не имели профильного образования, предприятие сталкивается с определенными проблемами поиска и привлечения высококвалифицированного персонала.
В ООО «Ковчег-тур» должность специалиста по персоналу штатным расписанием не предусмотрена. Все основные функции управления персоналом возложены непосредственно на директора, что характерно для малых предприятий. Реализация функций управления персоналом имеет ряд существенных недостатков:
- никакие расчетные методы планирования численности персонала и ее оптимизации не используются. Прием дополнительного персонала происходит по факту недостаточности числа работников для оказания услуг. По данным 2017 г. нехватка специалистов составляет 1 чел.;
- на предприятии отсутствуют разработанные, подкрепленные соответствующими документами процедуры отбора персонала; не установлены четкие критерии для отбора разных категорий работников;
- адаптация вновь принятого персонала проводится наставниками, однако, функции и обязанности наставника не регламентированы, срок наставничества не определен, а его результаты не оцениваются; помощь в адаптации, главным образом, оказывают коллеги по работе, а не наставники;
- существующая система заработной платы не отличается разнообразием, настроенностью на конечный результат и требуемое поведение работников компании. Оценочные процедуры при установлении оклада и процента премий не применяются;
- предприятие использует только внутрифирменное обучение, которое сведено к общим методам – наставничество, инструктаж, ротация;
- прогнозирование конфликтов, включающее исследования социально-психологического климата в коллективе, уровня сплоченности, стиля управления, лидерства, уровня напряженности на предприятии не проводится.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования управления персоналом в ООО «Ковчег-тур».
Глава 3. Рекомендации по развитию стратегии управления персоналом на малом предприятии ООО «Ковчег-тур»
В целях совершенствования стратегии управления персоналом в ООО «Ковчег-тур» необходима работа по следующим направлениям.
1. Совершенствование процесса адаптации персонала.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о формальности проведения адаптации новых сотрудников в ООО «Ковчег-тур». Поэтому в ООО «Ковчег-тур» необходимо разработать алгоритм адаптации. При этом необходимо исходить из имеющихся возможностей малого предприятия: условий труда, графика рабочего времени, особенностей прежней профессии.
Рекомендуется следующая примерная программа адаптации нового сотрудника в организации.
Основными участниками процедуры адаптации являются: непосредственный руководитель и наставник. Вся процедура адаптации делится на четыре этапа, каждый из которых предполагает выполнение определенных заданий, которые, в свою очередь, закреплены за тем или иным участником процедуры.
Таблица 11
Разработанная процедура адаптации работников[29]
Обязанности |
|
Непосредственного руководителя |
Наставника |
1 |
2 |
1 этап – подготовительный (за три дня до выхода нового работника на работу) |
|
позвонить сотруднику накануне его официального выхода на работу |
|
проинформировать сотрудников о приходе нового работника заранее |
|
убедиться, что должностная инструкция подготовлена и соответствует действительности |
Продолжение таблицы 11
1 |
2 |
подготовить все документы, которые будут выданы сотруднику в первый день работы |
|
обеспечить и проверить, подготовлено ли рабочее место |
|
определить наставника |
|
2 – начальный период (первый день работы) |
|
встретить нового сотрудника; провести на рабочее место; вручить «пакет новичка» — корпоративную атрибутику |
ознакомить с правилами внутреннего трудового распорядка |
надлежащим образом провести кадровое оформление нового работника |
ознакомить с процедурой коммуникаций и связей по должности (в рамках отдела, с другими отделами) |
ознакомить с организационной структурой |
ознакомить с поведением в случае непредвиденных ситуаций |
обсудить стиль управления, традиции, принятые в организации |
обсудить первый рабочий день. |
представить работника подчиненным, коллегам, познакомить с наставником |
|
познакомить с должностными обязанностями и заполнить бланк задач на испытательный срок |
|
объяснить используемую на предприятии систему поощрений и правила применения штрафных санкций |
|
объяснить правила компенсации возможных затрат, а также порядок и выдачу зарплаты, оплату листов нетрудоспособности и отпусков |
|
обсудить первый рабочий день |
|
3 – Введение в должность (2 недели) |
|
решение проблем, возникающих в процессе адаптации |
ознакомить с подробной историей компании, ее миссией, стратегией и целями, политикой в области работы с партнерами и клиентами |
ознакомить первичными документами |
|
объяснить, как действует административно-хозяйственная система организации, существующие процедуры; познакомить с теми сотрудниками, с которыми будет взаимодействовать новый работник |
|
ознакомить со специальными процедурами и системой отчетности. |
|
4 – Завершение периода введения в должность (2 недели) |
|
провести обсуждение и сделать акцент на ожидаемой от сотрудника обратной связи сообщить работнику об окончании испытательного срока и назначить дату обсуждения результатов его работы в этот период. |