Файл: Индивидуальное предпринимательство (Перспективы развития индивидуального предпринимательства в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Закон СССР от 02.04.1991 г. «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» (ст. 5-11) устанавливал также: права предпринимателя (на приобретение имущества государственных и иных предприятий, участие своим имуществом в деятельности иных хозяйствующих субъектов, наем и увольнение работников, установление форм, систем и размеров оплаты труда, других видов доходов работников, распоряжение чистой прибылью (доходом), получение не ограниченного размером личного дохода и др.); обязанности и ответственность предпринимателя (оформлять трудовые отношения с работниками путем заключения договоров, оплачивать труд работников, вносить отчисления по страхованию лиц, работающих по найму, обеспечивать надлежащие условия труда, соблюдать права потребителей); правила государственной регистрации граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и основания прекращения предпринимательской деятельности; правила налогообложения прибыли от предпринимательской деятельности и личного дохода предпринимателя; основные принципы государственной поддержки и защиты прав предпринимателей.

От законодательства СССР законодательство РФ начала 90-х годов отличалось низким уровнем юридической техники, игнорированием ряда основополагающих доктринальных положений, наличием противоречивых, неоправданных и экономически не обеспеченных норм. Статья 2 Закона РСФСР от 25.12.1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» субъектами предпринимательства признавала: граждан РСФСР и других союзных республик, не ограниченных в установленном законом порядке в своей дееспособности; граждан иностранных государств и лиц без гражданства в пределах правомочий, установленных законодательством РСФСР; объединения граждан – коллективных предпринимателей (партнеров). При этом было установлено, что статус предпринимателя «приобретается посредством государственной регистрации предприятия», т.е. юридического лица[14].

Указанные, а также ряд других правовых норм блокировали применение на территории РФ закона СССР от 02.04.1991 г. «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР», который, как уже отмечалось, предусматривал ведение гражданами предпринимательской деятельности, как путем создания юридического лица, так и без образования такового. Поэтому индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица в 1991 г. могла осуществляться лишь при отсутствии у соответствующего предпринимателя наемных работников и после регистрации «индивидуальной трудовой деятельности». Очевидно, что гражданин и юридическое лицо – это два разных субъекта гражданского права, каждый из которых обладает обособленным имуществом, самостоятельно участвует в гражданском обороте от своего имени и на свой риск, несет самостоятельную имущественную ответственность.


Поэтому предпринимательская деятельность гражданина «путем создания юридического лица» в принципе невозможна. Что же касается предпринимательской деятельности гражданина (индивидуальной предпринимательской деятельности), то она может осуществляться гражданином только непосредственно и без образования юридического лица, от своего имени, на свой риск и под свою ответственность. Данный вывод подтверждается и нормами современного законодательства. Например, ст. 18 ГК РФ в содержание правоспособности граждан включает, в частности, права: заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами.

ГК РФ различает: а) предпринимательскую деятельность гражданина, т.е. деятельность, которую данный гражданин осуществляет непосредственно; б) создание гражданином юридического лица, т.е. имеющий самостоятельное правовое значение волевой акт, влекущий юридические последствия, но не относящийся к предпринимательской деятельности гражданина. Существовавшая правовая ситуация не стимулировала развитие индивидуального предпринимательства. Она начала немного изменяться с введением в действие с 01.01.1992 г. Закона РСФСР от 07.12.1991 г. «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации»[15].

Он определял порядок государственной регистрации и уплаты регистрационного сбора для граждан, изъявивших желание заниматься «предпринимательской деятельностью, не запрещенной законодательными актами РФ, без образования юридического лица». Такие граждане подлежали государственной регистрации уже в качестве предпринимателей, а не субъектов индивидуальной трудовой деятельности (ст. 1).

Согласно ст. 4 этого Закона, граждане, в т.ч. участники полного товарищества, могли осуществлять те виды деятельности, которые были указаны в свидетельстве о регистрации предпринимателя. Устанавливалось также, что до приведения законодательных актов России в соответствие с указанным Законом они применяются в части, ему не противоречащей. Граждане, осуществлявшие свою деятельность на основе прежнего законодательства, были обязаны пройти государственную регистрацию в порядке, указанном в Законе РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации», до 01.01.1993 г.[16].


Несовершенство законов РФ, коллизии между ними и законодательством СССР первой половины 90-х гг., трудности в правоприменительной практике не способствовали появлению значительного количества индивидуальных предпринимателей: их правовое положение оставалось неопределенным. Такая ситуация сохранялась до введения в действие части 1 ГК РФ. Именно эту дату можно считать моментом, с которого началось постепенное, а впоследствии – активное развитие индивидуального предпринимательства в РФ. В России отношения индивидуальной предпринимательской деятельности урегулированы целым рядом отраслей права: гражданским, налоговым, финансовым, административным и др.

Отсутствие систематизации данных отраслей права часто порождает несогласованность, противоречивое, а иногда прямо противоположное толкование норм, что создает трудности в осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности. Чтобы разобраться во всем многообразии норм и правил индивидуальному предпринимателю, не имеющему юридического образования, можно в своей деятельности руководствоваться основными правилами и нормами, приведенными в приложении. Проблема правового положения граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, относится к числу важных проблем правовой науки, и потому значение любого исследования в этой области по справедливости можно выразить афоризмом: нет ничего практичнее хорошей теории.

Составители ГК РФ отказались от этой правовой конструкции. Как отмечается в юридической литературе, легального определения понятия предпринимателя нет. Предприниматель – это, отнюдь, не юридическая категория, но экономическое понятие, коль скоро в праве нет определения, что есть предприниматель. Действительно, к сожалению, нужно констатировать, что в нынешней рыночной экономике РФ нет юридической формулы предпринимателя. Легитимные основания занятия предпринимательской деятельностью гражданами в этой связи весьма сомнительны, а это не способствует привлечению капиталов законопослушных иностранных бизнесменов.

Предпринимательская деятельность гражданина регулируется ст. 23 ГК РФ, где указано: «гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения».


Регулирование индивидуальной предпринимательской деятельности облекается в правовую форму: нормативные акты, обращенные к неопределенному кругу лиц, или акты конкретного регулирования, содержащие указание конкретному субъекту и являющиеся юридическим фактом. Конкретные акты могут иметь разнообразный характер: запретов, разрешений. Законодательством предусмотрены акты предписания, плановые акты и др.

Основным источником правового регулирования предпринимательства в России является Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Для предпринимательства особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Конституции РФ закреплены гарантии и ограничения предпринимательства. Конституция РФ разграничивает компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этим разграничением проводит дифференциацию источников права. До сих пор нет четкого определения индивидуальной предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель, будучи правовой категорией, относится к понятию предпринимательского права.

Однако в ГК РФ легального определения этого понятия нет. В специальном законе РФ «Об индивидуальном предпринимательстве в РФ», который необходимо принять, должно быть дано юридическое определение предпринимателя через указание на его правосубъективность как хозяйствующего субъекта. Нужна инкорпорация правовых норм о предпринимательстве. В законе РФ «Об индивидуальном предпринимательстве в РФ» необходимо будет закрепить принципы деятельности индивидуальных предпринимателей. Необходимо ввести критерий систематичности незаконного осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности не более трех раз в течение отчетного года.

Таким образом, можно сделать практически важный для всех вывод о том, что всем, кто занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью в России или имеет такое намерение в рамках существующего конституционного строя нет оснований опасаться умаления значения перечисленных выше конституционных гарантий данной деятельности и тем более запрета индивидуального предпринимательства, возврата к правовой ситуации, имевшей место в годы советской власти.


Глава 2. Индивидуальное предпринимательство в РФ

2.1.Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей

Законная предпринимательская деятельность для физического, желающего вести ее индивидуально, начинается с регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Процедура регистрации предполагает сбор пакета документов и предоставления его в налоговые органы. В пакете документов должны быть:

Заявление о регистрации физического лица в качестве ИП по форме Р21001;

Копия паспорта физического лица, проходящего регистрацию;

Квитанция об оплате гос. пошлины.

Сведения о регистрации индивидуального предпринимателя заносятся в Единый Государственный Реестр Индивидуальных предпринимателей, который является общедоступным[17].

Среди сведений ЕГРИП обязательно имеются сведения о видах деятельности осуществляемых на предприятии, определяемых в соответствии со Всероссийским классификатором видов экономической деятельности. Фактически законодательство не ограничивает предпринимателя в ведении деятельности, однако при появлении в деятельности предприятия нового вида, он обязан уведомить налоговые органы по данному факту в течении 3-х дней[18].

Стоит отметить, что новые законы для ИП не принимаются, точнее, именно для предпринимателей, а вот отдельные нормы в них, которые затрагивают деятельность ИП, возникают регулярно. Например, не так давно были внесены серьезные поправки для ИП в закон «О бухгалтерском учете». Эти изменения затрагивают значительное число предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения, которые с 1 января 2013 года должны вести бухгалтерский учет.

Объем законодательства в сфере предпринимательской деятельности еще в значительной мере увеличивают законодательные акты органов региональной и местной власти, которые нередко противоречат даже друг другу. Это лишний раз подчеркивает необходимость принять новый закон для ИП, в котором будут четко прописаны все аспекты индивидуальной предпринимательской деятельности[19].

Сделать это можно путем объединения отдельных норм из разных законов и подзаконных актов, так как большинство из этих положений весьма эффективны и грамотны с правовой точки зрения.