Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Особенности проведения оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поисковая деятельность, как и оперативная разработка является ключевым звеном (элементом) этой системы. Правовой фактор в ней имеет огромное значение, так как в данной форме ОРД как ни в какой другой имеется «возможность известного усмотрения». Это объективно обусловлено негласным характером поисковой деятельности подразделений осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и специфическими особенностями общеуголовной, экономической, кибернетической противогосударственной власти управления, правосудия и наркопреступности.

Поэтому необходимо, чтобы право устанавливало рамки, за которыми данная организационно-тактическая форма ОРД не может осуществляться как совокупность законных оперативно-розыскных мероприятий, а принципы, сформулированные на основе закона, являются правилами ее осуществления. Здесь следует согласиться с точкой зрения В. Г. Боброва, высказанной применительно к оперативной разработке, о том, что ее правовая основа – важнейшая составная часть правовой основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в целом.

Указанное суждение правомерно и по отношению к правовой основе поисковой деятельности. Данное обстоятельство обуславливает тот факт, что многие положения, относящиеся к сущности и содержанию последней, в значительной мере касается и правовой основы поисковой деятельности. Поэтому рассмотрение вопроса применительно к исследуемой нами проблеме возможно только с учетом правовой основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел вообще.

Кодификации оперативно-розыскного законодательства, разработка оперативно-процессуального кодекса, в котором на ряду с другими должны быть регламентированы вопросы оперативного поиска, представляет вопрос о возможном существовании оперативно-розыскного права как самостоятельной юридически своеобразной отрасли права, состоящей из компактной системы взаимосвязанных разграниченных по институтом правовых мер, регулирующих специфический вид общественных отношений, и также путях совершенствования и развития действующего в этой сфере законодательства[9].

Глава 2. Особенности проведения оперативно-розыскной деятельности


2.1. Оперативно-розыскная информация как один из основных элементов оперативно-розыскной деятельности

С точки зрения системного подхода оперативно-розыскную деятельность можно рассмотреть как систему. Имеется множество определений понятия системы, по мнению авторов, наиболее удачным понятие системы является одно из первых, а именно предложенное В.Н. Садовским «система – это упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство».

Система характеризуется составом элементов, структурой и выполняет определенную функцию. Система оперативно-розыскной деятельности, как и любая другая система, имеет свою структуру и состоит из элементов. Работа любой системы основывается на информации, которую она получает и использует для решения поставленных задач. Так для эффективного функционирования системы оперативно-розыскной деятельности она получает и использует оперативно-розыскную информацию.

Под оперативно-розыскной информацией следует понимать следующее – это разнообразные фактические сведения (данные, факты, события, обстоятельства), зафиксированными уполномоченными субъектами оперативно-розыскной деятельности, в соответствии с требованиями нормативно правовых актов, способствующих для решения задач, определенных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».[10] Как и в любой системе информация имеет свои свойства и функции, которые необходимы для устойчивой работы системы.

В чем особенность свойств и функций оперативно-розыскной информации? В теории оперативно-розыскной деятельности к качественным характеристикам оперативно-розыскной информации принято относить, следующие требования к оперативно-розыскной информации: комплексность, адекватность, оптимальность, полнота, точность, лаконичность, ценность[11].

По мнению авторов, качественные характеристики оперативно-розыскной информации необходимо называть не требованиями, а свойствами. Согласно словарю Ожегова свойство – «качество, признак, составляющий отличительную особенность кого-чего-нибудь».

Оперативно-розыскная информация имеет качественные свойства такие как: содержание, достоверность, полнота, точность, ценность, оперативность. Такое свойство оперативно-розыскной информации как содержание, связано с другими ее свойствами таким, как истинность, объективность, достоверность, правдивость, которые характеризуют соответствие получаемой информации ее источнику.


Достоверность оперативно-розыскной информации означает для оперативного сотрудника, как уже нечто установленное им в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Достоверность выражает степень доверия к источнику оперативно-розыскной информации. Свойство достоверности позволяет превращает информацию, которая ещё не обоснована логически и практически, в информацию для оперативного сотрудника, которая может использоваться в оперативно-розыскной деятельности. Такая информация требует оперативной проверки. Особо оценивается свойство достоверности оперативно-розыскной информации прирешении вопроса о ее использовании в обеспечении уголовного судопроизводстве, так как в некоторых случаях приходится раскрывать источник этой информации.

Свойство информации достоверность связано с такими ее характеристиками как полнота, глубина, точность, определенность. Такие свойства информации как полнота и точность, не надо путать с количеством, так как не всегда увеличение количества информации ведет к повышению полноты и точности информации. Количество информации может лишь увеличить избыточность, если информации отображает несущественные и второстепенные детали.

Полнота информации выражает не вообще всю информацию, которую может добыть оперативный сотрудник от источника, а лишь наиболее существенную, ту, которая может содействовать правильному принятию решения при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Излишняя же полнота и точность могут только принести вред, увеличить время и усложнить принятие решений.

Ценность информации связана с целью, причем информация считается тем более ценной, чем ближе она приводит к достижению цели. Ценность оперативно-розыскной информации для оперативного сотрудника проявляется в том, насколько она способствует достижению целей оперативно-розыскной деятельности посредством выполнения ее задач. В этом случает информация связана с оперативным сотрудником и характеризует больше субъективную сторону его деятельности, чем объективную.

Понятие ценности оперативно-розыскной информации для оперативного сотрудника, как для субъекта познания, использующего ее, непосредственно связана с целью его практической деятельности. Та информация, которая может быть ценной для оперативного сотрудника, может не представлять ценности для субъектов уголовного судопроизводства.

Ценность одной и той же оперативно-розыскной информации во времени не остается одинаковой. Например, если цель, для достижения которой она использовалась оперативным сотрудником, достигнута, то информация для оперативного сотрудника, как для субъекта цели потеряла свою непосредственную ценность, хотя сама по себе ценность, как качество этой информации, сохранилось.


Характеристики оперативно-розыскной информации, выражающие её эффективность и полезность во времени, –является оперативностью. Это важное свойство оперативно-розыскной информации.

Своевременная и оперативная передача и использование информации – основа принятия правильных решений при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Оперативность информации определяется некоторым промежутком времени, в который оперативно-розыскную информацию необходимо передать и использовать, в противном случае она уже устареет и будет выключена из оперативно-розыскной деятельности.

Можно выделить следующие основные функции оперативно-розыскной информации, такие как: коммуникативная, управленческая, познавательная. Одна из функций информации является коммуникативная, т.е. функция общения людей. Простейшая коммуникативная функция состоит в передаче информации от объекта (источника информации) к субъекту (получателю). Оперативно-розыскная информация способствует общению, как самих оперативных сотрудников между собой, так и другими субъектами, являющими ее потребителями. Так, например, оперативного сотрудника и следователя, оперативного сотрудника и судьи т т.д.

Оперативно-розыскная информация имеет управленческую функцию. Понятие управление в оперативно-розыскной деятельности имеет двойственный смысл, а именно: управление может быть как свойством системы, системы оперативно-розыскной деятельности, и может быть отношением системы оперативно-розыскной деятельности к любым другим системам. Чаще всего управление рассматривается как свойство системы, и информация в силу этого рассматривает как свойство этой системы. Если же управление рассматривается как отношение, скажем оперативно-розыскной деятельности и общества, то информация выступает как отношение, а не как свойство.

Управление в оперативно-розыскной деятельности, как в системе, представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких стадий, таких как: подготовка и принятие решения; организация выполнения решения; регулирования и контроля. Можно еще выделить познавательную функцию оперативно-розыскной информации. Эта функция выражает связь оперативно-розыскной информации с процессом познания в оперативно-розыскной деятельности, который направлен на познание преступления и всего того, что связано с ним.

Таким образом, рассмотренные функции оперативно-розыскной информации позволяют установить её значение в системе оперативно-розыскной деятельности, а именно: – способствует общению как самих оперативных сотрудников между собой, так и другими субъектами, являющими ее потребителями.


2.2. Особенности проведения оперативно-розыскной деятельности

В ст.8 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указано, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права и свободы граждан в рамках Конституции РФ, допускается на основании судебного решения и при наличии информации (которая также определена в законе), а в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу безопасности России, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов (порядок уведомления законодатель не определил)[12].

Общим для всех оперативно-розыскных мероприятий является следующее условие: гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении них на территории Российской Федерации оперативно-розыскных мероприятий, если иное не предусмотрено федеральным законом. Прочие условия относятся к специально предусмотренным[13].

Особенности проведения оперативно – розыскных мероприятий, заключаются в соблюдении законодательства при проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. Стоит отметить, что обозначенная проблема довольно активно обсуждается в научных трудах, что говорит о значимой необходимости скорейшего ее устранения[14].

Выражая собственную позицию по данному вопросу, мы считаем верным поддержать точку зрения, согласно которой нарушаться конституционные права граждан не должны, но с некоторым уточнением, потому как, безусловно, могут быть ситуации, при которых нарушение прав и свобод граждан является единственным возможным способом раскрытия преступления. В первую очередь важно подчеркнуть, что Конституция Российской Федерации определяет защиту прав и свобод человека как обязанность государства. И одним из органов государственной власти, который должен обеспечивать защиту прав и законных интересов населения является полиция, обладающая правом осуществления оперативно-розыскной деятельности. Также данную обязанность должны выполнять и другие органы, имеющие право на проведение оперативно-розыскных мероприятий[15].