Файл: «Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и внешних рынках».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данные сопоставления, по большей части, осуществляют Международный институт развития менеджмента (находящийся в Лозанне) и Всемирный экономический форум (ВЭФ). В рамках данных докладов, страны сопоставляются между собой, по широкому количеству количественных (которые получены по данным статистики) и качественных (проведенные опросы) данных. [6, с.574]

В рейтингах конкурентоспособности, который составляет Всемирный экономический форум, 194 индикатора, распределены по следующим 12 группам:

1) Характеристика фирм. Они характеризуют структуру стратегий, действующих в национальных фирмах, а также специфику прямых иностранных инвестиций.

2) Базовые индикаторы стран. Они содержат в себе, данные, касающиеся темпов роста прибыли, наиболее бедной части населения, различных инфляционных ожиданиях, дифференциации их доходов, ВВП, ВВП на душу населения, а также темпах его роста. [8, с.543]

3) Индикаторы государственной, а также фискальной политики. Они содержат в себе сведения, касающиеся налоговой системы, структуры потребления, а также государственных расходах, профиците/дефиците бюджета.

4) Институты. Показатели стабильной работы как государственных, так и политических институтов определяемых экспертным путем, а также уровень бюрократии, коррупции в стране, и использования судов, для разрешения деловых споров и пр.

5) Инфраструктура. Логистика, дороги, железные дороги, морские (речные) пути, авиатранспорт, состояние телефонных сетей, доступ к Интернету, а также электронной почте, и степень использования мобильной телефонной связи в стране. [9, с.543]

6) Человеческий потенциал. Оценивается круг показателей, связанных с качеством образования в государственных школах, отличиям в качестве школ, качество здравоохранения, сила профсоюзов, численность безработных.

7) Технология. Она в себя включает общее технологическое развитие экономики, уровень по преподаванию математики в школах, научно-исследовательские институты, а также затраты государственного сектора на развитие науки. [10, с.320]

8) Финансы. Он включает в себя, уровень по развитию финансовых рынков, доступности кредитов, состояния конкуренции в банковском секторе, а также ставку рефинансирования.

9) Открытость страны и рынка для международной торговли, а также движения капитала. Он включает в себя, такие показатели, как: скрытые барьеры внешней торговли, курс валюты, уровень поддержки со стороны государства экспорта, интегральную ставку тарифа, и доступность капитала для мировых рынков. [14, с.864]


10) Внутренняя конкуренция. Данная группа, содержит в себе: показатели легкости открытия нового бизнеса, государственную защиту новых предприятий, антимонопольную политику, спрос со стороны потребителей, на инновации.

11) Характеристика как оперативной, так и стратегической деятельности компаний. Здесь содержится набор сведений, касающийся наличия брэндов международного уровня, уровень технологического развития, дизайн продукции, маркетинг, доступность человеческих ресурсов, уровень компетенции менеджеров, относящихся к высшему звену и т.д.

12) Политика по охране окружающей среды. В этой группе содержатся представительные данные, касающиеся контроля за воздушными, и водными выбросами, а также, за производством генетически модифицированных продуктов, и т.п. [20, с.656]

Сделаем краткие выводы по главе. Конкуренция, от латинского- concurrere, означает- «сталкиваться», «соперничать». Иначе говоря, это борьба, своеобразное соперничество, в определенной из областей жизнедеятельности, для получения определенной выгоды [18, с.244].

Конкуренция, является органически присущим для любого субъекта экономики свойства, хозяйствующего при условиях рыночной (или смешанной экономики)

Конкуренция, в качестве экономического понятия, может расшифровываться как - соперничество субъектов рыночных отношений, за лучшие условия, а также результаты коммерческой деятельности. [16, с.356]

Среди теорий, различных концепций, подходов, а также научных разработок, которые объясняют суть международной конкуренции с теоретических позиций, на сегодняшний день, значимое место по праву, занимает работа американского экономиста М. Портера: "Конкурентное преимущество стран".

В его идее, центральное место, занимает понятие- «национального ромба». «Национальный ромб», способен выявить систему детерминантов, способных во взаимодействии, создать благоприятную среду, для реализации потенциальных, и конкурентных преимуществ страны. К детерминантам, могут быть отнесены: условия, необходимые для факторов производства, состояние спроса, а также родственные, и поддерживающие отрасли, и различные условия для стратегии. [17, с.456]

2. Анализ международных конкурентных стратегий


2.1 Международные конкурсные стратегии: понятие, формы международной конкуренции

Понятие стратегия, уже давно достаточно плотно, вошло в лексикон управленческой деятельности. Само слово "стратегия", в переводе с греческого, означает "искусство развертки войск в битве" [12, с.199].

Стратегия, с позиции современных представлений, касающихся управления, является не метафизическим предметом, а непосредственно сильной деловой концепцией. Также, сюда можно отнести, ассортимент реальных действий, способных привести данную деловую концепцию (бизнес-концепция), к созданию, реального конкурентного преимущества [13, с.196].

В различных отраслях, при условиях существования международной конкуренции, для каждого из предприятий, должны быть четко сформированы, свои международные стратегии. Это необходимо для того, чтобы более эффективно, выстраивать производственный процесс, по отношению к конкурентам.

Как уже было отмечено в первой главе, на международном рынке, конкурируют сами фирмы, но не страны. Необходимым является понимание того, каким образом фирма, создаёт, а после удерживает, конкурентное преимущество. На современном этапе, возможности фирм, не являются ограниченными, границами стран их нахождения. В создании конкурентного преимущества, на роль глобальных стратегий, необходимо обратить пристальное внимание. Это связано с тем, что данные стратегии, в полной изменяют роль страны нахождения.

Для того, чтобы понять природу конкуренции, в качестве основной единицы, выступает отрасль. Другими словами, группа конкурентов, которые производят товары (или услуги), и непосредственно соперничают (конкурируют) между собой. Отрасль, которая является стратегически значимой, включает в себя продукты, со сходными источниками конкурентного преимущества. Помимо этого, могут присутствовать родственные отрасли. У их продукции, могут быть аналогичные показатели, технология по производству, или каналы по сбыту. Но ими, не предъявляются требования, на конкурентное преимущество. На практике, границы всегда являются расплывчатыми.

При разработке конкретной стратегии, фирмы, стремятся найти, а в последствии и воплотить, способ по выгодному и долговременному конкурированию в своей отрасли. Стоит отметить, что не существует универсальной конкурентной стратегии. Только та стратегия, которая согласована с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками, а также капиталом (которыми наделена конкретная фирма), может способствовать успеху. [5, с.186]


Конкретная стратегия, должна быть основана, на всестороннем понимании структуры отрасли, а также процессах по её изменению. Абсолютно в любой из отраслей экономики (действует она на внутреннем рынке, или на внешнем), суть конкуренции, будет выражена, пятью силами:

1) угрозой, что появятся новые конкуренты;

2) угрозой, что появятся те товары, или услуги, которые будут заменителями;

3) способность компаний, являющихся поставщиками комплектующих запчастей и изделий, производить торг, и т.д.;

4) способность покупателей, торговаться с дилерами;

5) угроза расширения соперничества, уже имеющихся конкурентов, между собой.

Фирмы, должны своевременно не только реагировать на изменения существующей структуры отрасли, но также осуществлять попытки по самостоятельному изменению её, в свою пользу. Также, они должны выбрать позицию, в пределах необходимой для них отрасли.

Позиция в отрасли, представляет собой подход фирмы к конкуренции.

Конкурентное преимущество, определяет позицию в отрасли. В конечном итоге, фирмы, способны обходить своих соперников. Это возможно тогда, когда они будут иметь прочное конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество, может быть разделено, на 2 основных вида:

- низкие издержки, по сравнению с конкурентами

- дифференциация товаров.

Низкие издержки, могут отразить способность фирмы, осуществлять разработку, выпуск, и продажу аналогичного товара, с меньшими затратами, чем у конкурентов. Осуществляя продажу товара по такой же цене (или сравнимо с такой же) что и у конкурентов, фирма способна получить больше прибыли. [7, с.752]

Дифференциация - это способность фирмы, по обеспечению покупателей, уникальной, а также большей ценностью, в виде нового количества товара, каких-либо особых потребительских свойств. Дифференциация, предоставляет фирме возможность, диктовать высокие цены. В случае равных издержках с конкурентами, это снова предоставляет возможность получения большой прибыли.

Формы международной конкуренции.

Международная конкуренция в разных отраслях, может не только проявляться, но и соответственно работать по разному.

В одном из случаев, конкуренция, может быть обозначена как многонациональная (или межгосударственная). В этом случае, она будет существовать, между странами. Конкуренция на каждом из национальных рынков, в основном, не зависит от конкуренции, на национальных рынках остальных государств.

К примеру, во Франции, а также Бразилии и Японии, существуют банковские сектора. В тоже время, условия конкуренции в них, в значительной степени являются различными. Помимо этого, в одной стране, такие показатели как: репутация банка, клиентская база, а также конкурентная позиция, малозначительно (или вовсе) не могут влиять на способность банка, по успешному конкурированию в другой стране.


В отраслях, с преобладанием многонациональной конкуренции, сила стратегии компании, в одной из стран, а также конкурентоспособность, в большей степени, будут ограниченными, территорией данной страны, и тем самым, не будут распространятся, на другие страны.

В условиях преобладания в стране многонациональной конкуренции, действует не «международный рынок», а лишь некоторая группа, изолированных национальных рынков. К тем отраслям, которые работают при условиях многонациональной конкуренции, необходимо отнести: пивоваренная промышленность, страхование жизни, швейная промышленность, металлургия, пищевая промышленность, а также множество видов розничной торговли [8, с. 543].

На другом стороне, расположилась глобальная конкуренция. При данном виде конкуренции, цены, а также конкурентные условия, по всем национальным рынкам, являются взаимосвязанными. В этом случае имеет место, единый, международный, глобальный рынок.

На том рынке, на котором присутствует глобальная конкуренция, конкурентная позиция компании, способна влиять на позиции, занимаемые другими компаниями, и тем самым, находится под влиянием с их стороны. Те компании которые соперничают между собой, также конкурируют со всеми остальными компаниями, которые расположены, во множестве других стран. Это утверждение, особенно верным является для стран, имеющих значительные объемы продаж, для которых участие в конкуренции, выступает как стратегически важный аспект, необходимый для создания прочной, глобальной позиции в отрасли.

В случае глобальной конкуренции, общая конкурентоспособность компании, может складываться, из существующего комплекса, ее всемирных операций. Конкурентное преимущество, должно создаваться на национальной базе, и в последствии, к нему прибавляются те конкурентные преимущества, которые были созданы операциями компании, в других странах. К примеру, обладание теми предприятиями, которые находятся в тех странах, у которых низкий уровень заработной платы.

Рыночная сила, имеющаяся у глобального конкурента, напрямую зависит от суммы его конкурентных преимуществ, которые были получены, в различных странах. Глобальную конкуренцию, можно заметить на следующих рынках: автомобильный, авиационный, металлургический, высокотехнологичный [10, с. 320].

Отрасль, способна содержать в себе, сегменты с глобальной конкуренцией, а также сегменты, с конкуренцией между несколькими государствами. К примеру, сегменты с низкими, и средними ценами в гостиничном бизнесе, в основном, характеризуются многонациональной конкуренцией. Это связано с тем, что конкуренты зачастую, обслуживают своих клиентов, по месту нахождения. В тоже время, в секторах VIP-класса, а также в секторах высшего класса, конкуренция, является более глобальной [11, с.356].