Файл: Индивидуальное предпринимательство (Перспективы развития индивидуального предпринимательства в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Первоначальное ознакомление с законодательством относительно предпринимательской деятельности создает впечатление наличия большого количества преимуществ и льгот для малых предприятий. На практике же возникает множество проблем с реализацией предпринимательской инициативы.

О несовершенстве государственной политики в отношении индивидуальных предприятий свидетельствует еще и структура малого бизнеса в стране. По статистике большая часть предпринимателей занята в сфере торговли и услуг по ремонту, а доля предприятий занятых в сфере строительства и сельскохозяйственного производства с каждым годом уменьшается.

Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам свободу на использование индивидуального имущества и способностей для предпринимательской или другой законной экономической деятельности. При осуществлении экономической деятельности граждане имеют право выбора ее направления и форму реализации: индивидуально или коллективно в составе коммерческой организации.

Индивидуальный предприниматель осуществляет коммерческую деятельность без образования юридического лица. Он единолично распоряжением ресурсами производства, выбором предмета производства, расходованием полученной выручки. При этом материальная ответственность так же лежит на предпринимателе и в случае разорения предприниматель может лишиться всего своего имущества в пользу исполнения, образовавшихся долговых обязательств.

Следует отметить, что отсутствие образования юридического лица не освобождает предпринимателя от обязанности пройти государственную регистрацию, что закреплено в ст.23 ГК РФ

Индивидуальный предприниматель в праве трудиться лично, но так же может создавать рабочие места и нанимать сотрудников.

Часто в процессе становления предприниматели сталкиваются с финансовой несостоятельностью собственного капитала. В этом случае многие находят решение в приобретении кредитных продуктов. Условия предоставления кредитования для малого бизнеса нельзя назвать благоприятными, а значит, доступ к финансовым ресурсам скуден. Данная проблема выражается в четырёх основных аспектах:

1) Будучи результатом частной инициативы граждан, малое предприятие часто страдает отсутствием обеспечения кредита.

2) Цена кредитных продуктов столь высока, что производства малых предприятий часто не способны окупить величину процентной ставки

3) Короткий срок выдачи кредитных продуктов, вынуждает прибегать к рефинансированию кредита, что подчас несет дополнительные финансовые издержки.


4) Залоговое обеспечение кредита, ставит под угрозу личное имущество предпринимателей, так как вернуть его в условиях действующего законодательства и судебной практики очень сложно.

Не редко негативную роль играет профессиональная некомпетентность индивидуального предпринимателя, который попросту не может быть специалистом всех сфер деятельности, осуществляющих правильное функционирование предприятия.

Неоднозначной является тема налогообложения индивидуальных предпринимателей. Законодательство в данном сегменте остается динамичным, но всё ещё требует доработки, что часто становится следствием спорных ситуаций.

Широкий спектр проблематики в стратегически важном сегменте развития экономики и социальной обеспеченности граждан нашей страны, делает тему индивидуального предпринимательства актуальной во всех своих проявлениях.

Целью исследования, представленного в выпускной квалификационной работе, является изучение особенностей организации коммерческой деятельности индивидуальных предпринимателей на примере ИП Кузнецов.

В целях выполнения основной задачи, поставленной в исследовании, необходимо выполнение следующих задач:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты организации предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя;
  2. Провести анализ и перспективы развития индивидуального предпринимательства в России;

Объект исследования – индивидуальное предпринимательство.

Предмет исследования – индивидуальное предпринимательство в РФ.

В процессе написания курсовой работы были применены такие методы проведения исследования как мониторинг, сравнение и анализ как нормативно-правовой документации, так и учетной документации базового предприятия.

Глава 1.Теоретические аспекты индивидуального предпринимательства

1.1.Понятие индивидуального предпринимательства

Индивидуальное предпринимательство – относительно молодой субъект российской экономики, и государственные органы власти способствуют его развитию, создавая для него определенные преференции. В частности, индивидуальным предпринимателям (ИП) разрешено использовать в своей деятельности один из нескольких видов налогообложения по своему усмотрению, упрощена процедура организации деятельности и ее ликвидации. Также на поддержку малого предпринимательства правительство РФ выделяет значительные субсидии: только в 2014 г. на эти цели было направлено 18135 млн руб[1]. В то же время, попытки правительства РФ решить проблемы внебюджеьтных фондов путем двойного повышения размера социальных взносов ИП привело к сокращению численности фактически действующих ИП в 2013 г. на 100 тыс. чел.[2].


Рисунок 1. Виды индивидуальных предпринимателей

На рисунке 1 показано распределение индивидуальных предпринимателей по видам деятельности.

Особенность учета количества ИП состоит в том, что Федеральной налоговой службой РФ учитывается численность фактически действующих ИП, а также ИП, приостановивших свою деятельность. Росстат использует данные только по фактически действующим ИП. Возможно, поэтому у некоторых исследователей происходит путаница в данных и недоверие к официальной статистике[3].

Например, в 2015 году было ликвидировано 932,8 тыс. ИП, что на 482,6 тысячи больше, чем зарегистрировалось. Однако из них фактически действующих ИП сократилось на 103,3 тыс., а 379,3 тыс. ИП ликвидировали свою деятельность, уже ранее приостановленную. ИП относится к малому и среднему предпринимательству (МСП) и участвует в мероприятиях по их государственной поддержке. Однако ИП получают государственную помощь значительно меньшую по сравнению с другими участниками[4].

На наш взгляд, в период сложной экономической ситуации, сложившейся в нашей стране, именно развитие индивидуального предпринимательства поможет быстро создать новые рабочие места, увеличить объемы продукции, в том числе и импортозамещающих товаров. Но для этого необходимо повышать эффективность мероприятий, проводимых государственными и муниципальными властями по поддержке индивидуальных предпринимателей (ИП), в том числе с учетом демографических факторов. Изучение демографического аспекта данного субъекта экономики и тенденции его изменения позволит более эффективно проводить государством мероприятия по поддержке ИП, по популяризации частного предпринимательства.

Соотношение горожан и селян среди ИП соответствует показателям в целом по населению в России (74% и 26%). Основная часть ИП (76%) – в возрасте от 25 до 54 лет, согласно данным представленным на рис. 2.

Рисунок 2. Численность ИП по возрасту в 2016 г. (в %).

Обращает на себя внимание низкая активность в желании заниматься предпринимательской деятельностью среди молодежи до 25 лет, хотя молодежь до 25 лет среди безработных составляет 28,5%, в том числе в возрасте 15–19 лет – 5,9%, 20–24 лет – 22,6%5. Возможно, что частично это связано с получением профессионального образования в этом возрасте[5].


Минэкономразвития России разработало проект «Стратегия развития МСП в Российской Федерации до 2030 года»6, в котором пропаганда предпринимательства и популяризация малого и среднего предпринимательства ограничены дежурными фразами. Как проводится работа по популяризации предпринимательства в России, в частности в регионах, можно проследить на примере Владимирской области. Так, на программу популяризации предпринимательской деятельности в 2012 году во Владимирской области было потрачено 100 тыс. руб. и на них был профинансирован областной конкурс «Лучшая новогодняя елочная игрушка»[6].

Популяризация предпринимательства в России – важная задача, которую надо решать концептуально, с привлечением специалистов из социальной рекламы, социальных психологов с использованием наработанных методик из международного опыта, в том числе и с освещением делового опыта известных спортсменов, певцов, фотомоделей в средствах массовой информации. И эти необходимые мероприятия региональным властям и тем более муниципальным, без помощи МЭР РФ не разработать.

1.2.Правовое регулирование индивидуального предпринимательства

Сложное развитие предпринимательства сопровождалось и сопровождается процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Оно появляется вместе со становлением рыночных отношений. Индивидуальное предпринимательство как экономическое явление в России начало свое развитие в современном цивилизованном виде в конце восьмидесятых годов двадцатого века[7].

Тогда же появились первые законы и нормативные правовые акты, направленные на создание правовых условий рыночного функционирования экономики страны[8]. Указанный период следует рассматривать в качестве отправной точки развития российского предпринимательского права. В данный период был провозглашен курс на развитие предпринимательской инициативы и стартовали экономические преобразования, сопровождавшиеся процессом законотворчества, ориентированным на создание правовых условий развития рыночных экономических отношений. Историческими предшественниками индивидуальных предпринимателей в Древней Руси были купцы, т.е. горожане, профессионально занимавшиеся торговлей. Первое упоминание о купцах в Киевской Руси относится к X в. Уже в XIXII вв. купечество составляло особую социальную группу городского населения, пользующуюся поддержкой княжеской власти. В XII в. в крупных экономических центрах возникли первые купеческие корпорации.


С XVII в., в связи с ростом городов, внутреннего рынка и развитием внешней торговли взаимодействие купеческого капитала с внутренним промышленным и сельскохозяйственным производством усиливается. Крупное купечество начинает объединять торговые и ростовщические операции с предпринимательством в соледобывающей, винокуренной (до 50-х гг. XVIII в.), кожевенной и других отраслях промышленности, а в дальнейшем – также в металлургии, текстильной, бумажной, стекольной промышленности. Развитие торговли вне города привело к появлению крестьян-купцов. Рост экономического значения городского купечества в XVII нашел отражение в таких актах законодательства, как Торговый устав (1653 г.), Новоторговый устав (1667 г.) и др. В первой четверти XVIII в. купечество было объединено в единое податное посадское сословие. В новую сословную организацию купцов, просуществовавшую без радикальных изменений до 60-х гг. XIX в., вошли промышленники, крупные и средние купцы, представители банковского и ростовщического капитала. С 1863 г. доступ в купечество был открыт выходцам из других сословий.

Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике развитых стран. Предпринимателями первоначально называли людей предприимчивых, действующих на рынке, просто азартных, энергичных, склонных к рискованным операциям людей. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую, не запрещенную законом деятельность, направленную на увеличение прибыли. На уровне СССР были приняты, в частности, указ Президиума Верховного Совета СССР от 07.04.1989 г. «Об аренде и арендных отношениях в СССР»[9], закон СССР от 04.06.1990 г. «О предприятиях в СССР»[10], Основы гражданского законодательства СССР и республик[11], закон СССР от 02.04.1991 г. «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР»[12].

Получили закрепление: право собственности граждан на любое имущество потребительского и производственного назначения, кроме отдельных видов имущества, которые в соответствии с законодательством не могут принадлежать гражданину; право собственности юридических лиц, право собственности государства; право на равную защиту всех собственников. Гражданам-предпринимателям было предоставлено право осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами СССР и республик, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами[13].