Файл: «Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и внешних рынках».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правильный выбор конкурентной стратегии любой организации, способны определить два момента, а именно:

1) структура той отрасли, в которой работает организация,

2) позиция, занимаемая организацией, в пределах отрасли [17, с.456].

Портер отмечает, что в любой из отраслей экономики, конкурентная стратегия фирмы (для того чтобы работать на внутреннем/ внешнем рынках) должна найти противовес для пяти сил:

1) угроза появления на рынке новых конкурентов;

2) угроза появления товаров- аналогов, а также заменителей;

3) способность компаний, являющихся поставщиками комплектующих изделий, узлов, а также прочих необходимых товаров торговаться;

4) способность торговаться у покупателей;

5) соперничество между собой, уже у имеющихся конкурентов [13, с.196]

Значение каждой из указанных пяти сил, может изменяться, от отрасли к отрасли. Но именно эти силы, способны определять прибыльность отрасли. Любая компания, должна стремиться, к точному выбору своей позиции в отрасли. Это, способно определить в конечном итоге, ее преимущества, или же при неправильном выборе- их отсутствие.

Конкурентное преимущество фирмы, может быть разделено, на два основных вида:

- более низкие издержки;

- дифференциация товаров.

Низкие издержки, указывают на возможность фирмы, выпускать аналогичный товар, с осуществлением меньших затрат, чем у её конкурентов.

Дифференциация товара- это способность по обеспечению покупателя, уникальной, а также большей ценностью, в виде не только нового качества товара, но также и новых потребительских свойств. [12, с.199]

Фирмы, путем нахождения новых способов конкуренции, используемых в отраслях, добиваются конкурентного преимущества. Другими словами, они этого добиваются, посредством нововведений. Вводимые в строй нововведения, способны привести к смене лидерства в конкуренции.

К самым распространенным причинам, которые требуют от организаций внедрения новаций, Портером, относились следующие:

1) появление новых технологий;

2) новые, или изменяющиеся запросы у покупателей;

3) появление на рынке, нового сегмента отрасли;

4) изменения стоимости, или наличия на рынке, компонентов для производства;

5) изменение регулирования со стороны правительства. [25, с.672]

Портером, под словом "конкуренция", подразумевалось не равновесие, а непосредственно происходящие постоянно перемены. Страна базирования, играет важную роль, для стимулирования совершенствования, а также обновления. Это должна быть страна, в которой происходит разработка, производство основной продукции, а также технология, с необходимой рабочей силой, обладающей необходимыми навыками. [23, с.896]


В теории, могут быть выделены четыре свойства страны, способные формировать среду конкуренции фирм, действующих на местном уровне, и влияющих, на ее международный успех. Портером, они были названы «детерминантами конкурентного преимущества страны». В результате, было введено понятие - «национальный ромб» (рисунок 1). Такой ромб, заключен в «...четырех атрибутах страны, атрибутах, которые каждый в отдельности, и все вместе, составляют основу конкурентных преимуществ страны, то пространство, которое государство создает и поддерживает для своих отраслей» [24, с.576]




Рис. 1 Ромб конкурентных преимуществ страны

Портером, были выделены следующие «атрибуты», составляющие вершины ромба конкурентных преимуществ страны [21, с.228]

- Условия для факторов производства. Данный атрибут, характеризует позицию страны, ссылаясь на основные факторы по производству, а именно: квалификация рабочей силы (необходимого персонала), качество инфраструктуры (логистика, транспортные узлы и т.д.). Это является необходимым, для успешной конкурентной борьбы.

- Состояние спроса. Существующий характер спроса на внутреннем рынке, для продукции (или услуг), выпускаемые отраслью. Под понятием «характер спроса», может подразумеваться, не только его объем, а также структура, но и непосредственно само качество потребителя: его зрелость, осведомленность, квалификация, требовательность. [22, с.356]

- Родственные, а также поддерживающие отрасли. В качестве этого атрибута, подразумеваются те отрасли, которые являются поставщиками исходных компонентов, необходимых для производства товаров, а также отрасли, которые осуществляют обслуживание товаров после продажи. Наличие у страны отраслей поставщиков, всегда способно благоприятно сказаться, на любой из отраслей экономики. [23, с.856]

- Условия для стратегии, структуры и соперничества. Этот атрибут, подразумевает наличие в стране существующих условий для соперничества (политика государства, в области конкуренции, а также антимонопольная политика) между компаниями, их структуры (географических условий), а также стратегии.

Страна, для того, чтобы успешно развивать любую из отраслей экономики, должна обладать определенными преимуществами для данной отрасли, во всех четырех компонентах ромба.

В своей работе под названием: «Competitive Advantage of Nations», Портером, было развито понятие жизненного цикла страны. По факту, характер конкурентоспособности, мог быть определен, той стадией жизненного цикла, на которой страна непосредственно находится. Портером, выделялись следующие четыре стадии, жизненного цикла страны:


- Стадия факторов производства. Те страны, которые находятся на данной стадии, конкурируют между собой, в первую очередь по таким факторам производства, как: стоимость рабочей силы, плодородность земли и т.п. [19, с.234]

- Стадия инвестиций. На этой стадии, конкурентное преимущество экономики, основывается не только на готовности, но и способности национальных фирм, к ведению агрессивного инвестирования: в современное, высокотехнологичное, эффективное оборудование, а также лучшую технологию, приобретаемые на мировом рынке. также, необходимо отметить способность национальных фирм, на покупку различных лицензий, создание совместных с другими фирмами предприятий, а также другие средства по повышению конкурентоспособности, в более современных, а также специализированных отраслей, и непосредственно сегментов. [20, с.656]

- Стадия нововведений. Значительно увеличивается разнообразие потребительского спроса. Это связано, с ростом личных доходов, увеличением уровня образования, а также стремлением к комфорту. Не стоит забывать о стимулирующей роли со стороны внутренней конкуренции.

- Стадия богатства. Достигнутое изобилие, является движущей силой экономики. Ослабление соперничества (конкуренции), является результатом обращения значительного внимания, на сохранение своих позиций, чем их усиление. [16, с.356]

Портер, согласно такому разделению стран, сформулировал рекомендации, по их экономической политике. Он выделял типовые (в пределах каждого из видов) политические приоритеты:

- для экономики, которая находится на стадии факторов, приоритетом является не только создание, но и поддержание общей политической, а также макроэкономической стабильности, и как следствие, для защиты всего этого, достижение верховенства закона. Также, к этому списку необходимо отнести достижение высокого уровня физической инфраструктуры, а также общего образования, и создание необходимых условий, для ассимиляции (заимствования) технологий, относящихся к мировому классу;

- для той экономики, которая находится на стадии инвестиций, приоритетом является осуществление инвестирования, в совершенствование инфраструктуры, а также научно-исследовательских мощностей. Также, сюда относится создание возможностей, для опережения зарубежных технологий, и т.п.;

- для экономики, которая находится на стадии нововведений, необходимо создание исследовательских центров (ресурсов). То есть необходимо создание организаций, инфраструктуры, привлечение (обучение) рабочей силы мирового класса. Помимо этого, необходимо создание для национальных фирм, необходимых условий, для того, чтобы развивать уникальные стратегии, и лучшие в мире нововведения и т.п. [14, с.864]


1.3. Факторы и индикаторы международной конкурентоспособности

Посредством трех факторов, определяется способность компаний, удерживать конкурентное преимущество. К ним относятся:

1) Это источник преимущества. Такой источник, может быть: низкого или высокого ранга. К преимуществам низкого ранга, можно отнести дешевую рабочую силу, или сырье. Это низкий ранг в связи с тем, что всегда, можно найти более дешевую рабочую силу, или же осуществить внедрение технологии, которая сводит преимущества в дешевом сырье на нет (к примеру, сберегающие технологии, технологии с глубокой переработкой и т.д.) [15, с.376]

Преимущества высокого ранга, представляют собой запатентованные технологии по дифференциация товаров (услуг), а также репутацию фирмы, проведение глубокого маркетинга, которые можно удерживать, на протяжении долгого времени [12, с.199]. Такие преимущества, могут быть возможными, только при наличии долговременных, а также интенсивных вложений капитала, наличия подготовленного персонала, НТП и т.п. [10, с.320]

2) Это количество явных источников конкурентного преимущества, которые имеются у компании. В том случае, в котором опора происходит только на одно из преимуществ, фирмы являющиеся конкурентами, обязательно смогут это преимущество выбить. В том случае, когда преимуществ значительно больше, задачи существенно усложняются.

3) Это проведение постоянной модернизации производства. Фирма, должна проводить работу по созданию своих преимуществ, с той скоростью, которая позволит обогнать своих конкурентов. Главной причиной потери фирмой своего лидерства, как показывает практика, является самоуспокоенность фирмы, а также боязнь внесения постоянных поправок, в свою стратегию. [8, с.543]

Основные принципы конкурентной стратегии фирмы на внутреннем и внешнем рынках, которые приведены выше, существуют вне зависимости от того действия фирмы на внутреннем или внешнем рынке. Необходимо обратить внимание на то, что число конкурентов, которые находятся на внешнем рынке, будет значительно больше, чем их число на внутреннем рынке. В тоже время, добиться преимуществ на внешнем рынке, не представляется возможным, без наличия преимуществ, на внутреннем. Портер, в своих трудах, оправдано уделял особое внимание, конкуренции фирм на мировом рынке. Из этого, можно выделить, ряд основных позиций. [9, с.592]


В разных отраслях, формы международной конкуренции, значительно отличаются. С одной стороны, присутствует спектр компаний, которые осуществляют незначительные международные операции по объему. К примеру, осуществляют торговлю простыми металлическими изделиями (садовый, пожарный и строительный инвентарь). в этом случае, о национальных преимуществах, речи не идет. С тоже время, с другой стороны, глобальные мировые отрасли (авиатехника, телевизоры, автомобилестроение, атомная промышленность и т.п.), которые представляют собой арену суровой борьбы, для фирм из различных стран. Как раз в этом случае, от компании, требуется глобальная стратегия, которая основана, на двух принципиальных позициях. [2, с.571]

Одна из фирм, способна добиться глобального преимущества, путем выгодного размещения различных видов деятельности, в различных странах, для того, чтобы обслуживать мировой рынок, наилучшим образом. Другая фирма, может уметь координировать деятельность своих филиалов, которые разбросаны по всему миру. [3, с.17]

Что же касается первого случая, то фирма, изначально должна решить, весьма важную задачу, разместить свои филиалы в паре стран, или же во множестве? Возникает следующий вопрос, в каких именно? Портер, весьма объемно, а также досконально, исследовал данные положения, в качестве конфигурации деятельности компании, при глобальной стратегии. Он особо отмечал то, что на международном рынке, компания способна добиться успехов в том случае, в котором условия в стране её нахождения, будут благоприятными для ведения наилучшей стратегии.

Страна может иметь успех в тех отраслях, в которых ее преимущества, в качестве национальной базы, будут иметь вес, также и в других странах, в которых усовершенствования, и нововведения, будут предварять международные потребности. Для того, чтобы добиться международного успеха, фирмы, должны преобразовать свое лидерство на внутреннем рынке, в лидерство на международном рынке. Такая деятельность является возможной, только при помощи правильно разработанной глобальной стратегии [4, с.608].

На сегодняшний день, наибольшую практическую значимость, в вопросах оценки конкурентоспособности, имеют ежегодно проводимые исследования, которые осуществляются Всемирным экономическим форумом, а также различными международными институтами, в которых конкурентоспособность, рассчитывается в качестве обобщенного рейтинга страны, по довольно большому перечню качественных, а также количественных показателей.