Файл: Реформа электроэнергетики в России (О  СОСТОЯНИИ  ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ  В  РОССИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- формулировку целей и задач формирования промышленных кластеров;

- перечень сведений, необходимых для принятия решений;

- организацию системы мониторинга за ключевыми показателями развития промышленных кластеров;

- сбор и обработку информации, поступающей от системы мониторинга; распространение полученной информации;

- составление комплексных прогнозов; повышение уровня общественного участия. [22]

Необходимо сформировать управляющий центр в лице администрации субъекта Российской Федерации; разработать стратегию развития кластера; произвести риск- анализ стратегий развития кластера; определить основные параметры среднесрочного плана развития и функционирования кластера; разработать ряд мер по стимулированию развития ТЭК Кубани в инновационной - инвестиционном направлении; по организации частно-государственного партнерства; по содействию развития кластера со стороны местных органов власти; по развитию электроэнергетической инфраструктуры.

Также необходимо разработать структуру промышленного кластера «Кубанская электроэнергетика», куда необходимо включить:

- предприятия, осуществляющие основные производственные функции (генерация, транспортировка, сбыт электроэнергии);

- предприятия, оказывающие сопутствующие услуги (строительство, проектирование, снабжение, мелкий ремонт, научное обслуживание);

-органы, осуществляющие функции госуправления и контроля (Администрация Краснодарского края, РЭК-Департамент цен и тарифов, Управление ФАС по Краснодарскому краю).

По нашему мнению, развитие электроэнергетической инфраструктуры должно быть направлено в первую очередь на обеспечение общедоступности для всех населенных пунктов минимального набора основных видов коммунальных услуг (вода, тепло, свет). [23]

Во многом этому будет способствовать рациональная схема расселения населения. Развитие и размещение электроэнергетической инфраструктуры должны осуществляться с учетом перспективных схем расселения населения и территориального развития Кубани, а также комплексным развитием транспортно- коммуникационной инфраструктуры.

Динамичное развитие электроэнергетической инфраструктуры должны получить районы Кубани с высоким потенциалом развития – зоны «опережающего» роста, города, сельские населенные пункты с высоким и средним потенциалом развития.

В условиях глобального экономического кризиса необходимо предусмотреть рационализацию совокупных затрат на развитие и содержание объектов инфраструктуры за счет оптимизации уровня централизации предоставляемых услуг, внедрения энергосберегающих технологий, совершенствования межрегиональных поставок энергоресурсов, освоения альтернативных источников ресурсов.


Основная проблема развития электроэнергетической инфраструктуры – это необходимость вложения большого объема денежных средств и, собственно, их недостаточность.

В этой связи особенно остро стоит вопрос об эффективном использовании денежных средств, выделенных на строительство и капитальный ремонт объектов электроэнергетической инфраструктуры. В данном случае, с учетом особенностей влияния глобального экономического кризиса внимание местных исполнительных органов должно быть сфокусировано на рациональном планировании и эффективном использовании бюджетных средств.[24]

К решению проблем развития электроэнергетической инфраструктуры можно привлечь средства частного сектора посредством государственно-частного партнерства. Что касается освоения альтернативных источников энергетических ресурсов, внедрения энергосберегающих технологий и других технических разработок, способных улучшить эффективность предоставления услуг электроэнергообеспечения, то, учитывая большой инновационный потенциал Кубани, привлечение институтов индустриально-инновационного развития (таких как технопарки) для решения данных вопросов было бы очень полезным.

Главной целью развития электроэнергетики России является преобразование ее в динамично развивающуюся, высокотехнологичную, эффективную и конкурентоспособную отрасль, интегрированную в мировую электроэнергетическую промышленность в рамках международного разделения труда.

Для достижения указанной цели в ближайшие годы с учетом особенностей влияния глобального экономического кризиса необходимо осуществлять деятельность по таким направлениям, как поддержка экспорта электроэнергетических ресурсов и защита отечественных производителей на внешнем и внутреннем рынках, создание условий для модернизации и повышения конкурентоспособности производства, создание условий для инновационного развития электроэнергетики России.

Необходимо сконцентрироваться на следующих направлениях:

- меры налогового стимулирования: введение инвестиционной льготы по налогу на прибыль; устранить нормативные коллизии норм, регулирующих применение механизмов ускоренной амортизации;

- закрепить возможность получения льгот по налогу на имущество при переоценке основных средств;

- меры по государственной поддержке лизинга: обобщить арбитражную практику по делам, связанным с осуществлением лизинговой деятельности и упорядочить ее разъяснениями ВАС РФ, исключающим предъявление необоснованных претензий к лизинговым компаниям, устанавливающим необходимость доказывания факта вины при отказе в удовлетворении налоговых выгод;


- провести ревизию писем Минфина и ФНС на предмет их соответствия нормам НК; устранить нормативные коллизии норм законодательства о лизинге и подзаконных нормативных актов;

- поддержка экспорта энергетических ресурсов; - повышение эффективности созданных институтов развития: увеличить объемы государственных инвестиций в создание и модернизацию энергетической инфраструктуры; расширить практику использования особых экономических зон промышленно-производственного типа по итогам анализа деятельности первых созданных зон;

- стимулирование инновационной активности предприятий: обеспечить скорейшее начало осуществления федеральных целевых инновационных программ; ввести «приростную» налоговую льготу для предприятий, инвестирующих в НИОКР, обеспечить отнесение расходов на НИОКР на себестоимость в том периоде, когда эти расходы были произведены; создать механизмы софинансирования государством НИОКР, выполняемых по заказу бизнеса по направлениям, приоритетным для государства, в том числе через совершенствование существующих механизмов бюджетного финансирования; [25]

- эффективная государственная политика в сфере развития отдельных отраслей, в том числе продолжение совместной разработки бизнесом и органами власти стратегий формирования промышленных кластеров, подготовки конкретных планов их развития на ближайшие 1-2 года;

- четкое определение федеральной стратегии развития промышленных кластеров;

- региональное развитие промышленных кластеров.

Главной целью среднесрочного (на 5 лет) планирования формирования и развития промышленных кластеров является разработка такой экономической и производственной политики, которая обеспечивает их устойчивое и бескризисное развитие.

Для этого требуется решать следующие задачи:

1. Прогноз платежеспособного спроса на электроэнергетические ресурсы с учетом изменения уровней и региональных пропорций потребления.

2. Оценка потребности в сырье и оборудовании, устойчиво и надежно обеспечивающей производственный процесс.

3. Определение возможностей обеспечения потребности спроса на электроэнергетические ресурсы за счет существующих объектов разного типа (с учетом возможного демонтажа, продления сроков службы, временной консервации или обновления их устаревшей мощности).

4. Определение необходимых масштабов новых мощностей для удовлетворения спроса на электроэнергетические ресурсы и разработка инвестиционных предложений по их развитию за счет расширения действующих и строительства новых объектов.


Оценка сравнительной эффективности всего набора инвестиционных предложений (включая обновление устаревшей мощности существующих объектов) и формирование на этой основе программы развития электроэнергетики России с учетом потенциала внутренних источников по финансированию (амортизация, прибыль) и возможностей привлечения внешнего финансирования. [26]

5. Согласование условий развития и функционирования предприятий ТЭК России с возможными изменениями электроэнергетических объектов; формирование программы развития электроэнергетических объектов России, в том числе с учетом зимней олимпиады Сочи-2014.

6. Согласование экономической и производственной программ и программы строительства электроэнергетических объектов с финансовыми возможностями их реализации с учетом прогнозируемой ценовой политики, реструктуризации отрасли и запуска конкурентного рынка; формирование на этой основе укрупненного плана развития ТЭК России.

Решение каждой из перечисленных основных задач среднесрочного планирования сопряжено с методическими, информационными и организационными трудностями, усугубляемыми влиянием глобального экономического кризиса.

Два программных блока – укрепление кластерного управления и формирование электроэнергетической культуры (нового образа мышления) – могут рассматриваться как исходные и относительно автономные. Они определяют упорядочение хозяйствования, от которого в свою очередь зависит перестройка электроэнергетики.

На завершающем этапе реформ усиливаются прямые и обратные связи между всеми блоками программы и возникнет синергетический эффект цепных реакций улучшений.

Проявление многочисленных проблем развития электроэнергетических предприятий указывает на кризис управления. Поскольку государственные институты управления оказывают слабое целенаправленное воздействие на экономические процессы, необходимо резко активизировать возможности совершенствования управления на всех уровнях: от корпоративного до отраслевого.[27]

Важнейшим фактором эффективного управления служит создание образов желаемого будущего, при этом роль управления заключается в коррекции реально происходящего развития с учетом общественных ожиданий.

Основной принцип такого управления – систематические действия с учетом неопределенности и недостатка информации. Для поддержки процессов формирования промышленных кластеров необходимо создавать специальные региональные координационные структуры, наделенные достаточными полномочиями.


Их компетенция на первых порах может ограничиваться информированием, прогнозированием и планированием.

Структуры по координации формирования промышленных кластеров должны последовательно проводить в жизнь интегрированный подход в осуществлении национальных, региональных и отраслевых программ и проектов, т.е. обеспечивать тесное сотрудничество научных, образовательных, правовых, государственных, хозяйственных, общественных и прочих учреждений и организаций.

Следует предусмотреть подготовку и распространение электронных и печатных версий национальных докладов по устойчивому развитию и формирования эффективной экономико-правовой среды и соответствующих статистических материалов.

Основываясь на положительном опыте Владимирской области можно предложить три таких сценария:

- комплексный инвестиционный;

- комплексный инновационный;

- инвестиционный отраслевой (транзитно-рекреационно-аграрный).

Комплексный инвестиционный вариант развития Кубани Комплексный инвестиционный вариант развития Кубани предполагает устойчивое развитие электроэнергетических промышленных предприятий и на их основе АПК, транспортной инфраструктуры на основе планомерных внутренних и внешних инвестиций в созданные электроэнергетические мощности и сохранение существующих темпов роста, структуры действующих электроэнергетических предприятий.

Вариант предполагает постепенную комплексную модернизацию основных фондов предприятий и плавный переход на новые технологии производства в промышленности и других сферах экономики региона в долгосрочной перспективе (20 лет). [28]

Важнейшие условия привлечения инвестиций – формирование современной электроэнергетической инфраструктуры, развитие законодательной базы по привлечению инвестиций, создание новых форм финансирования инвестиционных программ.

Созданная инвестиционная инфраструктура должна обеспечивать возможность эволюционной модернизации всех направлений экономики региона. Важнейшей задачей представляется инвестирование капиталоемких производств, развитие производственного сектора экономики - промышленности, АПК, а также транспортной инфраструктуры, социальной и рекреационной сферы.

Сейчас в промышленности инвестиции вкладываются, в основном, в поддержание и увеличение существующего объема выпускаемой продукции и в создание некоторого количества новых предприятий, структурно относящихся к преобладающему аграрно- перерабатывающему сектору экономики.